Доклад: Александр Моисеевич Володин (Лившиц)
ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).
Стихи писал с детства; первая книга — сборник "Рассказы" (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса "Фабричная девчонка" (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — "Пять вечеров" (1959), "В гостях и дома" (1960), "Старшая сестра" (первонач. назв. "Моя старшая сестра", 1961), "Идеалистка" (1962), "Назначение" (1963), "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Кастручча" (1968), "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Ящерица" (1969; пост. 1982), "Мать Иисуса" (1970).
Характерная для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического жизнеподобия до условности притчи ("Две стрелы", "Ящерица", "Мать Иисуса"), литературного парафраза ("Дульсинея Тобосская") и сатирического гротеска (комедия "Назначение" — о сов. бюрократии; "Кастручча" — антиутопия в духе Дж.Оруэлла и Е.Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. "Пять вечеров", "Старшая сестра") и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. "Назначение", "Кастручча").
Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: "Пять вечеров" (по собственной пьесе), "Звонят, откройте дверь!" (1965), "Похождения зубного врача" (пост. в 1965 реж. Э.Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), "Дочки-матери" (1974; пост. реж. С.Герасимова, 1975), "Осенний марафон" (пост. в 1979 реж. Г.Данелия).
В воспоминаниях — книги "Для театра и кино", "Оптимистические записки" (обе 1967), "Записки нетрезвого человека" (1991), — обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
Умер Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.