Реферат: Таможенная территория и таможенная граница /Украина/

Одесский Государственный Университет

Николаевский Учебный Центр

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Таможенному Праву

Выполнил ст. Шнейдерис Е. Л.

Гр. 317

г. Николаев 1999 г.


Таможенная территория и таможенная граница

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государ­ству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает ис­ключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государ­ства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и дру­гие средства государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с поняти­ем государственной территории. В ряде случаев из таможенной тер­ритории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государст­венной границы.

Составными частями таможенной территории Украины являются: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Сухопутной территорией Украины является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

К внут­ренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Украине, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих Украине, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Украине.

Территориальные воды (море) — это прибрежные морские воды ширине и 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются КМ Украины. В от­дельных случаях иная ширина территориальных вод может устанав­ливаться международными договорами Украины, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами междуна­родного права. Острова за пределами территориальных вод, как пра­вило, принадлежат ближайшему прибрежному государству.

Воздушную территорию Украины составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касается космоса.

Украина обладает суверенными правами и осуществляет юрисдик­цию па континентальном шельфе и в исключительной экономичес­кой зоне. Под континентальным шельфом понимается морское дно и недра пол водных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа Находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на расстояние более чем 200 морских миль. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Украины.

На континентальном шельфе прибрежное государство осущест­вляет свои суверенные права. На конти­нентальном шельфе Украина осуществляет исключи­тельное право сооружать, а также разрешать и регулировать созда­ние, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. В районе континентального шельфа Украина осущест­вляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установ­ками, сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и пра­вил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Относительно исключительной экономической зоны прибреж­ное государство имеет такие же права, как и в отношении континен­тального шельфа.

Исключительная экономическая зона рассматривается в качест­ве части открытого моря с изъятиями в пользу прав прибрежного государства. Указанные права и юрисдикция — это не результат территориального верховенства (суверенитета) государства над рай­онами зоны, а следствие международной договоренности, т.е. эти права и юрисдикция имеют международно-правовое происхождение и конвенционную основу. Согласно ТК Украины таможенная терри­тория включает в себя находящиеся в морской исключительной эко­номической зоне Украины искусственные острова, ус­тановки и сооружения, над которыми Украины обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела. В таможенную территорию не входят отдельные участки госу­дарственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады.

Под свободной таможенной зоной имеется в виду территория, на которой иностранные товары размещаются и используются в соот­ветствующих границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Под свобод­ным таможенным складом понимается закрытое помещение или от­крытая площадка, в пределах которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регули­рования. Украинские товары размещаются и используются на указан­ных территориях в соответствии с условиями, применяемыми при экспорте.

Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются по общему правилу как находящиеся вне таможен­ной территории Украины. С точки зрения таможенного права они находятся за пределами таможенной границы.

Вместе с тем из общего правила о выведении свободных таможен­ных зон и свободных складов за пределы таможенной территории имеются исключения. Они определяются Таможенным кодексом Украины и иными законодательными актами Украины по таможенному делу.

На определение таможенной территории существенное влияние оказывает создание таможенных союзов. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Украины создает с другими государствами таможенные союзы. Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими тамо­женными границами, со свободным обращением товаров на ней, с едиными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отно­шению к другим странам.

В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) со­здание единой таможенной территории закреплено в качестве одного из важнейших международно-правовых требований к таможенному союзу. Поэтому таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их союз дает единую союзную таможенную территорию.

Примером создания таможенных союзов может служить Бени­люкс — таможенно-экономическпй союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948). В январе 1995 г. был создан таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республи­кой Казахстан. Он явился важной формой экономической интегра­ции независимых государств в рамках СНГ.

Пределы таможенной территории государства определяются таможенной границей: таможенная граница — граница таможенной территории Украины .

Таможенная граница практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны. Однако во всех случа­ях само понятие таможенной границы не совпадает с понятием госу­дарственной границы.

Государственная граница представляет собой реальную линию на мести чети и проходящую по этой линии вертикальную поверх­ность, определяющие пределы государственной границы.

Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами та­моженной границы являются пределы таможенной территории Украины, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные террито­рии смежных государств. Она, как правило, совпадает с государствен­ной границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов. На внешней таможенной границе действу­ет административно-таможенный режим, устанавливаемый законо­дательством о государственной границе. Охрана внешней таможен­ной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

Внутренние таможенные границы образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

По своему административно-правовому статусу внутренняя та­моженная граница приравнена к внешней: территория свободной таможенной зоны, свободного склада рассматривается как погранич­ная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специаль­ные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней гра­ницы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.


Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу.

В общеупотребительном смысле под товарами имеют в виду про­дукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. В таможенном праве термином товар обозначается любое перемещае­мое через таможенную границу Движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключениями, предусмотрен­ными таможенным законодательством). При этом не имеет значения, для чего эти товары перемещаются: для продажи, бартера, демон­страции, потребления и т.д.

Под имуществом имеются в виду любые предметы, перемещае­мые через таможенную границу.

Электрическая, тепловая и иные виды энергии как предметы, обладающие количественной и качественной определенностью, яв­ляются объектом гражданских прав. Соответственно все виды энергии являются движимым имуществом в смысле объекта таможенного права.

Что касается транспортных средств, то товаром в таможенном праве признаются не все перемещаемые через таможенную границу транспортные средства. Не являются товаром транспортные средст­ва, используемые для международных перевозок пассажиров и това­ров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

В таможенном праве существенное значение имеет происхожде­ние товара.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной пере­работке. При этом под страной происхождения товара может пони­маться также группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, счита­ются: полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах; живые животные и растительная продукция, выращенные на ее территории; продукция, полученная или произве­денная от выращенных животных, охотничьего, рыболовного и мор­ского промыслов; вторичное сырье и отходы производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также все другие товары, произведенные в данной стране исключительно из указанной продукции.

Критерием достаточной переработки товара в данной стране считается изменение товарной позиции по товарной номенклатуре, выполнение производственных или технологических операций, до­статочных, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; правила адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Соответственно изложенным правилам украинскими считаются товары, созданные или переработанные в соответствии с установлен­ными критериями на территории Украины. Украинскими товарами признаются также иностранные товары, вы­пущенные в свободное обращение на территории Украины. Под выпуском товаров в свободное обращение понимается распоряжение без тамо­женного контроля на таможенной территории Украины или за пределами этой территории товарами и транспортными средствами, пропущен­ными через таможенную границу без обязательства об их вывозе.

Все остальные товары признаются в таможенном праве ино­странными. Не могут признаваться в качестве украинских иностран­ные товары, подвергшиеся на таможенной территории операциям, не отвечающим критерию достаточной переработки. Под такого рода операциями имеются в виду: операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; операции по под­готовке товаров к продаже и транспортировке (сортировка, упаковка и т.д.); простые сборочные операции; смешивание товаров (компо­нентов) без придания полученной продукции характеристик, сущест­венно отличающих ее от исходных составляющих. Документом под­тверждения происхождения товара из данной страны является сер­тификат о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара — письменный документ, выдаваемый уполномоченным органом или учреждением (торгово-промышленными палатами, ассоциациями производителей и др.) и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны. Он включает в себя: письмен­ное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответст­вующему критерию происхождения; письменное удостоверение ком­петентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действитель­ности.

Под перемещением через таможенную границу Украины понимаются действия по ввозу на таможенную территорию Украины или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, ис­пользование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Перемещение через таможенную границу понимается как фак­тическое пересечение таможенной границы в случае ввоза товаров или транспортных средств на таможенную территорию Украины, а также их ввоз с территории свободных экономических зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Украины.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной тер­ритории Украины и при ввозе их с указанной части таможенной террито­рии Украины на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещением через таможенную границу считается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно на­правленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение товаров и транспортных средств через украинскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности ме­тодов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инстру­ментов таможенного регулирования.

Перемещение товаров через таможенную границу вне опреде­ленных таможенными органами мест, вне установленного времени производства таможенного оформления, с сокрытием от таможенно­го контроля и т.п. являются квалифицирующими признаками пред­усмотренных УК и ТК Украины таможенных преступлений, а также предусмотренных ТК Украины нарушений таможенных правил.

Под принципами перемещения через таможенную границу пони­маются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники отношений ввоза в Украину и вывоза из нее товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэко­номической деятельности).

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу имеют значение фундаментальных правовых требований, обязатель­ных к исполнению и соблюдению, и образуют основу правового регу­лирования перемещения товаров и транспортных средств, таможен­ного оформления и таможенного контроля. Рассмотрим эти основ­ные принципы.

Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Этот основополагающий принцип заключается в том, что все лица (граждане и юридические лица) на равных основаниях имеют право на ввоз в Украину и вывоз из Украину товаров и транспортных средств.

Юридическое равенство признается за всеми лицами, перемеща­ющими товары, независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмот­ренных ТК Украины, от собственного имени.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Украину и вывоз из Украины товаров и транспортных средств, за исключением случаен, предусмотренных в ТК Украины и других законодательных актах Украины.

В законах Украины могут предусматриваться определенные ограниче­ния в отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транс­портных средств для защиты общественного порядка и нравственных устоев общества.

Осуществление гражданином права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Запреты на ввоз и вывоз отдельных товаров. В ТК Украины установлены ограничения по которым может быть запрещен ввоз в Украину и вывоз из нее сдельных товаров и транспортных средств. К ним, в частнос­ти, относятся: соображения государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здо­ровья человека, защиты животных и растений и др.

Перечень оснований для запрещения ввоза в Украину и вывоза из Украины товаров и транспортных средств является открытым. Он может быть изменен или дополнен на основании законодательных актов и меж­дународных договоров Украины.

Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат незамед­лительному вывозу или возврату. При невозможности вывоза или возврата това­ры передаются на хранение на склады временного хранения, владель­цами которых являются украинские таможенные органы. Предель­ный срок их хранения на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающее товары, либо перевозчик.

Ограничения на ввоз и вывоз товаров. Наряду с полным запретом в отношении ввоза и вывоза из товаров и транспортных средств могут применяться различные ограничения. Так, законодательство устанавливает ограничения исходя из соображений экономической политики, вы­полнения международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потреби­тельского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы украинских лиц акции иностран­ных государств и их союзов и по другим достаточно важным основа­ниям.

При установлении таких ограничений ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под их действие, производится таможенными органами  только при условии соблюдения требо­ваний, установленных законодательством и международными дого­ворами. В частности, установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.

Право выбора таможенного режима. Перемещение товаров через таможенную границу может осуществляться только в соот­ветствии с предусмотренными ТК и другими законо­дательными актами правилами — так называемыми таможенны­ми режимами.

Таможенный режим представляет собой совокупность условий, определяющих статуе товаров, перемещаемых через таможенную границу. Такие условия касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и предоставления льгот, определе­ния пределов прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Украины, следующими транзитом или вывози­мыми за ее пределы, а также ряда других вопросов.

Право выбора таможенного режима предоставлено лицу, пере­мещающему товары. По его заявлению один таможенный режим может быть заменен другим. При выборе режима подлежат учету назначение и характер товара, цели его ввоза или перспективы даль­нейшего использования, условия, на которых он закупается, и неко­торые другие обстоятельства.

Обеспечение сохранности товаров. При осуществлении тамо­женных операций таможенные органы обязаны обеспечить сохран­ность поступающих к ним товаров и транспортных средств.

Общим для всех таможенных режимов является правило об ос­вобождении от ответственности за несохранность товаров, если это вызвано аварией или непреодолимой силой. Исключается такая от­ветственность за недостачу товаров, образовавшуюся в силу естест­венного износа или убыли при нормальных условиях их транспорти­ровки и хранения.

Определенность места и времени пересечения таможенной гра­ницы. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной гра­ницы Украины допускается в местах, определяемых таможенными органами Украины, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов, товары и транспортные средства могут пере­секать таможенную границу только по согласованию с таможен­ными органами.

Условный выпуск товаров. Суть его состоит в передаче таможенными органами товаров и транспортных средств после их таможенного оформления в распоряжение лица, сопряжен­ной для этого лица с обязательствами соблюдения установленных ограничений, требований или условий. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным плате­жам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения тамо­женного органа при условии уплаты таможенных платежей и выпол­нения других требований, предусмотренных ТК и иными актами законодательства Украины.


3.    Підприємство оформило ввіз з-за кордону строком на 1 рік п’яти вантажних автомобілів, однак зобов’язання про зворотній вивіз не виконало. Митною установою на керивника підприємства було накладено штраф у вигляді  10 мінімальних розмірів зароботної платні.

Чи достатні дії митної установи по відношенню до порушника?

     Невивезення за кордон предметів, ввезених на митну  територію України під зобов'язання про зворотне вивезення чи неповернення на митну  територію  України  предметів,  вивезених  за  кордон   під зобов'язання про зворотне ввезення,  в  строки,  встановлені  цими зобов'язаннями, -      тягне за собою накладення штрафу на  громадян  у  розмірі  до одного офіційно встановленого на день  вчинення  порушення  митних правил мінімального розміру заробітної плати  з  конфіскацією  цих предметів, а на службових осіб - від двох з  половиною  до  десяти офіційно встановлених на день  вчинення  порушення  митних  правил мінімальних  розмірів  заробітної  плати,  з   конфіскацією    цих предметів.

            Дії митної установи не достатні, автомобілі підлягають конфіскації.