Реферат: Особенности современной планировочной организации г.Волгограда

Содержание:

1.                     Введение (географическое положение, климат).

2.                     Этапы восстановления и реконструкции города после Великой Отечественной Войны.

3.                     Современный город. Новые архитектурные ансамбли.

4.                     Список литературы.

5.                     Приложения (фотографии и ксерокопии).

Волгоград вошел в историю нашей Родины как город-герой, город труженик. Возраст города на Волге – четыре столетия – не так уж велик по сравнению с другими городами нашей страны, но история его насыщена многими событиями, которые навсегда сохранит в своей памяти русский народ, и среди них – величайшая в истории человечества Сталинградская битва и величайший подвиг восстановления родного города из руин.

Введение, географическое положение, климат.

Судьбы городов, их возникновение и дальнейшее развитие в значительной степени связаны с географическим положением. Даже теперь, когда общественное развитие в меньшой мере зависит от природы, географическая ситуация играет для города не маловажную роль.

 Что касается Волгограда, то его военно-стратегическое значение в момент основания и торгово-пормышленное развитие прямо или косвенно связано с Волгой. Здесь в нижнем течении она близко подходит к Дону, из которого есть выход через Азовское море на мировые торговые пути.

В связи с бурным промышленным развитием России в прошлом столетии там, где раньше проходили древние торговые пути, пролегли железные дороги. Город стал крупнейшим железнодорожным и промышленным центром Нижнего Поволжья, а затем оказался ареной двух решающих для нашей страны сражений во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Судьба города на Волге, как бы он не назывался в различные времена, всегда была связана с рекой. Она и сейчас, особенно после соединения ее с Доном, служит крупнейшей транспортной артерией страны. Она формирует и планировочно-архитектурный облик города.

Теперь город в виде огромного амфитеатра располагается на правом берегу реки, по восточному склону Волго-Донского, подошедшего здесь вплотную к Волге.

С Мамаева кургана Волгоград просматривается весь от севера до юга. С севера он начинается плотиной Волжской ГЭС им. XXII съезда КПСС и Волгоградским морем, а на юге заканчивается за Волго-Донским каналом имени В. И. Ленина размещаясь между двумя  крупнейшими гидротехническими сооружениями.

А перед ним на юго-восточном горизонте на десятки километров простираются зеленые просторы Волго-Ахтубинской поймы. К ним город обращен своим главным фасадом; отсюда в его сторону идут потоки свежего воздуха.

Рельеф местности, на котором располагается Волгоград, не отличается живописностью, но в нем есть свои особенности, которые хотя и вызывают много затруднений и значительные затраты при строительстве, используются для создания интересных, широких перспектив и запоминающихся городских ландшафтов.

Расположен Волгоград на юго-востоке Русской равнины, по которой с севера на юг проходит приволжская возвышенность, переходящая на юге города в Ергени. В районе Волгограда Приволжская возвышенность и Ергени образуют собою водораздел между Волгой и Доном, значительно удаленный от Дона и более приближенной к Волге. На севере города водораздел проходит в 12-15 км от берега Волги, на юге – в 6-8 км, возвышаясь над урезом воды в Волге соответственно на 112 и 107 м.

Волго-Донской водораздел представляет собой широкую, простирающуюся на десятки километров, занятую полями всхолмленную равнину. Подходя к Волге, она снижается к ее берегу тремя так называемыми скульптурными ступенями, которые прижимают город к реке, образуют для него фон и одновременно ограничивают его развитие на запад. Эти ступени, будучи восточными склонами водораздела, переходят, приближаясь к Волге, в надпойменные террасы, на которых уступами и расположен собственно город. В рельефе местности ясно выражены две террасы.

Первая терраса возвышается над меженным уровнем Волги на 25-30 м и отделена от нее крутым обрывом. На ней располагается центральная часть города, большая часть Кировского и Красноармейского районов, а также территории тракторного завода и завода «Красный Октябрь». Вторая терраса возвышается над первой на 15-30 м. На ней располагается большая часть города. На юге эти террасы снижаются и переходят в Сарпинскую низменность, широко простирающуюся в заканальной части города.

Пойма Волги в районе Волгограда раскинулась на десятки километров, причем расширяется она в основном в сторону левого, равнинного берега, на правом же крутом берегу, на котором расположен город, ее составляет бечевник шириной 30-100 м и лишь на юге, в районе Сарпинского затора, она достигает ширины 1-1,4 км.

Таким образом, если на город посмотреть со стороны Волги, то мы увидим крутой берег. На структурных ступенях и террасах располагается застройка. В южной части город сильно прижимают Ергени, в центре и на севере – застройка уходит вглубь почти до водораздела. Однако некоторые останци Приволжской возвышенности приближены к Волге. К ним относятся Мамаев курган в центре и Селезнев бугор на севере. Они хорошо видны с Волги и господствуют над всем пространством, в особенности Мамаев курган, почти вплотную приблизившийся к реке.

В поперечном направлении город пересечен множеством оврагов и балок, по которым вода во время дождей и паводков стекает в Волгу, образуя многочисленные промоины и овраги.

Территорию города пересекают речка Мокрая Мечетка, ряд глубоких оврагов в районе Мамаева кургана (в настоящее время частично замытых волжским песком), р. Царица, балки Ельшанская, Староотрадинская, Дубовая и другие. В пределах городской черты овраги и балки занимают около 5% всех городских земель, что не могло не повлиять на планировочную структуру города.

Помимо интенсивной эрозии почв и оврагообразования из числа наиболее неблагоприятных физикогеологических факторов следует особо отметить оползневые процессы, которыми охвачена большая часть берегов Волги, балок и оврагов.

Перед самой войной, в 1941 г. на участке берега между Советским и Кировским районом произошел огромный оползень.

Наряду с оврагообразованием и оползневыми явлениями наблюдается и заболачивание земель, и песчаные заносы.

Здесь на краю Европейской равнины, у начала Среднеазиатских пустынь столкнулись две противоположные стихии. Первая надпойменная терраса в Кировском и Красноармейском районах имеет обратный уклон  от Волги в сторону Ергеней. Предполагают, что когда-то по этому месту проходило русло Волги, Поэтому поверхностные и грунтовые воды, не имеющие свободного выхода в Волгу, на большой площади заболачивают территорию, а совсем рядом на склонах Ергеней господствует явление пустынного характера – развеивание песков и песчаные заносы.

Климат в районе Волгограда резко континентальный. Но благодаря обилию солнечных дней имеются благоприятные возможности его преобразования, С юго-востока к городу вплотную приблизились Прикаспийские пустыни и каждый год в летние месяцы город чувствует их жаркое дыхание. Лето поэтому здесь сухое, знойное, наступающее сразу после зимы без большого весеннего периода. Едва сойдет снег, наступают теплые дни и начинают дуть суховеи, которые угнетающе воздействуют на зеленые насаждения и молодые побеги. Но при ярком солнце, большом количестве теплых дней и достаточном орошении зеленые насаждения растут в городе быстро и смягчают микроклимат. За одно десятилетие некоторые деревья вырастают на высоту четырехэтажного дома, а сады начинают плодоносить на третий, четвертый год. Здесь вызревают все сорта винограда, персики и др. А зимой город словно передвигается на север. Начинаются крепкие морозы, вьюги…

Наиболее холодный месяц январь, когда температура снижается до –38, наиболее жаркий – июль (+43). Многолетняя амплитуда колебания температуры воздуха в течение года достигает 81. При этом значительной величины достигает и амплитуда среднесуточных колебаний температур: в январе – 5.8, в июле и августе – 16.3. Такие колебания температур приводят, в частности, к неустойчивому снеговому покрову, к образованию зимой гололеда, к большому промерзанию почвы.

Самое характерное для климата Волгограда – малое количество осадков (318 мм в среднем в течение года), выпадающих чаще всего в виде ливней, сопровождающихся шквальным ветром и бурями, а испаряемость 800 мм. Весьма пагубно сказывается на растительности наличие зимой сильных ветров и гололеда, что нередко приводит к их гибели. Таковы в общих чертах природа и климат Волгограда.

Восстановление и реконструкция города после ВОВ.

Та самоотверженность и энтузиазм, которые были проявлены защитниками Сталинграда во время Великой Отечественной войны на долгие годы наложили отпечаток на всю послевоенную историю города.

Город поднимался из руин при большом внимании к нему правительства и народа.

Сразу же после войны, 22 августа 1945г. Совнарком СССР принял постановление «Об усилении строительства жилья и восстановления центра Сталинграда». Этим постановлением город был переведен в республиканское подчинение, для строительства жилья и культурно- бытовых объектов создавался Главсталинградстрой в составе трех трестов – Жилстрой, Культстрой и Сантехстрой, одновременно при городском архитекторе была создана архитектурно-планировочная мастерская с привлечением кадровиков проектировщиков, вернувшихся с войны.

В итоге в город были привлечены значительные средства и силы, и работам по его восстановлению был задан большой размах.

Высоким энтузиазмом были отмечены и деятельность проектировщиков, работавших над проблемами Сталинграда, начиная с 1943г. Многие архитекторы находились ещё на фронтах Отечественной войны, а те небольшие проектные организации, которые тогда работали, были весьма малочисленны и, однако, далеко не каждая проектная организация смогла бы сейчас за такой короткий срок разработать генеральный план крупнейшего города, как это было сделано для Сталинграда.

В течение 1943г. Гипрогор, Академия архитектуры СССР и архитектурно-планировочные мастерские Наркомхоза РСФСР в порядке творческого соревнования разработали три варианта схемы планировки города, Был одобрен вариант Академии архитектуры и на его основе в 1945г. разработка генерального плана была завершена. В апреле этого года генеральный план Сталинграда был утвержден.

Проект разрабатывал авторский коллектив под руководством вице-президента Академии архитектуры СССР К. С. Алабяна в составе архитекторов А. Х. Полякова, Д. Н. Соболева, А. А. Дзержинкович, А. Е. Пожарского, инженеров В. А. Бутягина, Я. П. Левченко и др.

Работа над проектом реконструкции города носила капитальный характер, свидетельствующий о значительной зрелости проектировщиков в решении многосторонних проблем. Наряду с генеральным планом, одновременно (в те же сроки) были разработаны: Наркоматом путей сообщения СССР – схема реконструкции и развития железнодорожного узла; Наркоматом речного флота СССР – схема реконструкции и развития речного порта; Наркоматом коммунального хозяйства – схема водопровода и канализации. Город получил комплексный проект для своего планомерного развития.

Необходимо отметить, что перед общественностью города и авторами генерального плана стоял далеко не простой вопрос: по какому направлению должно пойти восстановление города.

Какие масштабы и какой характер реконструкции возможно было заложить в генеральный план? С одной стороны возникло желание все сделать по-новому на основе идеальных представлений о социалистическом городе, которые сложились к тому времени в градостроительной науке. Но здесь таилась большая опасность далеко уйти от реальности, ибо с первых же дней восстановление старого города в прежнем виде.

В каждом городе отношение к реконструкции определилось по-своему, в зависимости от местных условий.

На характере реконструкции Сталинграда сказалось то обстоятельство, что ввиду особенной своей истории, Царицын - Сталинград не имел сколько-нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки, как это имело место в других исторических городах. Здесь опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы, такие заводы, как тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые дерево обрабатывающие предприятия, расположенные по берегу Волги. Хотя они были разрушены и для каждого градостроителя могло показаться заманчивым перенести их на другие более подходящие места и тем освободить город от самого трудного наследия прошлого, но на их руинах уже началось производство, и к моменту разработки генерального плана указанные предприятия прочно утвердились на прежних местах, что во многом предопределило характер нового генерального плана.

Что же касается гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, то их восстановление в прежнем виде в техническом и экономическом отношении казалось совершенно не целесообразным, чем и объясняется, что из довоенных зданий в Сталинграде в прежнем виде восстановлены считанные единицы. Так в общих чертах сложилось отношение к реконструкции города и его планировке.

Как в дальнейшем подтвердилось практикой, наиболее устойчивым элементом в городе является сетка его улиц. Именно поэтому в новом послевоенном генеральном плане города были заложены смелые планировочные решения, но шли они в значительной степени от сложившейся планировочной структуры и унаследовали многие положения генерального плана 1939г. Наибольшей реконструкции подверглась центральная часть города, где в результате исторических наслоений сложилась весьма запутанная планировка.

В первом послевоенном генеральном плане Сталинграда основное внимание уделялось рациональному функциональному зонированию городской территории и наиболее благоприятному взаимному расположению жилых и промышленных зон. С этой целью промышленные предприятия концентрировались в крупные промышленные узлы, которые сложились в довоенное время в районах заводов: тракторного, «Баррикады», «Красный Октябрь», в районе ст. Ельшанка, где были сосредоточены деревообрабатывающая промышленность и в районе ст. Волгоград-II, где имелось в виду разместить предприятия легкой и пищевой промышленности. Новый промышленный узел создавался в поселке Разгуляевка, предназначенном для размещения предприятий строительной промышленности. Предприятия, расположенные в жилых районах и являющихся вредными в санитарно гигиеническом отношении, такие, как заводы кожевенный, кислородный и другие, намечалось вынести в Разгуляевский промышленный узел.

При расчете градообразующей базы и проектной численности населения авторы придерживались принципа, который утвердился в советской градостроительной науке об ограничении роста крупных городов. С этой целью предусматривалось запретить размещение новых предприятий кроме заводов легкой и пищевой промышленности, предназначенных для обслуживания населения и промышленности строительных материалов для нужд восстановления города.

Этот генеральный план охватывал только северную и центральною части города от пос. Спартановка на севере до Лапшина сада на юге. В этих пределах проектная численность города определялась в 500 тыс. чел. Разработка генплана южной части города относилась на вторую очередь.

Город по новому генеральном плану сохранял расположение вдоль Волги, и весь размещался на правом берегу в виде протяженной полосы, идущей по рельефу двух надпойменных террас, в пределах той застройки, которая сложилась до войны. На севере он не выходит за пределы р. Сухой Мечётки и Вишневой балки, в центре, наиболее широкой части города, приближался к границам старого аэродрома, а в Советском районе до западных границ поселка Дар-гора.

Авторы нового генерального плана трактовали город в виде пяти обособленных планировочных районов, отделенных один от другого зелеными разрывами.

Сталинград от прежних времен унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых генеральным планом, состояло в том, чтобы придать планировке города стройную, гармоничную структуру. Это достигалось путем создания продольных (параллельных Волге) и поперечных магистралей и улиц. Продольные улицы предназначались для организации связи между отдельными районами, поперечные улицы – для связи города с Волгой, где на всем его протяжении проектировался широкий бульвар. Использованию Волги как главного градоформирующего фактора и места организации массового отдыха придавалось особое значение.

Для более удобной организации движения транспорта и пешеходов была предусмотрена четкая классификация улиц: на улицы городского, районного и местного значения.

Учитывая большую протяженность города, особенное внимание было уделено созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Таких магистралей было запроектировано три: Нижняя, Верхняя и Обходная, что соответствует примерно трем – 1-й, 2-й, и 3-й продольным магистралям, которые предусмотрены в двух других послевоенных генеральных планах города.

Стройности принятой в генеральном плане планировки способствовало создание системы площадей и бульваров, составляющих общественные центры районов и города в целом. Центр города решался в виде протяженного, примерно по трассе нынешнего проспекта Ленина, бульвара между р. Царицей и площадью 9-го Января (ныне площадь Ленина), вдоль которого выстраивался ряд общественных зданий городского и областного значения.

Новые для того времени прогрессивные концепции были отражены в планировке жилых районов: предусматривалось создание микрорайонов, состоящих из группы кварталов, расположенных между магистралями, а также гармоничная система обслуживания учреждений городского районного и квартального назначения.

Генеральный план предусматривал четыре строительные зоны: первая – трех-, пятиэтажная застройка – 25%; вторая – двухэтажная – 30%; третья – одно-, двухэтажная государственная застройка – 25%; четвертая – индивидуальная застройка – 20%.

Предусматривалось решительное улучшение архитектурно-художественного облика города, мероприятия по увековечению исторических мест и высокая степень благоустройства и инженерного оборудования.

Многие положения этого генерального плана в дальнейшем пришлось корректировать, но на первом этапе восстановления города он сыграл большую организационную роль. На его основе сразу же были разработаны проекты детальных планировок центральной части города, северных районов, Советского района и поселка завода им. Петрова, т. е. всех районов первоочередной застройки. В 1949 г. Гипрогор разработал генеральный план Кировского и Красноармейского районов, и тем была завершена планировка Сталинграда на всей его протяженной территории.

Город предстал в виде новой системы расселения длиною более 70 км. Лишь значительно позже эта система получила теоретическое обоснование и научное признание, а тогда она не вписалась в обычные представления о городе.

Одно время проявилось стремление выделить южные районы в обособленный город, а собственно Сталинград развивать не на юг, по берегу Волги, а на восток на землях левобережья с тем, чтобы городу придать компактную планировочную структуру и подобно многим городам, расположенным на судоходных реках, развивать его по двум берегам Волги.

В 1950-1951 гг. этот казавшийся заманчивым вариант был проверен в эскизах и от него пришлось отказаться по экономическим соображениям.

В результате, сложившаяся планировочная структура первого плана Сталинграда осталась для дальнейшего развития и научного обоснования, но идея выноса города на левый берег до сих пор возникает на разных этапах работы над планировкой города.

Между тем жизнь развивалась более стремительно, чем это могли представить проектировщики, начавшие разработку генерального плана во время войны. Со строительством Волго-Донского судоходного канала и крупнейшей в Европе гидроэлектростанции, в городе образовались такие мощные градообразующие факторы, под напором которых была опрокинута концепция ограничить рост города проектной численностью населения. Один за другим появились новые крупнейшие предприятия, как алюминиевый завод, сталепроволочно-канатный, заводы нефтехимического комплекса, которые с первых же лет после утверждения генерального плана меняли все его технико-экономические основы.

Наряду с тем выявилась ошибочность принятой этажности застройки города и невысокой интенсивности использования  его территории – в среднем 2-4 этажа, с превалированием двухэтажной застройки.

В результате вскоре выявилась необходимость серьезной корректировки генерального плана. В 1951 г. специальная бригада, в составе которой были архитекторы А. И. Кузнецов, Н. А. Солофненко, В. Н. Симбирцев, инженеры И. В. Бордуков, В. И. Морозов, С. Е. Мотолянский при участии инженера В. М. Ершова и архитектора А. Н. Рамши, они срочно откорректировали первый послевоенный генеральный план. Поскольку план был разработан на отсталой геодезической подоснове и не учитывал образовавшиеся вокруг города поселки индивидуальной застройки, он не был утвержден. В дальнейшем работу над вторым послевоенным генеральным планом Сталинграда продолжил Гипрогор.

Одновременно не прекращалась и параллельно велась разработка проектов планировки и застройки отдельных районов, ансамблей улиц и площадей, всех ответственных частей города, которые создавались заново и требовали особо углубленной проработки.

В 50-х годах все основное проектирование жилищного и культурного бытового строительства было сосредоточено в местной архитектурно-планировочной мастерской, которая выросла в крупную комплексную проектную организацию «Сталинградпроект».

Так, если посмотреть на пройденный путь с точки зрения организации строительства, то можно увидеть три периода: 1943-1948 гг. - малоэтажное строительство с использованием сборно-щитовых домов и широкого развитого индивидуального строительства; 1948-1955 гг. – переход на капитальное строительство кирпичных зданий в основном по индивидуальным проектам, комплексная застройка этими зданиями улиц и площадей города; и начиная примерно с 1955 г., переход на массовое жилищное строительство в условиях возрастающей индустриализации и внедрения сборного железобетона. Переход от застройки улиц индивидуальными домами к комплексной застройке микрорайонов типовыми зданиями.

Но это характеризует только одну сторону сложного процесса, по характеру же индустриализации строительства здесь можно выделить три других периода: до 1950 г. – основанного на ручном труде строительства; 1950-1958 гг. – внедрения большой механизации, позволившей применять крупноразмерные конструкции, сборный железобетон, вес которых с каждым годом увеличивали сообразно с ростом грузоподъемности кранов, и с 1958 г. – расширяющегося крупнопанельного строительства.

Если же говорить о характере архитектуры, то здесь ярко выражен резкий переход в стилевой направленности архитектурного творчества: до 1954 г. – время широкого использования классического наследия и после  1954 г. – время формирования новой архитектуры, основанной на новых конструкциях и материалах.

Значительно более половины жилых и культурно-бытовых зданий в городе построено по типовым проектам и поэтому их смена непосредственно отражалась на характере строительства и застройки города. До 1948 г. всё гражданское строительство велось по индивидуальным проектам. С 1948 г. по 1952 г. были выпущены первые типовые проекты двух-, трехэтажных жилых домов, которые определили застройку многих мест города и в целом повлияли на этажность строительства; в 1952-1956 гг. действовали типовые проекты так называемой унифицированной серии № 418 и № 460. В1956 г. вошла ныне действующая 447 серия малометражных домов, которая определила всю массовую застройку последних лет, и с 1958 г. начали широко применять 464 и 335 серии крупнопанельных домов.

Это был сложный, непрерывный процесс роста города параллельно с развитием государственного градостроительства. Каждому периоду были свойственны те или иные особенности социального характера.

Современный город. Новые архитектурные ансамбли.

Основные архитектурно-художественные ансамбли города сосредоточены на первой, ближайшей к Волге, продольной магистрали. Здесь размещаются главные площади и районные центры, крупные общественные здания, памятники и парки, формирующие общественный центр города. Их характерная особенность состоит в том, что все они так или иначе обращены к Волге и связаны с её набережной.

В структуре современного города, как и во все времена истории градостроительства, площади имеют большое организующее значение. Это, как правило, сосредоточение общественной жизни города. По мере социального развития общества происходит дальнейшее развитие общественных центров городов, появляются новые типы зданий, вызванные новыми условиями быта и отдыха населения, значительно расширяется функциональная палитра городских площадей. Если застройка улиц и микрорайонов образует общий архитектурный фон города, то на площадях, как правило, размещают наиболее выразительные общественные здания и памятники

В генеральном плане города предусмотрена целая система площадей. Большая часть из них расположена в структуре общественного центра города, развивающегося по 1-й продольной магистрали, но многие площади размещаются в глубине городских территорий на главных поперечных магистралях, на их пересечении с продольными магистралями, в общественных центрах административных и планировочных районов.

Остановимся на главных из них, формирующих архитектурный облик города.

Площадь Дзержинского.

Площадь Дзержинского, как и примыкающие к ней посёлки и улицы, сложилась в 1930 г. в связи со строительством завода. К ней были сведены две улицы – Дзержинского и Ополченская.

Площадь представляет собой вытянутый вдоль проспекта Ленина прямоугольник, в пространстве которого доминирует восстановленный после войны памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор Меркуров), чьё имя носит тракторный завод.

Восточную сторону площади образуют проходные завода (построенные в 1954 г. по проекту проф. И. С. Николаева) и здание заводоуправления; северную и южную – бульвары, подходящие к площади вдоль проспекта. На западную сторону – наиболее «трудную» для архитектора выходят здания школы, ремесленного училища и две вливающиеся улицы – Дзержинского и Ополченская.

В последнее время ансамбль площади обогатился двумя крупными мозаичными панно, выполненными на ризалитах главных проходных завода (автор П.Ф. Шердаков). Оно панно посвящено теме мирного созидательного труда тракторостроителей, другое обороне завода во время Сталинградской битвы. Их крупные размеры (на высоту всего здания), выразительность композиций усилили художественное своеобразие площади, и вместе с находящимися здесь памятниками Дзержинскому, мемориальным – танком и трибунами, придали ей торжественный триумфальный характер.

Площадь Ленина.

Эта площадь расположена в конце широкой, наиболее парадной части проспекта между улицами 13-й Гвардейской и Тамбовской. До революции площадь называлась Никольской, но фактически её в общепринятом понимании не было. Это название носила территория, на которой располагалась Никольская церковь.

Первым в разрушенном городе был восстановлен дом Павлова. Изрешеченный, но не отданный врагу, он был восстановлен бригадой женщин Александры Черкасовой. Восстановленный в прежнем виде, дом предопределил основу формирования ансамбля площади.

Одновременно решалась архитектура западной стороны площади, где было намечено строительство Дома Советской Армии (ныне Дом Офицеров). По поводу проекта этого дома в 1949-1954 гг. также проводилось несколько конкурсов.

Ансамбль музея-панорамы «Сталинградская битва».

По оси площади Ленина, между Советской улицей и набережной Волги находятся руины бывшей мельницы, оставленные в память о Великой Отечественной войне. Теперь, когда от минувшей битвы не осталось и следа, руины эти оказались почти единственным в этом роде свидетелем грозных событий. Разбитые, изрешеченные пулями и снарядами, видом своих они производят куда большее впечатление, чем любое произведение художника.

«Стенка Родимцева», музей и панорама «Сталинградская битва», дом Павлова, площадь Ленина и Дом Офицеров, расположенные по одной оси от берега Волги, образуют один комплекс, посвященный героической истории Волгограда.

Примером современной застройки может служить Историческое шоссе – главная поперечная магистраль от аэропорта до Волги. Интересная застройка, так называемой, Спартановки (в северной части города у гидростанции).

Своеобразной в архитектурном отношении является застройка Заканалья – южной окраины Волгограда за Волго-Донским судоходным каналом (в 50 км от центра города).

Видное место в застройке города занимают здания культурно-просветительных учреждений, спортивных, общественных и торговых.

В 1967 г было построено здание цирка (автор-архитектор К. В. Дынкин).Хорошие пропорции, чёткие архитектурные формы, новые материалы и конструкции придали зданию своеобразный художественно выразительный облик.

В современных архитектурных формах, из новых строительных материалов построено здание театра юного зрителя. Лаконичное, простое, оно хорошо вписывается в окружающий ансамбль (автор-архитектор И. Кривкина).

К интересным и своеобразным сооружениям относятся и торговые комплексы – в Центральном и Ворошиловском районах. Они  имеют хорошее сообщение с главной магистралью. Выполнены из сборного железобетона и стекла. Для внутренней отделки использованы цветной пластик, мрамор и другие современные отделочные материалы.

В 1974 г вступил в строй Дворец спорта (у подножья Мамаева кургана). Это универсальное зрелищное здание с залом большой вместимости – 5,2 тыс. человек. Силуэт здания необыкновенно гармонично увязан с природой и окружающей застройкой. Правильные очертания кровли  с подъемом у парадного фасада созвучны с мягкими волнистыми линиями ландшафта. Террасы вокруг дворца, наружная площадка, свободное пространство под козырьком усиливают эту связь. Здание меняется при вечернем освещении. Оно выглядит негативом по отношению к своему дневному облику. Светящиеся стены придают зданию лёгкость и воздушность.

Северо-западнее Мамаева кургана протянулся вдоль проспекта имени В. И. Ленина большой научный городок.

Список литературы:

1                      А.Ф. Липяфкин «Волгоград». «Нижне-Волжское Книжное издательство», Волгоград,1971.

2                      В.И. Атопов, В.Е. Масляев, А.Ф. Липяфкин «Волгоград» «Москва Стройиздат», 1985

3                      Город-герой Волгоград. Издательство «Планета», Москва, 1974