Реферат: Методы обучения и их назначение (таблица)
РАССКАЗ - монологическое
изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в
основном фактологический материал- вступление, повествование, заключение.
Привлечение
внимания, мнемонические приемы, логическое сравнение, сопоставление,
резюмирование, учит грамотно выражать свои мысли, логичной, убедительной
речи. |
Внимательно
слушать, чтобы уметь связно, логично выражать свои мысли. |
Речь,
иллюстрации, методические и мнемонические приемы, логические приемы
сравнения, сопоставления, резюмирования. |
Зависит от
сочетания с другими методами.
Положительно-эмоциональное
восприятие.
Зависит от
условий (время, место),неперегруженность фактами.
От умения
учителя рассказывать.
|
БЕСЕДА -
метод дидактической работы, ее сущность состоит в том, чтобы побудить
учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижению новых
знаний путем выводов, рассуждений. Беседа не является универсальным методом,
не дает практических навыков.
Вводная
беседа
Беседа -
сообщение
Закрепляющая беседа.
|
Задать
целенаправленные, умело поставленные вопросы, педагог обязан четко определить
тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать наглядные пособия,
сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику ее
организации и проведения. Сделать обобщение и выводы. |
Должен
следить за мыслями учителя, в результате чего учащиеся продвигаются в
освоении новых знаний. Внимательно выслушивать вопросы, отвечать на вопросы,
анализировать ответы своих товарищей, высказывать собственное мнение. |
Речь,
вопросы, понятия, наглядные пособия |
Зависит от
контакта с аудиторией, нужно, чтобы все принимали участие в беседе,
внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы
товарищей, высказывали собственное мнение |
ЛЕКЦИЯ
характеризуется более строгой структурой, логикой изложения, обилием
информации, системным характером освещения. |
Составление
детального плана, логически стройное и последовательное изложение всех
пунктов плана, обобщающие выводы. |
Составление
конспекта |
Ознакомление учащихся с
темой, использование живого, языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации,
видео) |
Составление
учителем детального плана, логически стройное и последовательное изложение
изучаемого материала, эмоциональность изложения, краткие выводы, задиктовка,
живой язык, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование
наглядности, сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями.
|
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ - обмен
взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить и узучить уже известный
материал, приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся
его отстаивать. |
Учитель
должен позаботиться о том, чтобы ученики учились ясно и точно излагать свои
мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные
доказательства и т.д.. |
Приобретают
новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать |
Речь, вопросы, спор. |
Предварительная и
основательная подготовка к учебной дискуссии учащихся как в
содержательном, так и в формальном отношении. |
|
|
|
|
|
РАБОТА С КНИГОЙ. Возможность ученика многократно
обрабатывать учебную информацию в доступном темпе и в удобное время. Функции:
обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная |
Обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания
различной информации, постонно контролировать развитие памяти, помогать ее
совершенствовать, сочетать данный метод с другими методами. |
Чтение, понимание, запись, анализ, синтезирование учебного
материала (урок+учебник) |
Книга, тетрадь |
Умение свободно читать и понимать прочитанное, выделать
главное, записывать, составлять схемы, конспекты |
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с
явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним
видом предмета, его внутреннем устройством
|
Педагог должен направлять внимание учеников на
существенные стороны демонстрируемых явлений, правильно сочетать различные
методы |
Зарисовка, наблюдение, исследование, осмысление,
обнаружение связей. |
Исследуемые объекты (в натуральном виде) искусственные
заменители натуральных объектов. |
Активное участие учеников, правильный выбор объектов,
умение педагога направить внимание учеников на существенные стороны
явлений, сочетание с другими методами. |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - показ и восприятие предметов, процессов,
явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов,
рисунков, схем и т.д. Они существенно облегчают процесс формирования
понятий. |
Определить оптимальный объем иллюстрируемого материала,
подготовить заранее иллюстрации, правильно использовать методику показа. |
Осмысление, восприятие, сделать выводы |
Диаграммы, графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты и т.д. |
Методика показа, сочетание с другими методами,
использование раздаточного материала |
ВИДЕОМЕТОД- экранное преподнесение информации, которое
служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления,
повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические
функции. |
Подбор нужного материала, умение вводить учащихся в круг
изучаемых проблем, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь
в процессе самостоятельной работы. |
Осмысление, восприятие, делать выводы, выделение
необходимой информации, самостоятельное исследование. |
проектор, киноаппаратура, учебное телевидение,
видеопроигрывателя, видеомагнитофон, а также компьютер с дисплейным
отражением информации. |
Наличие видеотеки, учебный процесс должен отличаться
четкостью, продуманностью, целесообразностью |
УПРАЖНЕНИЯ - это метод обучения, представляющий собой
планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения
их качества.
Виды:
Специальные, производные, комментированные, устные,
письменные, графические, лаборатоно-практические, производственно-трудовые
|
Учитель должен заботиться о достаточном количестве и
разнообразии упражнений, проверять правильность выполнения упражнений,
помощь в выполнении. |
Четкое выполнение заданий в зависимости от типа
упражнений. |
Тетради, книги, приборы и т.д. |
Сознательная направленность учащихся на повышение качества
деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и
контролирование условий; результативность. |
СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД - скомбинированный из многих путей и
способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных
изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь
намеченных целей в имеющихся конкретных условиях, он признается не всеми
педагогами, это творческий, не стандартный метод |
Индивидуальность в подходе к обучению,
научно-исследовательские работы |
Осмысление и выполнение задания, предлагаемого учителем |
Карта творческого роста учеников, диагностические карты. |
Подготовка учеников, наличие современных наглядных
средств. Активное участие учеников, сочетание с другими методами, умение
педагога направить внимание на существенные стороны изучаемого материала,
контакт с аудиторией, положительное восприятие. |
ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - самостоятельное проведение
экспериментов, исследований учащимися, дает возможность приобретать умения и
навыки обращения с оборудованием обеспечивает превосходные условия для
формирования практических умений. |
Тщательная подготовка учителя. |
Ученик должен тщательно подготовиться, активно
исследовать, самостоятельно работать, подбирать необходимые материалы и
приборы. |
Наличие лаборатории, наличие специального оборудования. |
Тщательная подготовка учителя и ученика, наличие
дорогостоящего оборудования, творческих подход к решению задач |
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - применение полученных знаний к
решению практических задач, умение использовать теорию на практике. |
Объяснение, показ, руководство, работа со слабыми
учениками, контроль |
Осмысление сказанного и показанного учителем, участие в
процессе, самостоятельное выполнение задания, умение делать выводы |
Демонстрационный материал, тетради, книги. |
Сформированность привычки организации трудового процесса
(осознание цели и условий ее решения и т.д.) |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ - это специально созданные ситуации,
моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход
Назначение: стимулирование познавательного процесса
Симуляционные игры
Метод инсценизации
Метод генерации идей
|
Подготовка плана и содержания, определение темы и цели,
распределение ролей, наблюдение, руководство, подведение итогов |
Понимание, мотивация, принятие ролей, участие, понимание |
Комплект игры, оборудование, оснащение |
Тщательная подготовка, положительное восприятие, поощрение |
МЕТОД ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ- эффективное управление
учебным процессом, значительное увеличение доли самостоятельной работы
учащихся, осуществляемое в индивидуальном темпе и под контролем специальных
средств |
Объяснение материала, практические занятия, контроль |
Усвоение учебного материала, выполнение тренировочных
упражнений и контрольных заданий |
Перфокарта, планшеты, технические средства, ЭВМ, ПК. |
Тщательная подготовка учащихся, сочетание с различными
методами обучения, контакт учителя и ученика, положительное восприятие |
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ: важно обеспечить его включение в
учебный процесс и достичь того, чтобы контроль не стал не обособленным
элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие,
воспитательные, побуждающие функции
Виды контроля: устный, письменный, лабораторный,
программированный, тестовый, самоконтроль
|
Подготовка контрольных работ (тестов), определение вида
контроля |
Выполнение контрольных работ, самоконтроль |
Контрольные тетради, контурные карты, тесты,
индивидуальные карточки и т.д. |
Правильность выбора формы контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|