Доклад: Николай Илларионович Скрыдлов
(1844-1918)
Российский военно-морской деятель. Адмирал (1909). Закончил Морской кадетский корпус (1864). Плавал на кораблях Балтийского флота: фрегат "Олег" (1863-1865), яхта "Королева Виктория" (1865-1866), фрегат "Дмитрий Донской" (1866), пароходофрегат "Олаф" (1868-1872).
В 1869 г. был наблюдающим за погрузкой и отправкой на судах артиллерийских грузов Военного министерства в Выборг, Ревель и Гельсингфорс. На яхте "Держава" лейтенант Скрыдлов в 1879 г. совершил плавание в Данию, Голландию и Англию. В 1875-1876 гг. командовал яхтой "Никса".
Вместе с Гвардейским экипажем принял участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командовал на Дунае минным катером (с шестовой миной) "Шутка". 8 июня 1877 г. катер Н.И. Скрыдлова атаковал на Дунае корабли противника, подошел к пароходу "Эрекли", но не смог применить мину из-за того, что проводники оказались перебитыми пулями. Сам командир получил ранения обеих ног, но смог осуществить еще и демонстративную атаку турецкого монитора. Противник не решился далее противодействовать русским кораблям и отступил. В этот день впервые в мировой истории произведена дневная минная атака, за что лейтенант Н.И. Скрыдлов удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. Памятному событию посвятил свою картину художник А.П. Боголюбов.
В дальнейшем Скрыдлов командовал на Дунае пароходом "Карабия" (1877-1878), занимал должности старшего офицера фрегата "Светлана" (1878-1882), начальника Практического отряда миноносок Балтийского флота (1882), командира клипера "Стрелок" (1883-1885), старшего флаг-капитана командующего эскадрой Балтийского моря (1886), командира броненосного фрегата "Дмитрий Донской" (1886-1889), броненосца "Гангут" (1889-1893).
В 1893 г. назначен младшим флагманом Балтийского флота с производством в чин контрадмирала. Исполнял должность главного инспектора минного дела и начальника минного отдела МТК в 1894-1898гг. Одновременно выполнял ответственные поручения: командующий отдельным отрядом судов Балтийского флота (1895-1896), который совершил поход в германский порт Киль; представлял Морское министерство в комиссии по подготовке Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. и возглавлял военно-морской отдел экспозиции.
В последующем командовал Средиземноморским отрядом судов Балтийского флота (1898-1899), был флагманом русской эскадры на торжествах в честь 60-летия правления британской королевы Виктории (1897), представлял Российский флот на похоронах Президента Французской республики Ф. Фера в 1899 г. В 1900 г. командующий сводным отрядом флотских экипажей в Петербурге, в 1900-1902 гг. командующий эскадрой Тихого океана, в 1903-1904 гг. главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. После гибели вице-адмирала С.О. Макарова в Порт-Артуре в 1904 г. Н.И. Скрыдлова назначили командующим флотом Тихого океана. Однако он не успел прибыть в осажденный Порт-Артур и осуществлял руководство из Владивостока.
После окончания войны с Японией в 1906 г. инспектировал возвратившиеся на Балтийский флот корабли. В течение нескольких месяцев командовал Черноморским флотом. Был членом Адмиралтейств-совета (с 1904 г.), почетным членом Императорского российского общества спасания на водах (с 1904). В августе 1909 г. уволен в отставку. Продолжал активно заниматься вопросами развития отечественного мореплавания и промышленности, был членом Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, директором правления судоходного и пароходного общества "И.И. Конецкий", членом Совета съездов судовладельцев, членом правления "Русского дальневосточного промышленного акционерного общества".
Награжден орденами Св. Станислава 1-й степени. Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й степени, Белого Орла, иностранными орденами.
Казнен в Петрограде во время большевистского террора (предположительно, утоплен вместе с другими заложниками на барже в Финском заливе).
Список литературы