Реферат: Традиционные жилища Скандинавии и Финляндии

Курсовая работа:

 

«Традиционные жилища Скандинавии и Финляндии».


Содержание:


Введение.

 

Глава I. Общая характеристика Скандинавского полуострова.

 

1.1.Природные условия, влияющие на характер поселений скандинавов.

1.2. Традиционные места поселений в Скандинавии.


Глава II. Жилища скандинавов и финнов.

 

2.1. Хутора и усадьбы .

2.2 Строение усадьбы.

2.3. Внутреннее устройство дома.

Глава III. Влияние античной цивилизации на быт Скандинавии и Финляндии.

 

Заключение.

 

Список литературы.


Введение.

 

           За последнее время ученые проделали значительную работу по выяснению и уточнению многих вопросов истории Северной Европы. Накоплен огромный и интереснейший археологический материал; специалисты по архиологии дали более точное описание жилья и быта скандинавов;; обширная литература по истории древнескандинавской мифологии и религии пополнилась рядом новых исследований; критической проверке подвергаются сообщения о скандинавах, принадлежащие западноевропейским хронистам и арабским историкам. [1]Б  

    Хорошие традиции в изучении особенно материальной культуры, а также и духовной, сохраняются и в скандинавских странах.
Помимо изучения своего народа шведские и норвежские этнографы уделяют внимание изучению лопарей, живущих в северных районах Скандинавии; датские - эскимосам Гренландии.
В Дании недавно образовался центр общеевропейской организации по изучению земледельческих орудий; руководит этой работой Аксель Стеенсберг. В Норвегии особенно успешно ведется работа по изучению остатков крестьянской сельской общины .
Финские этнографы с большим успехом, базируясь на развитой сети местных музеев, изучают материальную и духовную культуру своего народа. Особо выделяются труды Кустаа Вилькуна. Серьезное впечатление производят серийные публикации на финском и западноевропейских языках: "Folklore Fellows Communications (FFC)", "Journal de la Societe Finno-Ougrieenne". Интересен "Финский этнографический атлас". В последние годы много сделано для изучения сельской общины и ее пережитков.


Глава I. Общая характеристика Скандинавского полуострова.

 

1.1.Природные условия, влияющие на характер поселений скандинавов.

   Скандинавский полуостров, вытянувшийся без малого на 2000 километров — самый крупный в Европе. Его рельеф сложился при отступлении и таянии ледника. Большая часть полуострова — гористая. С юго-запада на северо-восток простираются массивы Скандинавских гор. Гранитные скалы обнажены, но некоторые из них покрыты вечными снегами и ледниками. Горы Скандинавии густой сетью прорезаны короткими, но многоводными и быстрыми реками с частыми порогами и водопадами. На восток Скандинавские горы постепенно понижаются. Возвышенности Северной Швеции наклонены к югу и ступенями спускаются к Ботническому заливу.[2]

Лишь южная оконечность Скандинавского полуострова — Сконе — равнинная, с плодородными почвами. Ее пересекают невысокие скалистые гряды. Рядом островов, крупнейший из которых — Зеландия, Сконе соединяется с полуостровом Ютландией, тоже преимущественно равнинным. Берега Ютландии изрезаны морем и окружены огромным количеством островов и скалистых островков — шхер. Юго-западное побережье Ютландии окаймлено песчаными косами, отделенными от полуострова ваттами — пространствами; которые заливаются приливом и обнажаются при отливе. На берегу они переходят в покрытые сочными травами марши, которые тоже иногда затопляются морем. Это наиболее плодородные земли.

Половину всей площади Скандинавского полуострова занимают леса. Но в древности ими была покрыта большая часть территории обоих полуостровов. Леса разнообразны: на севере — хвойные, южнее — смешанные. Они располагаются зонами, в зависимости от высоты гор. На крайнем севере Скандинавского полуострова преобладает тундра. Леса богаты зверем, много птиц, прибрежные воды изобилуют рыбой.

Скандинавские горы резко делят полуостров на две климатические зоны. На севере климат полярный, суровый в течение круглого года, на западе — умеренный, океанический; здесь чувствуется теплое Атлантическое течение — Гольфстрим. Благодаря ему климат Норвегии и Швеции более мягкий, чем в других странах, расположенных в тех же широтах. Обильны осадки, зима мягкая, лето прохладное. Восточная часть полуострова защищена от западных ветров горами. Климат здесь континентальный: зима холоднее, лето более теплое, причем в древности эти различия были сильнее, чем ныне.[3] Но климат Средней Швеции смягчается под влиянием больших озер — Венерн, Меларен, Веттерн и др. Зимой на большей части территории Швеции передвижение возможно преимущественно на санях.

Сильно изрезанная береговая линия Скандинавского полуострова чрезвычайно велика. Швеция, Норвегия и Дания — морские страны. Такова и Исландия — остров, население которого сосредоточивается на береговых низменностях, тогда как его внутренняя, возвышенная часть — пустынна и бесплодна.

Природные условия — горы, валуны, густые леса, обилие холодных талых вод вследствие весеннего таяния снегов, бедность почв и значительная высота над уровнем моря — мало благоприятствовали заселению на этой земле. [4]В наши дни в Норвегии обрабатываемые земли составляют около 3% всей площади, а в Швеции — 9%, причем большинство пахотных земель приходится на ее южные области. В Исландии же обрабатываемые земли занимают менее 1% общей площади. Шире хлебопашество развивалось в Сконе и в Дании. В Норвегии и в большей части Швеции заселение было возможно лишь на ограниченных пространствах, да и там населению подчас приходилось очищать почву от камней, выжигать или вырубать леса. Легенда приписывает одному из первых шведских конунгов прозвище «Лесоруб»: он якобы велел своим подданным и слугам вырубать леса и строить на расчистках селения. В XI–XIII вв. подобная внутренняя колонизация Швеции и Норвегии приобрела значительный размах. Выжигание лесов практиковалось вплоть до недавнего времени и привело к гибели обширных лесных массивов.

1.2. Традиционные места поселений в Скандинавии.

            Естественная среда, в которой жили скандинавы, определяла не только формы их хозяйственной деятельности, но и характер поселений. В гористых, сильно пересеченных местностях Норвегии и Швеции преобладали хуторские поселения, состоявшие из отдельной усадьбы или нескольких усадеб. Зачастую хутора были разбросаны на большом расстоянии один от другого. Лишь постепенно, с ростом населения, из хуторов возникали небольшие деревни.[5] Но и тогда сыновьям владельца хутора нередко приходилось переселяться в другую местность, если имелась возможность основать новую усадьбу. Обширные районы в гористой части Скандинавии оставались незаселенными и использовались только для охоты. И в наши дни Норвегия отличается наименьшей плотностью населения в Европе, уступая в этом отношении одной Исландии. В равнинных областях средней Швеции и в Дании деревенская община возникла уже в раннее средневековье. Здесь население гуще. В этих областях, да еще кое-где в приморских районах Норвегии быстрее наступал материальный прогресс, развивалась культура, закладывались предпосылки для возникновения государства.

Жители обособленных хуторов, в особенности расположенных в гористой местности, подчас не могли поддерживать постоянных связей даже с соседями.[6] Снежные горы, ледники и  горные речки разделяли страну на многочисленные небольшие районы, население которых жило своей жизнью и было слабо связано с внешним миром. Если горы разъединяли, то море часто соединяло жителей Скандинавии. Так, до недавнего времени обитателям отдельных местностей Исландии труднее было поддерживать сообщение между собой, чем с Данией, которой до сравнительно недавнего времени был подчинен остров.

              Разобщенность поселений не менее характерна и для других скандинавских стран. Большая часть норвежцев, например, жила в приморских частях страны, на берегах моря . Кое-где через горные перевалы пролегали дороги, но по морю добраться из Северной Норвегии в южную или западную части ее оказывалось проще и быстрее, чем по суше. Название страны — Норвегия (Norрrvegr) означало «северный путь» — этот путь шел вдоль побережья. Средневековый скандинав чувствовал себя на земле более стесненным, чем на море. Почти все крупные сражения, которые произошли в Скандинавии между IX и XIII вв., были морскими.[7]


Глава II. Жилища скандинавов и финнов.

2.1. Хутора и усадьбы .

         Дома жителей Скандинавского полуострова  чаще всего представляли собой деревянные постройки, обмазанные глиной. Крыша, как правило, черепичная, соломенная или из дерна. Иногда несколько хуторов стоят рядом, образуя деревню.[8]

      Большинство скандинавов проживало на отдельных хуторах, состоящих  из 6-8 ферм, каждая из которых имела  жилой дом, сараи мастерские, склады, бани.  Они были  оторваны от остального мира долинами и фьордами, занимались сельским хозяйством и разводили скот. Они  составляли неразрывную связь с природой своей местности. Маленький мирок, в котором протекала из поколение в поколение жизнь скандинава, представляла  собой для него весь известный и необходимый для жизни

мир. Всё находящиеся за пределами его долины, казалось ему чуждым и враждебным. [9]

Здесь, в этой долине они жили испокон веков, здесь находились курганы предков, лишь здесь они могли быть уверены в себе, и своей удаче, тут  все подчинялось установленному природой ритму, неизменному, заведенному раз и навсегда.

    Наилучшее место для усадьбы, как считали скандинавы, было у подножья высокого травинистого откоса горы. [10]Хозяйство скандинавов было натуральным, крестьяне сами себя обеспечивали продовольственными изделиями и орудиями труда.   Вместе с членами семьи в усадьбе жили рабы, и другие зависимые люди, которые помогали по хозяйству, пасли скот, и выполняли другие тяжелые работы.

         Год крестьянина начинался в апреле, когда сходил снег. Наступало время пахать поле, сеять ячмень и овес. Ранней весной укрепляют поврежденный снегом забор вокруг участка перед домом. В мае и июне на побережье собирают яйца тысяч морских птиц гнездившихся на утесах.  Летом, на горных пастбищах коровы и козы дают много молока. Из него, там же, на пастбищах делали масло и сыр. На вьючных лошадях масло и сыр отправляли к побережью, чтобы продать их или обменять на соль или рыбу. В августе заготовляли сено, траву скашивали, даже с самого ничтожного клочка земли. Конец августа - начало сентября время жатвы. Скотине дают съесть оставшееся зерно. В октябре стада сгоняют домой. В октябре, так же, запасают топливо на зиму, рубят дрова, копают торф. Осенью часть скота забивают, мясо засаливают. Это пора пиров и свадеб, свежего мяса и пива сколько угодно.

       Зимой овец и коз, выпускают на улицу найти траву под снегом, коровы же всю зиму проводят, в хлеву. Долгая, холодная  зима, время работы под крышей. Мастерят и чинят инвентарь,  ремонтируют лодки, из шкур забитых осенью животных шьют теплую одежду, обувь и постельные покрывала. Летом часть семьи, в основном молодежь, живет в сеттере.

     Рабочий день фермерской семьи начинался до восхода солнца. Глава семьи со старшими сыновьями отправлялись пахать или сеять, а женщины и дети ухаживали за скотом, кормили свиней, коз и гусей. Основные силы отдавались животноводству. В Норвегии практически весь урожай зерна шел на изготовление пива. Не раньше полудня с поля возвращались мужчины. На узких скамьях им подавали кашу со сливочным маслом, сушеную баранину и свежую рыбу. После обеда члены семьи возвращались к своим обязанностям, конец рабочего дня ознаменовала такая же трапеза.[11]

    В большие усадьбы нанимались люди, требующие определенной квалификации, работы плотником, кузнецом или бондарем. Для такого коллектива не существовало закона помимо заветов предков и воли отца. В усадьбе всегда находилась работа. 

Молодые люди из зажиточных семей имели возможность покинуть отцовские усадьбы на летнее время, до наступления зимних штормов они возвращались домой, принося семье помимо дохода уважение и славу в округе. Зимы в основном проводились у домашнего очага.

2.2. Строение усадьбы.

Основное строение усадьбы - низкий и длинный деревянный дом. Конструкция дома викинга во многом зависела от климата и имеющихся недалеко строительных материалов. В тех районах Скандинавии, где было много древесины, дома строили из деревянных каркасов, на которые настилали доски, бедные люди строили стены своих жилищ из прутьев обмазанных глиной. Крыши обычно крыли тростником или соломой. В

странах с суровым климатом, таких как Ирландия или Гренландия, древесины было мало, поэтому местные жители сооружали стены своих жилищ из камня и дерна[12].

Большинство скандинавов и финов жило в большом прямоугольном общинном доме, длина которого составляла 20 -30 метров.


2.3.Внутреннее устройство дома.

     Дом в основном состоял из одной длинной комнаты называвшийся залом, в котором домочадцы вместе ели, спали и работали. В отдельном помещении могли  жить отец с матерью, а сыновья с женами и детьми жили в общем, зале. В средней части дома находился очаг, выложенный из камней, на нем приготовляли пищу и им же отапливали жилище. Дым от очага выходил через специальное отверстие в крыше, но, не смотря на это, в зале все равно оставались частицы дыма. В домах не было окон со стеклами, вместо этого в стенах имелись небольшие отверстия, которые на ночь закрывались ставнями, поэтому в зале всегда царила полутьма. Пол зала был из утрамбованной земли покрытой тростником или соломой. Вдоль стен, где меньше сквозняков располагались длинные скамьи.

Ночью люди спали на них, используя подушки набитые перьями и пухом, укрывались шерстяными одеялами и звериными шкурами. Одежду и оружие вешали на крючки, или же просто прислоняли к стене. Ценности, запасную одежду и постельные принадлежности держали в сундуках и ларцах. В домах было мало мебели из-за недостатка места. Люди сидели на табуретах или на скамьях располагавшихся по периметру зала. Столы использовались, как для еды, так и для работы.

         Многие предметы повседневного обихода делались дома. Человек должен был уметь работать руками. Мужчины знали, как валить деревья, пилить бревна, делать из досок ворота, заборы, телеги, сани, мебель и разные инструменты.

            Все население дома находилось под непререкаемой и неограниченной властью его главы. Для такого самоуправляющегося и обособленно жившего коллектива не существовало иного закона, помимо обычая предков и воли отца. Он был властен наказывать домочадцев и определять их судьбу, от него зависело, останется ли в живых новорожденный ребенок.[13]

                 

Глава III. Влияние античной цивилизации на быт Скандинавии и Финляндии.

         Несмотря на издревле существовавшие связи жителей Скандинавии с другими народами, внешнее влияние на их жизнь до начала эпохи викингов было все же относительно слабым. Скандинавы оставались в стороне от развития античной цивилизации. Относительная изоляция скандинавов тормозила их экономический, общественный и культурный прогресс. В то время как у франков, готов, англосаксов и других племен, переселившихся в бывшие провинции империи, формирование классового общества ускорилось под воздействием найденных в завоеванных ими странах римских порядков, жители Швеции, Норвегии и Дании, оставаясь на родине, дольше сохраняли общинно-родовой строй. Его разложение шло медленнее, чем в других частях Европы.

У племен, занимавших отдельные области Скандинавского полуострова и Ютландии, долго держались родовые и общинные формы собственности на землю. Вплоть до VIII–IX вв. здесь существовала патриархальная большая семья — коллектив ближайших родственников нескольких поколений: в одном хозяйстве объединялись не только родители и их дети, но и семьи, созданные взрослыми сыновьями. Обычно большая семья занимала одно жилище. Археологами обнаружены остатки многих длинных домов этого периода. Длина их достигала 20—30 и более метров. В отдельных помещениях такого дома жили отец с матерью, сыновья со своими женами и детьми, другие родственники. В районах полуострова, имеющих суровый климат, отгороженная часть дома отводилась под стойло для скота. Земля, примыкавшая к усадьбе, принадлежала всей семье, составлявшей своеобразную домовую общину.[14] С помощью родственников легче было расчистить участок от камней или леса и запасти на зиму корм для скота. Суровая природа вынуждала людей прочно держаться отношений взаимопомощи) естественных для родового строя.

Лишь в более позднее время между сыновьями и отцом или между братьями стали производиться разделы наследственного владения. Но и после раздела земли и обособления индивидуальных хозяйств свободного распоряжения участками сразу не возникало: человек, вынужденный продать свою землю, был обязан предложить ее купить сначала своим сородичам. Только в том случае, когда они не могли или не желали воспользоваться этим предложением, владелец получал право продать землю на сторону. Однако сородичи могли и впоследствии выкупить проданную землю.[15]

Первоначально же земля вообще считалась неотчуждаемым владением большой семьи. Для бонда усадьба его отца, в которой он родился, жил, работал вместе с сородичами и которую он оставлял, умирая, своим детям и другим близким людям, была микромиром, средоточием всех его интересов. Его усадьба называлась одалем, а сам он — одальманом. Но слово «одаль» — наследственная земля — означало в древнескандинавском языке также «родина». В представлении скандинавов времен язычества, мир людей был не чем иным, как большой усадьбой: вокруг нее лежал мир великанов и страшных чудовищ. Поэтому мир людей называли Мидгардом (буквально: «то, что расположено в пределах изгороди»), а мир исполинов и чудищ — Утгардом («находящееся за оградой»). Человек и усадьба были неразрывно связаны между собой. Эта связь считалась священной.

Близ хутора и даже в пределах его ограды находилось погребение предков. Считалось, что умерший продолжал свою жизнь в роду. Детям охотно давали имя предка, который как бы оживал в них, а его качества оказывали влияние на нового носителя имени. Предки охраняли семью и хозяйство, от них зависело плодородие. В память отцов и дедов воздвигались камни с вырезанными на них руническими надписями.                               Названия многих усадеб, восходящие к периоду, предшествующему походам викингов, свидетельствуют о независимости, богатстве и высоком общественном положении их обладателей, о гордом их самосознании: «Прекрасный двор», «Дом сильного», «Жилище благородного», «Золотой двор», «Двор радости», «Богатая обитель».[16]

У жителей усадеб были свои божества и духи-покровители, в честь которых приносились жертвы и устраивались празднества. Нередким было поклонение животным — коням и быкам. Во время праздничных пиршеств употреблялись мясо и кровь коней.. Усердное поклонение духам дома гарантировало благополучие семьи, удачные роды жены и невесток, здоровье детей, приплод скота, произрастание посевов, счастье во всех делах.

Имущественное неравенство скандинавов еще до эпохи викингов было довольно значительным. Наряду с состоятельными владельцами, которые владели большими усдьбами, существовало немало бедняков, с трудом сводивших концы с концами в небольших усадьбах. Обнищавшим приходилось идти в услужение к богатым соседям. Нередко свободный человек, лишившийся собственности и не имевший возможности получить помощь от родственников, попадал в долговую кабалу и оказывался в положении раба. Вокруг больших и богатых дворов преуспевающих бондов на их земле возникали мелкие хозяйства арендаторов и держателей, которые платили за пользование участками часть урожая. Держателями становились также рабы и вольноотпущенники. Таким образом, крупное хозяйство в

Жители соседних местностей, принадлежавшие к одному племени, подчас объединялись для совместной защиты от нападений и для соблюдения порядка. Время от времени они собирались на областной тинг. Здесь обсуждались наиболее важные дела, имевшие общий интерес. Некоторые языческие святилища были общими для целой области. Народные сходки являлись важным средством общения населения, раздробленного на мелкие мирки: на них узнавали новости, договаривались о сделках и брачных союзах.

Таким образом, несмотря на значительную обособленность хуторов и мелких деревень, их жителей объединяло стремление наладить местное управление, охрану порядка и правосудие; существовала общность религиозных верований, культов и связанных с ними празднеств. Необходимость защититься от внешней опасности, нападений с моря или на суше, вынуждало жителей заботиться о создании укреплений, где они могли бы укрываться от врага, и об организации ополчения. Примитивные, преимущественно земляные и деревянные, с использованием камня, укрепления, остатки которых разбросаны в разных частях Скандинавии, свидетельствуют о том, что население предпринимало совместные работы по их постройке. Но в организации подобных работ, и особенно при создании ополчения, большую роль играли вожди, стоявшие во главе населения.

        Основой богатства и могущества скандинавов и финов  была недвижимая собственность, земля. Богатства скандинавской родовой знати состояли в первую очередь из  их недвижимости

Вокруг знати группировались не только элементы общества, которые непосредственно зависели от нее или были связаны с ней своими материальными интересами (дружинники, приживальщики, домочадцы, данники, рабы, вольноотпущенники), но и более широкие круги населения, сохранявшие личную и экономическую самостоятельность, однако нуждавшиеся в ее защите и руководстве. В одной из песен «Старшей Эдды», известной под названием «Песнь о Риге», рассказывается о сотворении людей богом Ригом-Хеймдаллем. Сперва он посетил убогое жилище Прабабки и Прадеда. Здесь был рожден от Рига Раб-Трэль, и от него пошел род рабов. Затем Риг приходит в дом Бабки и Деда, и зачатый Ригом Карл явился предком рода земледельцев — бондов. Наконец, в хоромах Матери и Отца от Рига родился Ярл — военный предводитель, знатный человек, потомком которого был юный Кон (конунг).

Знать, свободные земледельцы и рабы — таков состав общества в представлении древних скандинавов. Автор этой песни видит различия между тремя социальными слоями прежде всего в богатстве: Трэль живет в хижине, ест грубую пищу и занят тяжелой и грязной работой; Карл владеет скромным домом и возделывает участок земли, тогда как Ярл посвящает свои досуги воинским подвигам, охоте, пирам и иным, подобающим его знатности и благородству развлечениям. Но составитель песни, в противоположность благообразию бонда и его жены и красоте и изысканности манер знатных людей, на стороне которых все его симпатии, подчеркивает убожество и нечистоплотность рабов. Их он презирает: дети Трэля награждены именами, представляющими собой оскорбительные клички. «Песнь о Риге» сохранилась в поздней записи, но социальная структура, рисуемая в ней, весьма архаична. Поэтому есть основания предполагать, что «Песнь» восходит к эпохе викингов. Ярл и его сын Конунг — типичные воители, викинги, окруженные дружиной и совершающие заморские экспедиции.[17]

Мобильностью отличались не только представители знати, но и часть простого населения. Ведь жизнь древнего скандинава сплошь и рядом была теснейшим образом связана с морем. Молодежь покидала отцовские Усадьбы и отправлялась в другие области или за пределы страны — в военные и торговые поездки. Наиболее зажиточные хозяева имели собственные корабли, у бондов поскромнее были лодки. Нередко несколько бондов строили корабль в складчину и отправлялись в плавание: охотнику, китобою, рыболову, да и скотоводу нужно было сбывать свою добычу.

В обстановке глубокой ломки традиционных отношений собственности и всего уклада общества имелось сколько угодно социально неустроенных элементов, склонных к любой авантюре. Повествуя об этом времени, великий исландский историк начала XIII в. Снорри Стурлусон писал, что тогда в Скандинавии существовало много «морских конунгов», не имевших собственных земельных владений и крыши над головой: все их подданные входили в дружину и охотно отправлялись за море за добычей.

В эпоху викингов, подготовленную всем предшествовавшим развитием скандинавского общества, в военные походы и пиратские набеги, в дальние плавания по неизведанным морским просторам, в торговые поездки в другие страны, наконец, в переселения на новые земли втягивались значительные массы жителей Дании, Норвегии и Швеции — выходцы из различных социальных слоев. Эпоха викингов — эпоха широкой экспансии скандинавов, принимавшей самые различные формы. Причины ее также многообразны. Очевидно, множество разнообразных факторов толкало людей на то, чтобы покинуть землю предков и переселиться за море, или на ведение насыщенной приключениями и сулившей славу и добычу, но вместе с тем и полной опасностями и риска жизни викингов.

Во-первых, к этому времени жители Скандинавии испытывали недостаток в землях, пригодных для земледелия и скотоводства. Некоторые современные ученые ставят под сомнение существование земельного голода, но исследования топонимики и скандинавских поселений давно уже дали ряд подтверждений этого факта. Еще в V–VI вв. население внутри полуострова начало проникать в ранее пустовавшие районы. При этом многие прежние поселки и усадьбы были заброшены. В VII–IX вв. распад хозяйств больших семей принял широкие размеры, что указывает на рост населения и создание внутри домовых общин скрытого перенаселения. С этим же обстоятельством, видимо, связано и значительное увеличение числа погребений в различных районах Скандинавии в начале эпохи викингов. Наконец, массовая эмиграция из стран Севера в другие страны уже в эпоху викингов и заселение датчанами и норвежцами целых областей Англии, Ирландии, Северной Франции, островов Северной Атлантики не могут быть объяснены, если не признать наличия избыточного населения в тогдашней Скандинавии. Конечно, избыток населения вызывался не распространенным у скандинавов многоженством, как полагали некоторые историки. При относительно низком уровне сельского хозяйства, носившего экстенсивный характер, нехватка земли могла стать угрожающей. Немецкий хронист второй половины XI в. Адам Бременский писал о норвежцах, что на морской разбой их толкает бедность родины, она-то и гонит их по всему свету. В эпоху викингов земельный голод привел к тому, что внутренняя колонизация, которая приняла широкие размеры (данные археологии свидетельствуют о том, что именно в этот период в Скандинавии получает широкое распространение железо; появление большого количества железных топоров и других орудий было необходимым условием для расчистки новых земель), нашла свое продолжение во внешней экспансии скандинавов. Многие бонды забирали с собой семьи и утварь и отплывали за море. Неизвестно, сколько их при этом погибло в бурных северных водах. Но стремление покинуть суровую родину, где они подчас голодали, и переселиться в страны, в которых «с каждого стебля капает масло», как вещали первые колонисты Исландии, желая привлечь туда из Норвегии новых переселенцев, привело в движение значительные слои бондов. Голод и нужда, поиски новых плодородных полей и тучных пастбищ гнали за море многих и многих скандинавов.

Во-вторых, и это обстоятельство особенно подчеркивается современными исследователями, развитие торговли, начавшееся опять-таки много раньше эпохи викингов, привело часть населения Севера в более тесное и постоянное соприкосновение с жителями других стран и познакомило их с богатствами народов, опередивших скандинавов на пути материального и культурного развития. Это общение благоприятствовало подъему торговли и мореплавания у скандинавов, появлению у них первых значительных торговых центров (Бирка, Хедебю и др.) и стимулировало прогресс в технике судостроения. Мореплавание не было новостью для них, но в связи с новыми потребностями произошло усовершенствование формы и оснастки кораблей, которые они строили. В свою очередь, появление быстроходных и устойчивых в бурном океане кораблей, с парусами и глубоким килем, открыло перед северными мореходами широкие перспективы и позволило покончить с замкнутостью, в которой они жили до эпохи викингов.

В-третьих, родовая знать и верхушка бондов, игравшие важную роль в общественной жизни скандинавских племен еще и в предшествующий период, в новых условиях неизбежно должны были достигнуть наибольшего могущества и влияния. Создавшиеся к началу эпохи викингов возможности для проникновения в соседние страны открыли перед скандинавской знатью широкие перспективы для обогащения и политического усиления. Захват добычи. Драгоценностей и рабов, оживление торговли и мореплавания были делом в первую очередь знати. Походы викингов в самых различных их проявлениях и на всех их стадиях возглавлялись знатными и родовитыми людьми. Погребения и клады свидетельствуют о том, какие огромные богатства накопили многие знатные норманны в тот период в результате прямого грабежа, сбора дани и в процессе торговли. Разложение родового строя у скандинавов, как и у других народов, сопровождалось ростом воинственной знати, для которой экспансия в другие страны и агрессивность были средствами обогащения и укрепления своих позиций среди собственного народа.

Политическая слабость соседних стран, раздираемых в VIII и IX вв. внутренними раздорами и усобицами, делала их легкой добычей норманнов. Успехи викингов были вызваны не только их высокими боевыми качествами и не их многочисленностью, которая крайне преувеличена во всех западноевропейских источниках. В большой мере они объясняются неорганизованностью и несогласованностью действий их противников.

Наконец, усиление власти конунга, ознаменовавшее начало политического объединения в скандинавских странах, вело к обострению борьбы в среде знати. Той ее части, которая не желала принять новые порядки и подчиниться конунгу, приходилось покинуть родину и отправиться на чужбину. И напротив, неустойчивость королевской власти в скандинавских странах в начальный период экспансии давала викингам возможность безнаказанно хозяйничать и на родине, и за ее пределами.


Заключение.

 

                 

         В 8 - 11 веках на арену истории вышли викинги, практически никому до этого неизвестный Северный народ. Своим появлением они  потрясли до основания весь тогдашний Европейский мир. Они явились, как завоеватели, но не следует о них думать, как о людях, которые жили только ради убийств и наживы. В данной работе я попробовала показать, что у народов Скандинавии была своя жизнь, в чем - то непохожая, на жизнь тогдашней Европы. У Скандинавов был другой климат, другие более суровые

условия жизни, мало земли, но много моря, общение с которым выработало основные черты характера Скандинавов.

       Несмотря на все трудности скандинавы находили в себе силы, для того чтобы улучшить свой быт в этих непростых климатических условиях, обустраивая свои семейные усадьбы.

         Работая над данной работой, я погрузилась в новый, непохожий  мир, с другими жизненными устоями и отношением к жизни. Этот мир был  суров, как скалы Норвегии, величав, как Северные хвойные леса, переменчив, как море, открыт и честен,  как безбрежный простор. “Эпоха викингов” удивительна, тем, что оседлый народ, живущих, как казалось практически сами по себе в разных районах, посреди негостеприимной природы, поднялись с места, и переменили судьбы Европы на

ближайшие 400 лет. Необъятное расширение границ мира викингов, их разбросанность по слишком далеким от Скандинавии землям явилось одной из причин быстрого заката этой поразительной цивилизации.

Список литературы:


1. Анисимова З.К. История европейской цивилизации. М. 1996.

2. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Скандинавии  М.1998

3. Воробьев О.Г., Медведев П.П.,  Социально-экологическое обоснование хозяйственного развития Скандинавии

4. Витов М.В. Формы поселений Европейского Севера и время их возникновения // Сб. Издательства по этнографии .М.1990.

5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1998.

6. Гуревич А.Я. Культура и быт викингов. М.1995.

7. Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Европейских стран. М.1989.

8. Габе Р. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследство, Nо 5.- М., 1990.

9.Габе Р. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследство, Nо 5.- М., 1990.

10. Етоева З.И. К проблеме этнического своеобразия традиционного жилища  скандинавов. М. 1994..

11. Записоцкий Л.Б. Походы викингов.М.1992.

12. Комарова  К.А. Культура и быт народов Скандинавии. М.1989.

13. Казанцев Е.С. Скандинавия и ее культура. М.1998.

14. Красавин Н.А. Традиции и культура древних скандинавов. М.1989.

15. Михайлов М.И. Влияние античной цивилизации  на развитие скандинавских народов. М. 1993.

16. Сергеев К. М. История древней Скандинавии. М.1989.

17.Таганцев А.Е. О эпохе викингов. М.1987.



[1] Ãóðåâè÷ À. ß. Êàòåãîðèè ñðåäíåâåêîâîé êóëüòóðû. Ì.: Èñêóññòâî. 1998. С.318 ñ.;

[2] Анисимова З.К. История европейской цивилизации. М. 1996. С.348. 

[3] Етоева З.И. К проблеме этнического своеобразия традиционного жилища  скандинавов. М. 1994. С.86.

Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Скандинавии  М.1998.С.345.

[5] Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Европейских стран. М.1989. С84.

[6] Габе Р. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследство, Nо 5.- М., 1990.- С. 81

[7] Воробьев О.Г., Медведев П.П., Реут О.Ч. Социально-экологическое обоснование хозяйственного развития Скандинавии.

[8] Витов М.В. Формы поселений Европейского Севера и время их возникновения // Сб. Издательства по этнографии .М.1990.

[9] Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Европы. М.1987. С.145

[10] Гуревич А.Я. Культура и быт викингов. М.1995. С.211.

[11] Комарова К.А. Культура и быт народов Скандинавии. М.1989. С.134.

[12] Казанцев.Е.С. Скандинавия и ее культура. М.1998 С.146

[13] Красавин Н.А. Традиции и культура древних скандинавов. М.1989. С.367

[14] Михайлов М.И. Влияние античной цивилизации  на развитие скандинавских народов.М.1993.С 67.

[15] Таганцев А.Е. О эпохе викингов. М.1987.С.89.

[16] Сергеев К. М. История древней Скандинавии. М.1989.С.123.

[17] Записоцкий Л.Б. Походы викингов.М.1992.С.123.