Реферат: Социологические идеи Томаса Мора

Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в "Утопии" Томаса Мора.

Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора.

Физический и умственный труд в Утопии.

Моральность и религия в Утопии.

Значение "Утопии".

        Томас Мор (1478 - 1535) происходил  из  зажиточной  семьи

лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и

латинских авторов, как и в  библейских  текстах  и  произведениях

отцов  христианской  церкви.  Разносторонний  писатель,  Мор   не

чурался и политической деятельности - он был  некоторое  время  и

членом  английского  парламента,  и  шефом   Лондона,    выполняя

дипломатические поручения.

        Хорошо зная социальную и моральную  жизнь  своей  родины,

английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее  народных

масс. Эти его настроения и получили свое отражение  в  знаменитом

произведении с длинным заголовком в духе того времени  -  "Весьма

полезная,  как  и  занимательная,  поистине  золотая  книжка    о

наилучшем устройстве государства и о  новом  острове  Утопия...".

Она была  издана  при  ближайшем  участии  Эразма  Роттердамского,

близкого  друга,  посвятившего  ему  свою  "Похвалу    глупости",

законченную в доме Мора, в 1616  г.  и  сразу  приобрела  большую

популярность в гуманистических кругах.

        Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором

путешественника  Рафаила    Готлодея,    что    сообщило    книге

дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий

и путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия

- греческое слово, образованное Мором  и  обозначавшее  буквально

"место, которого нет" (сам он переводил название этой страны  как

"Нигдея", Nusguama).

        Книга состоит из двух частей. Вторая, большая  из  них  и

написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в  то  время

как первая часть, написанная  после  второй,  дает  прежде  всего

весьма критическое описание современной Англии.

        В  дальнейшем  Мор  стал  ближайшим  сотрудником   короля

Генриха  VШ,  который  в  своих  политических  расчетах  оказывал

известное покровительство гуманистам, используя их литературные и

политические  таланты.  Мор  получил  рыцарское    звание,    был

председателем  палаты  общин,  а  в  1629   г.    занял    высший

государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба  его

круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на  путь  церковной

реформы,  чтобы  завладеть  богатствами  католической  церкви   в

Англии.    Мор    держался    за    идею    духовного    единства

христианско-католического мира и был противником такой  церковной

реформы, которая один вероисповедный догматизм  заменяла  другим,

столь же нетерпимым. Отказавшись  присягнуть  королю  как  новому

главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой  пост,  но  был

обвинен в государственной измене и по приказу короля  заключен  в

Тауэр. Через три года  король  милостиво  разрешил  отрубить  ему

голову (первоначальный  приговор  предполагал  более  мучительную

казнь).

        Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его

к выводам большой социальной остроты  и  значимости,  особенно  в

первой части этого произведения. Проницательность  автора  отнюдь

не  ограничивалась  констатацией  ужасной   картины    социальных

бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения,  что  при

внимательном наблюдении  жизни  не  только  Англии,  но  и  "всех

государств", они не представляют  собой  "ничего,  кроме  некоего

заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих

о своих выгодах".

        Уже эти глубокие  констатации  подсказали  Мору  основное

направление  проектов  и  мечтаний  во  второй  части   "Утопии".

Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не

только прямые , но и косвенные ссылки на  тексты  и  идеи  Библии

(прежде  всего  евангельские),  в  особенности  же  античных    и

раннехристианских авторов. Из  всех  произведений,  оказавших  на

Мора    наибольшее    воздействие,    выделяется     платоновское

"Государство". Многие  гуманисты,  начиная  с  Эразма,  видели  в

"Утопии"  долгожданную  соперницу  этого  величайшего    творения

политической мысли, произведения, существовавшего к тому  времени

почти два тысячелетия.

        Если  ли  не  самую  характерную,   определяющую    черту

социально-философской  доктрины,  лежащую  в  основе    "Утопии",

составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни,

мыслимой  в   идеальном    государстве.    Последовательный    же

антииндивидуализм  с  необходимостью  требует   отмены    частной

собственности. Максимальное равенство в размерах собственности  и

сопутствующего им уравнения в потреблении -  нередкое  требование

народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья,  получавших

обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как

активного  сторонника  "христианского  гуманизма",  взывавшего  к

первоначальному  христианству  с  его  идеалами  всечеловеческого

равенства.

        Мор был убежден, что "от правителя, как из  какого-нибудь

неиссякаемого  источника,  распространяется  на  весь  народ  все

доброе и злое". Таким  полулегендарным  правителем  и  был  Утоп,

некогда  завоевавший    воображаемый    остров    и    заложивший

политические, социальные и моральные устои основанной им  Утопии.

В утопическом государстве какой-то значительной  ценности  нет  у

всех его жителей. Ее отсутствие в  особенности  подчеркнуто  тем,

что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической

жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не  использовали  в  быту,

даже для украшений. Более того,  именно  из  этих  металлов  здесь

изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а  если

и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как  более

тяжелые  и  мучительные  оковы  на  тех,  кто    опозорил    себя

каким-нибудь преступлением и стал в  результате  его  рабом.  Так

великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей  роли

золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту  эпоху.

Единственное употребление золота,  без  чего  не  может  обойтись

утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях

и тем более во время войн, которые  утопийцы  вынуждены  вести  с

соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью.

        Но отсутствие частной  собственности  и  денег  не  могло

стать следствием простого морально-юридического законодательства,

восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться  лишь

в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности.

Понимание необходимости ее организации как непременного  условия,

без  которого  невозможна  никакая  реализация    стремлений    к

равенству,  и  делает  Мора  первым  представителем  утопического

коммунизма, т.к.  отсутствие  частной  собственности  и  всеобщее

участие в труде делают утопическое общество социально однородным.

        В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде,

что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает  необходимость

труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и

вместе с тем указывает на обычное  отсутствие  у  государственных

руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности

такого труда, не испытывая к  ним  никакого  интереса  вследствии

утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой

деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным  и

даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.

        Труд в  Утопии  выступает  в  двух  обычных  в  ту  эпоху

разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие  как

в первой, так и во втором обязательно  для  всех  без  исключения

утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но  и  моральной

необходимостью. Этот свободный  труд,  строго  ограничен  только

шестью часами весьма производителен.

        Существенная сторона утопической жизни  -  наличие  здесь

рабов, в которых  обычно  превращаются  тяжкие  преступники.  Эта

социальная категория неизвестной численности  обречена  на  самые

тяжелые и неприятные работы.  Наличие  данной  категории  вносит

значительную  поправку  в  бесклассовость  утопийского  общества.

Жизнь же самих утопийцев построена на  принципах  республиканской

демократии, тайного голосования, выборности  всего  начальства  и

т.п.

        Всеобщий и свободный труд производит здесь  такое  обилие

продуктов и вещей,  что  их  оказывается  вполне  достаточно  для

удовлетворения потребностей всех  утопийцев.  Среди  них  нет  ни

бедных, ни богатых, ни тем более нищих,  ибо  в  условиях,  когда

"все принадлежит всем", "хотя ни у  кого  там  ничего  нет,  все,

однако же, богаты".

        Умственный труд в качестве профессионального не играет  в

Утопии главной роли.  В  утопии  делом  чтения  и  изучения  книг

занимается небольшая категория  наиболее  одаренных  утопийцев  в

противоположность многим государствам, где "еще и  теперь  наукам

посвящают себя чурбаны и дубины,  а  замечательно  одаренные  умы

пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный  выпад.  Именно

из  этой  ученой  категории,  свободной  от  физического   труда,

избираются различные должностные лица, включая главу государства,

а также священники. Но все они жестко  не  противостоят  основной

массе утопийцев.  Будучи  избавлены  от  "телесного  рабства",  в

принципе каждый утопиец  может  достичь  "духовной  свободы  и

просвещения",  осваивая  различные  науки.  Для  этой   цели    в

предрассветные часы даже  устраиваются  специальные  чтения.  Тем

самым и перед любым утопийцем открывается возможность  того,  что

мы именуем всесторонним развитием личности.

        Но какую бы роль в жизни утопийцев ни  играло  собственно

интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни  более  важна.

Автор "Утопии" считает, что справедливость  -  "главнейшая  опора

государства".  Здесь  неоднократно  подчеркивается,  что  человек

представляет собой  высшую  ценность,  которую  нельзя  подменить

никаким золотом. Но вот что касается понимания  счастья  жителями

Евтопии (т.е. Страны блаженства -  второе  название  Утопии),  то

перед нами вырисовывается уже достаточно  распространенный  тогда

гуманистический идеал антиаскетизма,  стремления  к  наслаждению,

удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое  место

принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм  с

его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть

весьма умеренными, ориентированными прежде всего на  человеческое

здоровье.

        Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они  по

собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут  ее

с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или  когда

им приходится идти навстречу  просьбам  того  или  иного  народа,

свергающего укрепившуюся у них тиранию.

        Утопическая жизнь  подчиняется  не  столько  юридическим,

сколько этическим законам. Писанный законов у них очень  мало,  и

они настолько просты, что каждый без  труда  разбирается  в  них.

Много законов и не требуется для народа, у которого  "все  законы

издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг".

        Проблема морали неотделима от проблемы  религии.  В  духе

гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию

и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию.

        Содержание утопийской  религии  сводится  к  убеждению  в

существовании  единого  божественного      существа

("родителя"),  разлитого  во  всем  мире  и  время  от    времени

напоминающего  о  своем    существовании    посредством    чудес,

необъяснимых  при  помощи  природы    и    свидетельствующих    о

божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без  веры

в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние.  В

Утопии существует полная веротерпимость, и каждый  волен  мыслить

бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого

разнообразия, лишь бы были  соблюдены  те  общие  положения,  без

которых она невозможна.

        О    глубине    гуманистической    идеи    веротерпимости

свидетельствует и то, что она распространяется даже на атеистов -

тех, кто не верит в общерелигиозные положения. В духе своей эпохи

Мор считает таких людей аморальными, но утопийцы,  которым  чуждо

всякое  притворство  и  ложь,  не  заставляют  их  скрывать  свои

взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с

ними перед толпой.

        Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники.

Они явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви,

ибо  их  главная  особенность  -   исключительное    благочестие,

безупречная  мораль.  Обучая  детей  и  юношество,  они    ставят

последнюю выше их интеллектуального развития.  Эти  жрецы  морали

пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со

всеми другими должностными лицами.

        "Утопия"  оказала  весьма  значительное  воздействие   на

различных философов и литераторов эпохи Возрождения.

        Слово "утопия" стало нарицательным и означает все  то,  о

чем можно  помечтать  и  даже  порассуждать,  но  что  при  более

глубоком размышлении оказывается теоретически  несостоятельным  и

практически несбыточным.

        В истории общества и общественной  мысли  утопия  нередко

служила формой выражения революционной идеологии. Многие основные

принципы освободительного  движения  трудящихся,  нравственные  и

законодательные нормы,  системы  педагогики  и  образования  были

впервые сформулированы в "Утопии".

        Утопия не утратила своей роли в  качестве  специфического

жанра литературы. Положительное  значение  утопии  в  современную

эпоху  проявляется  в   двух    направлениях:    она    позволяет

предвосхищать вероятное отдаленное  будущее,  которое  на  данном

уровне познания не может быть  научно  предсказано  в  конкретных

деталях, и может также предостерегать от некоторых  отрицательных

социальных  последствий  человеческой  деятельности.  Эти   формы

утопии стимулировали развитие в социологии  методов  нормативного

прогнозирования  и  сценариев  с  целью    анализа    и    оценки

желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мор Т. Утопия. - М.,1978.

2. Осиновский И.Н. Томас Мор:  Утопический  коммунизм,  гуманизм.

Реформация.- М.,1978.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVП веков.- М.,1984.

4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.