Реферат: Живописное искусство Германии

   С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи  были

вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное

направление и в условиях реакции многие художники становятся  на прими-

ренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых  из  них нашли  отражение

прогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явления романтического искус-

ства проявились в области портрета и пейзажа.

   Портреты составляют лучшую часть художественного наследства  Филиппа

Отто  Рунге ( 1777-1810) , работавшего  в  Гамбурге.  Близкий  к  кругу

гамбургских  романтиков-литераторов ,  сам  видный  теоретик  живописи,

уделявший большое  внимание  проблемам  цвета  и  его  гармоний,  автор

трактата "Цветовой круг", Рунге стремился  всю  свою  недолгую  жизнь к

построению сложных , надуманных  аллегорий.  Он  мечтал  о  фантастико-

-музыкальной  поэме  в  цикле  композиций  "Четыре времени  суток" , но

действительно живые образы создал,обратившись непосредственно к натуре.

В  "Автопортрете"  (1805) ,  поэтическое   восприятие  действительности 

сочетается   с  зоркостью  взгляда  аналитика ,  со  строгим  и  точным

мастерством рисунка.

   С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен  пейзаж,  на  фоне

которого представлены старики-родители  художника , около  которых при-

мостились  их  внуки,-"Портрет  родителей"(1806, Гамбург, Кунстхалле) .

Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков, резким  контра-

стом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широ-

кооткрытыми глазами. Свое уважение перед  человеком , озабоченность  за

егосудьбу, восхищение перед богатством и красотой родной природы  пере-

дает Рунге в этом свое произведение.    

   Природа стала главным объектомом изображения Каспара Давида Фридриха

(1774-1840), чья деятельность протекала главным образом в  Дрездоне . В

своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение перед величием при-

роды, а также переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюб-

ленные мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады, которые он

пишет в различное время дня, любуясь  их  плавными  очертаниями , игрой

света,переливами красок на каменных  глыбах. В  лучах  заходящего  либо

восходящего солнца они подчас утрачивают свое  материальность , превра-

щаясь в подобие миражей,-"Горный пейзаж".

   В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого рарода про-

тив наполеоновского завоевание -"Могила Арминия"(1813) и растущая реак-

ция, сковывающая творческие силы  нации,-"Гибель  "Надежды"  во  льдах"

(1822, обе - Гамбург, Кунстхалле).Человек в пейзажах Фридриха-маленькая

одинокая фигура, затеренная в необъятных просторах холодного необжитого

мира, или пассивный наблюдатель, созерцащий туманные дали, уносящийся в

мечту,-"Двое, созерцающие луну"(1812-1820, Дрезден, Картинная галерея).

   Более радосным настроением отличаются картины природы родного  Фрид-

риху селения. Поэтично залитые солнцем "Луга Грейфсвальдом"(1820-18309,

Гамбург, Кунстхалле),напоминающие чудесные описания природы у писателей

и поэтов-романтиков.

   Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим  произ- 

ведениям немецкого искусства середины 19 в.

   Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа

Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика

с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов,Менцель

стремится охватить жизнь во  всем ее разнообразии. Лучшие качества Мен-

целя-живописца проявились  в картинах и этюдах, написанных  непосредст-

венно с натуры, в широкой, свободной манере: "Комната с балконом"(1845),

"Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847, обе-Берлин, Национальная  гале-

рея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

   Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод.В 1840г.

он предпринял громадный труд по иллюстрированию "Истории Фридриха Вели-

кого" Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дере-

ве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших

немецких графиков того времени.  В иллюстрациях Менцеля особенно привле-

кает достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение

схватить характерное. И все же художник, как и историк, не избежал  черт

идеализации в характеристике Фридриха, представленного в виде справедли-

вого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель обращается и в  живо-

писи. Самая живая из цикла картин, посвященных Фридриху 2,-"Круглый стол

в Сан-Суси" (1850, не сохранилась). Художник рисует изысканное общество,

окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый

французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца,сво-

бодно сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же черты однообразно

описательной манеры присутствуют и здесь.

   Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства

укрепляют  реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый

интерес  к современности во всем разнообразии проявлений.В его искусстве

находят  отражение события революции 1848г. Он пишет "Почести погибшим в

Мартовские  дни" (1848,Гамбург, Кунстхалле),обнаруживая свои  демократи-

ческие  настроения,сочувствия жертвам восстания.Он создает "Железопрока-

тный  завод"(1875,Берлин, Национальная галерея), одну из первых в запад-

ноевропейской живописи картин  жизни  рабочего  класса , индустриального 

труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех заво-

да, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их  тяжелого, из-

нурительного труда. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, зака-

нчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость жи-

вописи не снижают громадного значения этого  произведения, показывающего

коллективный труд индустриальных  рабочих, своеобразную  мощь и  красоту

машин.

   Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с нату-

ры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера,

рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей костю-

мов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей,  интерьеров,исполнен-

ные углем и карандашом, пером и кистью.

   Искусство Менцеля получило признание далеко  за  пределами  Германии.

Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его "одним из самых

великих художников". Однако творчеству Менцеля присущи черты  ограничен-

ности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его истори-

ческих полотен, за которыми подчас стушевывается главное,а  прославление

реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии, выдвигающейся среди кингло-

мерата немецких государств.

   После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и образования  Герман- 

ской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в строне разве-

ртываются большие строительные работы. Офицеальное искусство, прословля-

ющее монархию, идет по пути все большего отхода  от  действительности  в

мир вымысла. Защитники реалистического искусства  вынуждены  работать  в

труднех условиях нарастающей реакции.

   Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает

Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме све-

товоздушной среды и пространства приводит его к созданию картины :"маль-

чик савояр"(1869, Ленинград, Эрмитаж), "Общество за столом"(1870 - 1873,

Кельн, Музей). Далекие от социальной заостренности , они правдиво изобра-

жают крестьян баварских деревушек, привлекая серебристой тональной живо-

писью. В позних своих работах Лейбль  переходит  к  импрессионистической

манере живописи, распространяющейся в Германии.