Реферат: Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
На тему: "Особенности организации физкультурно-оздоровительной
работы в детском саду"
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………….. | |||
Глава | I. |
Методика физкультурно-оздоровительной работыв детских садах ………………………………………………. |
|
1.1. | Физические упражнения в режиме дня ..……………………. | ||
1.2. | Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке …...……………………………….. | ||
1.3. | Утренняя гимнастика ……………………………………….. | ||
1.4. | Физические упражнения после сна (дневного) …………….. | ||
1.5. | Физкультминутки …………………………………………….. | ||
1.6. | Средства физкультуры в перерывах между общеобразовательными занятиями …………………………………………. | ||
1.7. |
Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья ……………………………………………………….. |
||
1.8. | Задания на дом ……………………………………………….. | ||
Глава | II. | Цель, задачи, методы и организация исследования ………... | |
Глава | III. | Обсуждение исследовательской работы ………………….. | |
Заключение …………………………………………………………………… | |||
Вывод ………………………………………………………………………… | |||
Библиография ……………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. "В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой". [К.Д. Губерт, М.Л. Рысс, 1981 г.] Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. "Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нем вопрос здоровья стоит на первом месте". [Программа воспитания в детском саду. 1992 г.]
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей.
Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Физическое воспитание детей для меня наиболее актуально.
В своей работе, хочу показать, что более профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.
ГЛАВА I. Методика физкультурно-оздоровительной работы в детских садах
1.1. Физические упражнения в режиме дня
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно – на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.
Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. "Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями". [М.И. Фонарева. 1971г.]
Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол.
"Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года". [Е.Н. Вавилова 1983 г.]
"Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Ио для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на лыжах и санках". [С.П. Лайзане. 1978 г.]
"Большой эмоциональный подъем и интерес вызывают занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности, специально оборудованном для дошкольников берегу водоемов. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т.д.); метание шишек в цель и на расстояние и т.д.". [Т.И. Осокина. 1978 г.]
Используют простейшие формы туризма: летом - пешеходные прогулки с чередованием ходьбы и бега на расстояние, зимой - лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег – 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок не должна превышать 45 минут.
1.2. Физкультурные занятия, подвижные игры и физические
упражнения на прогулке
"Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются". [З.А. Веселас.1985 г.]
"В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения". [З.А. Веселас. 1985 г.]
Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. "При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия". [Э.И. Ариговская. 1968 г.]
При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы.
Однако в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально или поточно, с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.
"Зимой занятия на воздухе проводят в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в легком головном уборе". [М.Ф. Литвинова. 1986 г.]
Подготовленным к занятиям должна быть и площадка или пересеченная местность.
"Физкультурные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их можно место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины". [Е.М. Минский. 1984 г.]
В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.
Содержание подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. "Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [Т.И. Осокина 1978 г.]
В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.
В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т.д.
Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры.
1.3.Утренняя гимнастика
"Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 – 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 – 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.
В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения". [С.П. Лайзане. 1978 г.]
Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе.
Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.
1.4.Физические упражнения после сна
Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:
1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
2. "Вместо 2 – 3 общеразвивающих упражнений проводится один вид движения на расслабление или дыхательные упражнения, прыжки, метание, лазание, элементы танцев" [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
4. "Индивидуальные игры с мячами или скамейками, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]
5. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них, которые входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.
6. "Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]
7. Комплекс упражнений ритмической гимнастики.
При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе.
1.5. Физкультминутки
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба ).
"Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным". [А.А. Ермак. 1978 г.]
Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления , физкультминутку можно не проводить.
1.6. Средства физкультуры в перерывах между
общеобразовательными занятиями
Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. "Это могут быть игры средней подвижности, такие как "карусель", "грушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок" [С.А. Синяков, 1990 г.]
Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.
В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.
1.7. Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья
Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки". [С.М.Иванов 1970 г.]
Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.
"Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках". [Т.П. Лескова. 1983 г.]
В программу включается и пеший туризм. Зимой дети могут выйти в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.
1.8. Задания на дом
Домашние задания используют с целью выработки правильной техники движений, освоения элементов спортивных упражнений и игр, развития физических и волевых качеств предупреждения и исправления дефектов осанки. "В содержание их могут быть включены общеразвивающие упражнения основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей". [Е.М. Минских. 1984 г.]
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: Определить эффективность использования КФУ в повышении
двигательных качеств у детей старшей группы детского сада.
Задачи:
- разработать методику проведения физкультурных занятий с детьми и использовать при исследовании;
- выявить влияние физкультурных занятий по выбранной методике на развитие двигательных качеств (силы, скорости).
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- анализ учебных планов;
- педагогическое наблюдение;
- контрольно-педагогические испытания (тесты);
- педагогический эксперимент
Организация исследования.
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами детского сада (экспериментальной - с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
Исследование проходило в детском саду "Чебурашка" Липецкого района Липецкой области с. Боринское в период с 5 июля по 3 сентября 1999 года. Были взяты две группы, в каждой из которой было по 14 детей. Из огромного числа разнообразных движений, которыми овладевал ребенок дошкольного возраста, мной исследовались лишь те, которые создают общую картину уровня развития моторики - бег, прыжки, метание.
Сравнительно длительное наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить по уровню проявления двигательных возможностей.
Дети с высоким уровнем физической подготовленности (условно назовем их группой "А") характеризуются быстротой и уверенностью действий, при неудаче не отступают от цели, прилагают все усилия для достижения результата, умеют своевременно принимать решения, находить целесообразный способ действия, сдерживать свои чувства и желания, когда этого требуют задания. Они высоко активны и самостоятельны при выполнении упражнений, умеют слушать воспитателя, выполнять указания и поручения. Перед такими детьми важно лишь поставить задачу и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они решают самостоятельно.
Детям со средним уровнем физической подготовленности (условно назовем группой "Б") свойственен разнохарактерный тип поведения. Одни на занятиях возбуждены, беспокойны, но все делают с полной самоотдачей, стремясь утвердить себя. Другие отличаются уравновешенностью, но даже при постоянном побуждении воспитателя выполняют упражнения недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения.
Некоторых характеризует безразличное отношение ко всему, занятии они никому не мешают, но и им ни до кого и ни до чего нет дела. Есть и такие дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций воспитателя, но при неудачах или ошибках снижают активность и не обращают внимания на качество выполнения задания.
Дети с низким уровнем физической подготовленности (группа "В") на занятиях почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Многие ведут себя так, будто требования или необходимость мобилизоваться для успешного выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действия, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. При неудачах они испытывают состояние угнетенности, им свойственно неумение подавлять в себе отдельные желания. Лишь в несложной обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
Неодинаковые двигательно-волевые возможности детей требуют индивидуально - дифференцированного подхода к ним. Его сущность заключается в том, что воспитатель, руководя коллективной деятельностью детей, соединенных в группы по уровню их физической подготовленности, учитывает индивидуальные проявления каждой группы и каждого входящего в нее ребенка, обращая особое внимание на усвоение рациональных способов выполнения детьми движений.
Основной формой дифференцированного обучения являются двигательные задания, которые разработаны для каждой группы детей.
Разновидность их может быть следующей:
1-й вариант. Дети получают задания одинаковые по содержанию, но различные по способу выполнения. Например, задания по обучению прыжку в длину с места в этом варианте могут носить такой характер:
А - выполнять прыжок из низкого приседа;
Б - прыгать , отталкиваясь одной ногой от стены;
В - прыгать из обруча в обруч.
2-ой вариант. Каждой группе может определяться разный по содержанию учебный материал, но одинаковый по способам выполнения. Например: задания по обучению подпрыгиванию на одной ноге могут иметь следующую разновидность:
А - прыжки на одной ноге, перепрыгивая кубики, положенные на пол;
Б - прыжки через начерченные линии;
В - подпрыгивание на одной ноге.
3-ий вариант. Каждая группа может получать задание разное по содержанию и способу выполнения:
А - прыжки с места на возвышение;
Б - прыжки в длину с места, перепрыгивая препятствие;
В -подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь боком вперед.
Варианты заданий я разрабатывал с учетом индивидуальных особенностей детей. Так, для детей с высокими двигательными возможностями планируются задания, связанные с обогащением их двигательных умений и навыков.
Детям со средними двигательными возможностями предлагаются задания, направленные на совершенствование техники физических упражнений, развитие физических и волевых качеств.
Детьми с низкими двигательными возможностями используются задания, направленные на усвоение техники разучиваемых упражнений и способствующие общему физическому и волевому развитию.
Дифференцированная работа на занятии зависела от этапа обучения детей движению. На первом этапе, когда объяснялось и показывалось новое упражнение, двигательное задание могло носить общий характер, т.е. для всех групп быть одинаковым по содержанию и способу выполнения.
На втором этапе, когда осуществлялось усвоение учебного материала и вырабатывалось правильное представление об элементах движения, дети распределялись по группам, каждая из которых выполняла специально предназначенное для нее задание.
На третьем этапе, когда закреплялась и совершенствовалась техника движения, двигательное задание носило общий характер, так как занятия здесь часто содержали игровую или сюжетную форму и требовали коллективных действий детей.
При выборе наглядных методов руководствовались умением детей воспринимать пространственные и временные отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Чем ниже двигательные способности и умения, тем конкретнее и полнее следовало представить наглядность. Так, если детям группы "А" для создания точных представлений о выполнении какого- либо движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для групп "Б" и "В" необходим замедленный показ с разъяснением, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их в процессе занятия.
Осознанному восприятию детьми движений способствуют объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого элемента необходимо для детей низкого уровня физической подготовленности. Детям среднего уровня в объяснении важно подчеркнуть особенности наиболее сложных элементов техники, указать на необходимость сохранения нужного положения тела и отдельных его частей. Для высокого уровня физической подготовленности уместно сжатое объяснение, ссылка на уже известные элементы (одно и тоже исходное положение, сходство в отталкивании, полете, приземлении).
При разработке дифференцированных заданий я обращал внимание на упражнения, способствующие проявлению у дошкольников того или иного физического и волевого качества. Так, для развития быстроты необходимы знакомые, хорошо усвоенные детьми в небыстром темпе упражнения, включающие движения рук, ног, туловища (особенно сгибание и разгибание), т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений. Могут планироваться и упражнения, в которых высокий темп движений поддерживается в течении непродолжительного времени (бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры).
Развитию ловкости способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях. Для этого используются одновременные действия нескольких детей (упражнения в парах, с большим обручем, длинным шнуром, шестом, подвижные игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).
Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых и метательных движениях, лазаний по шесту, канату, плавание, общеразвивающих упражнениях, выполняемых из исходного положения лежа (на спине, животе); в состязаниях с партнером (сталкивание друг друга с места, выпрямление рук, преодоление сопротивления партнера, перетягивание каната и др.).
Для развития выносливости используется бег в умеренном темпе (можно в чередовании с быстрой ходьбой) на расстояние 800 - 1000 м.
При развитии физических качеств следует учитывать предрасположенность отдельных детей к физическому утомлению, эмоциональному перевозбуждению, что я и делал. В связи с этим необходимо уменьшать дозировки, выполнять упражнения без зрителей и т.п.
Задания, направленные на развитие физических качеств, я подбирал так, чтобы их выполнение требовало проявления воли. Например, спрыгивание с высоты с закрытыми глазами развивает смелость, решительность; челночный бег - выдержку; лазание по шесту - настойчивость.
Волевая активность повышается путем словесного воздействия -убеждения, объяснения, надежности страховки и т.д. Все это способствует полноценному развитию двигательных возможностей детей и обеспечивает их переход на более высокую ступень физической подготовленности.
ГЛАВА III. Обсуждение исследовательской работы
Обследование проводилось на физкультурных занятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке, в начале июля, в августе 1999 года. Данные обследования заносились в тетрадь. Исследование предполагало суммирование количественных и качественных показателей.
Количественные показатели - это время преодоления дистанции и т.д.
Качественные показатели характеризуют технику выполнения данного движения.
При оценки техники движений (качественный показатель) вводились 3 обозначения, выраженные знаками "+", "-", "±". Знак "+" означает правильное выполнение, знак "-" неправильное или его отсутствие, знак "±" означает промежуточное положение между обозначениями "+" и "- ", то есть недостаточно техничное выполнение.
Оценка качества движения выводится по пятибалльной системе. Каждый знак соответствует 1 баллу, знак "±" – 0,5 балла, знак "-" – 0 баллов. Общая оценка качества определяется при наличии пяти знаков "+", т.е. при правильном выполнении всех пяти показателей качества.
Бег на 30 м. (таблица № 1)
Фиксируется время преодоления дистанции в 30 м с высокого старта. Дети бегут до флажков, которые размещаются на 2 - 3 м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости у детей перед финишем. Бег проводится парами по команде взрослого, а время пересечения финишной линии фиксируется у каждого ребенка индивидуально.
Через 8-10 минут забег повторяется этими же детьми. Из двух попыток учитывается лучший результат. Качество бега оценивается по приведенным ниже показателям и отмечается записью по форме:
1. Перекрестная координация движений рук и ног.
2. Правильное положение корпуса и головы.
3. Продолжительность фазы полета.
4. Завершенность отталкивания ногой.
5. Прямолинейность движения.
Бег на расстояние проводится в удобном для ребенка темпе.
Фиксируется время и расстояние.
Прыжок в длину с места. (таблица № 2)
Прежде, чем зафиксировать результаты прыжков, детям предлагалось выполнить по 2-3 пробных. В протокол заносился лучший результат из 2-3 контрольных прыжков. Длина каждого замеряется сантиметровой лентой или измерительной планкой от носков ног при отталкивании до пяток при приземлении.
Результаты заносились в протокол приведенных выше формы с той лишь разницей, что количественный результат записывается в см.
Учитываются следующие качественные показатели:
1. Исходное положение полуприсед, руки отведены назад.
2. Энергетичность отталкивания двумя ногами.
3. Выпрямление ног и взмах руками вперед-вверх при завершении отталкивания.
4. Вынос вперед почти прямых ног в полете.
5. Приземление на обе ноги с перекатом с пяток на всю стопу.
Прыжок в длину с разбега. (таблица № 3).
Подготовка та же, что и при прыжке в длину с места.
Качественные показатели:
1. Ускоряющий разбег.
2. Энергичное отталкивание одной ногой.
3. Выпрямление толчковой ноги и вынос полусогнутой в колене маховой ноги и рук вперед-вверх при завершении отталкивания.
4. Те же, что и в прыжке в длину с места.
Метание на расстояние. (таблица № 4)
Метают мешочек весом 200 г правой и левой рукой.
Каждому ребенку дается 3-4 попытки для каждой руки. Записывается лучший результат. Метание осуществляется на размеченном секторе шириной 5 м и длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5 м. Первые 10 м размечаются методом "циркуля" - шнуром от точки метания.
Качественные показатели:
1. Исходное положение в пол оборота к направлению метания.
2. Наличие замаха.
3. Перенос центра тяжести на стоящую сзади полусогнутую ногу во время замаха.
4. Перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска.
5. Энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
Результаты заносятся в протокол отдельно для правой и левой руки.
Лазание. (таблица № 5)
В качестве контрольного упражнения используется лазание по гимнастической стенке. Дается 3 попытки и записывается лучший результат.
Качественные показатели лазания по гимнастической стенке чередующимся (переменным) шагом:
1. Перекрестная координация движений рук и ног.
2. Одновременность постановки ноги и выполнения захвата рукой реек.
3. Прямое положение корпуса и головы.
4. Ритмичность движения.
5. Сохранение перечисленных элементов техники при слезании.
Метание в цель. (таблица № 6)
Навык метания в цель определяется количественным показателем. Ребенок 5 раз метает теннисный мяч в мишень с расстояния 3 м правой и левой рукой.
Диаметр мишени — 1 м (d ядра - 20 см, вокруг него 4 цветных кольца шириной по 10 см). Попадание в ядро оценивается 5 очками, кольца оценка снижается по одному очку (по мере удаления от ядра).
Статическое равновесие. (таблица № 7)
Функция равновесия определяется продолжительностью удержания такой позы: стоя на одной ноге, опираясь другой на голень опорной. Время фиксируется секундомером. Потерей равновесия считается опора на обе ноги или перемещение опорной. Функция равновесия оценивается только в количественных показателях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведения исследования физических качеств контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. Также качественные показатели, из таблиц четко видно, в экспериментальной группе превышают качественные показатели в контрольной группе до 2 баллов. Особое внимание в физкультурно-оздоровительной и исследовательской работах уделялось малоактивным детям. Физкультурно-оздоровительная работа по данной методике и индивидуально-дифференцированный подход на занятиях достиг желаемого результата.
ВЫВОД:
В данной работе показано, что более профессионально подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Также физические упражнения повлияли на детей со стороны психологии. Ближе к концу эксперимента дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. После проведения на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью, позволяет одевать детей даже в холодный период в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 1980 – 145 с., ил.
2. Адашкевич Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: "Просвещение". 1983 – 130 с.
3. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: "Просвещение". 1968 – 215 с., ил.
4. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с., ил.
5. Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
6. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. – 112 с., ил.
7. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 1981 – 230 с., ил.
8. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987 – 190 с., ил.
9. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 – 130 с., ил.
10. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 – 102 с., ил.
11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201 с., ил.
12. Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 – 130 с., ил.
13. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.
14. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 – 120 с.
15. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986 – 175 с., ил.
16. Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 – 202 с., ил.
17. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
18. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 1983 – 104 с., ил.
19. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86 с., ил.
20. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.
21. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.
22. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971 – 107 с., ил.
Таблица № 1 (экспериментальная группа)
№ п/п |
Фамилия, имяБег 30 м количественный показатель (с) |
Бег 30 м (качественные показатели) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сумма в баллах | |||||
1 | Андреев Саша | 15.05.94 г. | 7.07.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
2 | Дрынова Рита | 27.02.94 г. | 7.07.99 г. | 9,0 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
3 | Грызлова Олеся | 13.07.94 г. | 7.07.99 г. | 8,9 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
4 | Дегтярев Олег | 3.09.94 г. | 7.07.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
5 | Воронов Жора | 18.03.94 г. | 7.07.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
6 | Ершов Дима | 16.03.94 г. | 7.07.99 г. | 8,8 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
7 | Жукова Марина | 12.02.94 г. | 7.07.99 г. | 9,0 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
8 | Зуева Наташа | 10.03.94 г. | 7.07.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
9 | Катаева Олеся | 11.08.94 г. | 7.07.99 г. | 9,1 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
10 | Иванов Петя | 30.08.94 г. | 7.07.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
11 | Литвинова Лена | 16.09.94 г. | 7.07.99 г. | 8,9 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
12 | Лыков Миша | 21.01.94 г. | 7.07.99 г. | 8,8 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
13 | Николаев Павел | 17.09.94 г. | 7.07.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
14 | Шишкова Наташа | 20.11.94 г. | 7.07.99 г. | 8,8 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
Таблица № 1.1 (экспериментальная группа)
№ п/п |
Фамилия, имяБег 30 м количественный показатель (с) |
Бег 30 м (качественные показатели) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сумма в баллах | |||||
1 | Андреев Саша | 15.05.94 г. | 27.08.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
2 | Дрынова Рита | 27.02.94 г. | 27.08.99 г. | 8,7 | ± | ± | ± | ± | + | 3,5 |
3 | Грызлова Олеся | 13.07.94 г. | 27.08.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
4 | Дегтярев Олег | 3.09.94 г. | 27.08.99 г. | 8,4 | + | + | ± | ± | ± | 4 |
5 | Воронов Жора | 18.03.94 г. | 27.08.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | ± | 3,5 |
6 | Ершов Дима | 16.03.94 г. | 27.08.99 г. | 8,4 | + | + | ± | ± | + | 4 |
7 | Жукова Марина | 12.02.94 г. | 27.08.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
8 | Зуева Наташа | 10.03.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
9 | Катаева Олеся | 11.08.94 г. | 27.08.99 г. | 8,8 | ± | ± | + | ± | ± | 3 |
10 | Иванов Петя | 30.08.94 г. | 27.08.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
11 | Литвинова Лена | 16.09.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
12 | Лыков Миша | 21.01.94 г. | 27.08.99 г. | 8,7 | ± | ± | ± | + | ± | 3 |
13 | Николаев Павел | 17.09.94 г. | 27.08.99 г. | 8,4 | + | + | ± | ± | + | 4 |
14 | Шишкова Наташа | 20.11.94 г. | 27.08.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
Таблица № 1.2 (контрольная группа)
№ п/п |
Фамилия, имяБег 30 м количественный показатель (с) |
Бег 30 м (качественные показатели) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сумма в баллах | |||||
1 | Бунеев Олег | 12.03.94 г. | 8.07.99 г. | 8,9 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
2 | Киреева Таня | 01.02.94 г. | 8.07.99 г. | 9,1 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
3 | Евсеев Андрей | 03.04.94 г. | 8.07.99 г. | 8,5 | + | + | ± | ± | ± | 3,5 |
4 | Козлов Саша | 06.02.94 г. | 8.07.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
5 | Морхова Надя | 07.05.94 г. | 8.07.99 г. | 8,8 | + | + | ± | ± | ± | 3,5 |
6 | Слукина Валя | 23.04.94 г. | 8.07.99 г. | 9,2 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
7 | Слукин Роман | 27.05.94 г. | 8.07.99 г. | 8,7 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
8 | Путилина Валя | 03.07.94 г. | 8.07.99 г. | 8,8 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
9 | Ефремова Маша | 05.07.94 г. | 8.07.99 г. | 9,0 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
10 | Лобеева Таня | 14.04.94 г. | 8.07.99 г. | 9,2 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
11 | Федорова Катя | 15.06.94 г. | 8.07.99 г. | 8,9 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
12 | Панферов Андрей | 11.01.94 г. | 8.07.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
13 | Чемисов Сергей | 17.04.94 г. | 8.07.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
14 | Торшина Вика | 20.01.94 г. | 8.07.99 г. | 8,9 | ± | ± | + | + | + | 4 |
Таблица № 1.3 (контрольная группа)
№ п/п |
Фамилия, имяБег 30 м количественный показатель (с) |
Бег 30 м (качественные показатели) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сумма в баллах | |||||
1 | Бунеев Олег | 12.03.94 г. | 27.08.99 г. | 8,8 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
2 | Киреева Таня | 01.02.94 г. | 27.08.99 г. | 9,0 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
3 | Евсеев Андрей | 03.04.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
4 | Козлов Саша | 06.02.94 г. | 27.08.99 г. | 8,5 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
5 | Морхова Надя | 07.05.94 г. | 27.08.99 г. | 8,8 | + | + | ± | ± | ± | 3,5 |
6 | Слукина Валя | 23.04.94 г. | 27.08.99 г. | 9,1 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
7 | Слукин Роман | 27.05.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
8 | Путилина Валя | 03.07.94 г. | 27.08.99 г. | 8,7 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
9 | Ефремова Маша | 05.07.94 г. | 27.08.99 г. | 8,9 | + | ± | ± | ± | ± | 3 |
10 | Лобеева Таня | 14.04.94 г. | 27.08.99 г. | 9,1 | ± | ± | ± | ± | ± | 2,5 |
11 | Федорова Катя | 15.06.94 г. | 27.08.99 г. | 8,9 | + | ± | ± | + | + | 4 |
12 | Панферов Андрей | 11.01.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
13 | Чемисов Сергей | 17.04.94 г. | 27.08.99 г. | 8,6 | + | ± | ± | ± | + | 3,5 |
14 | Торшина Вика | 20.01.94 г. | 27.08.99 г. | 8,8 | ± | ± | + | + | + | 4 |
Таблица № 2 (экспериментальная группа)