Реферат: Иностранные инвестиции - одно из важнейших условий выхода России из кризиса.

                 2ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ

                     2УСЛОВИЙ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.

              21. Инвестиционный климат в России и привлечение

                         2иностранных инвестиций.

     После 1991 года в России произошли глубокие изменения.  Была при-

нята новая Конституция страны,  что способствовало развитию  процессов

демократизации нашего  общества.  Российская экономика приобрела новый

облик. При этом,  может быть,  главное - перемены в сознании  рабочих,

крестьян, директоров.

     За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положи-

тельных результатов:

     - идут структурная перестройка экономики (доля материального про-

изводства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-

щен на 70%), начали действовать спросовые ограничения;

     - летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц;

     - более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях;

     - процентная  ставка Центрального банка Российской Федерации была

снижена с 210 до 150%;

     - за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые де-

нежные доходы населения,  а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного

минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек.

     В то же время продолжается спад производства:  в первом полугодии

1994 года ВВП снизился на 17%  по сравнению с соответствующим периодом

1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно

завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен.

     Все еще велик дефицит бюджета,  если бы не чеченский  кризис,  он

составил бы на конец 1994 года около 9%  ВВП,  но теперь ясно, что эта

цифра не отвечает действительности.

     Увеличиваются в абсолютном выражении,  хотя и не растут в относи-

тельном так называемые неплатежи предприятий.  К концу первого полуго-

дия 1994  просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4

раза превысила денежные средства на их счетах.  Имеют место длительные

простои предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции.

     На фоне относительно невысокого уровня  безработицы  (1.5%  заре-

гистрированных и  6%  фактически  незанятых по отношению к численности


                                - 2 -

экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные

социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных

категорий населения (женщины предпенсионного возраста,  некоторые кон-

тингенты молодежи).

     Несмотря на сложность складывающейся ситуации,  она вполне управ-

ляема и, как показал опыт, предсказуема:

     - дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду  про-

изводства. Теперь  этот  спад надо превратить из общего в структурный,

то есть необходимо через процедуры санации и  банкротства  вывести  из

оборота нежизнеспособные  предприятия.  Вместе  с  тем следует активно

поддержать эффективных производителей,  стимулировать  очаги  роста  в

экономике;

     - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно

последовательно снижать инфляцию,  приблизить структуру цен к мировой,

корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий  (элект-

роэнергия, газ, железнодорожные перевозки);

     - либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться

положительного сальдо  внешней  торговли.  Сегодня стоит задача - пре-

дотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;

     - после денационализации в результате чековой приватизациии стра-

на должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-

ков и стратегических инвесторов - через фондовый рынок,  через вторич-

ный рынок ценных бумаг;

     - прекращено  инфляционное  финансирование  капитальных вложений,

ставка банковского процента стала положительной и наблюдается  тенден-

ция к ее понижению.  Теперь важно создать в стране нормальный инвести-

ционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-

ния предприятий и населения.

     Именно на этом,  в известном  смысле  переломном  этапе  развития

страны, когда  наметился  выход из кризиса и вполне реальны стабилиза-

ция, а затем и оживление в экономике,  особенно актуальной  становится

задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только

дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики,  но  и  спо-

собствовать ее вхождению в мировую экономику.

     Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-

сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,

неотработанности законодательства,  обременительной налоговой системы,

неразвитости инфраструктуры.


                                - 3 -

     Так, они отмечают наличие в России противоречащих  друг  другу  и

быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений,  касающихся

иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их

отдельными организациями и местными властями.  На такие принципиальные

вопросы,  как право собственности на землю, механизмы реализации зало-

говых форм,  иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На-

логовая система не стимулирует инвестиционную активность.

     Недостаток коммерческой  информации о рынке в России,  регионах и

конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,

правовой базе  также является препятствием на пути иностранного инвес-

тирования в экономику России,  особенно для малых и средних зарубежных

компаний и фирм.

     В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран-

ных инвестиций  в российскую экономику.

     Первое, самое главное направление привлечения иностранного  капи-

тала -  освоение  с  его помощью невостребованного научно-технического

потенциала России,  особенно на конверсируемых предприятиях  оборонной

промышленности.

     Второе направление - расширение и диверсификация экспортного  по-

тенциала России.

     Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз-

витие производства  товаров  народного потребления,  продовольственных

товаров, медикаментов.

     Четвертое направление  -  сфера транспорта и связи,  отрасли инф-

раструктуры.

     Пятое направление  -  содействие притоку иностранных инвестиций в

трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный  и  Северо-За-

падный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-

пасами.

     От российского  правительства требуются вполне конкретные практи-

ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области

законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики,  в органи-

зационной и информационной сферах.  Существующее  законодательство  об

иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-

бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на

одном из последних мест.  Поэтому правительство должно принять ряд но-

вых акций по привлечению иностранных инвестиций.

     Учитывая, что  вопросами  регулирования и координации привлечения


                                - 4 -

иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени  зани-

мались многие  министерства и ведомства,  что затрудняло работу иност-

ранных инвесторов в России и вызывало обоснованные  нарекания,  прави-

тельство России  приняло  решение  о возложении функций по координации

деятельности федеральных органов исполнительной власти  РФ  и  органов

исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-

ранными инвесторами на Министерство Экономики России.  Указанное реше-

ние облегчит  практическую деятельность иностранных инвесторов на тер-

ритории РФ.  Для этого Министерство Экономики  России  должно  обеспе-

чить:

     - систематическую,  увязанную с другими направлениями экономичес-

кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ-

ного финансово-инвестиционного сотрудничества;

     - формирование и реализацию государственной политики по привлече-

нию иностранных инвестиций,  а также координацию сотрудничества в  ин-

вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

     - работу по заключению международных договоров о поощрении и вза-

имной защите капиталовложений,  организации и проведению международных

тендеров, заключению концессионных договоров и  соглашений  о  разделе

продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых

организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-

ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-

ятельности иностранных инвесторов.

     Приток иностранных инвестиций жизненно  важен  и  для  достижения

среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо-

го кризиса,  преодоления спада производства и ухудшения качества жизни

россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-

щества, с одной стороны,  и иностранных инвесторов- с  другой,  непос-

редственно на совпадают.  Россия заинтересована в восстановлении,  об-

новлении своего производственного потенциала,  насыщение  потребитель-

ского рынка  высококачественными  и недорогими товарами,  в развитии и

структурной перестройке своего экспортного потенциала,  проведении ан-

тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен-

ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в

новом плацдарме  для  получения  прибыли за счет обширного внутреннего

рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-

чей силы,  достижений отечественной науки и техники и ... даже ее эко-


                                - 5 -

логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная

и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,

не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-

кого регулирования на достижение общественных целей.

     Между тем роль России в мировом рынке  капитала  крайне  незначи-

тельна, а  встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных

стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-

шие  в  зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам,  в несколько

раз превышает ввоз капитала в Россию.

      22. Спираль суженного воспроизводства и иностранные инвестиции

     Спад производства,  инфляция, растаскивание национального богатс-

тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития

общества привели экономику России в упадок  и  вызвали  инвестиционный

кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по

сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза,  а в 1993 году - еще на  16%

("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994

год, номер 6).  Таким образом,  за два года он сократился на 58%. Доля

накопления в ВВП упала с 16 до 9%  в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело-

вой мир, 1994, номер 1)

     В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза,

то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-

изводственных  капитальных вложений как источника расширенного воспро-

изводства снизилась с 70 до 60%,  а коэффициент  капиталоотдачи  (ввод

основных фондов т тыс.  руб.  на 1 млн.  руб.  затраченных капитальных

вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28.

     Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных

вложений бесконтрольно "проедается" строителями,  иными словами,  нап-

равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое

монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и

автомашин) за 1992-1993 гг.  снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ,  1994,

номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-

рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-

ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного

строительства, на  1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб-

лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено  объектами  произ-

водственного строительства (Экономика и жизнь,  1994,  номер 5). Абсо-


                                - 6 -

лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая

в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-

чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1

трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-

фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-

жений соответствовало 1.473 трлн.  руб!  Общество попало в спираль су-

женного воспроизводства,  которая схематически  в  условиях  замкнутой

экономики выглядит так:

       1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1<P0) - 0>

    1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1<d0) - 0>

    1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1<K0) при том, что

       1(1-P1/P0)<(1-K1/K0), поскольку P1d1<P0d0 - 0>

    1- 0> 1 снижение доли производственных вложений (f1<f0)- 0>

    1- 0> 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 - 0>

    1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся

       1фондоотдаче (P1<P2) при (1-P1/P0)<(1-P2/P1)...

       1и далее цикл суженного воспроизводства повторяется.

     В обычной  схеме при отсутствии инфляции амортизация,  включенная

здесь в состав  валовых  капитальных  вложений,  обеспечивает  простое

воспроизводство. Но  в современных условиях она "работает" на суженное

воспроизводство, поскольку инфляция непрерывна,  а переоценка основных

фондов дискретна.

     Разрыв этой цепной реакции,  выход из затягивающегося  обществен-

но-экономического кризиса возможен только на основе активизации инвес-

тиционной деятельности,  направленной на развитие и кардинальное повы-

шение эффективности производства.  Для этого должна быть срочно разра-

ботана и реализована система стимулирующих и направляющих и направляю-

щих мер:

     - стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности

и населением,  а также блокирование "проедания" доходов с целью расши-

рения "национальных инвестиций";

     - предоставление  весомых налоговых льгот производственным инвес-

торам и банкам,  кредитующим производственное  строительство,  которые

компенсировали бы  им  недобор  прибыли  по сравнению с использованием

средств в качестве торгового или финансового капитала;

     - возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;


                                - 7 -

     - формирование национальной системы  мониторинга  инвестиционного

климата России и ее регионах и ряд других.

     Наряду с этими мерами важную роль  играют  предотвращение  оттока

национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну пря-

мых иностранных инвестиций.

      23.Масштабы прямых иностранных инвестиций в России

     Публикация Госкомстата,  Министерства финансов, Министерства эко-

номики и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, да-

ют совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций

в России.

     Назовем лишь наиболее существенные факторы, обуславливающие столь

значительные расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследу-

емую величину обозначены знаком "+", а уменьшающую ее, знаком "-")

     - разные  источники  оперируют  различным кругом форм иностранных

инвестиций (скажем, включают или не включают в их величину портфельные

инвестиции,вложения в покупку нерезидентами недвижимости на территории

России и т.д.) (+);

     - в условиях падения государственной дисциплины местные статисти-

ческие органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных

инвестициях (-);

     - многие российские коммерческие структуры, используя учредитель-

ные документы  (выписки  из  торгового  реестра  и  банковского счета)

иностранных коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и,

зарегистрировав предприятие  с  иностранными инвестициями,  используют

его как "крышу" для получения льгот в своей коммерческой  деятельности

(-);

     - предприятия с  иностранными  инвестициями  реинвестируют  часть

своей прибыли в производство,  при этом неизвестно,  как отражаются их

капитальные вложения в тех или иных данных (+);

     По данным  Госкомстата,  прямые  иностранные инвестиции в покупку

акций действующих промышленных предприятий в 1993 году  достигли  при-

мерно 900 млн.  долларов,  а победители инвестиционных конкурсов взяли

на себя обязательства вложить еще 1 млрд. долларов. В таблице 1 приве-

дены эти оценки в сводном виде.


                                - 8 -

     Таким образом,  общая сумма фактически инвестированного  капитала

на 1 января 1994 года составляла 4-4.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от

накопленных прямых иностранных  инвестиций  мирового  сообщества.  Эта

цифра, сама  по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутрен-

него рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресур-

сах, производственном  и  научно-техническом потенциале мирового сооб-

щества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинс-

тве своем это не серьезные капитальные вложения,  а маркетинговые зат-

раты с целью изучения российского рынка и первоначального  закрепления

в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов

вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.

      24. Препятствия на пути притока иностранных инвестиций.

         2Инвестиционный климат в России.

     Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономи-

ку объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разног-

ласиями между исполнительной и законодательными  властями,  Центром  и

субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой Рос-

сии и войн непосредственно на ее границах),  социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгу-

лом преступности и бессилием властей,  неблагоприятным для  инвесторов

законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падени-

ем курса рубля и др.  Эти факторы перевешивают  такие  привлекательные

черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя техничес-

ки устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-

личие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий на-

учно-технический потенциал.

     В рыночной экономике совокупность политических,  социально-эконо-

мических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и геог-

рафических факторов,  присущих  той или иной стране,  привлекающих или

отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного кли-

мата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим  по-

казателем инвестиционной  привлекательности  страны и "барометром" для

иностранных инвесторов.

     В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки


                                - 9 -

инвестиционного климата страны и ее  отдельных  регионов.  Иностранные

инвесторы ориентируются  на оценки многочисленных консалтинговых фирм,

регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах  мира,

в том  числе и в России.  Однако оценки инвестиционного климата в Рос-

сии, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, про-

водимых вне  Российской  Федерации и без участия российских экспертов,

представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

      25. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций.

     Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являет-

ся важным  средством устранения инвестиционного "голода" в стране.  По

оценке премьер-министра России В.Черномырдина,  данной  им  в  Давосе,

потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10-12 млрд.

долларов в год.  Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на

такие вложения,  необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном

климате.

     Требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на форми-

рование в стране как общих условий  развития  цивилизованных  рыночных

отношений, так и специфических,  относящихся непосредственно к решению

задачи привлечения иностранных инвестиций.  Среди мер общего характера

в качестве первоочередных:

     - достижения национального согласия  между  различными  властными

структурами, социальными  группами,  политическими  партиями и прочими

общественными организациями по поводу приоритетности решения общенаци-

ональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

     - ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным  (в

том числе  Гражданским кодексом) и уголовным законодательством,  наце-

ленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

     - радикализация борьбы с преступностью;

     - торможение инфляции всеми известными в мировой практике  мерами

за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

     - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

     - мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвес-

тиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла-

дам;

     - внедрение  в  строительстве системы оплаты объектов за конечную


                                - 10 -

строительную продукцию;

     - запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

     - предоставление налоговых льгот банкам,  отечественным и  иност-

ранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол-

ностью компенсировать им убытки от замедленного  оборота  капитала  по

сравнению с другими направлениями их деятельности;

     - формирование общего рынка республик бывшего СССР  со  свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

     Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российс-

кую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в

России цивилизованного,  социально ориентированного общества, характе-

ризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит

смешанная экономика,  предполагающая  не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности,  но и интернационализа-

цию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

     29 сентября 1994 года вышло постановление Правительства  Российс-

кой Федерации  номер 1108 "Об активизации работы по привлечению иност-

ранных инвестиций в экономику Российской Федерации".


                                - 11 -

                        Список литературы:

     Я. Уринсон, "Инвестиционный  климат  в России и привлечение иност-

ранных инвестиций", Вопросы Экономики, номер 8 за 1994 год;

     В. Фельзенбаум, "Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо-

мики, номер 8 за 1994 год;

     В. Филатов,  "Проблемы  инвестиционной  политики в индустриальной

экономике переходного типа", Вопросы Экономики, номер 7 за 1994 год;

     А. Витин,  "Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций", Воп-

росы Экономики, номер 7 за 1994 год;

     "О социально-экономическом положении России",  Экономика и жизнь,

номер 6 за 1994 год;

     Деловой мир, номер 1 за 1994 год;

     Коммерсантъ, номер 5 за 1994 год;

     Экономика и жизнь, номер 5 за 1994 год;

     "Собрание законодательства Российской Федерации",  номер 24 от 10

октября 1994 года,  официальное издание администрации президента  Рос-

сийской Федерации, Москва