Реферат: Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты как основа формирования современных моделей юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязаннос­ти, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении ее внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. За­крепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

1. Признаки юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами

Признак имущественной обособленности предполагает, что иму­щество юридического лица обособляется от имущества других юри­дических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учреди­телей (участников), от имущества государственных или муниципаль­ных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. При­знание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капита­ла (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государствен­ных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица—следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридичес­кого лица или собственник его имущества не отвечают по обязательст­вам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отве­чает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 82, п. 1 ст. 95, п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.).

Юридические лица несут ответственность только по своим обя­зательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадлежащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными сред­ствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных зако­ном случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способ­ность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвида­ции. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).

Коммерческие организации, за исключением унитарных пред­приятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды пред­принимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не со­держится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспо­собностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учреди­тельных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя­занности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособнос­тью наделены также некоторые коммерческие организации: госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предус­мотрена специальная правоспособность (банки, страховые органи­зации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной пра­воспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособ­ность путем соответствующего указания в учредительных докумен­тах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими дей­ствиями приобретать гражданские права и принимать на себя граж­данские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотрен­ных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участни­ков, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам (ст. 72 ГК РФ)[1]. Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юриди­ческого лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномо­чия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учре­дительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). До принятия закона о регистрации юридических лиц, в котором будут определены порядок и место регистрации юридических лиц, при разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следу­ет исходить из того, что “местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов”[2].

Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юриди­ческими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Пред­ставительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выпол­няет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществля­ет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный в одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу  прямого распоряжения государственного органа или органа местно­го самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии, с которым они могут быть свободно образованы учредителями — гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуп­равления. Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридичес­кое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистра­ции по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном по­рядке создаются, хозяйственные общества и товарищества, общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), ре­лигиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юри­дического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме “дачи согласия” на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций— союзы и ассоциации[3].

Реорганизация юридического лица представляет собой прекра­щение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) — ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизу­емого юридического лица, продолжается другими лицами. Реоргани­зация осуществляется по решению: учредителей (участников) органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами, компетентного государственного органа (например, фе­дерального антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации: слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выде­ление (из состава юридического лица выделяются одно или несколь­ко юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого про­изошло выделение, продолжает существовать), преобразование (из­менение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присо­единении юридического лица к другому юридическому лицу к пос­леднему переходят права и обязанности присоединенного юриди­ческого лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическо­му лицу переходят права и обязанности реорганизованного юриди­ческого лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в со­ответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизован­ного юридического лица. В этих случаях правопреемство осущест­вляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента госу­дарственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в слу­чае присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридическо­го лица).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производите” по реше­нию учредителей (участников) или органа юридического лица, упол­номоченного на то учредительными документами, по любому осно­ванию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом.

Закон предусматривает порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юриди­ческого лица или орган, принявший соответствующее решение, не­замедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистра­цию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициати­вой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персо­нальный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную реги­страцию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юри­дического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридичес­кого лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осу­ществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмот­ренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования креди­торов считаются погашенными. Погашенными считаются также тре­бования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учреди­тельными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Ликвидация завершается записью об этом в едином государствен­ном реестре юридических лиц.

2. Виды юридических лиц

Юридические лица классифицируются по различным критериям. В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и неком­мерческие (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие организации — это юриди­ческие лица, созданные для занятия предпринимательской деятель­ностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей дея­тельности извлечение прибыли и не распределяют полученную при­быль между участниками (учредителями). Предпринимательскую дея­тельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует целям. К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные федеральным законом.

В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества (п. 2 ст. 48 ГК РФ) различают:

а) юридические лица, в отношении имущества которых их учре­дители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесенное в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.). К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские ко­оперативы,

б) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные пред­приятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируе­мые собственником учреждения;

в) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).

Критерием для классификации юридических лиц может служить их организационно-правовая форма. По этому признаку коммерчес­кие организации подразделяются на хозяйственные общества и то­варищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди некоммерческих орга­низаций выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотво­рительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммер­ческих организаций (союзы, ассоциации),

Рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих ор­ганизаций.

Хозяйственные товарищества и общества — наиболее распро­страненная в имущественном обороте форма коллективного пред­принимательства (ст. 66 ГК РФ). Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допущенных к участию в гражданском обороте. К хозяйственным товариществам отнесены полные товарищества и товарищества на вере (коммандит­ные товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. При этом ГК полностью регулирует статус това­риществ, не предусматривая издания для этих целей никаких специ­альных законов. В отношении обществ ГК ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах. Уже приняты Федеральные законы: от 26 декабря 1995 г “Об акционерных обществах”[4], от 8 февраля 1998 г “Об обществах с ограниченной ответственностью”[5].

Товарищества и общества имеют много общих черт. И те, и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей пра­воспособностью. Их уставный (в обществах) или складочный (в то­вариществах) капитал разделен на доли их участников. Как общест­ва, так и товарищества являются собственниками своего имущества. Различия же в их правовом статусе определяются тем, что товарище­ство — это объединение лиц, тогда как общество — это объединение капиталов. Объединение лиц предполагает, помимо имущественных вкладов, непосредственное личное участие учредителей (участни­ков) в деятельности организации. В отличие от этого создание хозяй­ственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного  участия учредителей (участников) в предпринимательской деятель­ности. Важно также отметить, что участники товариществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответствен­ность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества. Это (так же, как и необходимость прини­мать личное участие в деятельности товарищества) объясняет недопустимость одновременного участия лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций. Исключение составляют вкладчики в това­риществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно быть участниками нескольких товариществ. Сказанным определяет­ся субъектный состав участников обществ и товариществ. В товари­ществах могут участвовать только индивидуальные предпринимате­ли или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Напротив, в обществах (а также в роли вкладчиков в това­риществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, совсем не обязательно являющиеся предпринимателями. Исключение в этом отношении составляют государствен­ные органы и органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Среди всех коммерческих организации, основой организацион­но правовой формы которых, как правило, является принцип корпоративности, выделяются организации, представляющие собой по организационно-правовой форме унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками. Уни­тарные предприятия не наделяются правом собственности на за крепленное за ними имущество. Его собственником остается учре­дитель.

Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются за счет государственно­го имущества органами управления Российской Федерации и входя­щих в ее состав субъектов, уполномоченными управлять государст­венным имуществом. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образований. В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или; федеральное казенное предприятие

Правовое положение производственных кооперативов регулиру­ется помимо Гражданского кодекса Федеральным законом от 8 мая 1996 г “О производственных кооперативах”.[6] Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участ­никами) имущественных паевых взносов. Законом и учредительны­ми документами производственного кооператива может быть пред­усмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив, так же как и товарищество, — это, прежде всего объединение лиц, а не капиталов. Его участники обязаны участвовать в деятельности кооператива. Однако в отличие от товариществ, в которых полными товарищами могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие ор­ганизации, членами производственного кооператива могут быть любые граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица. В соответствии с п. 4ст 110 ГК РФ каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения, а прибыль распределяется между членами, прежде всего в соответствии с их трудовым участием. Это характери­зует производственный кооператив как артель — особую форму ор­ганизации труда и предпринимательской деятельности граждан, ос кованную на началах равенства всех его участников

Остановимся также на организационно-правовых формах неком­мерческих организаций

Правовое положение потребительского кооператива регулируется, помимо ГК РФ (ст. 116), Законом от 19 июня 1992 г “О потреби­тельской кооперации в Российской Федерации”[7]

Потребительским кооперативом признается добровольное объ­единение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев. Потребительская кооперация в интересах пайщиков ведет за­готовительную, торговую, жилищно-строительную, гаражно-строительную и иные виды деятельности. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации. Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах.

Правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений), кроме ГК РФ (ст. 117), регулируется федеральными законами от 19 мая 1995 г “Об общественных объединениях”[8], от 12 января 1996 г “О профессиональных союзах, их правах и гаранти­ях деятельности”[9], от 12 января 1996 г “О некоммерческих органи­зациях”, от 11 августа 1995 г “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”[10], от 26 сентября 1997 г “О свободе совести и религиозных объединениях”[11] и другими правовыми актами

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных или материальных потребностей. Это могут быть партийные, профсоюзные, спортивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и др.

Согласно ст. 117 ГК РФ участниками таких объединений могут быть только физические лица. При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество созданного ими юридичес­кого лица, т. е. граждане при выходе из организации не вправе требо­вать возврата членских взносов, пожертвований и иного переданно­го ей имущества. Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения этих организаций (например, профсоюзное объединение Всероссийский электропрофсоюз).

Как собственники имущества общественные и религиозные орга­низации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую, деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (например, издательскую деятельность, деятельность по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и т. п.).

Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления. К учреждениям относятся органы государственного управления и органы места самоуправления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и проч.

Ассоциации или союзы—это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ). Они могут быть созданы как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Формула ст. 121 ГК РФ исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Создаются они исключительно на доброволь­ной основе для целей координации деятельности создавших их орга­низаций, а также представления и защиты их общих интересов. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридичес­кое лицо может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданских прав

В качестве участника отношений, формирующихся в сфере граж­данского оборота, вправе выступать и государство. Важнейшая об­ласть таких отношений — это отношения собственности. Государство широко участвует и в обязательственных отношениях — как до­говорных, так и вне договорных при выпуске государственных и муниципальных займов, лотерей, при получении и выдаче кредитов, при возмещении вреда, например, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответ­ственности, и в других случаях, предусмотренных законом. При этом в отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматрива­лось как единый субъект гражданских отношений, действующее за­конодательство исходит из существования наряду с Российской Фе­дерацией других государственных, а также муниципальных образо­ваний, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота. Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов граждан­ских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования — городское, сельское поселение, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления[12].

Названным субъектам присущи все признаки, необходимые для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организованное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Организационное единство, отражающее наличие цели создания и функционирования государственного или муниципального образования, его территориальная структура, структура управления и т. п. определяются в Консти­туции РФ, иных законах, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образовании и в других нормативных актах Обособление имущества проявляется в принадлежности им имуще­ства либо на праве государственной собственности—Российской Федерации, ее субъектам, либо на праве муниципальной собствен­ности — муниципальным образованием (ст. 214, 215 ГК РФ).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образова­ния выступают в гражданских отношениях не только самостоятель­но, но и на равных началах с физическими и юридическими лица­ми — участниками этих отношений, не пользуясь в гражданских пра­воотношениях привилегиями, основанными на властных полномо­чиях. Прежде всего, это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти. Более того, к Российской Федерации, ее субъектам, муници­пальным образованиям как к субъектам гражданского права приме­няются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ).

Вместе с тем все названные субъекты — особые участники граж­данских правоотношений. Их особые качества проистекают от объ­единения в одной структуре и политической организации, облечен­ной властными полномочиями, и участника гражданских правоотно­шений, хозяйствующего субъекта. Как носители властных полномо­чий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанав­ливая правовое регулирование отношений собственности, обяза­тельственных отношений и других отношений в сфере гражданского права) и т.п.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции в гражданских правоотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципальных образований — через органы местного самоуправления. Названные органы действу­ют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

На уровне Федерации в качестве таковых органов выступают Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство России, фе­деральные органы исполнительной власти (министерства, государст­венные комитеты). Так, Госкомимущество России оформляет за­крепление имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление организаций, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или в залог и т.д.[13] На уровне республики участие в гражданских правоотношениях осу­ществляется через законодательное собрание или иной орган зако­нодательной власти. Президента, Правительство, министерства, ко­митеты. На уровне края, области — через областную, краевую думу, иной законодательный орган, областную, краевую администрацию и ее комитеты, департаменты и т.п. В муниципальных образованиях — через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований (мэра, старосту и др.), глав районных, городских администраций и др.

Возможен и иной механизм участия государства в гражданских правоотношениях Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в федеральных зако­нах, указах Президента, постановлениях Правительства, норматив­ных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуп­равления, а также юридические лица и граждане. Это своего рода делегирование полномочий, оформляемое в нормативном или инди­видуальном порядке. В таких ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно.[14] Так, граждане могут представлять ин­тересы государства в органах управления акционерных обществ (хо­зяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых за­креплена (находится) в федеральной собственности. Представление интересов осуществляется на основании договора, заключаемого Российским фондом федерального имущества и гражданином[15].

Граждане могут также выступать в качестве представителей интересов Правительства в суде в случае предъявления к Правительству исковых или иных требовании. Полномочия гражданина представителя должны быть в таком случае выражены в доверенности.[16]

Что касается ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ муниципального образования, то имущественная обособленность Российской Федерации государственных и муниципальных образовании втечет за собой их самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ).

Прежде всего, следует отметить, что названные субъекты несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть пред усмотрены в законе (например, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Затем, они отвечают имуществом, принадлежащим им на праве собственности. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 214, п. З ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, делится на две части. Одна его часть закрепляется на праве хозяйственного ведения или оператив­ного управления за государственными или муниципальными пред­приятиями или учреждениями, созданными Российской Федера­цией, ее субъектами и муниципальными образованиями, другая часть имущества составляет соответственно казну Российской Феде­рации, казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну муниципального образования. Самостоятельная имуществен­ная ответственность возможна только на базе второй части имуще­ства. В состав имущества, которым отвечают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, не включаются имуще­ство, закрепленное за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, иму­щество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, объекты ядерной энергетики).

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом

Далее, установлен принцип, согласно которому юридические лица не отвечают по обязательствам создавших их государственных муниципальных образований, а Российская Федерация, государственные и муниципальные образования в свою очередь, не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, специально установленных законом. Так согласно п. 3 ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками) собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Разграничение ответственности производится и между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образовании, а последние не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Рос­сийской Федерации.

Коммерческая, иная частноправовая деятельность государства с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств ре­гулируется нормами международного частного права и международ­ного гражданского процесса. При этом российское законодательст­во исходит из концепции абсолютного иммунитета суверенного иностранного государства, его имущества и требует соответствующего подхода к иммунитету российского государства, его имущества (ст. 435 ГПК РСФСР). Это означает, в частности, что российское государство в отношении совершаемых им сделок может быть подчинено иностранному закону или иностранному суду только при условии, если прямо выразит на то свое согласие, предъявление иска к государству обеспечение иска обращение взыскания на имущество государства может быть допущено лишь с согласия компетентных органов Российской Федерации.

Сделки, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, как правило, совершают торговые представительства РФ за границей, а также органы государственной власти в рамках их компетенции или иные юридические лица в силу специальных полномочии. Непосредственно Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую дея­тельность только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.[17]

Особенности ответственности Российской Федерации, ее субъек­тов в регулируемых гражданским законодательством отношениях с так называемым иностранным элементом должны определяться за­коном об иммунитете государства и его собственности. Такой закон пока не принят.

Заключение

 

Разобрав данную тему контрольной работы, можно сделать вывод, что особое место при формировании современных моделей юридических лиц в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы (тем более, некоторые из них,  принятые ещё в СССР), не должны ему противоречить. Рассматриваемые нами нормы формирования юридических лиц содержатся и в, так называемых, подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 – 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующее отношение согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Рассматриваемые нами гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако следует иметь в виду, что и Конституция, и ГК не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации – республиками, областями, городами федерального значения.

Список литературы

1.   Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г.

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.

3.   Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юристъ, 1999.

4.   Основы права: Учебник. / Под ред. В.В. Лазар7ева. – М.: Юристъ, 1998.

5.   Собрание законодательства Российской Федерации 1995, 1996, 1997 и 1998 гг.



[1] См. также ст. 84 ГК РФ.

[2] См.: п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ”.

[3] См.: п. 1,2,8 ст. 17 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в редакции Федерального Закона от 25 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 1977.

[4] СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 1.

[5] СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 785.

[6] СЗ РФ. 1996. №20. Ст. 2321.

[7] ВВС РФ. 1992. №30. Ст. 1788. Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 1 ФЗ от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” на потребительские кооперативы этот закон не распространяется // СЗ РФ. 1996. Ст. 145.

[8] СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.

[9] СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148.

[10] СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3340.

[11] СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4465.

[12] См.: ст. 1 ФЗ от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

[13] См.: п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г., в редакции от 16 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4930; 1997. №25. Ст. 2948.

[14] См., например: постановление Правительства РФ от 11 апреля 1997 г. “О предоставлении Министерством финансов РФ поручительства по кредиту коммерческого банка, привлекаемому администрацией Орловской области” // СЗ РФ. 1997. №16. Ст. 1897. Согласно названному постановлению Министерство финансов РФ даёт в 1997 г. поручительство по кредиту коммерческого банка от имени Правительства РФ. При этом расходы по погашению кредита осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

[15] См.: постановление Правительства РФ от 21 мая 1996 г. “Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности” // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2698.

[16] См.: постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. “О порядке назначения представителей интересов Правительства РФ в судах”  // СЗ РФ. 1994. №17. Ст. 2003.

[17] См.: ст. 11 ФЗ от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” // СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923.