Реферат: Политические партии в республике Молдова

Становление многопартийной системы в Республике Молдова.. 3

Особенности формирования многопартийности в Республике Молдова.. 3

Становление общественно-политических движений независимой Молдовы.. 5

Народный фронт РМ... 5

Интерфронт.. 6

Движение Гагауз-Халкы.. 7

Этапы перехода политической системы РМ от тоталитарной к демократической.. 7

Появление политических партий в РМ... 8

Свобода партий в Конституции республики Молдова.. 11

Фракции парламента 2001-2005 г. 11

Список политических партий, зарегистрированных Министерством Юстиции.. 12

Партии, перерегистрированные согласно Закону о партиях и других социально-политических организациях   12

Новообразованные партии и социально-политические организации.. 13

Вывод.. 14

Литература.. 14

Становление многопартийной системы в Республике Молдова

Особенности формирования многопартийности в Республике Молдова

Отсчет современной молдавской многопартийности следует считать от 19 всесоюзной партийной конференции  в июне 1988 г, где М. Горбачев провозгласил плюрализм[1] мнений, и началось создание общественно-политических организаций. На II съезде народных депутатов была изменена статья 6 конституции для Молдовы и 9 для СССР, где было сказано, что наряду с КПСС могут создаваться другие политические структуры. Это означало легализацию многопартийности в СССР. Вплоть до августа 1991г, это происходило бурно, но с оглядкой на КПСС, т.е. ведущая роль все равно принадлежала ей. Августовский путч не удался, Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря  и призвал ЦК КПСС принять решение о самороспуске.

Президент Молдовы Мирча Снегур 21 августа 1991 подписал указ о прекращении деятельности организационных структур политических партий ОПД в государственных органах, учреждениях и организациях Республики Молдова, где говорилось:

  1. О прекращении деятельности существующих и запрещалось создание новых политических организаций в РМ. В республике разрешалось действовать профессиональным организациям, ветеранским, т.е. всем, кто не занимается политикой.
  2. Установлено декретом: участие или неучастие граждан в политических партиях не может служить основанием для ограничения их прав в том числе и при устройстве на работу.
  3. Правительству необходимо было трудоустроить лиц, высвободившихся при действии указа.

Президент в этом указе постановил упразднить газеты:

·     Советская Молдавия

·     Кувынтул

·     Кишинёвские новости

·     Днестровская правда (Днестровск)

·     Диалог (Тирасполь)

·     Победа (Бендеры)

·     Новое время (Бендеры)

·     Слобозийские новости (Слобозия)

Все газеты партийных органов были закрыты за то, что они поддержали путч. Во втором пункте постановления запрещается издание незарегистрированных газет, упраздняется бюро агентства ТАСС, предписывается издателям упраздненных газет возобновить выпуск после официальной регистрации.

23 августа 1991 президиум парламента, не имея на это права, издает постановление о компартии Молдавии:

  1. Запретить деятельность компартии на всей территории РМ.
  2. Национализировать все ее имущество, считать его государственной собственностью и передать в распоряжение правительства.
  3. Правительству поручалось взять под охрану национализированное имущество.
  4. Правительству поручалось начать переговоры с центром для передачи архивной документации о деятельности компартии Молдавии.
  5. Президенту нацбанка предписывалось приостановить все денежные операции со счетами КП, как в советской, так и в иностранной валюте. Все денежные счета передаются в распоряжение правительства в государственную казну

29 декабря 1991г. в Алма-Ате была принята декларация о создании содружества независимых государств. Это и было последней точкой в существовании СССР, а значит и КПСС со своими структурами.

В Молдове формирование многопартийности имело свои особенности.

  1. Формирование имело взрывной характер. За период с 1989 по 1994 гг. в Молдове существовало 60 партий. Эти партии не затрагивали интересы народа и народ тоже практически ничего о них не знал.
  2. Социальная база созданы партий не соответствовала новым структурам поскольку в обществе не было классов, слоев, и т.п.
  3. В основе образования партии того периода лежал принцип объединения вокруг одного лидера, вербующего сторонников. Для этих лидеров партия была трамплином для проникновения в высшие этажи власти
  4. Новые партии были очень малочисленными. Это объясняется тем, что народом слово партия не воспринималось или ассоциировалось с КПСС.
  5. Сложность исторического этапа заключалось в том, что никто никогда нигде, ни один народ в мире не совершал переход от централизованной экономики к рыночной. Никто не знал чем руководствоваться, и действовали методам проб и ошибок. Отсутствие традиций государственности и других традиций (Молдова впервые строила государство).
  6. Молодые партии не спешат преобразовываться в нормальные парламентские партии, добиваться власти через демократические выборы.
  7. В страна молодых демократий, в том числе и в Молдове присутствует феномен возникновения партий как грибов после дождя. В канун выборов 1998г., в Министерстве Юстиции было зарегистрировано 60 партий, в 1999-2000г осталось 28. Сейчас их 32.
  8. После 1991 г. в Молдове заявили о себе два типа политических партий: новые политические партии, которых никогда не было(Партия Демократических Сих, ХДНП, Экологическая Партия, реформированная компартия) и партии, возобновившие свою деятельность (Партия Кадетов, Партия Монархистов, Национал-Либеральная Партия, Национал-Крестьянская Партия).
  9. В новых странах бывшего советского союза в центральной Европе очень убедительно прослеживается процесс слияния и раскола партий. Это свидетельствует о том, что процесс сложный, что партийные лидеры не всегда находят ответы на сложные вопросы современности, а народ все свои беды связывает с партиями. Как правило, избирательные кампании носят протестный характер.

Таким образом, в РМ после 1991г, проходит новый исторический процесс создания новых партий.

Становление общественно-политических движений независимой Молдовы

Народный фронт РМ

В 1985 году после апрельского пленума начался процесс демократизации. По всему Советскому Союзу начали организовываться демократические движения. В Молдове такое демократическое движение возникло в 1988 году. Его целью была консолидация общественных сил Молдовы, выступающих в поддержку перестройки, курс – на демократию и гласность. Их задачами было: восстановление всех ленинских концепций социализма; выдвижение своих кандидатов для участия в работе выборных партийных советов и хозяйственных организаций, а также постоянное сотрудничество с государственными органами. В мае 89 г. это движение созвало первый съезд, был принят устав и программа нового политического движения «Народный фронт Молдовы».

В сентябре 89 г. это движение было зарегистрировано официально. На выборах в верховный совет СССР в 89 и на выборах в верховный совет МССР большое количество фронтистов получили депутатские мандаты. В 90 году на выборах в парламент Молдовы  фронтисты получили 125 мандатов. Во время проведения второго съезда  в июле 90 г. был изменен устав. Теперь НФМ поменял свои цели на борьбу за разрушение коммунистического режима, вывод оккупационных войск с территории Молдовы. Тогда же республика Молдавия была переименована в Молдову.

Второй съезд расколол НФМ. Произошло это потому, что были еще изменения в уставе.

Тогда было решено закрыть доступ в состав НФ членам других партий. Фронт покинули Ион Хдыркэ, Георгие Гинку и еще несколько создателей движения.  Создается новый народный фронт, председателем которого становится Юрий Рошка. Раскол НФМ привел к спаду его политической карьеры. Никогда более это политическое движение не набирало в парламенте более 10% голосов. В конце 91 г. некоторые депутаты-фронтисты организовали национальный совет, в котором принимали участие депутаты Румынии за объединение Молдовы с Румынией, во главе с М. Друк. Они поставили следующие задачи:  - восстановление унитарного государства Румынии с границами обозначенными еще в декабре 1918 г. - создание единого экономического пространства с единой валютой.

Инициатива предоставления гражданам РМ румынского гражданства привела к резкому снижения авторитета НФМ В феврале 92г. на созыве общего движения, было принято решение изменить название – Народный христианский фронт. В 94 г. они набрали всего 7,5% голосов в парламент, в 95 не участвовали в выборах в местные органы власти. В 98 в составе демконвенции вошли в парламент с 19,4% голосов.

В 11 декабре 99г. движение становится партией во главе с Юрием Рошкой и называется ХДНП. в парламент они вошли с 8, 2% голосов

Интерфронт

9 января 89 г. в Молдове появилось второе общественно политическое движение. Произошло это на научно-практической конференции, где был избран учредительный комитет. Инициативная группа в составе четырех человек взяла на себя обязательство подготовить первый съезд нового движения 8 июля 1989. На первом съезде был принят устав и программа, избран председателем А. Лисецкий. 25 октября совет министров зарегистрировал интердвижение. Основной целью организации было содействие осуществлению курса КПСС, на демократизацию перестройки. Программа движения  - добиваться соблюдение прав и свобод человека, за отмену паспортов, исключение пунктов о социальном происхождении и национальности человека. Бороться за пересмотр дел граждан несправедливо осужденных сталинским режимом по религиозным причинам.

В 89-90гг. интерфронт выиграл выборы во всех округах, где выдвигал свои кандидатуры.

В 90 году Лисецкий осудил гагаузов и приднестровцев за незаконный съезд депутатов всех уровней, в результате чего лишился места и звания председателя движения.

Интерфронт выступил против перехода молдавского языка на латиницу, поддержал организаторов путча в Москве, выступал за придание русскому языку статуса государственный, это движение всегда было на стороне монопольной власти. С развалом СССР эта организация рухнула.

В 92 году интерфронт поменял свое название на движение «За права человека» во главе с П. Шорников. В конце 93 года Соцпартия Молдовы предложила интерфронту объединиться в  единый блок. Выборы принесли блоку 22% голосов (второе место после аграно-политической партии у тех 40%). С 94 по 98 интерфронт был вместе с аграриями правящим.

Во время нахождения у власти интерфронта был принят закон об образовании, разработаны планы приватизации, в этот период стабилизировалась положение в стране.

Мирча Снегур расколол эту организацию и среди ее членов начались трения за этот период развалилась экономика и аграрный сектор, началась массовая безработица. На выборах 98 года ни один аграрий или интерфронтиец не прошли в парламент.

Движение Гагауз-Халкы

На юге Молдовы в первом квартале 89 года образовались три самостоятельные организации Берлик в Чадырлунге, Вотан в Вулканештах, и Гагауз –Хлкы в Комрате. Первый съезд этих организаций состоялся 21 мая 89 года, тогда же и решили создать единое общественно политическое движение Гагауз–Хлкы. Приняли устав, избрали исполком и председателя исполкома. 26 октября 89г. организация  была официально зарегистрирована

В уставе говорилось, что организация признает руководящую роль КПСС и ставит задачу поддерживать все инициативы КПСС в сфере экономики, культуры и тд.

Для достижения цели члены движения должны были создать социально экономические условия на юге Молдовы; укрепить союз наций и народностей юга; развивать культуру гагаузов; осуществить строительство социального быта; строить комплексы по переработке сельхозпродукции.

Во время выборов 89-90 ГХ провела своих кандидатов в депутаты и в верховный совет СССР и в верховный совет в Молдове. После выборов  движение раскололось на две части.

Одно течение считало возможным решать проблемы гагаузов парламентским путем, вторая путем решительных действий. Верх взяли радикалы. В это время на Комрат  были направлены вооруженные уголовники из Тирасполя, которых организовал М. Друк. Президент Снегур направил в Комрат войска и остановил это безобразие.  23 декабря 94 года парламент Молдовы принял закон об особом правовом статусе Гагаузии.

В законе говорится, что Гагаузия - это автономное образование с особым статусом. На территории Гагаузии гарантируются все права и свободы, предусмотренные конституцией РМ. Если Молдова изменит статус независимого государства, что Гагаузия имеет право выйти из состава РМ.

Этапы перехода политической системы РМ от тоталитарной к демократической

В начале 90-х гг. начался переход политической системы Молдовы от тоталитарного типа к демократическому. В развитии политической системы РМ можно выделить несколько этапов:

  1. С ферваля по сентябрь 1990г. На этом этапе Молдова шла по пути формирования парламентской республики.
  2. С сентября 1990г по август 1994г. В Молдове бала установлена президентская республика.
  3. С сентября 1994г по июль 2000г. Молдова являлась полу-президентской республикой.
  4. С 4 июля 2000г по настоящее время. Молдова является парламентской республикой.

По форме территориального устройства, по конституции РМ является унитарным государством. По партийной систему РМ - страна с многопартийной системой (более тридцати партий и общественных политических организаций). Избирательная система пропорциональная по принципу одна республика - один округ. Недостатками партийной системы Молдовы являются ее слабая реагирующая способность, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на возникающие интересы и потребности населения.

Появление политических партий в РМ

После краха Коммунистической Партии Молдавии начали появляться новые политические партии Молдовы.

Уже в 1989 г, заявила о себе первая Социал-демократическая Партия Молдовы. Это была партия молодых людей. Сюда не имели доступ бывшие члены Компартии.  Она вышла из народного фронта. Ей принадлежит идея о проведении всеобщих выборов президента. Они с самого начала правильно определились, что нужна заниматься социальными проблемами народа. Им принадлежит идея решения приднестровской проблемы за столом переговоров. Эта партия была первая принята на социал-демократическом интернационале в Европе. Председатель партии - Oазу Нантой.

Демократическая Партия Молдовы тоже вышла из Народного Фронта., но была более умеренна в социальных решения. Они не поддержали народный фронт. Председатель – Думитру Дьяков, основана в 1997г, символ - ласточка,

24 сентября 1991 была создана Аграрно-демократическая партия. Руководителем был избран Дмитрий Моцпан. Эта партия защищает интересы селян. Она мощно выступила на выборах 1994г, получил 43,18% голосов избирателей. Это существенно больше, чем любая другая. Ныне председателем этой парии является Анатол Попушой.

К 1992г. набирает силу Социалистическая партия Молдовы. К 1994 г., в отсутствии компартии, выдвинула очень разумные лозунги: защита человека, труда, детей, пенсионеров, и учитывая, что для русскоязычного человека эта партия была светом в окне, он проголосовал за нее. За два года она стала правящей партией (22% в парламенте 1994 г.). Это продолжалось не долго, т.к. на политическом Олимпе появится новая партия, которая отберет  у соцпартии весь электорат - это ПКРМ.

До сентября 1993г ныне правящая Партия Коммунистов Республики Молдова была запрещена. 25 сентября состоялся оргкомитет будущей партии коммунистов. В главе был Владимир Воронин. 22 октября, то есть через месяц, состоялась республиканская учредительная конференция. Это и есть начало будущей партии коммунистов. 24 августа 1994 Министерство Юстиции официально регистрирует партию Воронина. 24 декабря 94г, состоялся первый съезд ПКРМ. Тогда были утверждены устав и программа партии, текст обращения к народу и выбран генеральный секретарь. К 24 декабря 1994г. в 35 районах и городах (из 41) Молдовы функционировали ячейки ПКРМ. На съезде ПКРМ объявила себя в жестокой оппозиции по отношении к существующей власти. В 1995 г. ПКРМ очень удачно воспользовалась промахами правящей партии на выборах в местные органы власти. В 1996 г. в РМ проводятся президентские выборы. ПКРМ выдвигает кандидатуру Воронина, который проигрывает выборы. Партия очень можно и успешно действовала в оппозиции, ведь за неполных два года председатель Воронин выходит на 3-е место среди кандидатов в президенты. В 1998 г., на парламентских выборах, ПКРМ получает 40 мандатов (30%). Это больше, чем любая другая партия, участвовавшая в выборах. Но тем не менее она не стала правящей, т.к. все другие партии объединились в конституционный блок, и коммунисты оказались в оппозиции. К выборам 2001 г. коммунисты добились 71 мандат, то есть 70% голосов. В результате ПКРМ стала единственной правящей партией, имеющей возможность занять все правящие места в республике. Воронин стал президентом государства, Евгения Остапчук - спикер парламента, Вадим Мишин - заместителем председателя парламента.

ПКРМ выступает за[2]:

социалистическое преобразование общества, против политического, экономического и нравственного насилия над трудовым народом, попрания прав человека и гражданина. Она поддерживает гражданское сопротивление и неповиновение беззаконию и произволу, используя при этом адекватные формы борьбы в соответствии со «Всеобщей Декларацией прав человека», Конституцией и законами Республики Молдова; восстановление престижности честного добровольного труда, творческого отношения к делу; уважение к молдавскому, русскому и другим языкам и культурам народов Молдовы, что имеет общенациональное значение, является базой и средством духовного межнационального общения и социальной консолидации; уважение и защиту конституционных прав граждан независимо от национальной принадлежности, обеспечение равных возможностей для их участия во всех сферах жизни республики; недопущение самосуда над историей молдавского народа и его государственности, вписавшей свою первую страницу еще в 1359 году, а также этнофобии, ксенофобии и других социо-культурных аномалий, среди определенной части населения; прекращение очернения советской истории, памяти и учения В.И.Ленина; свободу совести всех граждан, уважение к православию и другим религиозным конфессиям, считая при этом недопустимым использование религии в политических целях; решительные меры в борьбе с преступностью, бандитизмом, другими социальными пороками, ущемляющими свободу личности.

Выход из кризиса, видение ПКРМ[3]

На путях выхода из кризиса Партия коммунистов видит два политических этапа последовательного достижения этой цели: На первом, общедемократическом этапе коммунисты в союзе с прогрессивными силами добиваются устранения последствий реформ, прекращение грабительской приватизации общенародной собственности, восстановление экономического и научно-технического потенциала страны, достигнутых ранее социальных завоеваний в интересах улучшения материального благосостояния и культурного уровня населения. Восстанавливается общественная собственность на основные средства производства как фундамент экономики, в том числе путем купли государством акций приватизированных предприятий. При этом частный сектор допускается, в основном, в сфере производства и реализации потребительских товаров и услуг. Обеспечивается активное содействие интеграционным процессам в рамках СНГ, европейских и международных экономических структур. Восстанавливается власть народа, защита основных социально-экономических прав трудящихся. На этом этапе сохраняется многоукладность экономики. На втором этапе возрождения социалистического общества трудящиеся все больше участвуют в управлении государством путем прямого народовластия, когда в этот процесс включаются не только профессиональные политики, но и рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, выражающие и умеющие защищать интересы трудового народа и государства. Осуществляется переход к преобладанию социалистического уклада в многоукладной экономике и ее ориентирование на максимальное удовлетворение потребностей трудящихся. На этом этапе исключается эксплуатация человека человеком.

Выход из кризиса предусматривает ряд первоочередных мер. В политике: принятие нового, демократического избирательного закона; проведение референдумов по важнейшем вопросам жизни общества; участие трудящихся в представительных органах власти всех уровней, что позволит политической организации общества вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт народовластия; общенациональное согласие на основе возрождения многовековой дружбы народов; исключение применения силы при решении спорных вопросов; создание условий для полной реализации политических прав и свобод граждан. В экономике: осуществление мер государственного регулирования развития стратегических отраслей народного хозяйства, в основу которых должны быть положены социалистические производственные отношения. При этом параллельно может развиваться частное предпринимательство в мелкотоварном промышленном производстве, сельском хозяйстве, в сфере торговли и обслуживания; борьба с коррупцией против экономического закабаления страны под видом иностранных кредитов, против распродажи ее ресурсов и утраты интеллектуального потенциала, превращения республики в придаток других стран; реформирование налоговой политики и разработка адресных программ государственной поддержки отечественных товаропроизводителей по конкретным отраслям народного хозяйства (в первую очередь наукоемким, высокотехнологичным производствам), внедрение льготного налогообложения отечественных товаропроизводителей; разработка законодательства о земле, по которому она как основное средство производства становится общенародным достоянием и передается общественным и крестьянским хозяйствам, а также под приусадебные, садоводческие и дачные участки в бессрочное пользование с правом наследования или аренды. Государство оказывает помощь крестьянству по ее обработке. Земля не может быть объектом купли-продажи, находиться в частной собственности; государственный контроль за деятельностью коммерческих банков, финансовых групп, фондов, других кредитно-финансовых учреждений. В социальной сфере: ликвидацию безработицы, восстановление гарантированных прав граждан Молдовы на труд, отдых, бесплатное медицинское обслуживание и все виды образования; принятие и реализация законодательных актов, гарантирующих прожиточный минимум для всех слоев населения, постоянную индексацию заработной платы, пенсий, стипендий, пособий в зависимости от темпов инфляции, а также право на получение жилья; государственное обеспечение стимулирования науки, образования, культуры, комплексного решения экологических проблем; государственная поддержка семьи, материнства и детства, восстановление сети детских и молодежных оздоровительных учреждений.

Социал-либеральная партия (СЛП) Зарегистрирована в Министерстве Юстиции 17 февраля 1999. Первым председателем партии был избран доктор доцент Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы, является политической организацией социал-либеральной ориентации. В основе политики партии - либеральный подход к Личности и к Обществу.[4] СЛП - правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма[5]. Стретегические задачи СЛП[6]:интеграция Республики Молдова в европейские структуры, продвижение идеи европейской федерации по модели "Европы регионов" и достижение национального единства; установление и осуществление нравственного правления социал-либерального толка, основанного на компетентности, профессионализме и ответственности;

Христианско-демократическая народная Партия берёт основы в 1988 году как общественно-политическое движение, в мае 89 г. это движение созвало первый съезд, был принят устав и программа нового политического движения «Народный фронт Молдовы». В феврале 92г. на созыве общего движения, было принято решение изменить название – Народный христианский фронт. В 1998 г. партия стала называться «Христианско-демократическая народная Партия». Председатель партии - Юрий Рошка. В программе партии[7] обозначила направлять на образование не менее 6% валового внутреннего продукта:

Свобода партий в Конституции республики Молдова

Статья 41 Конституции Республики Молдова[8] декларирует свободу партий и других общественно–политических организаций:

1.    Граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно–политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом.[9]

2.    Партии и другие общественно–политические организации равны перед законом.

3.    Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов партий и других общественно–политических организаций.

4.    Партии и другие общественно–политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, являются неконституционными.

5.    Тайные объединения запрещены.

6.    Запрещается деятельность партий, состоящих из иностранных граждан.

7.    Государственные должности, занятие которых несовместимо с членством в партиях, устанавливаются органическим законом.

Фракции парламента 2001-2005 г.

Эти объединения действующего Парламента создаются согласно Регламенту Парламента в течение 10 дней после законного конституирования Парламента. Каждая фракция должна объединять не менее 5 депутатов, для образования рабочих органов и организации деятельности Парламента на основании списков политических формирований.

101 депутат, избранные в феврале 2001 года состоят в трех парламентских фракциях, образованных в начале созыва:

  • Фракция Партии Коммунистов Республики Молдова - 71 депутат (59 из них - члены Партии Коммунистов Республики Молдова, 12 - беспартийные).
  • Фракция Избирательного Блока "Альянс Брагиша" - 19 депутатов (Социалистическая Партия Молдовы - 2, Партия Социальной Демократии "Furnica" - 3, Движение Профессионалов "Speranta - Nadejda" - 1, Центрисиский Союз Молдовы - 1, Союз труда - 1, Социально-политическое Движение "Forta Noua" - 1, 10 беспартийных).
  • Фракция Христианско-Демократической Народной Партии - 11 депутатов.

С 23 мая 1991 г., ранее - Верховный Совет. Число депутатов, избранных в последние три созыва варьирует в зависимости от действующего законодательства, наблюдается тенденция к уменьшению количества депутатов. Так, в XII созыве было избрано 380 депутатов, в XIII созыве - 104 депутата. В XIV, а также в нынедействующем XV созыве работают 101 депутат, избранных по пропорциональной системе на 4 года.

Избирательный порог - это процент голосов избирателей, который необходимо набрать партии для прохождения в парламент. В Республике Молдова существуют три порога:

  1. Для одной партии - 6% (не альянса)
  2. Для альянса из двух партий - 9%
  3. Для альянса из трёх и более партий - 12%
  4. Для независимых кандидатов - 6%
Список политических партий, зарегистрированных Министерством Юстиции [10]

Партии, перерегистрированные согласно Закону о партиях и других социально-политических организациях

·     Демократическая партия Молдовы. Председатель партии – Д. Дьяков. штаб: г. Кишинев, ул.Тигина, 32. тел.: 27-82-29; факс 27-82-30

·     Партия коммунистов Республики Молдова. Председатель партии – В. Воронин. штаб: г. Кишинев, ул. Н. Йорга, 11. тел.: 23-36-73; 23-70-43; 23-71-56; 23-46-14; 23-21-96;

·     Либеральная Партия. Председатель партии – В. Унитила. штаб: г. Кишинев, ул. А. Пушкина, 62 “A”. тел.: 54-85-27; 54-62-19

·     Социал-демократический альянс Молдовы. Лидер Альянса – Д. Брагиш. штаб: г. Кишинев, ул. Колумна , 61. тел.: 54-63-17; 54-62-57; 54-90-19. временный штаб: г. Кишинев, ул. С. Лазо 21 “B”. тел.: 29-46-51; 29-27-99

·     Аграрно-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – А. Попушой. штаб: г. Кишинев, пер. Театральный, 15. тел.: 22-22-74; 22-60-50; 22-81-40

·     Социалистическая партия Молдовы. Председатель партии – В. Морев. штаб: г. Кишинев, ул. Каля Ешилор, 61/6, кв. 15. тел.: 75-87-62

·     Партия социально-экономической справедливости Молдовы. Председатель партии – М. Ливицки. штаб: г. Кишинев, ул. Студенческая, 3/2 кв. 39. тел.: 22-11-10; 22-25-58

·     Христианско-демократическая народная Партия. Председатель партии – Ю. Рошка. штаб: г. Кишинев, ул. Н. Йорга, 5. тел.: 23-45-47; 23-86-66; 23-86-35

·     Партия прогрессивных сил Молдовы. Председатель партии – Н. Кирилчук. штаб: мун. Бэлць, ул. Александру чел Бун, 5. тел.: /231/ 7-00-88; 7-26-52; 7-06-00

·     Движение профессионалов “Speranta-Надежда”. Председатель движения – В. Флоря. штаб: г. Кишинев, ул. В. Александри, 97. тел.: 27-88-44; 27-88-33 – г-н Флоря. тел.: 22-13-41; 24-22-36; 44-52-73 – г-жа Лощенова

·     Партия реформы. Председатель партии – M . Гимпу .штаб: г. Кишинев, ул. Букурешть, 87 “a”. tel.: 23-26-89; 22-80-97; 22-83-26

·     Социал-либеральная партия. Председатель партии – O .Серебрян. штаб: г. Кишинев, ул.Болгарская, 24 “b”. тел.27-66-20; 27-36-66

·     Новая молдавская национальная партия. Председатель партии – И. Цуркану. штаб: г. Кишинев, ул. Т.Чорба, 26 кв.2. тел.56-32-66; 77-25-51

·     Социал-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – O . Нантой. штаб: г. Кишинев, ул. Каушанская, 1, кв.36. тел.: 54-70-94; 22-56-59

·     Народно-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – M .Чебан. штаб: г. Кишинев, ул.Когылничану, 87. тел.: 24-91-10

·     Общественно-политическое движение “Forta Noua”. Председатель движения – В. Плешка. штаб: г. Кишинев, ул.Бернардацци, 64. тел.: 22-22-97; 22-66-04; 23-32-14

·     Партия социалистов Республики Молдова. Сопредседатели партии – В. Абрамчук, E.Смирнов. штаб: г. Кишинев бул. Штефан чел Маре, 73. тел.: 27-75-81; 23-25-35

·     Республиканское общественно-политическое движение “РАВНОПРАВИЕ”. Председатель движения – В. Клименко. штаб: г. Кишинев, ул. Сармиседжетуза, 90/2, оф. 201. тел.: 27-12-71

·     Экологическая партия Молдовы “Alianta Verde”. Председатель партии – И. Дедиу. штаб: г. Кишинев, ул. А.Матеевич, 31. тел.: 56-26-56; 22-16-90; 22-24-94

·     Румынская национальная партия. Заместитель председателя – И. Буга. штаб: г. Кишинев, ул. Когылничану, 52. тел.: 22-51-21

Новообразованные партии и социально-политические организации

·     Крестьянская Демократическая Христианская Партия Молдовы. Председатель партии – В. Реус. штаб: г. Кишинев, Театральный пер., 1. тел.: 46-11-34

·     Республиканская партия Молдовы. Президент партии – В. Ефремов. штаб: г. Кишинев, ул. А. Влахуца 11/4. тел.: 22-83-18; 22-67-73

·     Партия гражданского достоинства Молдовы. Председатель партии – И. Липчиу. штаб: г. Кишинев, ул. M .Костин, 7. тел.: 49-84-73; 8-291-2-87-79

·     Союз труда.Председатель союза – Г. Сима. штаб: г. Кишинев, ул. Валя Кручий, 6 кв.157.тел.: 77-04-49

·     Центристский союз Молдовы. Председатель союза – M . Петраке. штаб: г. Кишинев, ул. Колумна, 103 “B”. тел.: 22-46-59; 23-46-92; 23-71-59

·     Социально-политическая организация «Альянс Независимых Республики Молдовы». Председатель альянса – С. Урекян. штаб: г. Кишинев, ул. Мария Чиботарь, 4/1. тел.: 22-12-81

Вывод

В развитие политических партий Республики Молдова я вижу три этапа:

Началом отсчета многопартийности следует считать июнь 1988г, когда на всесоюзной партийной конференции был объявлен плюрализм мнений. В это же время возникли первые основные общественно-политических движения: Народный Фронт, Интерфоронт, Гагауз-Халкы, которые чуть позже зарегистрировались официально еще не как партии но как общественно-политических движения, и успешно участвовали в выборах в верховный совет СССР в 1989 г. и верховный совет МССР, получив большое количество депутатских мандатов. Это первый этап современной многопартийности Молдовы.

Второй этап длился с 1989 по 1994 гг. В это время развитие партий имело взрывной характер, к концу 1994г. в Молдове существовало 60 партий. Эти партии не затрагивали интересы народа, и народ тоже практически ничего о них не знал. Социальная база созданных партий не соответствовала новым структурам, поскольку в обществе не было классов, слоев, и т.п. В основе образования партии того периода лежал принцип объединения вокруг одного лидера, вербующего сторонников. Для этих лидеров партия была трамплином для проникновения в высшие этажи власти, на фоне краха советской системы управления. Новые партии были очень малочисленными. Это объясняется тем, что народом слово партия не воспринималось или ассоциировалось с КПСС.

На третьем этапе, с 1994 гг. и по сей день, когда передел советской власти уже давно завершен, и политическое устройство общества остается практически неизменным, переход политической системы Молдовы от тоталитарного типа к демократическому практически завершился, возникновение и жизнь партий носит уравновешенный характер, по сравнению со вторым этапом. Перед парламентскими выборами 27 февраля 1994 г., был принят закон, уменьшающий количество депутатов с 380 до 104. Независимый кандидат должен был собрать не менее 1000 подписей, чтобы иметь возможность участвовать в выборах, а для прохождения в парламент партия должна была получить не менее 4% голосов избирателей. В 1998 г. был принят второй закон о партиях, согласно которому для регистрации партии необходимы подписи 5 тыс. человек, устав и программа партии, и была объявлена обязательная перерегистрация всех партий. Тогда перерегистрировалось 28 партий и общественно-политических организаций. С сентября 1994г по июль 2000г. Молдова являлась полу-президентской республикой, а с 4 июля 2000г по настоящее время - парламентской республикой. Политические партии, придя к власти в парламенте, быстро забывали о своих обещаниях, их более не заботило мнение избирателей, и на смену им к власти приходили другие партии. Насколько успешно ПКРМ учла ошибки предыдущих правящих партий, мы увидим на парламентских выборах 2005г.

Литература
  1. Георгий Руснак, курс лекций.
  2. Устав и политическая программа социал-либеральной партии.
  3. Statutul Partidului democrat din Moldova, Chişinău, 2003.
  4. Statutul Partidului Popular Crestin Democrat.
  5. Политическая программа ПКРМ, Кишинэу, 2001.
  6. Список партий и социально-политических организаций, Министерство Юстиции Республики Молдова, Кишинэу, 2003.
  7. Постановление КП № 37 от 10.12.98.
  8. Мониторул Офичиал  N 1 от 12.08.1994.


[1] наличие в современном обществе разнородных институтов и организаций, имеющих разнообразные религиозные, экономические, этнические и культурные интересы. Политическим плюрализмом характеризуется общество, где власть широко распределена между многочисленными группами, которые находятся в подвижных состояниях конфликта, соперничества и сотрудничества друг с другом. Политический плюрализм [как характеристика] может относиться также к правительственным и другим общественным институтам, обеспечивающим возможность столь широкого разделения власти. Как политическая философия плюрализм означает точку зрения, согласно которой разнообразие, будучи предпосылкой демократии, является желательным. Иногда социальный плюрализм противопоставляют, подчеркивая роль волюнтарных групп в индустриальном обществе, культурному плюрализму досовременных или традиционных обществ, где более значимы "натуральные" групповые образования, в основе которых такие факторы, как расовый, языковой, кастовый или религиозный. Социальный плюрализм предполагает столкновение групповых интересов, но в рамках - как на это рассчитывают - общего ценностного консенсуса, тогда как культурный плюрализм есть продукт расколов по поводу базовых ценностей.

[2] Программа ПКРМ от 2001 г, глава IV

[3] Программа ПКРМ от 2001 г, глава III

[4] Ст.1. устава СЛП

[5] Политическая программа СЛП

[6] Ст.5. устава СЛП

[7] Programul al PPCD, http://www.ppcd.md/ro/docs.php. Cap 14: “Invatamantul reprezinta o prioritate nationala si este conceput ca un sistem deschis si democratic, bazat pe valori stiintifice, culturale si morale, informativ si formativ, prin imbinarea factorilor educationali cum sunt familia, scoala, biserica si comunitatea locala. Invatamantul trebuie sa fie bazat pe egalitatea sanselor la educatie si diferentierea individuala a performantelor. Noi consideram ca domeniul educatiei trebuie sa beneficieze de alocari bugetare in proportie de cel putin 6 % din Produsul Intern Brut.”

[8] Конституция принята 29 июля 1994 г., Мониторул Офичиал  N 1 от 12.08.1994.

[9] Примечание: О толковании ст. 41 см. Пост. КП № 37 от 10.12.98

[10] Список партий и социально-политических организаций, зарегистрированных Министерством Юстиции Республики Молдова на 17.03.2003