Реферат: П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

 


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Возникновение социологии.

2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России

2.1       Юность

2.2       Революционная  деятельность, студенческие годы

2.3       Научная и преподавательская деятельность,

«Система социологии»

3. Последние годы жизни в России

4. Жизнь П. Сорокина в Америке

5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

5.1       Типологизация культур

5.2       Теория волнообразной социодинамики культур

6. Заключение

7. Литература

            


Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие изэтого процесса взаимодействия, с другой”.

  В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим,демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальныхсторон общественного развития.

  Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917 ) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология отнауки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной,стоящей в  ряду других общественных наук.

  Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академииобщественных наук“, где специальным пунктом было записано “...одной  из первоочередных задач поставить рядсоциальных исследований  в Петорградском и Ярославском  Университетах”. В 1919 г. был учрежден  Социобиологическийинститут. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук ссоциологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

  В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основноенаправление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различныесоциологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) исоциологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. –1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода  в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В.Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайшийзапрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладныеисследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградскогоуниверситета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Егоучениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.

Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделеннуюсистемой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию,освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы)базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальностьвоспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды историиэти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Родился П.А. Сорокин в январе1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святогоПитирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Самнаучился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. Позимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствиион вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разныхполитических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контактус этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвестныхмне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда послеосвобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерномэкзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься внаучных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделанопредложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентныйслучай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г.он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным былиздан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так иевропейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формыправления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачиэкзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлосьотложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина.После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. Послеосвобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией вВеликий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали отцивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написаноего «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдалсявластям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценныепризнания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическаядеятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликованаработа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создатьсоциологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, ирезультаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1)       его строения и состава

2)       данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3)       происхождения и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучениясоциологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин,вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление,несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когдапознаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать... какнужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явлениячеловеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложныхсоциальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оновызывается и определяется.

3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции вразвитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци­альную политику. «Задачи практической социологииясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированныетеоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества втом сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служитвзаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые,тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

1)       взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2)       взаимодействие сходных и несходных лиц

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное инеорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного содним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта,или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общениясоставляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных иантагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия». «Группавзаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основаниерассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующихлюдей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством иликороче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств.Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические

2. биологические

3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организациигруппы и обычные  приемы поддержания и  сохранения  этой  организации.  «Общественная жизнь представляет не что иное,  как непрерывный поток возникающих, для­щихсяи  исчезающих  коллективных  единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда,  когда прекращается  взаимодействие между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведетк исчезновению его организации.  Но падение одной организации  и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,  а означают только,  что форма, порядок и организация последнего изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаиваетсяна ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаныдруг с другом». «Из множества групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой илисогласованием каких  либо  одних  групп,  а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов».  Для объяснения исторических процессов «приходится учитыватьвзаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественныхпроцессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1.       разряду космических (физико-химических) сил

2.       разряду сил биологических

3.       разряду сил социально-психических

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура,цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

1.       потребность питания

2.       потребность половая

3.       потребность индивидуальной самозащиты

4.       потребность групповой самозащиты

5.       бессознательное подражание

6.       потребность движения

7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

1.       идеи

2.       чувства-эмоции

1. волнения людей

К сложным относятся:

1.       материальная культура, окружающая человека

2.       духовная атмосфера социальной среды

3.       Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека иобщественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость отвнешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально -психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «нанаше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологическиераздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственныйсмысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и ростнашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом историивлияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли».«Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура -неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека каксоциально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени докторасоциологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них былинаправлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойстваи общественную организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистическийматериал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажает правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центрбелогвардейцев. В №3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек,привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургскогоуниверситета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенцииоказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, неспасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами,так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин преждевсего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как ипрежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсовпо общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натискомвластей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано вего дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самаяпрекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счаст­ливой. В этом я тожеубежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишьодин путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в  Праге, осенью 1923 г., приняв приглашениевидных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества  Сорокина – русский и американский. Для «американского»социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода  инкубационным, «годами учения», оченьинтересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно,наглядно обозначились  те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни.Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога,рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой  акклиматизации и уже летним семестром 1924г.Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая  печатная книга «Листки изрусского дневника», описывающая  и анализирующая  российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г.«Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации  и социальноймобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества  на социальные слои,группы, служит методологической основой  для  формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социальногостатуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение  социального положения, а не только переходлиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двухнаправлениях:

1. Вертикальном – движения вверх и вниз

2. 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне

В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской исельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагаетСорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии исмежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избираютпредседателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой  болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становитсясимволом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.Спенсером, М. Вебером.

Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

1) В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззренийСорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира;умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины:чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соот­ветствует определённый тип культуры. Существует, по мнениюСорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено насверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейскогосредневековья, Питирима Сорокин писал: “Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительноносила религиозный характер... Философия  была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокругтой же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой толькодальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в её духовных и светских сферах была преимущественно теократическойи базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономикиконтролировалась религией... Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчёркивали своё единство с Богом, как единственную и высшую цель, атакже своё отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям.” Подобные ценностные ориентации мы находим вкультуре Брахманской Индии, лаоистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII - VI вв. до н.э..

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы,эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл её сенсорны “провозглашается нашейсовременной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической иполитической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей”.

Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемыхпредметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могутпослужить эпоха античности и Возрождения).

И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает  противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.

В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии сопределенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасныеарабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущениялежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частичнореалистическими.

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется черезоткровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем оестественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди  культуры идеационального типа нестремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Яркимпримером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX - XII вв., где господствующее место в сознании занималарелигия, пронизывая все формы жизнедеятельности.

Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственномопыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурныйтип реализован  Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опытвыступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое иестественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либоидеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип),либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

2) Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутсясилами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном ичувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либочерез эклектичный (переходные) типы.

Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах(системах “низкого уровня”). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует “ядро” и“периферия”. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейскогосредневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, аединым целым.

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, поего мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формированияиного культурного типа.

Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульптурасредневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках.

Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённыйСорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век.

  Динамика открытий и изобретений

 Периоды:     Общее число Общее число Общее       Итоговая         науч.откр.   техн. изобр.  число  сумма                                  геогр.                                 откр.  1791-1800     149          113          7       269  1801-1810     228          128          6       362  1811-1820     286          157          13       456  1821-1830     388          227          16       631  1831-1840     441          313          9       763  1841-1850     534          356          9       899  1851-1860     584          423          13       1020  1861-1870     553          424          15       992  1871-1880     635          490          17       1142  1881-1890     663          477          13       1153  1891-1900     625          482          2       1109  1901-1910     552          309          1       862

Этические идеалы и юридические нормы также в обобщенном виде создают идеациональную,идеалистическую и чувственную систему этики и права. В идеациональном умонастроении (иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, зороастризм, ислам и др.) высшейэтической ценностью признаётся сверхчувственный мир Бога илиАбсолюта. Чувственный мир малозначен и второстепенен. В буддизме, например, всечувственные ценности (богатство, золото, удовольствие, власть) не признаются на уровне заповедей. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются всвященных текстах. К чувственным удовольствиям все идеациональные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достиженияпотустороннего.

Чувственные же этические нормы (высшая цель - наслаждение, делай всё, что пожелаешь, человек человекуволк) приближены к земным удо­вольствиям, так как ориентированы на получение наслаж­дения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональныхкультурах счастье - в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство.

Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признаниеАбсолюта как высшей ценности, и положительную оценку чувственных ценностей.

В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV векаона постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации.

Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системедается Абсолютом (Яхве, Буддой, Аллахом), их мудрость не оспорима. “Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридическиедела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, расписываются домельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо,пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важномрелигиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще.”

В чувственной культуре правовая система создаётся человеком и направлена большей частью на подчинениеодной группы людей другой. В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становитсяперевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон,либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс, - “не теократическое, асветское, осно­ванное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей. Так как для легальности авторитетаправа не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти.”

Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательнуюсмену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единогоцикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр,искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; поли­тическиеконфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; миро­воззрение; формы свободы; государственное управление).Причём, в динамике каждой из этих сфер про­слеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональнуюстадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорногопереживания.

На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические,познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качествекультурных норм, накладывающих определенные огра­ничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве,формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных нормстановятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своихдействий.

Характерно, что каждой из выше охарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следуетотметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессовкультуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальноймоделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.

Таким образом, П. Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления ифункционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П. Сорокин вносит огромный вклад в развитиемировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”,  Россия может по праву гордится им.

Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как результат механической эволюции природно-биологическихотношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм, символов».Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп,определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась Сорокиным вследующем виде:

I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:

1.«внешние» организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)

2.толпа, группы незнакомых людей

3.человечество в целом.

II. Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:

А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.

Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,7)политическая, 8)элиты.

III. Важнейшие «многосторонние» группы: 1)семья, 2)община, 3)племя, 4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.

Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные взаимодействия друг сдругом, образуют в целом общество. Но в основе взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е. интегративная культурная база. Исходя изсоциокультурного видения общества Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной динамики. Так, доминирующие суперсистемысоциокультурных феноменов в ходе истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным мировоззрением. Этот переход суперсистемсопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение новогокультурного базиса сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. Сэтих позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства исоциальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций:имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Емупринадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и междуними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого -совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни изних находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди ицелые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальнымпространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:

1. социальное пространство - это народонаселение Земли;

2. социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутрикаждой из этих групп, т.е. с ее членами;

3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляютсистему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практическиидентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить числопараметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства - вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонталисоциальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описаниясоциальных явлений, например - социальной мобильности.

Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее вобществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом за счет образования, армии,церковь, бизнес.  Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, вкотором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий,связанных социология шкалой:

  • вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные - перемещение без изменения статуса, вертикальные - сизменением статуса);
  • индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е.изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;
  • восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когдаповышают свой статус, нисходящая - снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая - для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим,динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означаеткризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, чтосвойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может статьмиллионером.

ЛИТЕРАТУРА

1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник  социологии»,  Москва, Наука, 1994г.

2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Санкт-Петербург, 1997г.

3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996г.

4. Г. В. Осипов и др. «Социология» М:Мысль,1990.

5.       Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.»,-  с.498.