Реферат: Правовое положение органов внутренних дел
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении общественной безопасности
Глава 2. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении правового статуса личности
Глава 3. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
Глава 4. Служба в органах внутренних дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создают и действуют государственные органы обеспечения безопасности не только государство и его органы являются субъектами обеспечения) безопасности, но и, согласно Закону Республики Казахстан "О национальной безопасности", граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.
Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывает содействие в обеспечении безопасности. Деятельность любых субъ-
ектов обеспечения безопасности базируется строгом соблюдении
принципов:
- законности;
- баланса интересов личности, общества и государства;
- взаимной ответственности по обеспечению безопасности;
- интеграции с международными системами безопасности.
Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных Конституцией и соответствующими законами. При этом Закон "О национальной безопасности" предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод, право получать
разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов
обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц,
превышающих свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. 1
_______________
1 Прудников А.С. Актуальные проблемы совершенствования правовой основы деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте // Совершенствование правоохранительной деятельности ОВД: Сб.тр.мол.ученых. - М.,
1990.
Глава 1. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении общественной безопасности
Для нарушений норм общественной безопасности характерно то, что они создают угрозу жизни и здоровья многих людей, могут причинить значительный ущерб обществу и государству Основными видами угроз общественной безопасности являются общественно опасные деяния, социальные конфликты, эпидемии, эпизоотии, крупные катастрофы, аварии, пожары.
Угроза общественной безопасности может возникнуть без участия и помимо воли людей - в результате действия стихийных сил природы, в частности наводнения, землетрясения На основе и во исполнение закона в разных сферах жизни общества устанавливаются правила общественной безопасности: движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта; противопожарной безопасности; борьбы с эпидемиями, наводнениями и другими стихийными бедствиями; производства строительных и режимных работ в общественных местах; приобретения, хранения и перевозки огнестрельного нарезного оружия, а также взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ и др.2
_______________
2. Правовые и организационные основы взаимодействия УВД области с местными представительными и исполнительными органами // Актуальные проблемы права и Государственная программа правовой реформы в свете новой Конституции Республики Казахстан: Сб.материалов научно-технической конференции мол. уч., адьюнктов и соискателей. - Караганда, КВШ ГСК РК, 1996.
Нормы таких правил обычно носят организационно-технический характер, они определяют правило обращения с источниками повышенной опасности.
После уточнения полномочными органами государства, правила приобретают юридическую силу, становятся обязательными для исполнения. Ответственность за нарушение соответствующих норм устанавливается законами, указами, постановлениями Правительства Республики Казахстан, решениями местных представительных и исполнительных органов. За нарушения указанных норм (в зависимости от их характера, и опасности, последствий) предусмотрена уголовная, административную, дисциплинарная и материальная ответственность.
Исходя из возможности наступления тяжких последствий вследствие нарушений норм общественной безопасности, главным в деятельности органов внутренних дел РК является обеспечение строжайшего соблюдения правил безопасности , предупреждение их нарушений, своевременное и реальное пресечение малейших отступлении от установленного порядка. В целях обеспечения общественной безопасности правовыми актами устанавливается лицензионно-разрешительная система на открытие и функционирование предприятий, а также использование предметов и веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих. 3
Органы внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную систему на объектов, бесконтрольное пользование ко-
_______________
3 Административное право Республики Казахстан. Часть особенная: учебник для юридических вузов. - Алматы, 1997.
торыми может нанести вред государству, создает угрозу личной
безопасности граждан или которые могут быть использованы в
преступных целях. В частности, органы внутренних дел выдают
разрешения на изъятие и функционирование пиротехнических,
оружейно-ремонтных мастерских, стрелковых тиров, на приобретение, перевозку и хранение нарезного огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов и ряда других веществ.
Одним из важных методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является надзор за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами установленных норм правил хранения, использования объектов, на которые установлено лицензионно-разрешительная система, за техническим состоянием автомототранспорта, соблюдением водителями транспортных средств и пешеходами правил движения по улицам и дорогам, за подготовкой кадров водителей, поддержанием в надлежащем состоянии и дорожных сооружений, за выполнением проектными организациями требований пожарной безопасности во всех организациях, предприятиях, учреждениях, в домах, принадлежащих гражданам, а также контроль за частной детективной деятельностью и др. 4 Органы внутренних дел РК оказывают помощь соответствующим организациям в борьбе со стихийными бедствиями, в ликвидации последствий крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан и требующих проведения значительных аварийно-спасательных и восстановительных работ, обеспечивают ох-
_______________
4 Административное право Республики Казахстан. Часть
особенная: учебник для юридических вузов. - Алматы, 1997.
рану и спасение имущества во время стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций, при проведении мероприятий гражданской обороны, руководят деятельностью военизированной и профессиональной пожарной охраны, оказывают помощь добровольным противопожарным организациям, ведомственной пожарной охране.
Бурный рост частного предпринимательства в стране, появление многообразных частных предприятий, ассоциаций, организаций, учреждений, банков привели к возникновению различных охранных предприятий (объединений), охранно-сыскных подразделений на предприятиях, имеющих право на приобретение и использование оружия, других специальных средств защиты и охраны, бесконтрольное пользование которыми может привести к нарушениям общественного порядка и безопасности.
На органы внутренних дел возложен контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов и охранно-сыскных подразделений на предприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Федерации, а также им предоставлено право выдавать лицензии на частную детективную и охранную деятельность, продлевать срок их действия и аннулировать их.
В деятельности органов внутренних дел РК по обеспечению общественной безопасности используются различные формы. Причем ни одна их них не имеет универсального значения, не может быть единственным средством для выполнения задачи. Поэтому успех зависит от правильного выбора необходимых форм деятельности.
По характеру и правовой природе выделяют следующие формы работы: проведение общественно-организационных , мероприятий, например профилактических бесед; совершение организационно-технических действий, издание нормативных и индивидуальных актов управления (в частности, решение комиссии ГАИ о получении гражданином права на управление автотранспортом); заключение договоров; совершение иных юридически значимых действий.
Спецификой задач, стоящих перед органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности, и особенностями их деятельности обусловлена необходимость выделения в структуре органов специальных подразделений, имеющих соответствующую подготовку.
Органы внутренних дел РК выполняет свои функции, задачи в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами, с органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информируют их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественной безопасности. Объединив около полутора десятков служб и подразделений, местная милиция представляет единую многофункциональную систему, которая призвана защищать права, интересы и безопасность каждого конкретного человека, не утрачивая при этом своей общественной роли и значимости.5
_______________
5 Административное право Республики Казахстан. Часть
особенная: учебник для юридических вузов. - Алматы, 1997.
Глава 2. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении правового статуса личности
Роль и место органов внутренних дел в обеспечении правового статуса личности вытекает непосредственно из их задач, функций, прав и обязанностей. Одной из основных задач правоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение правового статуса личности, т. е. конституционных прав и личной безопасности каждого человека. Данная задача достигается путем охраны и защиты прав и свобод личности, что достигается при выявлении сотрудниками органов внутренних дел правонарушителей, при раскрытии и расследовании преступлений, пресечении преступлений и правонарушений, восстановлении нарушенных прав и свобод гражданина, применении мер принуждения к правонарушителю, контроле за дорожным движением и т. д.
Наглядным примером сориентированности системы органов внутренних дел на защиту правового статуса личности является обязанность ее работников во всех случаях ограничения свобод разъяснять повод и основание задержания гражданина, применения меры пресечения виде заключения под стражу и т. п., а также вытекающие из этого его права и обязанности.
Значима роль органов внутренних дел и их должностных лиц в обеспечении конституционных прав граждан при осуществлении иных функций, и прежде всего в ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий. Организация рейдов, осуществление иных мер по выявлению лиц с девиантными
установками ("криминальным лицом"), постановка таких лиц на
учет и целенаправленная работа с ними, а также усилия по
привлечению к ответственности виновных непосредственно связаны с обеспечением правового статуса законопослушного человека.
Однако здесь надо видеть и другую сторону. Осуществляя профилактическую работу с такими лицами, работники органов внутренних дел (участковые инспектора полиции, участковые инспектора полиции по делам несовершеннолетних, оперативные уполномоченные и др.) оберегают их от утери полноты правового статуса или же способствуют уменьшению длительности временных границ этой неполноты. Так, лицо, чьи действия были прекращены на стадии приготовления к совершению конкретного преступления, сохранит свой статус в полном объеме или же потеряет его на незначительный период, в отличие от лица, изобличенного в совершении этого преступления умышленно. Лицо же, лишенное свободы, теряет права и полноту свободы действия во времени и пространстве (избирать, быть избранным, видеться с близкими и родными, отдыхать по своему усмотрению и т. д.).
Охрана общественного порядка также связана с обеспечением общественной безопасности личности. Она направлена на достижение условий не только для сохранения прав и исполнения обязанностей, но и для их беспрепятственной реализации. Последнее наглядно проявляется в правоприменительной деятельности. Задержание лица, например, проводится при наличии определенных оснований и в строго установленном порядке.
При осуществлении дознания, производства по делам об
административных правонарушениях, протокольной формы досудебной подготовки материалов обеспечиваются права участников правоприменительного процесса на защиту, выдвижение ходатайств, представление доказательств, отказ от дачи показаний (подозреваемый, обвиняемый) и т. д. Все это способствует достижению объективной истины, обеспечению соответствующего правового положения личности (гражданина, лица без гражданства, подозреваемого, обвиняемого).
В рамках правового статуса личности следует рассматривать права лиц на приобретение, хранение и применение оружия. Процесс распространения неучтенного оружия в странах СНГ общеизвестен. Важным в этом плане является должное обеспечение сотрудниками полиции надлежащего функционирования разрешительной системы. Нормы, регулирующие деятельность общественных формировании участвующих в охране общественного порядка. Нормы, регулирующие в данную группу, содержатся в законодательных и актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований.
Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами и др. определяются полномочиями о соответствующих общественных формированиях .
Основное содержание общественного порядка, его элементов: общественная безопасность. Общественный порядок тесно и с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в том числе органы внутренних дел.
К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных источников повышенной опасности при неправильном использовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанных с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, прав на приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).
Отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами. Их соблюдение и использование гарантируются применением принуждения со стороны государства к его органов. Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь.
Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или
их имущества.
Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.
Однако несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности.
Так, гл. 14 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях включает в себя составы правонарушений, посягающие на общественный порядок. Правонарушения, посягающие на общественную безопасность, содержатся в ряде глав Кодекса, например, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности влечет ответственность, предусмотренную -ст. 184 гл. 14 Кодекса, ст. 134 гл. 11 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте и т.д.
Глава 3. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
Управление внутренними делами - основанная на законах, указах Президента Республики Казахстан, постановлениях Правительства исполнительно-распорядительная деятельность управомоченных органов государства по обеспечению общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, общества и государства. Понятие "Управление внутренними делами" выражает социальную цель - создание такого общественного порядка и правопорядка, которые отвечают требованиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.
Между управлением внутренними делами и общественным порядком и правопорядком имеется прямая связь. Учитывая, что в нормативных правовых актах чаще всего употребляется понятие "общественный порядок", необходимо уяснить чем это вызвано и в чем заключается разница между общественным порядком и правопорядком.
Общественный порядок рассматривается как система общественных отношений, которая возникает в процессе применения не только норм права, но и морали, обычаев и традиций. Таким образом, результат этой работы возникает под воздействием не только специальных правовых средств. Поэтому и соответствующие органы внутренних дел в ходе выполнения своих задач закономерно прибегают к мерам общественного, воспитательного и правового воздействия.
Основу общественного порядка составляют права, свободы человека и гражданина, которые и получают свое закрепление в нормах гражданского общества и права. Но правопорядок отличается от общественного порядка тем, что он поддерживается и обеспечивается исключительно с помощью норм права и отражает состояние правоотношений, которые возникают под воздействием права. Этим и объясняется, что согласно сложившимся точкам зрения по данной проблеме правопорядок подытоживает социальные результаты правового регулирования, упорядочения общественных отношений с помощью норм права. 6
Согласно Указа Президента Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 года, деятельность данных органов связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением правонарушений и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Общее руководство сферой внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан. (Схема 1).
Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно-правовых формах: 1. административная;
2. оперативно-розыскная;
3. уголовно-процессуальная;
4. деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы.
_______________
6 Васильев А.М. Правовые категории. Методологические
аспекты разработки системы категорий права. М., 1976. С. 179.
Глава 4. Служба в органах внутренних дел
Прохождение службы в органах внутренних дел включает порядок приема на службу, перемещение по службе, присвоение специальных званий, прекращение службы и т.д.
Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, определенную теми задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности.
Порядок приема на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками их полномочия и ответственность регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона "Об органах внутренних дел" от 21 декабря 1995 года, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. К сотрудникам органов внутренних дел может применяться трудовое законодательство в той мере, в какой оно не противоречит названным Указу и Положению.
При приеме на службу в органы внутренних дел учитывается ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в добровольном порядке граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе 18 лет.
Прием на службу может осуществляться также путем заключения контракта между гражданином и соответствующим начальником органа внутренних дел, на основе которого последний издает приказ о приеме на службу. Форма и условия контракта определяются министром внутренних дел.
При приеме на службу в органы внутренних дел существует
ряд ограничений. К ним относятся:
- возраст гражданина;
- состояние его здоровья;
- наличие у лица судимости.
Запрещено прохождение службы в одном органе внутренних дел сотрудников, состоящих между собой в близком родстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью, либо подконтрольностью одного из них другому, а также лиц, уволенных по отрицательным мотивам с государственной службы, иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Должность сотрудника внутренних дел не совместима с депутатским мандатом, занятием предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Поступая на службу, сотрудники принимают Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.
Служба в органах внутренних дел предполагает присвоение специальных званий.
В целях формирования высокопрофессионального личного состава органов внутренних дел проводится аттестация.
Для сотрудников органов внутренних дел определен предельный возраст пребывания на службе, который связан с соответствующим специальным званием.
Увольнение сотрудника осуществляется по следующим причинам и основаниям:
- по выслуге лет, дающей право на пенсию;
- по возрасту;
- по состоянию здоровья;
- по сокращению штатов;
- в связи с расторжением контракта;
- по собственному желанию;
- в связи с утратой гражданства Республики Казахстан;
- за систематическое нарушение служебно-воинской дисциплины;
- по служебному несоответствию;
- в связи с осуждением судом за преступлением;
- в связи с переходом на работу в другие государственные органы;
- в связи с совершением проступка дискредитирующего звание сотрудника органов внутренних дел.
Сотрудники ОВД подлежат обязательному личному и медицинскому страхованию.
Сотрудники внутренних дел имеют право на пенсию за выслугу лет: а ставшие инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом, - на пенсию по инвалидности.
В случае гибели или смерти сотрудника органов внутренних дел члены его семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Вопросы укрепления правопорядка и обеспечения безопасности граждан в повседневной жизни всегда был крайне актуальным. Несмотря на предпринятые государством меры, состояние безопасности и правопорядка нельзя признать удовлетворительным. Все это свидетельствует о том, что организация и деятельность органов внутренних дел требует совершенствования. Однако это не значит, что структурная перестройка ОВД тот единственный способ решения проблемы, который возможен сегодня. Напротив, совершенствование, как нам думается должно состоять в повышении эффективности работы за счет роста профессионализма кадров, престижа статуса работника ОВД и т.д.
Ввиду того, что предпринятые ранее меры, касающиеся улучшения отдельных сторон организации и деятельности органов внутренних дел, не принесли ожидаемого результата, представляется целесообразным пересмотреть их в целом, комплексно, как единую систему, определить ее соответствие потребнстям практики, выявить наиболее характерные недостатки, а также неиспользованные возможности.
Как показывает практика любая попытка совершенствования деятельности какого-либо органа государства или его структурного образования требует серьезного кадрового обеспечения, специальных знаний в реформируемой области. То есть необходимы не только юридически грамотные сотрудники, но и свободно ориентирующиеся в специфике деятельности ОВД. Поэ-
тому подбор и закрепление кадров - важнейшее условие успешного функционирования органов внутренних дел. Для решения данной проблемы необходимо повысить методический уровень учебных заведений, готовящих специалистов для органов внутренних дел.
Как правило значительное число сотрудников ОВД не удовлетворены своей работой вследствие того, что не имеют необходимых условий труда и быта. Материальное обеспечение сотрудников ОВД также не соответствует затратам труда и времени.
Эти социально-бытовые неудобства, трудности в материально-техническом обеспечении деятельности ОВД становятся причинами высокой текучести кадров. Это глобальная проблема, а решить ее можно только при экономической стабилизации общества в целом.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Конституция Республики Казахстан.
2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 21 декабря 1995 ода "Об органах внутренних дел".
3. Положение о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
4. Прудников А.С. Актуальные проблемы совершенствования правовой основы деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте // Совершенствование правоохранительной деятельности ОВД: Сб.тр.мол.ученых. - М.,
1990.
5. Правовые и организационные основы взаимодействия УВД области с местными представительными и исполнительными органами // Актуальные проблемы права и Государственная программа правовой реформы в свете новой Конституции Республики Казахстан: Сб.материалов научно-технической конференции мол. уч., адьюнктов и соискателей. - Караганда, КВШ ГСК РК, 1996.
6. Административное право Республики Казахстан. Часть особенная: учебник для юридических вузов. - Алматы, 1997.
7. Теория права и государства // Под редакцией проф.
В.В. Лазарева. М., 1996.
8. Административная деятельность ОВД". Учебник. Москва. 1996
9. Закон Республики Казахстан " О национальной безопасности" от 26.06.1998 года.
10. Кодекс Казахской ССР об административных правонарушениях с изменениями и дополнениями на 1 сентября 1998 года.
11. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий права. М., 1976. С.
179.