Реферат: Политика перестройки и причины ее краха

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

«ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ И ПР И ЧИНЫ ЕЕ КРАХА»

                                        

ПЛАН:

 

1) Введение

2) Гласность

3) Экономические реформы

4) Политические реформы

5)  Распад Советского Союза

 

1) Менее семи лет прошло от избрания М. Горбачева на пост Генсека КПСС до сложения им с себя обязанностей през и дента СССР в связи с формально-правовым прекращением с ущ ествования этого госу д арства, произошедшим вопреки его воле. За короткий промежу т ок времени произойти грандиозные идеолог и ческие, политические, экономические, социальные перемены, которые изменили не только государственные и экономические структуры страны, но и послевоенный европейский и всемирный порядок.

Из-за ограниченности и провалах хрущевских попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких либо с ерьезных изменений в системе, чертами которой являлись полити ческие структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренни х социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверхцентрализованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации.

Но реформа родилась не на пустом месте. Ее основные направления обсуждались сначала в частном и неофициальном порядке, потом в недрах руководящих партийных инстанций. Новое руководство не могли не знать о глубоком кризисе советской экономике и о связанном с ним ослаблении международных позиций страны, когда международная напряженность достигла своего пика. Требовались масштабные реформы, задачи были значительно шире, чем при Хрущеве. Речь ш л а о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков административно-командной системы.

Во всех случаях истории страны реформы проводились сверху. Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами. "Гласность" можно было бы определить следую щим образом: Сделать достоянием л ю дей то, что до сих пор скрывалось (или открыто сказать то, о чем раньше говорили только в своем кругу); признать наконец наличие не только " проблем", но и общего кризиса системы: экономического кризиса, кризиса партии, бюрократии, экономического аппарата; наконец кризиса идеологической системы, от которой ничего не осталось.

Вслед за гласностью, с самого начала бывшей не только лозунгом, но и обещанием смягчить цензуру и облегчить доступ к информации, новое руководство выдвинуло лозунг "ускорения" - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все "перестройка", определявшаяся как настоящая реконструкция советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы.

Однако в середине 80-х гг. социальный кризис был столь глубок, что призыв к реформе тотчас нашел отклик в чаяниях "низов" и новые ценности утверждались при поддержкой социальными силами. Призыв вызвал и недовол ь ства и сопротивления, вь юч ившую Горбачева и сторонников перемен постоянно приспосабливать свои программы к требованиям и ритму движения реформирования, а также разнобоем в рецептах решения социальных и национальных проблем. Начатое движение становилось все более и более трудно удерживать в первоначально намеченных границах. По мере того как процессы обновления ускорялись и приобретали размах и глубину, Горбачев превращался в подмастерье, не способного эффективно управлять ходом событий и постоянно вынужденного более или менее ловко лавировать между приверженцами реформ и сто ронниками возврата к старому. Понемногу отказываясь от определенной и решительной программы реформ, Горбачев был вынужден уступать власть Б. Ел ьцину.

2) Реформы Горбачева начались весьма скромна: с освобождения исторической памяти, живой мысли. Может быть, что завоевание свободы слова являеться главным достижением его политики. Гласность была для Горбачева зд оровой крит и кой существующих недостатков, но неподрывом социализма и его ценностей. Она помо гло быстро освободить долго сдерживаемые силы, направленные на либерализацию режима, позволила выийти на поверхность мнениям, существовавшим в среде неформальных об ъ единений и центров свободо мыслия, возникших и развившихся в предыдущий период.

По мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. Скандальные разоблачения о государственных и политических структур вызывали об щ ественную реакцию. Слово властей перестало быть выражением неопровержимой истины. Стало возможным не соглашаться с партией, гласность немедленно обратилась к принципиальным вопросом о законности партийной власти - к ее истории. В центр общественного внимания была поставлена и содержание и стратегия собственно перестройки. Прошлое и настоящее оказались связанными между собой.

Начиная с 1986-1987гг. роль цензуры постепенно было ограничено контролем за неразглашением "государственных тайн". Неприкосновенной оставалось долгое время тема Ленина. Но уже с 1989 критика его перестало быть запретной темой. Стала значительно мягче и цензура фильмов и театральных пьес. Свободе культурной жизни способствовала и реорганизация различных творческих союзов, органов прессы, телевидения и театров. Кульминационной точкой можно считать снятие запрета с творчества представителей эмиграции, покинувших или изгнанных из СССР в 70-е гг.. В процесс переомышления прошлого и в идейные дискуссии большой вклад внесли и литературная критика и публицистика, представители которых выступили на политические, социальные и экономические темы. Начав с ежемесячных журналов, гласность быстро распространялось и на другие источники формирования общественного мнения: на еженедельники, на кино и особенно на телевидение.

Ворвавшаяся в общество свобода слова должна была неминуемо привести дискуссиям, противодействию и многочисленным непредвиденным последствиям. Вопрос о сталинизме повлек за собой и вопрос о его истоках. В связи с э тим встал вопрос о природе общества, которое из него возникло. Гласно сть оживила споры между различными группировками: либералами и русофилами, усилило растерянность и разобщенность умов. Она подняла недовольство существующим порядком и поощрила разнообразные формы протеста против него и в итоге политизаци и и идеологическую поляриза ц ию все более широких слоев общества, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса. Возникли и в конечном счете на и более опасные для перестройки недовольство в националистических движениях и в огне межнациональных конфликтов.

В этих условиях новое руководство должно было расплатиться по долгам своих предшественников Сталина и Брежнева. Связанная с национальными отношениями напряженность возникло почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка до возвра щ ения на историческу ю родину депортированных народов. Вставшие в центр внимания национальные вопросы привели к обострению конфликтов между русскими " колонизаторами" и представителями "коренных" национальностей или между соседними национальностями сожительствовавшими и мирно, и враждебно по обе стороны искусственно проведенных центральной в л астью границ.

Последствия гласности очевидные и неисчислимы, но она не улучшила условия жизни, которые продолжали ухудшаться. Открывая глаза и рассказывая о пройсходя щем гласность сделала лишения еще более невыносимыми.

3) В экономическом плане годы перестройки представляються катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не перестала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал делая рассуждения об экономической реформе все менее заслу живающими доверия. Заметно стало сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабж ении. Показатели прироста промышленного производства отметили сокращения. Усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, происходило падение курса рубля.

Тем не менее в этих условиях была предпринята серия реформ и проведена огромная законотворческая работа. С начало перестройки развитие реформы определяли два основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. "Закон о госу дарственном предприятии" от 1987 был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получили свободу планировать свою деятельность и устана вливать прямые связи с другими предприятиями, некоторым разрешили даже вступать в контакт с иностранными фирма м и.

В действительности бюрократия центральных министерств сразу стала обходить положения этого закона, так как не хотело сдавать свои позиции и отказываться от прежни х прерогатив. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промы шленности, оно не оставляло много возможностей для коммерческой деятельности, также оно, помимо приоритета в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и - ставки налогообл ожения. Фактически предприятия остались под жесткой опеки старых структур и не получили реальной возможности контроля и таким образом продолжали пользоваться госсубсидиями, которые позволяли избежать банкротства.

Наиболее сложной проблемой, обусловливавшей переход к подлинной самостоятельности предприятий и ры ночной экономике, оказалась проблема ценообразования. Эту реформу боялись как оппозиция бюрократии так и руководители страны; другие боялись, что потеряют свои неофициальные доходы и привилегии, а другие, что социальная цена освобождения цен и перехода к рыночной экономике в обстановке всеобщего дефицита и отсутствия пользующихся доверием властных и правовых структур слишком высокая. Этот шаг был сделан только в 1991 г..

Второе направление экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. В 1986 г. частная деятельность была легализовано более чем в 30 видах производства и услуг (в 1991 г. более 7 млн. заняты в кооперативном секторе, около 1 млн. получили разрешения на занятие индивидуальной деятельности). Установление очень высоких цен и развитие побочных видов деятельности привели к тому, что частны й сектор стал к ба н ковским кредитом отмывать капиталы теневой экономики. При этом частный сектор охватил большой часть из людей, которые были заняты в сфере теневой экономики.

Несмотря на заявления руководства о поддержке, развитие частной инициативы сталкивалось с различными трудностями: официальными, когда местные власти делали все, чтобы ограничивать деятельность кооперативов; производственными, обусловленными дефицитом материальных ресурсов, вынуждавшим прибегать нелегальным источникам; недоверием народа, которому, столкнувшихся с четырьмя сетями распределения и уровнями цен, экономическая свобода предстала в образе падения жизненного уровня. Правительство столкнулось с трудностями тоже в сельском хозяйстве.

Согласно "арендному договору" землю можно было брать в аренду на длител ьный срок и полностью распоряжаться продукцией. К тому же в новом положении о колхозах ог оваривалось, что площадь индивидуального участка и поголовье скота будут устан авливаться коллективом каждого колхоза " в зависимости от участия его членов в общем труде". Эти меры на деле дал и лишь символические результаты. Колхозы, не получившие подлинной самостоятельности так и остались под опекой районных властей , которые планировали их производство и поставк и госуда рству, определяли нормы площад и личных участков. Арендное движение не пол н ило широкого распрос тронения. Возродить сразу дух предпринимательства оказалось тем более тяжело, что самые активные ушли из деревни, не было техники, инфраструктуры. С другой стороны, местные власти с начала перестройк и не переставали подавлять крестьянску ю инициативу; крестьяне,желав ши е работать на условиях аренды, не получили землю на предусмотренные законом срок: арендные договоры могли быть расторгнуты властями с уведомлением за два месяца, имели силу только для заключавшего и не могли быть переданы другому.

Ни одно из начатых экономических реформ практически не дала положительных результатов. С одной стороны, потому что будучи прод у том политического компромисса, они не бы л и достаточны радикальными - на и более болезненные в социальном плане меры были отсрочены: с другой стороны, они были слишком радикальными, вызывая одновременно сопротивление населения, которое ощущало в себе, как ух удш аются условия жизни, и противоде й ствие на всех уровнях бюрократического аппарата. Экономические реформы, как и гласность, представляли угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемо г о положения. Нельзя забывать, что реформы питались изменить экономику, в которой в течение десятилетий отсутствовали рыночные механизмы и процветала коррупция. Эти обстоятельства привели к непредвиденной реакции на предпринятые руководством шаги: в государственном секторе прочно воцарилось меновая, бартерная экономика, а в частном - своего рода экономика казино, в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спекулятивной выгоды в ущерб развитию с дальн им прицелом производства товаров и услуг. В условиях кра й не нестабильной политической ситуации речь шла о получении максимальной прибы л и в кратчайшие сроки, прежде чем в очередной раз будут изменены правила игры.

4) В течение тысячи лет Россия управлялась людьми, а не законами, а задачей перестройки было уничтожение прежнего порядка вещей и замена его иным, де й ствительно основанным на научном понимании общества. Тем не менее желание команды Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе С КПСС и СССР в его прежнем виде, основанном на прин у ждении или непонимании национальных устремлений, особенно ограничивало действенность политических реформ и ускоряло распад системы.

После двух десятилетий непоколебимой стабильности и старения партийных кадров в течение пяти лет произошло их массовое обновление и омоложение на всех уровнях. Чистка Политбюро происходила поэтапно, по мере ук репления власти новой правящей группы; из Политб ю ро и от госдолжностей удалялись наиболее консервативно настроенные деятели, связанные брежневскими временами. Одновременно оно пополнялось руководителями, придерживавшимися схожих (до известной степени) с Горбачевым взглядов и принадлежавшим к его поколению. Обновление политического аппарата прошло и в ре спубликах. Это движение сильно сказалось и на омоложении областных кадров. Перемены вызвали серьезное сопротивление местной партократии; в центральных органах консервати вный лагерь стал возглавить Лигачев. Оппозиция центра апеллировала главным образом к идеологическим доводам. На периферии противодействие местных руководителей об ъ яснялось нападками на привилегии и угрозой со стороны гласности. Их влияние даже росло - в той мере, в какой слабела центральная власть.

Как бы не определялся процесс обновления политических структур, он не был не действительно радикальным, ни подлинно демократическим. Тем не менее сопротивление перестройке оказалось достаточно серьезным для того, чтобы вынудить власти вступить на путь радикальной политической реформы с целью оживить институты, которые партия некогда лишила их ф и кций, -Советы и общественные организации. По мнению Горбачева, было необходимо полностью восстановить роль Советов как органов социалистической власти и вернуть общественным организациям их первоначальное значение.

Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии. Конституционная реформа, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы и учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями, вызвала критику как консерваторов, так и радикалов, сторонников перестройки, возглавленных Ельциным. Для радикалов реформа была ущербной, поскольку предложенная система не была прямой, ни равной и к тому же сосредоточила слишком много власти в руках президента - Генсека КПСС. Помимо этого, избирательный закон в силу своей нечеткости оставлял широкие возможности для различных ма н ип уд яций (на п р: легитимность президента).

Стремление преодолеть наследие сталинизма, гарантировать права граждан, желание достойно и цивилизованно выглядеть в глазах всего мира можно считать первым основанием перехода к построению правового государства. Вторым стала необходимость создания правовой базы для экономических реформ. Наконец сама политика демократизации, приведшая к возникновению многочисленных неформальных объединений, потребовало разработки и принята соответствующих юридических положений и процедур. В связи с этим был принят ряд законов и указов, начата подготовка других.

Либерализация политического климата ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, считавших себя "политическими" , прод олжало расти. Многие из них об ъ единились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформа л ьных объединений не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью.

Проявившаяся в массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней на и более ярко выражалась в стремле ни и к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций.

Особенно значительные изменения произошли в области внешней политики Они сопровождались последовательной и всеобъемлимой критикой прежних подходов. Суть "нового мышления" Горбачева состояло в том, что три "мира" человеческой цивилизации - капиталистический, социалистический и третий мир - сегодня находятся в глубокой вза и мозависимости. Они принадлежат единому миру, в котором уже невозможно достичь превосходства военными средствами. Но в первую очередь речь шла о сокра щ ении расходов на гонку вооружений, ставших непосильными для Советского Союза. Вторая цель "мирного сосуществования" нового типа состояла в получении от Запада солидных кредитов, особенно важных для обеспечения продолжения импорта зерна и в то же время поставок современной техники и технологии.

Однако не кто иной, как сам Горбачев, в течение всех лет выступал в роли главного инициатора и руководителя нового политического курса. За несколько лет он завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах в верхах с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненнь й та л ант общения и способности представлять новый облик Советского Союза. Вместе со своими собрат-Никами он определил три основных направления деятельности: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами, не отдавая более предпочтения госуд арствам марксистско-ленинской ориентации.

5) К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренн е й политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов. сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модерниза ц ии страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

- проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

- проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещ енной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертвор ожденной;

- проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначал ьный проект нового со ю зного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новьй федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существ ования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

- период до подписания Горбачевым, представлявшим союзнь й центр, и руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный " вакуум власти":

- период, отмеченный своего рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева , взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил ос у ществить государственный переворот;

-период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежн и х государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запре т КПСС. Менее чем за четыре месяца на место прежнего СССР возник л о новое и весьма неустойчивое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1) Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. Москва, 1987 г.

2) Наше Отечество. Москва, 1991 г.

3) Верт Н. История Советского Союза. Москва, 1995 г.

4) Neuvostoliiton historia. Helsinki, 1992