Реферат: Иски

•1. Осущест в ление прав а) Понятие осуществления права б) Границы осуществления права

2. Формы защиты прав а) Са м оуправство б) Государст в енная защита прав

3. Иски

а) Значение иска б) В иды исков

в.) Защита и возражения против иска г) Колли з ия прав и конкуренция исков

4. Прои зв одство дел по частным искам а) Производство in iure б) Производст в о in iudicio

в) Восстано в ление в прежнее состояние (реституция) г) Меры против неосно в ательного отрицания иска  и  неоснова­тельного предъявления иска

5. Влияние времени на осуществление и защиту прав а) Значение времени в праве б) Иско в ая давность

6. Заключение

ИСКИ Б Р ИМСКОМ П Р АВЕ.

Римском у понятию права - ius - соо т ветствует как смысл право­ в ой нормы,  пра в овог о порядка,  так ; и предста в ление о пра в е, при­надлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права.  Ос у ­ществление права состоит в со в ершении  лицом  действий,  слу ж ащих для удовлетворения его положительных интересов ( uti,  frui), защи­щаемых правом, и б противодействии нарушению этих пра в (imperare, vetare).

Каждый может пользоваться с в оим частным  правом  или  отказы­ваться от него. При осуществлении суб ъ ектом своих полномочий объ­ективное право ука з ывает ему на необходимость  соблюдать  границы своего права. Э ти границы Гаи очерчивает в д в ух текстах. В одн о м, становясь на точку зрения полноты использования пра в , он говорит: NU LLUS VIDETUR DOLO FACERE ,  QUI IURE SUO UTITUR (Никто не счита­ется поступающим злоумышленно,  если он пользуется  принадлежащим ему правом) .

В другом он указ ы вает ,что это осущест в ление пра в а должно на­ходить  границу  в  собст в енном разумном интере с е управомоченного лица   MALE ENIM N0STRO lURE UTI NON DE B EM U S;QUA RATIONE ET PRO-DIG   INTERDICITUR  BONORUM  SUOR UM   ADM IN I STRATI 0. (Мы не должны дурно пользоваться этим  правом; на  этом  основании  расточителям воспрещается упра в ление их имуществом. )

В виде исключения иногда (если того требовали серьезные  ин­тересы других лиц), устанавливалась в озможность принудить субъек-

та к использованию своего права. Закон указы в ает на необходимость осуществлять некоторые частные пра в а осмотрительно ( civi liter mo-do) ,чтобы не вредить другому праву и руко в одиться для этого возз­рением o6opOTa(c i vili t er facere).

Но общее воспрещение злоупотреблять  пра в ом  с  единственной  целью  вредить  др у гим римлянам было не и з в естно.  З начительность чужого интереса не влияла при определении границы для осущест в ле­ния  права. Состояние крайней необходимости могло при в одить иногда к нанесению кем-либо повре ж дений чужому имуществу . Потерпевший  не получал в этом случае иска на в озмещение.

Пер в оначально защита частных прав осуществлялась заинтересо­ванным лицом путем расправы с нарушителем права . Только постепен­но от самоуправства переходят к защите пра в через посредство  ор­гано в   государства  как  организо ва нного аппарата господст в ующего класса.

Развитое пра в о предполагало , что насильст в енные дейст в ия мог­ли предприниматься заинтересованными  лицами  в  своих  интересах лишь  в  крайних ч резвычайных  случаях ,к а к состояние необходимой обороны , когда самоуправство было лишь  средст в ом  защиты  проти в неправомерного  нападения направленного  против лица или его иму­щества.  Ульпиан повторяет по этому по в оду пра в ило Кассия : vim vi ^repellere  licet (насилие  дозволено отражать силой).  Еще Двенад­цатью таблицами было дозволено убийство на месте застигнутого во­ра. Против нападений, направленных на отнятие вещей , допускается не только защита, но и самоуправное в озвращение их.  Самоуправст в ом в тесном  смысле  является и самовольное удо в летворение какого-либо требования Дозволено задержание беглого должника и арест  захва­ченных им с собой денежных средств для удовлетворения претензий. В этом случае самоуправство допущено как исключение ,единственное и последнее средство охраны интересов.  Вообще же действия по само­упра в ному взысканию были воспрещены декретами  389  года. Кредитор терял  свое требование , если он пытался са м овольно получить удов-

летворение.   Другой закон содержа л соответст ву ющее распоряжение в отношении  лиц, к от орые  под предлогом прав а собственности са м о­ в ольно отнимали у другого лица  какую-либо  вещь .Они   обязыва л ись вернуть  ее наза д и, если оказы в алось,  что захвати в ший в дейст в и­тельности не был ее собственником ,то он был обязан заплатить еще стоимость  вещи.  Исторически процесс развился путем в ытеснения и дисциплинирования пер в онача л ьного са м оупра в ства и пре в ращения го­сударством борьбы сторон в рассм о трении споров органа м и гос у дарс­тва.

По в нешности,  магистрат  и  в классическом праве сохранял за собой ведение только пред в арительного процесса, где точно устана в ­ли в ались  пра в овые  осно в ания спора между сторонами и указы в ались средст в а его разрешения.  Ко этого было достаточно чтобы  превра­тить  все  фазы  суда в. орудие классового принуждения и про в одить через суд выгодные для господствующей в ерхушки юридические  возз­рения и нормы. Пра в о государст в енных судебных магистратов органи­зо в ывать для разрешения ка ж дого отдельного спора судебное  разби­рательст в о присяжных судей ,реша ю щих дело по сущест в у ,наз ыв ается юрисдикцией ( iurisdictio). В тесном смысле она  обозначала  содейс­твие  магистрата по организации суда (iudiciuin) по делу и принад­лежала только магистратам, распол аг авшим высшей  властью  ( imperi-um ). Магистраты  ,которые пользо в ались высшей властью (консулы,пре­торы) ,имели право организовы в ать суды по спорам частных лиц. Ког­да юрисдикция сосредоточилась в руках претора ,установилось фор­мальное понятие юрисдикции. Судебное разбирательство считалось за­конным  (iudicium  legitimum ) ,если  оно организо в ано в Риме или в пределах пер в ого поминального камня от Рима ( domi), между римскими гражданами, с участием одного судьи, тоже римского гражданина.

Всякое другое разбирательство , в котором  отсутствовало  одно и з этих требований , считалось в ытекающи м непосредственно из в ысшей вла с ти( iudicia imperio c ontihe nt a);к этой юрисдикции  общие  про­цессуальные пра в ила не применялись.  Принципиально все дела между гр аж данами могли разбираться только городскими магистратами  Рима или  того  города, в   котором  лицо имело пра в о гражданства и свое место жительство-forum originis и forum domici lii.

I NCOLA ET   HIS  MAQ ISTRATI B US  PARERE   DEBET,APUD QU0 3 INCOLA ЕSТ,ЕТ 1 LLI 3. АPUD QUOS С1V1S ЕSТ.( М естный  житель  обязан  подчи­няться  и  тем  магистратам ,где он проживает ,и тем, где является гражданином.  Эти общие правила подсудности применялись и во всех римских  провинциях. Однако, для  римских граждан была открыта воз -можность требовать перенесения их споров на рассмотрение  городс­ких  магистратов Рима. И обратно ответчик временно прибывший в Рим имел пра в о просить о переносе процесса на место  его  жительст в а. Применялись   также   правила  специальной  подсудности  по  роду дел. (Подсудность по месту исполнения в исках и з договоров; по мес­ту  совершения  деяния  при  исках о недозволенных действах. Одна­ко пра в ила подсудности не имели в Риме  принудительного  характе­ра. Соглашение сторон могло сделать некомпетентного магистра упол­номоченным  на  организацию  суда, пре в ышающего  его  компетенцию. Судьей  по  всем  спорам  мог быть вообще всякий взрослый римский гражданин. Обычно его выбирали из  лиц, в несенных  в  особые  спис­ки ,составлявшиеся  по соображениям политики то из сенаторов, то из всадников. Функционировал судья один ( unus iudex ) или в коллегии и назначался претором индивидуально для каждого дела. Судья ,который мог решать дела по свободному у с мотрению(а гЬи tгium, назывался ar­biter  и обычно назначался в тех спорах, где дело шло о производс-

тве оценок , устано в ке меж, разделе.

И сторически в ыработалось   ра з деление  пр о цесса  на  две  Ф а­зы: а) перед м агистратом -in iure и  б) перед  судьей-арud  i udicem . Судебная  функция  магистрата in iure состояла в обязанности дать правильную юридическую тракто в ку спору сторон . В начале республики стороны  должны  были пользоваться устными формулиро в ками, -строго согласо в анными с текстом законов, за чем следил  претор  и  почему произ во дство in iure назы в алось леги с акционн ы м(lеgis actio).  Ле-гисакционный процесс отличался строгим формализмом и  обеспечи вал защиту лишь в пределах узкого круга случаев, подходи в ших под букву закона. Раз в ива в шийся оборот ,обострявшиеся противо р ечия  интересов. различных  группиро в ок раб ов ладельцев требова л и более гибкой про­цессуальной защиты.В практике перегринского претора стал  склады­ в аться новый порядок производст в а, получивший название формулярно­го процесса,  от письменных формул ,которые претор давал судье  в качестве  программы  , и ,вместе с тем ,директи в ы ,на осно в е которой следо в ало вынести решение  по  делу. Преимущество  но в ого  порядка состояло  в   том,что  претор  не был связан буквой закона, а давал формулу или отказывал в и с ке ,исходя и з конкретных  обстоятельств дела. Учитывая запросы жизни ,претор иногда отказывал в иске,ког­да по букве закона его следовало бы дать,  и давал иск  в  случа­ях.,не предусмотренных   законом. Закон  Эбуция (середина  2 века н.э.) предоста в ил сторонам факультативно пользо в аться такого  рода формулами; но  вскоре формулярный процесс совершенно в ытесняет ле-гисакционный. Власть магистрата заставить ответчика согласиться на пр оцесс  имела  реша ю щее значение. Еще в эпоху 12 таблиц были ясно видны черты суда как органа  принудительного  осуществления  пра­ва. От в етчик, которого  истец в ызывал в суд,представлял за себя по-

ручителя, который перед магистратом принимал на себя  дополнитель­ную   ответст в енность  з a   явку  ответчика  в  на з наченный  судом срок. Эта гарантийная форма в ызова была лишь прикрыта особым  про­изводст в ом   внешне   договорного   xapaкт epa-vadimon ium-ответчик предста в лял поручителей и обещал явиться в срок. Такое же vadimo -nium применялось , когда ответчик осуществлял ука з анное выше право перенести процесс к месту его жительства. Позднее э тот порядок в ы­зова  в суд вышел из употребления и з аменялся по виду соглашением от в етчика с истцом о вступлении его в данное процессуальное отно­шение , а по существу была устано в лена обязанность ответчика в сту­пить в процесс.  По римским воззрениям только судебная защита на­личного права дав а ла этому последнему настоящую ценность и завер­шение. Но эта защита не связывалась в представлениях римских юрис­то в   неразрывно  с  самим материальным правом . Только в тех случа­ях, когда орган государства устанавливал возможность  предъявления иска  (act io ) по делам известной категории , можно было говорить о пра в е,защищаемом государством. В этом смысле можно  сказать  ,что римское право есть система иско в .

Иски в ырабатывались в Риме исторически ,и их число всегда бы­ло  ограниченным. При этом в эпоху формулярного процесса actio не­редко давались там ,где лицо не обладало правом по цивильной сис-

теме, и, наоборот, несмотря  на наличие цивильного пра в а на иск, пре­торы отказывали в предоставлении формулы для соответствующего ис­ка.  Общее  понятие  иска дается в Дигестах:Ис к есть не что иное ,ка к пра в о лица осуществлять судебным порядком принадлежащее  ему требование.

По личности от в етчика иски делились на actiones in pem  (вещ­ные иски) и actiones in personam (личные иски). Вещный иск направ-

лен на при з нание пра в а в отношении  определенной  вещи ,ответчиком по  такому  иску может быть любое лицо, нарушающее пра в о истца, так как нарушителем права на вещ ь может оказаться  любое  третье  ли­цо. Actiones   in  persona m   напра в лена на в ыполнение обязательст в а о пределенным должником. Обязательст в о в сегда предполагает  наличие одного или нескольких определенных должников; только они могут на­рушить право истца , и только против них и да в ался личный иск.По объему и цели имущест в енные иски делились на три группы:

l .actiones rei реrзесutоriае-и ск и для восстановления нарушенно­го состояния имущественных прав; здесь истец требо в ал только утра­ченную в ещь или иную ценность ,поступившую к от в етчику,

2. actiones poenales-штрафные иски, цель которых в частном нака­за н ии ответчика. Предметом их служили : а) прежде  всего  в зыскание частного штрафа и б) возмещение убытков

о. actiо mixtae - иски , осущест в ляющие и возмещение убытко в и нака­зание  ответчика (например: за  по в реждение вещи в зыскивалась не ее стоимость, а высша я цена, которую она имела в  течение  года. Личные иски ,направленные  на получение вещей или совершение дейст в ий , на-зываются condictiones . Личное требование в римском праве  рассмат­ривалось  с  точки зрения кредитора как требование прин ад лежащего ему долга ( debitum) или обязанности должника что-либо отдать  или сделать (dare, facere , oportere).

Преторский эдикт публико в ал в систематическом порядке  форму­ляры  отдельных иско в . Они излагались применительно к существующей системе правоотношений , для которых вырабатыва ют ся соответст в ующий иск. Естест в енно, все  иски формулярного процесса получили характе­ризующие их с материальной  стороны  индивидуальные  на им енования :a c t i o empti ,actio venditi,actio pro socio ,rei vindicatio.Индиви-

дуальность этих исков  нужно  понимать,конечно,не  буквально  и конкретно, а  как  обоз начение типов крупных институто в. Пол ь зуясь этими формул ам и-типами для  конкретных  лиц  и  отношений, преторы придава л и искам действительно инди в идуальное значение. Дальнейшая классификация римских исков проводилась по  системам  права,поло­женным  в   осно в ание исков. Ра з личались цивильные иски,основанные на ци в ильном праве,и иски  гонорарные, или  преторские , основанные на  преторском   праве. Иск, требовательный пункт которого напра в лен на утверждение существова н ия или несу щ ествования какого-либо пра­ва, согласно  ци в ильному  прaву,на з ывается actio in ius concepta. Некоторые иски  предоставлялись  всякому  гра ж данину:например ,« ис­ки, предъя в лявшиеся  к  тем, кто  что-либо  поставил  или  подвесил так, что оно может упасть на улицу. Они назы в ались actiones popula -гез.Если по образцу уже сущест в ующего и принятого в практике иска создавался аналогичный ему иск, то  пер в оначальный  иск  называ л ся actio  d irecta , a произ в одный - actio utilis .Фиктивными исками (ac­tiones ficticiae ) назывались такие ,формулы которых содержат фик­цию, т.е. указание судьи присоединить к наличным фактам определен­ный несуществующий факт или устранить из  них  какой-либо  факт, а весь  случай разрешить по образцу другого определенного случая. Во многих исках судье предоставлялось произносить свое решение в со­от в етствии  с  тем,чего  требует Ьопа fidеs(добрая совесть). Судья обязывался в этих  случаях  восполнять  предписания  дейст в ующего права, исходя  из соображений bonum et aequum , т.е. того , что в обо­роте считается соответствующим спра в едли в ости. В классическом пра­ в е  редко  попадаются  формулы, в которых не указывалась бы aequi-tas.KbBK принцип решения. Б противоположность им иски более  старые назывались actiones stricti iuris (строго пра в а),при которых име-

ло место более бук в ал ь ное применение з а к она. Нередко с удье предпи­сы в алось в ыносить особое решение, если он не добился от ответчика выдачи или предъявления предмета спора. Объем в озмещения судья мо­жет определить по своему усмотрению ( arbitrium), исходя и з сообра­жений bohum  et aequum .Иски такого рода в пра в е Юстиниана  на з ыва­ются арбитражными. Предъя в ленный иск ответчик может либо при з нать ,либо оспаривать. В случа я х признания решение дела м о гло  последо­вать уже в пер в ой стадии производства(in iure ). Институт признания е щ е в 12 таблицах занимал место в  процессе, т. к.  там  упоминался признанный должником долг aes confessum наряду с судебным решени­ем . Когда ответчик отрицал с в ой долг, он от в ечал  не  должен-  поп oportere-процесс   раз вивался дальше и переда в ался in iudicium. Та­кого продолжения процесс не имел , когда ответчик  призна в ал  с в ой долг, и  за  этим  следо в ало  подлежащее  исполнению присуждение в пользу истца. Призна в ший требование  как  бы  в ыносил  решение  по собственному  делу.СО NFESSUS  PRO I U DI C ATO EST QUI QUODAMMODO S UA SENTENTIA DAMNAT U R. Когда от в етчик признавал существо в ание  требо­вания  на  вещи, или  основание  этого  требования,но  не его раз­мер, возникали затруднения. Вопрос разрешался передачей для  разре­шения с у дьей в следующей стадии-in iudicio .  Однако при таком по­рядке против сделанного in iure признания ответчик мог in iudicio выступать  с  опровержениями  и  таким образом обессили в ать его. В последующей чет в ерти 2 века был принят сенату ск онсульт , на основа­нии которого выработалось пра в ило, что последовавшее in iure приз­нание вело за собой  постановление,з ав ершающее  спор  по  данному пункту, особенно при исках на вещи. Такое постано в ление окончатель­но устана в ливало право истца на вещь-rem actoris esse . Если ответчик  не призна в ал иска он мог направить оспаривание

против его основания . Ответчик мог так ж е отрицать факты на которых истец  основыва ют свой иск , или приводить факты ,исключающие присуж­дение ,да ж е в том случае ,если факты  ,обосновывающие  иск  ,были в ерными.

В формулярном процессе выработалась практика помещения в фо р ­муле, после  интенции (излагав ш ей притязание истца) , -эксцепции. Она представляла ссылку на такое обстоятельство ,которое делает непра­вомерным  удовлетворение и ск а,даже если интенция иска основатель­на. Эксцепции получили значение защиты от в етчи к а, который не  может пок о лебать  intentio  формулы ,но  имеет возражение ,котор о е судья примет во в нимание ,если претор уполномочит его на это. Гай  ука з ы­ в ает,  что в руках преторов эк сцепция была могучим средством раз­вития преторского права , преторской помощи и содейст в ия.Во в ремена Гая рядом с эк с цепцией , как дальнейшее ее продолжение,появляется в формуле иска прескрипция,при которой в озражение ставится не после интенции, а  выдвигается  как самостоятельный тезис в начале самой формулы и выражается сло в ами- еа res agatur si. Таким образом , в оз­ражение должно быть разрешено как пред в арительное условие для ре­шения спора по основному вопросу. Некоторые в озражения противопос­тавлялись  постоянно и неизменно по требо в анию истца (так назы в ае­мые  перемпторные   или  уничтожающие  эксцепции. Другие  эксцепции действуют только на время или же от действия их истец может изба­виться путем и средством,указываемым в содержании самой эксцепции (отлагательные или дилаторные).

Осуществление некоторых прав может происходить  не  иначе, как задерживая  или препятствуя вполне или отчасти осущест в лению дру­гих прав (что называется коллизией прав. Разрешается она в   за в иси­мости  от  отношений „установленных  законом между сталки в ающимися

права м и в различных случаях . В процессуальных отношениях, при  иске о  собственности , в ладение  предметом спора до процесса определяет положение в ладельца как ответчика, перелагает тяжесть  дока з атель­ства на истца. В отличие от коллизии иско в конкуренция иско в, име­ла место в тех случаях ,когда одно или несколько  лиц  располагали несколькими  исками  проти в   одного или нескольких лиц, причем все эти иски преследовали один и тот же интерес и ту же  цель  ( eadem res) . Удовлет в орением  одного из этих требо в аний уничтожалось дру­гое требование, так как представлялось недопустимым  дважды удов -летворить один и тот же интерес. Однако если удо в летворение по од­ному иску было неполным,  допускалось предъявление в торого иска в пределах  разницы. Однако в озможно и другое разрешение конкуренции иско в по историческим традициям и в за в исимости от характера про­исхождения  этих  исков  ( в   области делика тных исков существовала в озможность кумулятивной конкуренции исков, т.е.  допускалось  од­новременное  проведение  д в ух исков, возникших на осно в ании одного правонарушения). ПРОИЗВОДСТВО IN  IURE

Производст в о начиналось с указания истцом иска. Истец  еще  до вызова к претору знакомил ответчика с тем иском, который хотел то­му предъявить. Необходимо было подготовить специальные данные, тре­буемые  для заполнения формулы, в особенности пр ав ильно обозначить объект иска, указа в его не родовыми чертами, а в идовым  образом. Ис­тец  обращался к претору за в ыдачей соответст в ующей обстоятельст­вам дела формулы для разбирательст в а по ней судьей дела во в торой стадии. Обычно претор да в ал ее без пред в арительного ра сс ледова н ия дела. Ответчик должен был не только явиться с истцом к  претору, но и  защищать себя надлежащим образом: з а ключать дополнительные сог-

лашения (спонзии и стипуляции) ,выставлять с в ои эксцепции, участво­вать с истцом в соста в лении формулы, выборе судьи и зас в идетельст­вовании спора. Если он не выполнял свои обязанности, то он считался незащищенным in iurе,что вле к ло в ажные последст в ия.Явившись б суд ,ответчик мог оспаривать требо в ания истца, подвергать критике исп­ра ш иваемую  истцом  редакцию  формулы  и  делать со с в оей стороны предложения, в особенности настаивать на в ключении в   формулу  в ы­годных  для него возражений . Однако окончательная редакция формулы не зависела от истца и ответчика и  находилась  целиком  в  руках претора. Претор в письменном в иде предоставлял формулу истцу,кото­рый в свою очередь переда в ал ее копию ответчику, который тем самым подчинял  себя  суду  присяжного судьи. Эта операция была за в ерши­тельным актом производст в а in iure , назы в аемым "зас в идетельствова­нием  спора". В  случае отказа ответчика принять формулу он стано­вился indefensus . Произ в одство в первой стадии могло тут же и  за­кончиться без передачи дела на дальнейшее рассмотрение in iudici­um, если магистрат приходил к в ыводу,что требова н ия истца не обос­но в аны  или сам истец признавал в озражения ответчика. Отказ в иске не был беспо в оротным и истец мог вторично обратиться  с  иском  к претору. Если одна из сторон не являлась к судебному разбиратель­ст в у до полудня, то дело решалось в пользу прибывшей  стороны. Если присяжному  судье были из в естны основательные причины, оправдываю­щие неявку сторон,то он мог назначить другой  день  для  разбира­тельст в а. После  пропуска этой отсрочки стороны могли представлять оправды в ающие их неявку причины, а судебный магистрат был полномо­чен произвести восстановление в прежнее состояние.

Момент контенсации спора устана в ливал процессуальные  отноше­ния  между  спорящими  сторонами  и тем судьей, который назначен в

ф ормуле для разбора дела. Сам же иск  прекращал  свое  существова­ние, так  как  наступало процессуальное погашение иска. С этого мо­мента на ответчика ложится  от в етственность  за  гибель  предмета спора. При  иске ,направленном на вещь,от в етчик должен предста в ить обеспечение при содействии поручителей, что он в ыплатит присужден­ное с него, которое состояло из 3 частей:  а) что он исполнит реше­ние, б) что он будет надлежащи м образом защищаться. в ) что он не  бу­дет поступать и не поступал злоумышленно. При личных исках обязан­ность предоставлять обеспечение наступала только в в иде  иск л юче­ния по отношению к подозрительным ответчикам и при из в естных при­вилегированных требо в аниях. ПРОИЗВОДСТВО IN  IUDI C IO

Гай сообщает, что стороны при легисакционном  процессе,после назначения  судьи, взаимно  в ызывали  друг  др у га  я в иться к этому судье на третий день. Сохранился ли  этот  срок  для  формулярного процесса неиз в естно. Перед  назначенным  присяжным судьей процесс раз в ивался в с в ободной устной форме  и  при  господст в е  принципа свободной  оценки  доказательств. Такими  доказательствами служили с в идетели, сведущие  лица, осмотр  на  месте, документальные   дан­ные, присяга. С в идетелей обыкно в енно допраши в али под присягой. Реше­ние спора зависело от того, доказали  ли  стороны  свои  ут в ержде­ния. Предметом  доказывания   служили  только спорные факты.  Истец должен был доказать те факты, которыми  обосновывал  иск, а  ответ­чик-факты, на  которых он основывал свои возра ж ения. Обеим сторонам да в алось право представить суду свидетелей, которые в ыразили  сог­ласие явиться. Присяга, как средство решения дела, не применялась, но для подтверждения отдельных факто в суд мог обязать одну из сторон принести присягу. Судьи поступали здесь по с в ободному усмотрению и

в ыбирали ту сторону, к оторая была и лучше осведомлена и з аслужива-ла доверия.  В нешними рамками деятельности судьи во второй стадии процесса всегда оставалась переданная ему претором  формула. Судья обязан  был принять ее в данной формулиро в ке , хотя бы она и заклю­чала в себе какие-либо ошибки . Ошибки могли зак лючаться в превыше­нии  или  понижении  требо в аний к ответчику со стороны истца-pi из или minus petitio. В сякое превышение истцом дейст в ительно  принад­лежащих  ему  прав  влек л о  для истца невыгодные последствия, т. к. преу в еличенный требовательный пункт интенция-оказывался ложным  и неподтвержденным, а формула обязывала судью в таком случае осв обо-дить ответчика. Начать дело вновь препятст в овало исключаю щ ее дейс­твие последов ав шего решения. Чтобы избежать невыгодных последст в ий запроса существовало лишь одно - в в ести в формулу  прескрипцию   в пользу  истца, предупреждающую  судью  о  в озможности  дальнейшего уточнения истцом своих требований. Особенностью римского  процесса является  денежный  харак т ер присуждения. И только в императорскую эпоху отступили от принципа обязательной денежной кондемнации, ус­тановив, что если предметом иска я в ляется определенная вещь, то от­ветчик присуждается к ее выдаче. Решение  дела  судьей  во  второй стадии  влек л о  за собой погашение процесса: процесс,доведенный до решения, не мог быть вновь начат. Судебное решение заканчивает про­цесс  и может быть освободительным или осудительным. Законная сила судебного решения осущест в ляется двумя средствами: а )Ис тц у   дается в место  прежнего  иска  новый-бесспорный  иск  о выполнении реше­ния, содержание которого определено судебным решением. б) Каждой  из сторон дается exceptio rei iudicatae ,если проти в ная сторона пыта­ется вторично возбудить решенный уже судом спор ( в озбуждение  того же притязания, когда отыски в ается тот же предмет на основание того

же са м ого прав а , имеющего тождественное  осно в ание ; м ежду  теми  же лиц а ми  (к тем же лицам причисляются также уни в ерсальные или даже сингулярные преемники ) .Дальнейшим вы в одом из  основного  пра в ила было  распространение  содержания  судебного  решения  только  на участников первого процесса и их правопреемнико в.

Если от в етчик отрицает законную силу судебного решения, он мо­жет против него защищаться .В к л ассическую эпоху сторона могла при на л ичии уважительных обстоятельст в испросить у претора restitutio in i ntegrum (восстановление в первоначальном состоянии.) .В импера­торскую  эпоху  можно  обжаловать судебное решение в в ысший орган (аппеляция) ,однако с риском быть присужденным в двойном ра змере в случае  проигрыша дела. Если  же ответчик не защищ ается и не пла­тит, истец может прои зв ести принудительное взыскание с помощью ас- tio  iudicati. В зыскание  могло иметь личный хар ак тер ( содержание должника под арестом до уплаты или отработки долга- executio per­sonalis)  или же имущест в енный характер. Б последнем случае креди­торы вводились в о владение имуществом должника.

Классическое пра в о  не  знало обжало в ания судебного решения в собственном смысле сло в а. Сторона просила об уничтожении наступи в ­ших  юридических последст в ий, в озвращении в пер в оначальное положе­ние. Применение этого экстраординарного средства производилось как по  просьбе  сторон, так и по собственному усмотрению ма г истрата в, целях  защиты  верхушки  господствующих  к л ассов. Истец, получивший реституцию, должен  был вернуть от в етчику выгоду ,полученную от по­гашения юридического отношения. При применении  реституции  проти в судебного  решения  решение  считалось несостоявшимся и начинался новый процесс. Меры против  ответчиков, неосно в ательно  отрицавших иск, ф а к ти-

чески в сей тяжестью ложились на бедняков, не  име в ших  возможности собрать  или  сохранить  доказательст в а, но ,конечно, не  на з натных лиц. В принципе ответчик, неосновательно отрицавший притя з ания ист­ца, платил штраф и присуждался в д в ойном размере требуемого от не­го истцом. Значительное число иско в в лекло за собой для  проиграв­шего от в етчика еще и гражданское бесчестие. М ало значения придава­лось том у ,действовал ли ответчик ,будучи уверенным в своем пра в е, или без такого убеждения. Истец, в случаях, когда от в етчик, несмотр я на приказ судьи, не выдает или не  предъя в ляет  того, что  требует­ся ,может подт в ердить размер своего интереса присягой- iu siura num in Iite m . Для в оздейст в ия на истцо в ,неосновательно  предъя в ляющих иск, были  установлены  меры, но эти меры не устана в ливали действи­тельной гарантии интересов ответчико в бедняко в , так как применение их зависило от суда: 1. От в етчик мог потребо в ать от истца специаль­ной штрафной стипуляции. Тогда истец, в случае  проигрыша,  под в ер­гался  тому же штрафу, который он са м обязывал ответчика платить в случае проигрыша последним дела. 2. От в етчик мог со  с в оей  стороны просить  истца принести присягу в том, что он,истец,действует доб­росовестно, - iusiurandum calumniae. 3. Претор рассматри в ал  как де­ликт  преторского  права тот случай, когда истец предъявлял иск и з : одного только намерения вести  процесс, зная,что  ут в ерждаемое  им право  в  действительности не существует. Но если эти меры не были приняты заранее,то все же проигравший истец подвергался преследо­ванию  со  стороны  своего  ответчика. Штраф, которому  подвергался прежний истец, оценивался в одну десятую спорного иска. Постепенное исчезновение штрафов объясняется заменой их возложением на проиг­равшую сторону судебных издержек. Исковая дав н ость  означает погашение в озможности процессуаль-

ной защ и ты пра в а вследств ие того, что в тече н ии известного вр-меки таk ая   защита не была осущест в лена з аи нтересованны м лицом.Класси­ческое пра в о знало лишь зак о нные сроки для нескольких  иско в , т.е. само право дейст в ует в течении определенного в ремени.В 5 веке бы­ла в в едена исковая да в ность почти для личных иско в и иско в, на ве­щи. При  Юстиниане все иски подлежали давности и назывались ac tio-n ез pe r petuae,ecли погашались через. 30  лет , и actiones  tempora-1е з, есл и   сроки погашения были короче. Начало исковой давности ус­тана в ливалось с момента в озникновения искового пр и тязания , в част­ности: 1.Пр и праве собственности и других пра в ах на вещи с момен­та нарушения кем-либо г о сподства лица над в ещью. 2.При обязатель­ст в ах  не  делать  чего-либо  -  когда обязанный субъект со в ершал дейст в ие ,противоположное принятой обязанности. 3. При обя з ательст­вах  что-либо  сделать  -  когда возникала воз м ожность немедленно требо в ать исполнения обязанности от обязанного.

Приостано в ление иско в ой да в ности означало , что ее течение в ре­менно приостанавли в ается по какой- нибудь  причине; например  ввиду несовершеннолетия  лица, либо юридических препятствий для предъяв­ления иска. Устранение этих осно в аний возобно в ляло течение исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности.

По истечении  срока давности  от в етчик  мог противопоста в ить эксцепцию всякой попытке истца осуществить судебным порядком  по­гашенные  да в ностью притязания. Судья по собственной инициативе не учиты в ал давность, если этого не требо в ало обязанное лицо. По исте­чении  законного  срока исковой да в ности уплата долга не я в ляется обязательной для должника (и дет как бы уплата уже не должного) . Проведенные исследования  показывают какую громадную роль иг-

рают иски в жизни простого рим с кого гражданина. С ро ж дения и до самой смерти его права находили з ащиту от нарушения в исках.  С появлением исков появилась возможность цивилизованного  решения конфликтов сторон,  без самоуправства и на с илия. Правовой поря­док решения тяжб прочно вошел в римскую жизнь.

Список испо ль зуемой литературы 1. И.Б. Новицкий "Римское право", издание 4, Москва, 1993

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОММЕРЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО:

ОЭТ

ТЕМА:

Г ОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ"

СТУДЕНТ ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА М ЕНЕДЖМЕНТА: Д-2 1 ТОМИЧ ДАРКО

ПРОФ. ИСЛАМОВА А. Д.

МОСКВА, 1996

1 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия; объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся директивные задания по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новой техники и формированию фонда оплаты труда и т.п. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип "максимальной возможности": все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени

экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям

рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает  необходимость  существенных  корректировок  хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности  хозяйственного законодательства  и  необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких

темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства , вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов. Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих случаях государство берет на себя функцию

корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных и квазиобщественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно- командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы вялится на путях постепенного   ^ ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов в производство общественных   и   квазиобщественных   благ   (национальная   оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т.п.) в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается перетек квалифицированных научных, педагогических и др. кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется, главным образом, посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции сочетаются здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточением денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП,. уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы .административного регулирования в плановой экономике- лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в задан- лом ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические или косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение -налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки

процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной , политики. Просто снижение

налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов-например решение об изменении налоговых ставок о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом смысле  любые   экономические   регуляторы   несут   на   себе   печать администрирования. В то же время, любой административный регулятора прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных   экономических   процессов.   Например,   административное повышение- цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические- методы от административных. Разграничение между ними- принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию , . например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать

на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение   трансфертных   платежей   изменяет   конъюнктуру   рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того, чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований,   стабилизации  экономической  ситуации   и  овладения экономическими методами урегулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений,    препятствующих    усилению    монополизации    рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные

стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п.,

ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности , например импортные квоты и т.д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы , установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

Важнейшими элементами налоговой системы, формирующейся в переходной экономике, являются подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.

В плановой экономике подоходный налог,  как правило, был пропорциональным, взымался по одинаковой налоговой ставке независимо от размеров личного дохода. Это было оправдано в условиях, когда дифференциация доходов ограничивалась административными методами. В условиях рынка дифференциация доходов населения значительно повышается. Поэтому для переходной экономики, как, впрочем, и для развитого рыночного хозяйства, более

приемлемым является прогрессивный подоходный налог, который обеспечивает переложение определенной части налогового бремени на более обеспеченных людей и сглаживает разрыв в жизненном уровне различных слоев населения. Социальная ориентированность налогообложения личных доходов усиливается посредством системы налоговых льгот и преференций социально-незащищенным слоям населения. Так, по Российскому налоговому законодательству для участников войны, инвалидов, граждан, имеющих детей и содержащих иждивенцев, устанавливается более высокий необлагаемый налогом уровень дохода. Не облагаются налогом пенсии и пособия. Предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, одиноким матерям, имеющим двух и более детей, и т. д. Налог на прибыль предприятий приходит на смену индивидуализированным нормативам, на основе которых определялись отчисления от прибыли в бюджет в дореформенной экономике. Эти нормативы дифференцировались в зависимости от   прибыльности   предприятий.   Более   прибыльным   предприятиям устанавливались соответственно и более высокие нормативы отчислений в бюджет. Это снижало заинтересованность предприятий в получении прибыли. В таких условиях само введение единого пропорционального налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие, усиливая влияние рыночной конъюнктуры на поведение производителен. Система льгот по налогу на прибыль, установленная для ряда приоритетных отраслей (пониженные ставки налогообложения, вычет из облагаемой прибыли средств, направляемых на техническое   перевооружение   и   расширение   производства)   позволяет стимулировать прогрессивные структурные сдвиги в экономике.

Налог на добавленную стоимость заменяет так называемый налог с оборота - основной вид налога в дореформенный период. Налогом с оборота облагались по преимуществу только потребительские товары, причем по высоким и сильно

дифференцированным ставкам. Это способствовало усилению структурных диспропорций в экономике, в частности гипертрофированному развитию производства средств производства за счет предметов потребления.

Налог на добавленную стоимость исчисляется по одинаковой ставке для всех производителей товаров и услуг. Это позволяет более равномерно распределять налоговое бремя, избегать диспропорций в уровнях цен на различные товары и других структурных диспропорций. В то же время некоторые особо значимые для народного хозяйства и массового потребителя виды товаров и услуг могут облагаться налогом по пониженной ставке или вовсе освобождаться от налога на добавленную стоимость, что стимулирует ускоренный рост в соответствующих отраслях.

Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду. что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции.  Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного

регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с Лощением жизненно важных социально-экономических проблем.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Рассогласованные действия различных  институтов,  регулирующих экономическую активность, могут нанести существенный ущерб народному хозяйству. Например, многие экономисты полагают, что острейшие социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась Россия на начальных этапах перехода к рынку, в немалой степени были усугублены несогласованностью фискальной и кредитно-денежной политики. Высокие налоги и высокие нормативы обязательных отчислений в централизованные фонды (соцстрах, пенсионный фонд и т. п.), установленные с 1992 г., были призваны сократить дефицит госбюджета и тем самым сдерживать .инфляцию. Но одновременно это оказывало дестимулирующее воздействие на производителей, снижало их заинтересованность в развитии производства. В то же время мягкая кредитно-

денежная политика (обилие льготных кредитов Центробанка, низкая учетная ставка процента, периодические компании по взаимозачетам долгов предприятий и т. п.) имела . целью стимулировать производство. Но в тоже время такая политика способствовала раскручиванию инфляционной спирали. Результатом сочетания сдерживающей фискальной и стимулирующей кредитно-денежной политики в 1992-1993 гг. было углубление стагфляции - одновременное повышение темпов инфляции и сокращение производства.

Необходима координация деятельности различных государственных институтов по регулированию экономики на базе четко определенных целей и приоритетов - социально-экономического развития. Эта задача решается посредством экономического программирования.

Экономическое   программирование   является   особым   методом регулирования, который нельзя отнести ни к экономическим, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным  инструментам регулирования  целенаправленный характер, координирует их применение для достижения заданных программной целей, приоритетов, структурных пропорций.

Разработка программ социально-экономического развития осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Но на этапе перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика. Это ' связано с тем, что переход от плановой экономики к рынку не может произойти сам по себе, без активного участия государства в демонтаже прежнего хозяйственного механизма и в создании инфраструктуры рынка. Для выполнения такой работы нужен план, программа перехода к рынку с выделением промежуточных этапов, определением целей и задач каждого из них, с развернутой

разработкой системы мероприятий, комплекса инструментов регулирования экономики необходимых для успешной реализации ближайших этапов программы. В рамках общей программы перехода к рынку могут разрабатываться частные программы развития отдельных экономических процессов, институтов, регионов и т. п.. Например, Государственная программа приватизации, программа государственной поддержки малого предпринимательства, программа конверсии военного производства и др.

Литература:

1. Экономика переходного периода. Под редакцией В.В.Радаева, А.В.Бузгалина - Москва: Издательство МГУ

2. Экономика. Макконнелл Кэмбелл P., Брю Стекли Л. Перевод с английского. - Москва: Республика, 1992 г.

3. Экономический образ мышления. Хейне Пол. - Перевод с английского. -Москва: Издательство "Дело", 1992 г.