Реферат: Место Президента РФ в системе государственных органов
Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.
В отношении законодательной ветви власти Президент обладает очень обширными полномочиями:
1) Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса. Законопроекты могут разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу.
2) Президент обладает правом относительного вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы против вето Президента выступило не мене 2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.
3) Президент назначает выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.
4) Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете. Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.
5) Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Другие органы не вправе принимать решение о всенародном голосовании.
6) Президент вправе распустить Государственную Думу в 3-х случаях:
- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;
- в случае двукратного вынесения недоверия Правительству в течение трех месяцев;
- в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству.
Кроме этого, можно выделить ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
- в течение одного года после его избрания;
- с момента вынесения обвинений против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в течение 6 месяцев до окончания сроков полномочии Президента.
Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает существенной компетенцией в законодательной ветви власти.
Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:
1) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.
2) Президент формирует состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров, а Президент непосредственно их назначает.
3) Президент имеет право председательствовать на заедании Правительства.
4) Президент имеет право роспуска Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения Думой недоверия вправе этого не делать.
Таким образом, столь обширные полномочия Президента не оставляют сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти.
Президент оказывает существенное влияние на судебную власть:
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.
1) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то есть высших судебных органов РФ. Президент также вправе назначать судей других федеральных судов.
2) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального Прокурора РФ.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.
Конституционно-правовой статус Президента РФ | |
Содержание Введение. 2 Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей. 6 1.1 Значение института президентства. 6 1.2 Соотношение ветвей власти и ... После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить ... Она организует подготовку законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготавливает проекты заключений на ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Статус Президента РФ | |
Содержание Стр. Введение . 2 Глава I. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Не может быть распущена Государственная Дума в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента, а также при временном исполнении обязанностей Президента ... Таким образом, в области законодательной, Президент Российской Федерации не только отвечает и решает "судьбу" Государственной Думы (назначает выборы распускает в случаях и порядке ... |
Раздел: Рефераты по юриспруденции Тип: реферат |
Билеты по конституционному праву России | |
Билет 1 Понятие и предмет конституционного права России Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою ... Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства ... Если Дума соглашается, развитие идет дальше, если Дума не соглашается, то Президент выступает с повторным предложением о кандидатуре, и после того, как Государственная Дума трижды ... |
Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: шпаргалка |
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как ... | |
Дипломная работа бакалавра Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как представительный и законодательный орган Волгоград - 2010 ... Характер контрреформы имели манифест от "Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы", указ "О переустройстве учреждения ... Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Конституционный статус Президента РФ | |
Содержание Введение. 3 1 Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти 5 2 Выборы, вступление в должность и прекращение ... Данное Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и действует до тех пор, пока Правительство либо ... 83 Конституции РФ, сказано, что Президент Российской Федерации "представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |