Курсовая работа: Незаконный оборот наркотиков

Введение

Дипломная работа написана на тему «Незаконный оборот наркотиков и борьба с ним». Тема безусловно актуальная в настоящее время.

Наркотики - это чудовище, заглотившее людей больше, чем Вторая мировая война, захватило не только отдельные страны, но и целые континенты. Откуда же взялась эта дьявольская напасть?

Наркотики известны человечеству уже тысячелетия. Но только за последние полтора века они превратились в реальную угрозу жизни на Земле.

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Сколько же сегодня в мире наркоманов? По сведениям ООН, на планете более пятидесяти миллионов человек регулярно употребляют наркотики. Но это лишь зафиксированные наркоманы. Не менее серьезные специалисты, не имеющие отношения к ООН (например, известнейший исследователь наркобизнеса Жан-Луи Бро), утверждают, что наркоманов (хроников и эпизодически хватающихся за наркотики, кстати, количество таких растет ускоренными темпами) насчитывается на Земле более одного миллиарда человек! По данным сената США, незаконный, нелегальный оборот всех видов наркотиков на планете оценивается суммарно в 500 миллиардов долларов ежегодно! Это означает, что подпольный наркобизнес опережает по обороту нефтяной рынок [1] .

Россия вот уже десять лет подвергается массовому воздействию со стороны международного наркобизнеса. Небывалых масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков. В первую очередь - героина и других опиатов. Происходит постоянный рост связанных с наркотиками преступлений. Армия наркоманов продолжает втягивать в свои ряды все более молодых рекрутов (по статистике, средний возраст лиц, впервые употребивших наркотики, снизился до 13-14 лет)[2] . Растут и другие негативные тенденции.

Все более отчетливо выстраиваются в единую цепь наркобизнес, незаконные операции с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а значит, входит в сферу деятельности органов государственной безопасности.

Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков изучались и изучаются многими авторами.

Очень много публикаций идет в периодических изданиях: газетах, журналах.

Например, в этой работе использованы работы таких авторов, как Т. Емельянов, Иванов В.Д., Авербух В., О. Журман, А. Долина, С. Баймухаметов, А. Рокоссовская, А. Тимонин, Б. Целинский и др.

Для раскрытия темы мне показалось нужным представить работу в двух главах.

В первой главе рассмотреть теорию уголовного права по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Во второй же главе представлен анализ современной ситуации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, как в нашей стране, так и за рубежом.

В работе представлены мои соображения по поводу легализации наркотиков, обзор мирового рынка наркотиков, а также представлены материалы уголовной практики по организации розыска и задержания преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Целью написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков, изучение законодательства и специальной литературы, посвященной незаконному обороту наркотиков.

Дипломная работа выполнена на базе сравнительного анализа соответствующего законодательства и научной литературы.

1. Незаконный оборот наркотиков в теории уголовного права

1.1 Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков как преступления, посягающие на здоровье населения. Общая характеристика.

Ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности предусмотрена в гл. 25 УК РФ.

Охрана здоровья населения осуществляется комплексом мер экономического, социального, культурного, научного, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Причем, как подчеркивается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1[3] , целью данных мер является сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому невыполнение указанных мер может представлять опасность для здоровья не одного или нескольких человек, а для широкого круга лиц, страны в целом или отдельных ее регионов.

Преступлениями против здоровья населения признаются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением различных правил, обеспечивающих здоровье населения [4] . К их числу относятся: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ), незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228.1 УК РФ), нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).

Видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье населения.

С объективной стороны преступления против здоровья населения в большинстве своем совершаются путем действия. При этом для оконченного состава большинства из них не требуется наступления каких-либо последствий, а наступление их рассматривается в качестве признаков, отягчающих наказание.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым умыслом. В тех же составах, где объективная сторона предусматривает наступление последствий, субъективная сторона предполагает наличие двойной формы вины, т.е. по отношению к совершаемым действиям вина предполагает наличие прямого умысла, а в отношении последствий — неосторожность.

Субъектом являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Для правильного уяснения объективных и субъективных признаков преступлений против здоровья населения важное значение имеют положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 г. № 9[5] .

Нравственные устои общества являются основой процесса самовоспитания всех членов общества, и в первую очередь молодого поколения. Эти устои, взгляды, правила поведения, традиции, представления формируются человечеством на протяжении всего периода его существования и поддерживаются им, в том числе и с помощью норм уголовного права.

1.2 Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ).

Основным родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, да и всех остальных преступлений главы 25, связанных с наркотиками, является безопасность здоровья населения.

Общим для непосредственных объектов всех преступлений, связанных с наркотиками, является предмет преступления — наркотические средства в виде растений, синтетических или природных веществ, препаратов, лекарственных средств.

Хотя «объект преступления — общественные отношения — чисто социальная категория, не содержащая ничего материального»[6] , а предмет преступления — материальная категория, представляющая собой предметы внешнего материального мира, последний является поводом, предпосылкой возникновения и существования общественных отношений и включается в сферу объекта как элемента состава преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, заключается в незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере. Исходя из изложенной диспозиции статьи видно, что она предусматривает довольно таки разнообразные деяния, состоящие в незаконном:

хранении;

приобретении;

перевозке;

изготовлении;

переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под приобретением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать их покупку, получение в качестве средств взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или частей их, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркосодержащих растений после завершения их уборки[7] .

Хранение означает любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах)[8] .

Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

Под незаконным изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров[9] .

Как изготовление надлежит квалифицировать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т.е. действия, направленные на их серийное получение.

Незаконной переработкой являются умышленные действия, направленные на рафинирование, т.е. очистку от посторонних примесей твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества[10] .

Оконченным преступлением незаконная переработка признается с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации данных средств и веществ.

В практике рассмотрения дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, определенные трудности вызывает вопрос о том, какие действия лица квалифицировать как незаконное изготовление указанных средств или веществ. Как показала судебная практика, аналогичные по существу действия суды квалифицируют по-разному. Так, в одних случаях квалифицируют это как незаконное изготовление или переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в других — исключают их из обвинения. В доказательство этого приведем несколько примеров.

Марксовский районный суд Саратовской области пришел к выводу о виновности Я. в изготовлении наркотических средств за то, что он оборвал на окраине города стебли дикорастущей конопли, измельчил ее и хранил для собственного употребления.

В другом случае М. было предъявлено обвинение за то, что он, собрал в степи дикорастущую коноплю, высушил ее и хранил дома, не имея цели сбыта. Действия М. органами предварительного расследования были квалифицированы как незаконное изготовление наркотических средств в крупном размере. Однако Кировский районный суд г. Саратова не согласился с этим и признал его виновным только в приобретении и хранении наркотических средств без цели сбыта.

Итак, поставлена проблема по определению о наличии или отсутствии в действиях подсудимых незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации следует выяснить, изготавливалось ли на самом деле наркотическое средство или психотропное вещество или же оно было получено естественным путем, без его переработки, в связи с чем очень важным является правильное разграничение изготовления наркотического средства от других видов получения наркотического средства.

Проблема заключается и в том, что практические работники по-разному определяют момент окончания преступления, связанного с незаконным изготовлением наркотического средства. Иногда полагают, что оконченный состав данного преступления определяется фактом получения готового наркотика. Такое понимание не соответствует смыслу закона. Изготовление означает все процессы, при помощи которых они могут быть извлечены, включая рафинирование, превращение одних наркотических средств в другие. То же самое касается и «изготовления психотропных средств».

Следует отметить, что переработка в отличие от изготовления не приводит к получению нового вида наркотического средства или психотропного вещества, а повышает концентрацию активного компонента в пределах одного вида, увеличивая наркотический эффект.

Не подпадает под это понятие и приведение наркотического средства или психотропного вещества в удобное для потребления состояние, при котором не увеличивается содержание активного вещества и не повышается наркотическое воздействие на центральную нервную систему (измельчение растительной массы наркотикосодержащего растения, набивка гильз папирос или сигарет и т. п.).

Под незаконной перевозкой понимаются умышленные действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного законом[11] .

Однако не может квалифицироваться как незаконная перевозка и хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.

Под незаконной пересылкой следует понимать перемещение наркотических средств или психотропных веществ в виде почтовых, багажных отправлений, нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется в отсутствие отправителя[12] .

Самым проблемным вопросом в практике рассмотрения дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими или ядовитыми веществами, является вопрос незаконной перевозки указанных средств и веществ и отграничения этого действия от незаконного их хранения во время поездки.

Результаты изучения судебной практики свидетельствуют о том, что аналогичные по существу действия суды в одних случаях квалифицируют как незаконную перевозку наркотиков, в других не признают их перевозкой и расценивают как незаконное хранение во время поездки.

Так, по приговору Ленинского районного суда г. Саратова Б. признан виновным в том, что около городского рынка приобрел у не установленного следствием лица без цели сбыта пакетик с марихуаной весом 2,5 г, положил его в карман куртки и доехал на троллейбусе до остановки «Техучилище», где и был задержан работниками милиции. Суд признал Б. виновным в незаконном приобретении, хранении и перевозке наркотического средства в крупном размере.

В то же время Железнодорожный районный суд Ульяновской области постановил оправдательный приговор в части обвинения в перевозке наркотика в отношении К., который приобрел у неустановленного следствием лица опий и поехал на трамвае домой. Мотивируя принятое решение, суд указал в приговоре, что сразу после приобретения опия К. поехал домой, намерения сбыть опий не имел, приобрел его для личного потребления, поэтому поездка на трамвае с незаконно приобретенным наркотиком не может рассматриваться как перевозка[13] .

Вот еще один пример. Кировским районным судом г. Курска 19 сентября 1998 г. Столгевич осужден по ч. 1 ст. 228 и по п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ.

Он признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, а также в незаконной перевозке наркотических средств в крупном размере.

27 ноября 1997 г. Столгевич ехал на электропоезде, во время стоянки на станции Белгород приобрел у неустановленного лица без цели сбыта наркотическое вещество в крупном размере — марихуану весом 1,62 г, которое хранил при себе и перевез на электропоезде до станции Курск, где был задержан работниками милиции.

Судебная коллегия по уголовным делам Курского областного суда приговор оставила без изменения.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений в части осуждения Столгевича по п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ и прекращении производства по делу за отсуствием в его действиях состава преступления.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 20 июля 1999 г. судебные решения в части осуждения Столгевича по «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ отменила, производство по делу прекратила по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК РСФСР, а приговор в части его осуждения по ч. 1 ст. 228 УК РФ оставила без изменения, указав следующее.

Выводы суда о виновности Столгевича в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере основаны на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах. Квалификация его действий по ч. 1 ст. 228 УК РФ правильная[14] .

Именно эта позиция излагается в Пленуме Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», где сказано, что вопрос о наличии в действиях лица состава преступления — незаконная перевозка наркотических средств и об отграничении его от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и других обстоятельств дела. Хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, приобретенного для личного потребления, не может квалифицироваться как незаконная перевозка.

Из материалов дела видно и установлено судом, что Столгевич в пути следования на электропоезде приобрел наркотическое средство— марихуану в количестве 1,62 г для личного потребления. При задержании в г. Курске марихуана у него была изъята.

При таких обстоятельствах в действиях Столгевича отсутствует состав преступления — незаконная перевозка наркотических средств[15] .

Подобных примеров из судебной практики можно привести множество, но суть их одна – в одном случае лицу вменяется в вину незаконная перевозка, в другом – нет.

Поэтому во всех случаях при рассмотрении дел, связанных с перемещением наркотических средств или психотропных веществ, необходимо устанавливать цель их перемещения, перевозились ли они с целью передачи каким-либо лицам или перевозились, перемещались и были предназначены тому лицу, которое и везло их с собой. И если лицо имело при себе наркотическое средство или психотропное вещество, ехало в транспорте (общественном, личном), не имея умысла на сбыт, то такие действия не могут расцениваться как незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ, а тем более расцениваться как незаконная перевозка с целью сбыта[16] .

Соответственно и переноска наркотических средств должна рассматриваться аналогичным образом в качестве разновидности хранения предмета преступления.

И все же при всем различии подходов к решению указанной проблемы результаты обобщения позволяют выделить основные критерии, которыми руководствуется большинство судов, признавая наличие в действиях осужденных состава незаконной перевозки наркотических средств или психотропных веществ. Это обязательное использование транспортного средства, количество наркотика, превышающее, как правило, одноразовую дозу потребления, более или менее значительный объем в случае, когда предметом преступления являются наркосодержащие растения, сокрытие наркотического средства или психотропного вещества (под сиденьем автомашины, в багажнике и т. п.).

Следует еще раз подчеркнуть, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.

Наркотические средства и психотропные вещества в силу их специфического воздействия на организм притупляют физическую боль, а поэтому находят применение в медицине. Однако бесконтрольное их применение, напротив, приносит большой вред организму — порождает психозы, снижает трудоспособность и в конечном итоге приводит к деградации личности. Поэтому приобретение наркотиков без медицинских показателей признается незаконным.

Согласно действующего законодательства наркотическим средством признается вещество природного или синтетического происхождения, препараты, растения, которые представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ими и включенные Постоянным Комитетом по контролю наркотиков в Список наркотических и психотропных веществ.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации, разрабатывается Министерством здравоохранения РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ и утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2004 г. № 231[17] . Он включает три списка.

1. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I). В этот список, в частности. включены такие широко известные и опасные наркотики, как героин, гашиш, кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин, ЛСД, маковая солома и т. д., а также 8 наименований психотропных веществ.

2. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II). В основном в этот список включены лекарственные препараты, содержащие наркотическое вещество (кодеин, омнопон, морфин и др.), а также психотропные вещества.

3. Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III).

Психотропными считаются вещества как природного, так и синтетического происхождения, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на организм человека, включенные в списки Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Постоянным комитетом по контролю наркотиков. К их числу относятся, например, ЛСД, барбитураты, фентермин и др.

В силу примечания к ст. 228 УК РФ освобождение лица от уголовной ответственности за совершение какого-либо из преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, возможно при наличии совокупности двух обязательных условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств или психотропных веществ и его активного способствования раскрытию или пресечению преступления, в котором лицо принимало участие, и других заведомо известных ему преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ означает выдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным способом. В частности, добровольной сдачей наркотических средств или психотропных веществ следует считать выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска.

Рассматриваемые преступления совершаются с прямым умыслом, т к. лица, их совершающие, осознают общественную опасность своих действий, предвидят возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желают их наступления.

Осознание общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно опасных последствий характеризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент прямого умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.

Субъект изучаемого преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются по ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Те же деяния, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере квалифицируются ч. 3 ст. 228 УК. Крупным размером согласно примечанию к ст. 228 УК РФ признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее среднюю разовую дозу потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средней разовой дозы по каждому виду наркотического средства или психотропного вещества определены в Постановлении правительства «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 УК РФ».

2. Статья 228.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Объективная сторона данного преступления состоит в незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ надлежит понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам, например, продажу, дарение, обмен, уплату, дачу взаймы и т.д., а также иные способы распространения, например, путем введения инъекций наркотических средств или психотропных веществ[18] .

Вместе с тем в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 г. действия лица, сбывающего под видом наркотических, психотропных, сильнодействующих или ядовитых какие-либо иные средства или вещества с целью завладения деньгами или имуществом граждан, квалифицируются как мошенничество. А покупатели в подобных случаях могут подлежать ответственности за покушение на незаконное приобретение наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ.

С субъективной стороны данные деяния характеризуются прямым умыслом.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Деяния, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ имеют следующие квалифицирующие признаки:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере;

в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо;

а) совершенные организованной группой;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста;

г) в особо крупном размере.

3. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.

В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ[19] перечень инструментов, оборудования, а также правила их производства, изготовления, храпения, перевозки, пересылки и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Субъективная сторона совершаемого деяния характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.

Субъектом данного деяния являются только должностные лица либо лица, в чьи обязанности входит соблюдение названных правил.

4. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье населения. В качестве дополнительного объекта могут выступать также собственность, здоровье или жизнь человека.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется: 1) хищением; 2) вымогательством наркотических средств или психотропных веществ.

Под хищением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать противоправное их изъятие у юридических или физических лиц, владеющих ими законно или незаконно, в том числе путем сбора наркотикосодержащих растений либо их частей, например, коробочек и стеблей мака, стеблей конопли и т.п., с земельных участков сельскохозяйственных и иных предприятий и с земельных участков граждан, на которых выращиваются эти растения[20] .

Способы хищения могут быть различными, например, кража, грабеж, разбой и др.

Хищением также признается и сбор наркосодержащих растений с охраняемых полей.

Вымогательство представляет собой требование передачи наркотических средств или психотропных веществ под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, шантажа либо применения насилия[21] .

Потерпевшими при вымогательстве наряду с гражданами, владеющими этими средствами или веществами, могут быть лица, наделенные полномочиями по выдаче документов, дающих право на законное приобретение наркотических средств или психотропных веществ; лица, имеющие доступ к указанным средствам и веществам в связи со своей профессиональной деятельностью, например медицинские сестры; иные лица, чья производственная или служебная деятельность связана с законным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.

Субъективная сторона деяния определяется прямым умыслом. При этом хищение наркотических средств или психотропных веществ и их последующее хранение, перевозка и пересылка с целью сбыта или без таковой, а также сбыт следует квалифицировать по совокупности данных преступлений.

Субъектом признаются лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 229 УК предусматривает повышенную ответственность, если хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору, понятие которой дается в ст. 35 УК РФ;

б) неоднократно. Данное понятие, согласно примечанию к ст. 221 УК РФ, признается таковым, если ему предшествовало любое из преступлений, предусмотренных ст. 158—164, 203, 221, 226 и 229 УК РФ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, следует понимать побои, повреждения, не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ; а также иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы.

Угроза применения указанного насилия выражается в угрозах причинить потерпевшему физическую боль, побои, а также иные насильственные действия.

В ч. 3 ст. 229 УК установлена ответственность, если хищение либо вымогательство указанных средств или веществ совершены:

а) организованной группой. Также по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 229 и 209 УК РФ, надлежит квалифицировать хищение или вымогательство, совершенное бандой;

б) в крупном размере.

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, полностью охватывается диспозицией п. «в» ч. 3 ст. 229 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 162 или ст. 163 УК РФ не требует. В тех же случаях, когда указанные действия совершены с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 229 УК РФ и ст. 111 УК РФ.

В тех случаях, когда хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ совершены с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 229 и ст. 111 УК РФ.

т) лицом, два или более раз судимым за хищение либо вымогательство, если судимость за предыдущее преступление не была снята или погашена. При этом лицо признается ранее судимым, если оно было осуждено не только по ст. 229 УК РФ, но и по ст. 158-164, 209, 221 и 226 УК РФ.

5. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).

Непосредственным объектом деяния является здоровье населения, а дополнительным могут выступать нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних.

Объективная сторона анализируемого деяния характеризуется склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению, например, уговоры, предложения, дача совета и т.п., а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия с целью принуждения к приему наркотических средств или психотропных веществ лица, на которое оказывается воздействии[22] .

При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое средство или психотропное вещество.

Субъективная сторона определяется прямым умыслом.

Субъектом являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 230 УК устанавливает отягчающие признаки ответственности, если склонение совершено:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно, т.е. два и более раза;

в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух и более лиц.

За склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заведомо несовершеннолетнего ответственности подлежат лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста;

г) с применением насилия, т.е. нанесения ударов, побоев, лишения свободы и др. или с угрозой его применения.

В ч. 3 ст. 230 УК предусмотрена ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, если это повлекло по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, развитие у него наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией и т.п[23] .

6. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого деяния является здоровье населения.

Объективная сторона данного преступления состоит в: 1) посеве; 2) выращивании запрещенных к возделыванию растений; 3) культивировании сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества.

Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации запрещается культивирование опийного мака, кокаинового куста и конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств. При этом конкретные сорта конопли содержатся в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Под посевом запрещенных к возделыванию растений понимается посев семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях[24] .

Преступление признается оконченным с момента посева независимо от последующего всхода либо произрастания растений.

Под выращиванием запрещенных к возделыванию растений понимается уход за посевами и всходами с целью доведения их до определенной стадии созревания[25] .

Культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений и включает в себя их посев и выращивание, позволяющие получение наркотических средств или психотропных веществ. Этим же понятием охватываются совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями, например, рыхление почвы, полив и др.[26]

Хищение либо вымогательство растений, содержащих наркотические вещества, их приобретение, хранение, перевозку, пересылку с целью сбыта или без таковой, а равно сбыт следует квалифицировать как оконченное преступление по соответствующим статьям УК РФ.

Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий, независимо от последующего всхода или произрастания растений и культур.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.

Субъектом могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В ч. 2 ст. 231 УК предусмотрены отягчающие признаки, т.е. незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно;

в) в крупном размере, т.е. на больших площадях. И кроме того, как подчеркивается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 г., при решении вопроса о признании деяний, связанных с возделыванием наркотикосодержащих растений, совершенными в крупном размере, надлежит учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

7. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).

Непосредственным объектом преступного деяния является здоровье населения, а дополнительным — общественная нравственность.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в: 1) организации; 2) содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Под притоном понимается любое помещение, приспособленное и используемое для систематического потребления указанных средств и веществ.

Организация притона предполагает подыскание, наем помещения, оборудование ею, подыскание клиентов для потребления наркотиков.

Содержание притонов означает владением помещением, поддержание в нем надлежащих условий, производство ремонта и т.п.

Ответственность за организацию либо содержание притона наступает при неоднократном, т.е. два и более раз, предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств либо психотропных веществ. При этом не имеет значения, какую цель — корыстную или иную — преследовал виновный.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле.

Субъектом являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 232 УК РФ устанавливает ответственность за совершение данного деяния организованной группой.

8. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого деяния признается здоровье населения, дополнительным — порядок выдачи документов на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Объективная сторона этого преступления состоит в: 1) незаконной выдаче, 2) подделке рецептов и иных документов, Дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Под незаконной выдачей рецепта следует понимать выдачу рецепта с нарушением установленных правил оформления или содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний[27] .

Иными документами, дающими право на получение наркотических средств или психотропных веществ, являются документы, служащие основанием для выдачи либо продажи указанных средств либо веществ. К таким документам относятся, например, лицензии на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписки из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортные накладные и др.

Подделкой рецепта является полное изготовление фальшивого рецепта для незаконного получения наркотических средств или психотропных веществ либо внесение в подлинный рецепт другой фамилии.

Подделку иных документов образуют недостоверные амбулаторные карты, истории болезни, отражающие заболевания, для лечения которых либо снижения болевых ощущений требуется употребление наркотических средств или психотропных веществ.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998г. для квалификации по ст. 233 УК как оконченного преступления действий виновных, незаконно выдавших либо подделавших рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, не имеет значения, были ли фактически получены указанные в рецепте или ином документе средства или вещества.

Получение по поддельному рецепту или иному поддельному документу наркотических средств либо психотропных веществ дополнительно квалифицируется как их незаконное приобретение (ст. 228 УК РФ).

Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, охватывается ст. 233 УК и дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требует. Если же указанные действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение указанных средств или веществ, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 233 и 325 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъектом при выдаче рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, могут быть врачи, провизоры и иные лица, имеющие право выдавать такие рецепты и иные документы, а при подделке данных документов — любые другие лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

2. Основные направления борьбы с незаконным оборотом наркотиков

2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время

Около 10 лет назад Генеральная Ассамблея ООН определила три наиболее серьезные угрозы для человечества, к которым, наряду с оружием массового поражения и последствиями техногенной деятельности человека, отнесла распространение наркотиков.

Социальные последствия распространения наркомании и наркобизнеса выражаются:

- в угрозе здоровью личности. Последствия употребления наркотиков для здоровья отдельно взятого человека - наиболее разработанный аспект проблемы. Однако эффект употребления наркотиков не носит сугубо индивидуального характера - стоит вспомнить, что основная масса наркоманов (подавляющее большинство потребителей наркотиков составляет молодежь в возрасте от 14 до 30 лет) - люди, ответственные за репродуктивную функцию. Это означает, что их потомство будет нести в себе последствия наркомании родителей. Таким образом, создается реальная угроза генофонду нации;

- в ущербе безопасности личности. Наркомания порождает и стимулирует обще-уголовную и организованную преступность. В состоянии наркотического опьянения человек способен совершить преступное деяние, на которое он не решился бы в другое время. Другой причиной наркопреступности является необходимость для наркомана добывать средства для новых порций наркотиков, а в состоянии «ломки» нет такого уголовного преступления, на которое не решился бы человек, чтобы добыть деньги для покупки очередной дозы;

- в ущербе экономике. Это заключается, в первую очередь, в последствиях утраты наркоманом способностей производительно трудиться, увеличением вызванных употреблением наркотиков расходов на здравоохранение, социальное обеспечение и борьбу с наркопреступностью. Значительный ущерб наносится финансовой системе страны «отмыванием» наркоденег и перекачкой их за рубеж;

- в ущербе общественной безопасности. Это определяется масштабностью деятельности наркомафии, ее сращиванием с уже все имеющимися крупными организованными преступными группировками, получающими от наркобизнеса значительные доходы, а, следовательно, и возможности в проведении своей противоправной деятельности.

В свою очередь, организованная преступность тесно связана с коррупцией в органах власти и управления. Отечественная организованная преступность уже вплотную подошла к политической сфере. Если раньше ее интересы лоббировались коррумпированными чиновниками и депутатами, то в настоящий момент отмечаются попытки проникновения во властные структуры и самих уголовных авторитетов разных уровней;

- в угрозе социокультурной сфере. Эти последствия в определенном смысле самые страшные. Наступающие как результат наркомании деградация, распад личности человека уже опасны для окружающих. Распространение наркомании вызывает формирование своеобразного «наркобратства» в котором действует извращенная, антигуманная система ценностей. Распространение же в масштабах общества идеологии «наркобратства», его психическое, моральное и нравственное перерождение означает его конец;

- в ущербе военной безопасности. Армия, пораженная наркоманией, не только не способна к защите отечества, но и может нанести серьезный ущерб стране в мирное время. Конечно, несанкционированный запуск ядерного устройства технически невозможен, однако серьезные аварии, катастрофы по вине персонала, обслуживающего военную технику, сейчас не редкость;

- в ущербе внешней (региональной) безопасности. Наркобизнес - один из факторов возникновения региональных конфликтов, международного терроризма. Известны события в Перу, Колумбии, Иране, нынешняя обстановка в Афганистане свидетельствуют о том, что наркобизнес в последнее время является если не источником, то, во всяком случае, не последней из движущих сил в региональных конфликтах, какими бы внешними причинами, религиозными или этническими, они ни вызывались.

Россия вот уже десять лет подвергается массированному воздействию со стороны международного наркобизнеса. Небывалых масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков. В первую очередь - героина и других опиатов. Происходит постоянный рост связанных с наркотиками преступлений. Армия наркоманов продолжает втягивать в свои ряды все более молодых рекрутов (по статистике, средний возраст лиц, впервые употребивших наркотики, снизился до 13-14 лет)[28] . Растут и другие негативные тенденции.

Все более отчетливо выстраиваются в единую цепь наркобизнес, незаконные опeрации с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а значит, входит в сферу деятельности органов государственной безопасности. С учетом перспективы сохранения негативных тенденций в развитии наркообстановки на территории Российской Федерации на ближайшие годы складывается ситуация, близкая к критической. Сопоставим следующие факты:

- 7 из 100 опрошенных московских школьников пробовали героин;

- число наркозависимых за 10 лет увеличилось в 8 раз, в 2002 году оно составляло 425 тыс. человек (по официальным данным);

- количество потребителей героина за 2000 г. увеличилось в 2,6 раза, составив 26,5% от общего количества, суммарная доля лиц, потребляющих наркотики опийной группы, достигла 65,2%;

- срок жизни героинового наркомана - от до 7 лет;

- за этот период наркоман втягивает в поколение наркотиков до 15 человек;

- основной контингент потребителей наркотиков находится в репродуктивном возрасте (от 15 до 25 лет);

- в последние несколько лет до 90% фактов ВИЧ-инфицирования связано с внутривенным употреблением наркотиков. Экстраполяция официальных данных Минздрава России по наиболее оптимистическому линейному сценарию дает картину. [Приложение 1].

Это означает примерно двукратный рост потребителей наркотиков за пять лет, то есть до 800 тыс. человек. При этом следует учитывать, что вследствие высокой латентности явления реальное число потребителей наркотиков примерно в 10 раз больше, т. е. к 2006 г. их будет около 8 млн. человек. А какой процент от населения страны составляет молодежь в возрасте от 15 до 30 лет? Отсюда, вывод о реальной опасности близкого демографического провала и угрозе выживаемости нации.

О том, насколько серьезна ситуация с наркооборотом в России, свидетельствует и то, что в начале сентября 2002 года В. Путин проводит совещание по борьбе с наркоманией с членами Правительства. Тогда Президент сравнил ситуацию со стихийным бедствием: «Это ничем не лучше, чем то, что мы имеем в некоторых регионах страны после наводнения»[29] . Именно тогда из уст Президента и прозвучало предложение наметить конкретные организационные и административные решения, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию. Было признано, что обычных, принимаемых сейчас мер по борьбе недостаточно, нужны новые действия, которые привели бы к существенным изменениям в борьбе с наркотиками.

Приморские наркологи обнародовали страшную цифру – в крае живут 15 215 больных, страдающих наркоманией. И хотя этот показатель – только вершина айсберга (по оценкам специалистов, лишь каждый 10-й потребитель наркотиков готов «засветиться» у докторов), но и он превышает среднероссийские показатели в 2,5 раза [30] .

Администрация Приморья, похоже, решила всерьез взяться за решение давно назревшей проблемы. В конце октября того года губернатор края С. Дарькин утвердил «Концепцию противодействия злоупотреблению наркотиками в Приморском крае» и это не просто очередное постановление, а тщательно просчитанная программа действий, которая в конечном счете позволит снизить спрос на наркотики.

Первая задача – первичная профилактика, связанная с уменьшением числа потенциальных потребителей наркотиков. Здесь предполагается вести большую разъяснительную работу – пропагандировать здоровый образ жизни, организовывать массовые антинаркотические кампании.

Краевая «Концепция противодействия злоупотреблению наркотиками» - это еще и реконструкция краевого наркологического диспансера, лекарства для лечения больных наркоманией в лечебно-профилактических учреждениях наркологических кабинетов в Уссурийске, Владивостоке, Дальнегорске, Артеме, капитальный ремонт детско-подросткового отделения для больных наркоманией в Находке и здания городской наркологической службы Артема.

Еще одна важная составляющая концепции - работа по пресечению незаконного оборота наркотиков. В крае продолжатся комплексные оперативно-профилактические операции «Конопля» и «Допинг», в ходе которых уничтожаются посевы конопли и мака, пресекаются заготовка и сбыт наркосодержащих растений, выявляются и привлекаются к ответственности изготовители, перевозчики и сбытчики наркотиков.

Американские специалисты предлагают новый способ борьбы с наркоманией, который может оказаться очень эффективным.

Распространение наркотиков - одна из серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются США. Она приводит и к росту преступности (ради «порции», войны за передел территорий и так далее), и к потере здоровья миллионами американцев, и к утрате контроля за целыми городскими кварталами, в которых обосновались наркодельцы.

Нельзя сказать, что власти страны не пытаются организовать отпор наплыву наркотических веществ.

Так, с 1987 года США израсходовали на борьбу с отравой на своей территории 63,7 миллиарда долларов, 4,8 миллиарда долларов на то, чтобы помешать аналогичной практике в иностранных государствах, и еще 18,2 миллиарда долларов на то, чтобы сделать непроницаемыми для наркотиков собственные границы. Результаты, конечно, есть - американские тюрьмы буквально забиты наркодельцами, однако на место каждого посаженного преступника встает новый, и поток наркотиков продолжает идти в США.

Поэтому многие эксперты считают, что единственным эффективным способом борьбы против распространения наркотиков является ликвидация (естественно, не физическая) как класса потребителей «белой смерти» и иже с ними.

Ведь потребляющие зелье американцы - отнюдь не доведенные до отчаяния обездоленные: 75 процентов наркоманов - это выпускники средних школ, 43 процента обучаются в институтах и колледжах, 74 процента имеют работу (из них 60 процентов - постоянную и в полном объеме), 47 процентов – имеют годовой доход более 20 тысяч долларов, 16 процентов - свыше 40 тысяч долларов.

Опираясь на эти данные, эксперты из Центра защиты общественных интересов Джо Дайамонд и Дэвид Кастро предложили параллельно с борьбой против поставщиков и распространителей наркотических средств принять на вооружение новую тактику - заставить платить потребителей отравы.

Для этого, полагают эксперты, во-первых, надо создать в каждом районе специальную комиссию из представителей общественности, наркологических центров, полиции, наделенную правом предпринимать действия в рамках законов о гражданских правах против любого человека, покупающего наркотики. Кроме того, следует разработать систему денежных штрафов в отношении таких людей, например, взимать 30 тысяч долларов или же 10 процентов от общего состояния - в зависимости от того, какая из сумм будет больше. В то же время нужно предоставить пойманному наркоману возможность позднее получить обратно до 50 процентов заплаченного штрафа в том случае, если он в течение года не употреблял зелье, еженедельно сдавал анализы на наркотики и отработал определенный срок на пользу общества.

Эксперты полагают, что такой способ борьбы с наркоманией в США, а возможно, и не только здесь, может стать особенно эффективным. «Если состоятельные потребители наркотических средств перестанут покупать кокаин или героин, - подчеркивают Дайамонд и Кастро, - то весь международный рынок наркотиков может рухнуть»[31] .

На сегодняшний день определяющим моментом в развитии наркообстановки в России является контрабанда опиатов и героина из Афганистана. Наряду с наплывом наркотиков нецентральной Азии существенную угрозу представляют поставки синтетических наркотических веществ из Нидерландов. Польши и Германии, а также рост производства опиатов и амфетаминов в КНДР, которые доставляются в Россию через территорию Китая.

Противодействие распространению наркотиков складывается из нескольких частей: снижение спроса, лечение и реабилитация наркоманов, создание препятствий для предложения наркотиков. Последнее относится к деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

Так, только с 1998 г. из незаконного оборота органами ФСБ России самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами ежегодно изымается в среднем 4 тонны наркотических средств.

Излишние препятствия в оперативной деятельности создает несовершенство законодательства (отсутствие ряда давно разработанных, но не принятых основополагающих законов, в первую очередь - закона «Об организованной преступности», института «мнимого соучастия», эффективного механизма защиты свидетелей и т. п.).

Осложняющими факторами являются «прозрачность» госграницы на значительном ее протяжении, упрощенный режим въезда-выезда, порождающие масштабную нелегальную иммиграцию жителей среднеазиатских государств - участников СНГ, Китая, Северной Кореи, Вьетнама.

Пока будет существовать такой дисбаланс, коренного перелома в ситуации с распространением наркотиков на территории России не произойдет. Необходима существенная помощь государства. К сожалению, приходится констатировать, что разработанная система общегосударственных мер в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков по ряду объективных и субъективных причин в необходимом объеме на настоящий момент не реализована.

2.2 Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России.

Почти на всех конференциях, совещаниях, Круглых столах, посвященных борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, с одной стороны, раздаются упреки в адрес правоохранительных органов: мол, недостаточно активно ловят наркоторговцев. С другой - критикуется антинаркотическое законодательство, неспособствующее этой самой активности. И в том, и в другом случае есть доля истины.

Вся система антинаркотического законодательства может быть условно разделена на четыре относительно самостоятельных части:

1. устанавливающая ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками;

2. определяющая порядок легального оборота наркотиков;

3. регулирующая порядок лечения и социальной реабилитации наркозависимых лиц;

4. регламентирующая вопросы профилактики распространения наркомании и наркопреступности. Степень совершенства этих частей далеко не одинакова. Так, если правила об ответственности за правонарушения разработаны достаточно четко, то вторая и третья части созданы на сегодня гораздо менее обстоятельно, а четвертая и вовсе представлена лишь фрагментарно.

Что касается ответственности за правонарушения, то проблемы в этой части заключаются, в основном, в правильном правоприменении. Например, в связи с запрещением в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганды и рекламы наркотиков, с 1 июля 2002 года установлена административная ответственность за нарушение этих норм. Практика показывает, что средства массовой информации нередко занимают в этом вопросе либо нейтральную позицию, либо, преследуя цель погони за сенсацией, фактически возбуждают нездоровый интерес к проблеме наркотиков, описывают способы их изготовления, привлекают внимание людей к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконного сбыта наркотических средств. Некоторые страны (например, Франция) имеют в своем законодательстве нормы, которые дают возможность воздействовать на недобросовестных журналистов и редакторов, печатающих за деньги указанные материалы.

Ответственность за немедицинское потребление наркотиков была отменена в декабре 1991 года. Однако в Уголовном кодексе 1996 года ответственность за это преступление введено вновь. Указанная правовая норма призвана выполнять определенную превентивную роль в сдерживании наркотизации населения, особенно на ранней стадии приобщения к наркотикам. При этом речь не должна идти о широком применении репрессивных мер против потребителей наркотиков. Основное предназначение предлагаемых норм - выразить отрицательное отношение государства к этому явлению. Кроме того, такая мера нужна, чтобы склонить наркопотребителей к лечению и сотрудничеству с официальными органами. Отсутствие ответственности за потребление наркотических средств без предписания врача по существу провоцирует преступления. Так как свободного и законного рынка наркотиков в стране нет, наркоманы вынуждены самостоятельно заниматься их изготовлением из суррогатов, либо похищать в медицинских учреждениях. Не случайно проведенный ВНИИ МВД России опрос сотрудников органов внутренних дел показал, что более 80% опрошенных специалистов высказалась за введение ответственности за потребление наркотиков. Однако возникает проблема доказывания факта наркотического опьянения у каждого конкретного лица, ведь далеко не везде есть под рукой наркологическое учреждение, где можно провести освидетельствование.

Немало проблем возникает при квалификации действий, связанных с незаконной перевозкой наркотиков. Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 27 мая 1998 г. определил, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. Что это - незаконная перевозка или незаконное хранение - суд решает в каждом конкретном случае с учетом умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотического вещества и всех других обстоятельств дела. К сожалению, все это не снимает вопросов, связанных с квалификацией деяния. Практически на каждом совещании или конференции, посвященным организации противодействия незаконному обороту наркотиков, содержится упрек в адрес органов внутренних дел за ослабление борьбы с наркоторговцами.

Установление цели сбыта при незаконных действиях с наркотиками представляет на практике значительные трудности. Имело бы прямой смысл ликвидировать раздробленность составов преступлений на хранение, приобретение, изготовление, переработку, перевозку, пересылку, сбыт, а взамен этого ввести норму об ответственности за «незаконные действия, связанные с оборотом наркотических средств или психотропных веществ». В зарубежном законодательстве, кстати, признак сбыта наркотиков, как правило, не имеет особого значения для квалификации преступного деяния, связанного с наркотиками.

Как известно, наркопреступность имеет организованный, корыстный, профессиональный характер. Следовательно, при формулировании санкций акцент следует сделать на такие виды наказания как штраф и конфискация имущества.

Давно назрела необходимость определиться по применению уголовного и уголовно-процессуального законодательства и по делам о незаконном приобретении и хранении наркотических средств, когда источник происхождения этих средств неизвестен. То есть обвиняемый дает показания о том, что обнаруженные у него наркотики были приобретены у неизвестного лица, зачастую за границей. В таких ситуациях следственная практика идет по пути выделения материалов уголовного дела в отношении неустановленного сбытчика наркотиков. Лицо, у которого были изъяты наркотические средства, привлекается к ответственности за их незаконное приобретение и хранение с предъявлением повсеместно распространенной нелепой формулы обвинения «в неустановленном месте, в неустановленное время, у неустановленного лица приобрел» При этом не принимается во внимание, что факт незаконного приобретения наркотиков обвиняемым ничем не подтверждается, кроме показаний самого обвиняемого, которые перепроверить не удалось. Ведь задержанный с наркотиками мог их и не приобретать у другого лица, а, скажем, похитить, изготовить или найти.

Представляется, что правильным решением с позиции уголовно-процессуального закона будет не возбуждать уголовные дела в отношении неизвестных следствию лиц и не привлекать в качестве обвиняемых задержанных за незаконное приобретение наркотических средств, если сам факт такого приобретения (и сбыта со стороны неизвестных лиц) не доказан. В такой ситуации можно вести речь лишь об ответственности за незаконное хранение наркотиков, что, однако, никак не влияет на квалификацию содеянного.

Вместе с тем, уместно ставить вопрос о необходимости установления источников и каналов приобретения наркотиков и, если это не сделано по уголовному делу, надо возвращать его на дополнительное расследование. Если же сделано все возможное, совсем ни к чему возбуждать бесперспективные уголовные дела, по которым в реальной действительности никто не будет работать.

В практике деятельности правоохранительных органов нередки случаи невозможности участия понятых при проведении неотложных следственных действий, связанных с изъятием наркотиков. Однако уголовно-процессуальный закон не делает каких-либо исключений - понятые в любом случае должны быть обеспечены. Зачастую наркотики приходится изымать, врываясь в подпольные лаборатории, в которых есть опасность взрыва или отравления химическими веществами, в наркопритоны, где вооруженные преступники могут оказать сопротивление, а также в процессе многодневных рейдов по конопляным и маковым полям. В этих условиях реально обеспечить участие и личную безопасность понятых далеко не всегда возможно. По этому представляется необходимым предусмотреть в законе возможность удостоверения факта и обстоятельств изъятия вещественных доказательств не менее чем двумя сотрудниками правоохранительных органов, производившими следственные действия по их изъятию. Нужно ли говорить, что в большинстве государств институт понятых вообще не используется.

Ну, и в заключение нельзя не сказать, что профессиональный уровень многих следователей органов внутренних дел, к сожалению, оставляет желать лучшего. Около 40 % следователей не имеют высшего юридического образования, и пока при существующем на сегодня уровне оплаты их труда, явно не соответствующем степени загруженности и ответственности, вряд ли имеется возможность кардинально улучшить положение дел в следствии [32] .

2.3. Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах.

Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков можно условно свести в три группы.

Первая - «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан, но, несмотря на такие меры, согласно данным Совета по внешней и оборонной политике количество преступлений, связанных с наркотиками, все же возрастает ежегодно на 2-3 процента[33] .

Вторая группа - «группа менее жесткого контроля». Здесь осуществляется строгий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ней относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения[34] .

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Третья - «либеральная группа». Наиболее известными ее представителями являются Голландия, а также некоторые районы Швейцарии. Несмотря на то, что начавшаяся с середины 50-х гг. легализация «мягких» наркотиков (прежде всего марихуаны) не привела в конечном счете к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств, Голландия укрепляет свое положение как центр распространения наркотических средств, и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов[35] .

В свою очередь испанцы в борьбе с этим злом делают акценты на человеческих аспектах. Так, с 2000 года в Испании действует новый Национальный план по борьбе с наркотиками, который был разработан после подписания в декабре 1999 года королевского указа о национальной стратегии по наркотикам на период 2000- 2008 гг. Основными направлениями Национального плана является продвижение превентивной политики по снижению спроса и предложения на наркотики, укрепление центров помощи и реабилитации наркоманов и содействие их инкорпорации в общество. Главные координирующие и курирующие функции возложены на МВД Испании.

Организационно структура Национального плана по борьбе с наркотиками представлена межминистерской группой, возглавляемой министром внутренних дел Испании, в состав которой входят министр юстиции, министр образования и культуры, министр здравоохранения и потребления, министр труда и социальных дел, а также представитель министерства экономики и развития и по связям с парламентом.

Взаимодействие между центральной властью и автономными сообществами осуществляется в рамках двух структур - так называемой «секториальной конференцией» и Межавтономной комиссией. Кроме того, законодательством Испании предусмотрен механизм привлечения к консультациям по этой проблеме неправительственных организаций, различных общественных образований, фондов и предприятий.

На пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое. Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков». При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка миллиарда долларов ежегодно.

На международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны прежде всего Организации Объединенных Наций, где действует Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Прежде всего это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООН и ее специализированных организаций. Кроме того, ООН позаботилась о введении реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.

Китай относится к странам с жесткой политикой относительно борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Приведу в пример недавний случай, произошедший с русской гражданкой, жительницей Приморского края в Китае. Гражданка России приговорена в Китае к расстрелу за распространение наркотиков. Имя этой жительницы Приморского края известно только правоохранительным органам Пекина и представителям российского посольства в столице Китая. Наш консул пытался договориться с китайской стороной о выдаче российской гражданки нашему правосудию, однако все попытки оказались тщетны. Оказывается, между РФ и КНР нет соответствующего соглашения.

Двадцатичетырехлетняя Б. уехала в Китай два года назад на заработки. Заработки свелись к проституции в ночном клубе «Голливуд» в одном из районов Пекина, где живут русские. Известно, что сама Б. пристрастилась к наркотикам, которыми наших девушек в Пекине снабжали отнюдь не китайцы, а азербайджанцы и таджики. Они вполне легально работают в Китае, отправляют ширпотреб на родину и в Россию, однако основной свой капитал делают не на этом. По версии, с Б. произошло следующее. Ее попросили, заставили или предложили заработать на транспортировке партии героина из китайского городка Куньмин в столицу КНР. К слову, этим наши девушки в Китае грешат, однако обычно провозят наркотики в желудке. Б. же просто, уложив их в пояс, обмотала его вокруг талии. Естественно, при досмотре в аэропорту она не прошла через металлодетектор. Кстати, она пыталась пролететь по чужому паспорту, создав тем самым проблемы его владелице. Общий вес так и непровезенных наркотиков перевалил за килограмм 200 граммов. Приговор вынесен с отсрочкой его исполнения на два года. Если у девушки за это время не сдадут нервы и она «хорошо себя проявит», приговор может быть изменен. Все два года Б. будет находиться в тюрьме города Куньмин[36] .

Заключение

Ниже приведены основные выводы проведенного мною исследования темы «Борьба с незаконным оборотом наркотиков».

В 2004 году вступили в силу поправки к Уголовному кодексу Российской Федерации, касающиеся преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Прежде всего, изменения затронули такие составы преступлений, как незаконное приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Ранее все перечисленные деяния охватывались статьей 228 УК РФ, теперь - сгруппированы в трех самостоятельных статьях (228, 228.1, 228.2).

Так, незаконные приобретение, хранение и перевозка, а равно изготовление и переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном (особо крупном) размере теперь охватываются новой редакцией статьи 228 УК РФ. Ее санкции смягчены в отношении преступлений, совершенных в крупном размере, и усилены в отношении особо крупного размера.

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов выведены в статью 228.1 как более опасные деяния. По сравнению с ранее действовавшими нормами наказание за совершение таких преступлений стало более жестким.

Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, наркотических средств и психотропных веществ, а также иные деяния, предусмотренные прежней редакцией части 5 статьи 228 УК РФ, выделены в новую статью 228.2. Причем в соответствии с внесенными изменениями такая мера, как лишение свободы, может быть применена к виновному лицу лишь в тех случаях, когда названные преступления совершены из корыстных побуждений либо повлекли за собой тяжкие последствия.

Другое важное изменение связано с квалификацией деяний лиц, использующих наркотические средства и психотропные вещества «для себя» (новая редакция статьи 228 УК РФ). Как и прежде, критерием, отграничивающим уголовно наказуемое деяние от аналогичного административного проступка (ст. 6.8 КоАП), является количество наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных у виновного.

Объектом уголовного преследования являются только деяния, совершенные в крупном либо особо крупном размерах. Примечание к новой редакции статьи 288 УК РФ устанавливает, что крупным размером признается количество наркотического средства (психотропного вещества), превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз.

В свою очередь размер средних разовых доз установлен вступившим в силу 12 мая 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2004 № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Постановление утвердило три списка: наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в запрещен (список I), ограничен (список II), психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III).

Конечно, борьба с наркотиками требует серьезных усилий и значительных финансовых средств. (В США на борьбу с распространением наркотиков в год выделяется до 20 млрд. долларов.) Но неприятие должных мер чревато значительно большим ущербом для общества и государства.

На данном этапе в целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании необходимо:

- приоритетное финансирование Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;

- увеличение штатной численности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с наркобизнесом, в соответствии с разработанными ими предложениями;

- осуществление необходимых мероприятий по оборудованию и войсковому прикрытию южных границ Российской Федерации, и, в первую очередь, российско-казахской границы;

- полномасштабное участие Российской Федерации в программе ООН по созданию «поясов безопасности» вокруг Афганистана и Пакистана;

- выработка комплекса политических и экономических мер при поддержке мирового сообщества по воздействию на афганские власти в целях ограничения производства наркотиков в регионе.

В сложившейся ситуации важны любые усилия, как отдельных правоохранительных органов, так и совместные действия всех государственных и общественных организаций, направленные на пресечение наркомании и наркобизнеса. Более того, для борьбы с этими страшными явлениями XXI в. жизненно важно объединение сил и средств не только в рамках отдельных государств, а концентрация воли всего мирового сообщества.

Список сокращений

РФ- Российская Федерация

УК- Уголовный кодекс

ФЗ- Федеральный закон

СЗ- Собрание законодательства

Список литературы

Нормативный материал

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ.-1993.-№ 237.-25 дек.

Конвенция о психотропных веществах 1971 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ// СЗ РФ.-1996.- № 2

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс от 08 декабря 2003 г. № 162- ФЗ// СЗ РФ- 2003.- № 32

Научная литература

Аксенев О.А. Ответственность за преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности по новому уголовному законодательству. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997

Уголовное право: Часть Особенная. Учебник. / Под ред. Л.Д. Гаухмана. –М.: Издательство БЕК, 1999

Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. /Под ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1997

Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник./Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. – М.:1997

Наумов А.В. Уголовное право. Особенная часть: Курс лекций. – М.: Новый юрист, 1996

Комментарий к Уголовному кодексу РФ. /Под ред. Ю.И. Скуратова. – М.:1996

Уголовное право. Часть общая. Учебник. /Под ред. С.Я. Сарухова. – СПб.:2001.

Наркомания – общественная проблема // Власть. 2002. № 10

За кайф надо платить. // Нарконет. 2002. № 5-6

Наркотики, противодействие им // Российская газета. - 26.05.1999 - № 110.

Авербух В. Большинство преступников – наркоманы // Российская газета. - 03.07.2002. - № 352

Артемова Ю. Страшные цифры // Новая - 06.04.2000. - № 4

С. Баймухаметов. Дурь… // Огонек. № 52

А. Долина. Сгинь, героин. // Владивосток. – 15.06.2002. - № 1256

Т. Емельянов. Анатомия всемирной наркоимперии. // РФ сегодня.- 10.05.2002.- № 13

О. Журман. Наркотики ввозят тоннами // Российская газета. - 02.07. 2003. - № 58

Китайский транзит по-русски. О. Журман // Российская газета. – 25.09.2002.- № 126

Швеция: основания для беспокойства. Ева Муландер // Нарконет- 2002.- №1

Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков: вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция – 2000. - № 7

Мир не хочет захлебнуться «дурью» А. Рокоссовская, А. Тимонин // Российская газета. 25.09.2002.- № 178

Б. Целинский. Закон предполагает, суд располагает. // Нарконет. 2002.- № 9-10

Экстази и «ботельон» - взрывчатая смесь. Хуан Кобо // Нарконет 2002.- №3-4

Материалы юридической практики

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. № 681

Постановление Правительства РФ «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ» от 06 мая 2004 г. № 231

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» oт 27 мая 1998 г. № 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Всего совершено преступлений, связанных с наркотиками в Приморском крае (в динамике с 1992 по 2003 г.г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Незаконное изготовление, хранение, приобретение с целью сбыта наркотиков в Приморском крае (в динамике с 1992 по 2003 г.г.)