Реферат: Особенности инвестиционных процессов в сахарной промышленности
Ирина Власова, независимый консультант
Инвестиционные процессы в сахарной промышленности находятся в прямой зависимости от конъюнктуры мирового рынка сахара. Одна из основных особенностей мирового производства сахара состоит в развитии большинством стран собственной сахарной промышленности. Сахар - важная составная часть рациона питания населения, поэтому его производство во многих странах пользуется особым государственным покровительством. Государственная аграрная политика Франции, Германии, Турции, Польши, производящих наибольшее количество сахара в мире, нацелена на достижение ими самообеспеченности сахаром с тем, чтобы отказаться от импортных поставок с мирового рынка, традиционно отличающегося особой неустойчивостью. Этим, главным образом, объясняются исключительно широкие масштабы государственного регулирования сахарной промышленности.
Рынок сахара в России имеет достаточно сложившуюся структуру. На нем функционируют 96 сахарных заводов, 93 из которых свеклоперерабатывающие, и 44 компании - трейдера. При этом 6 крупнейших компаний контролируют более 50% рынка. Перерабатывают свеклу 85 действующих сахарных заводов общей мощностью 274,61 тыс. т в сутки. Почти все эти предприятия приватизированы, за исключением Кривецкого (Курская обл.), Сотницынского (Рязанская обл.) и Чеченского (Чеченская Республика) сахарных заводов. Схемы переработки сахара-сырца имеют 80 заводов, кроме того, перерабатывают сахар-сырец Краснопресненский, Тульский и Приморский сахарорафинадные заводы.
Большая часть сахарных заводов (63) выкуплена коммерческими структурами в основном через процедуру банкротства, владельцами остальных стали работники заводов нередко совместно с коллективами свеклосеющих хозяйств.
Производственный потенциал свеклосахарного комплекса России позволяет ежегодно вырабатывать более 2,5 млн. т. сахара из сахарной свеклы, что составляет половину потребности России. Однако за последние два года произвоизводство сократилось до 1,5 млн. т, обеспечивая менее 30% потребности в этом продукте.
Высокая прибыльность операций с сахаром – сырцом привела за последние годы к резкому увеличению его импорта и к соответствующему сокращению производства свекловичного сахара. Из-за того, что значительная часть потребляемого сахарными заводами сырья имеет импортное происхождение, цены на сахар на внутреннем рынке в очень большой степени зависят от мировых цен, которые, в свою очередь, складываются по итогам торгов «сахарными» фьючерсами и наличным сахаром на товарных биржах Лондона (LCE) и Нью-Йорка (CSCE). Ярким примером того является моментальная реакция российского сахарного рынка на финансовый кризис в Бразилии ( основного поставщика сырца) в январе 1999 года. В результате кризиса произошел резкий отток инвестиций, что привело к снижению биржевых котировок контрактов на сахар – сырец. Цены на сырец значительно снизились из-за уменьшения спроса. Если отечественное свекловодство будет и в дальнейшем свертываться, то страны – импортеры могут повысить цены не только на сахар – сырец, но и на белый сахар.
В период с 1999 –2002 г.г. объемы поставок сахара-сырца снизились на 1 млн. тонн, что связано с введением Правительством (по предложению Минсельхоза России и Союза сахаропроизводителей России) защитных мер - сезонных пошлин, послуживших началом нормализации положения на отечественном рынке сахара. Объем завоза сахара-сырца в январе 2002 года снизился по сравнению с январем 2001 года на 300 тыс. тонн, причем не было поставок сверхквотного сахара [1] (рис.1). Как и в предыдущие годы, Минсельхоз России и Союзроссахар не координировали распределение завозимого фирмами сахара-сырца по заводам, в связи, с чем девятнадцать заводов не работали, что отрицательно сказалось на их финансово-экономическом состоянии.
Для повышения конкурентоспособности свекловичного сахара по сравнению с сырцовым Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997 - 2000 гг. и на период до 2005 года" (программа "Сахар"), согласно которой Министерство экономики Российской Федерации при разработке Федерального бюджета на 1998 год и последующие годы должно предусматривать выделение средств Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на финансирование программы "Сахар". Тем не менее, приходится констатировать, что на сегодня Программа «Сахар» практически не действует: в соответствии со статьей 130 закона "О Федеральном бюджете на 2001 г." предусмотрено провести реструктуризацию просроченной задолженности для сельскохозяйственных предприятий и организаций, однако на сахарные заводы это не распространилось. Трудности с реализацией программы связаны, прежде всего, с отсутствием средств в Федеральном бюджете и собственных средств у предприятий, особенно с ограниченным участием отечественных и зарубежных инвесторов.
Для разработки эффективных механизмов привлечения инвестиций в сахарную отрасль Воронежской области необходимо представлять функции, интересы и сферы деятельности всех участников рынка сахара, факторы, сдерживающие и благоприятствующие инвестированию, а также уровни взаимодействия и характер связей между ними. В целях системного анализа сахарной промышленности разработана схема процессов в сахарной промышленности с момента подачи импортером заявки на получение тарифных квот на поставку сахара – сырца и сахара белого до реализации сахара непосредственным потребителям (рис. 2).
Правила проведения аукционов по продаже тарифной квоты на ввоз территорию Российской Федерации сахара-сырца, разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2001 г № 622 «О тарифном регулировании импорта сахара – сырца и сахара белого в 2002 году » и постановлением РФ № 1299 ОТ 31. 10. 96 г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров в РФ». Предметом аукционной продажи является сертификат на ввоз сахара – сырца в рамках тарифной квоты, установленной постановлением Правительства РФ. Аукционная продажа проводится на публичных торгах в операционных залах уполномоченных товарных бирж на основании Соглашений о взаимодействии между уполномоченными товарными биржами и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Заявители (1) (российские юридические лица и российские индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ), желающие принять участие в аукционе, должны представить в Секретариат Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот (2) заявку на участие в аукционе произвольной формы (1a), нотариально заверенную копию учредительных документов (или положения о деятельности для некоторых предприятий государственной формы собственности) в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями или паспорта (для индивидуального предпринимателя без образования юридического лица) (1b), нотариально заверенную копию свидетельства Регистрирующего органа о регистрации Заявителя или карточку ИЧП (1c), копию балансового отчета с отметкой налоговой инспекции по месту регистрации Заявителя (1d). Заявитель должен перечислить на специальный счет Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации при Банке России (3) задаток в рублях (1e) в сумме не менее рублевого эквивалента минимальной цены лота по курсу Банка России на дату принятия платежного поручения к исполнению банком Заявителя. В платежном поручении должно быть указано: «Задаток за приобретение права на ввоз сахара – сырца в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Датой оплаты задатка является дата зачисления средств на счет Минэкономразвития России. Заявители не могут делать дополнительные задатки позднее указанной даты. Заявители приобретают лоты только на сумму , не превышающую размера задатка. Перечень заявителей (2b) направляется Межведомственной комиссией в МПС, ГТК России и ФСФО России. Правила проведения аукционов (2a) можно получить в Секретариате Межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия на основании анализа представленных документов МПС (4), ГТК (5), ФСФО (6) и Банка России (3) составляет список Заявителей, допущенных к участию в аукционе (4b), информирует не допущенных к участию в аукционе (4a), публикует в средствах массовой информации и в Интернете список Участников и не позднее, чем за три дня до проведения аукциона передает список Участников на Биржи.
Во время проведения аукциона на бирже работает Аукционная комиссия, состоящая из пяти человек (три из Межведомственной комиссии и два от Биржи). Торги на аукционе проводятся только в присутствии Аукционной комиссии в полном составе. В аукционе должно участвовать не менее трех Участников, в противном случае аукцион признается несостоявшимся. К участию в аукционе допускается один представитель и один консультант от каждого Участника, имеющие доверенности Участника. К моменту завершения регистрации участников уполномоченный сотрудник Минэкономразвития России передает Аукционной комиссии в письменной форме данные Банка России об объемах денежных средств, внесенных каждым Участником. Одна (отдельная) компания может приобрести не более 35%, предлагаемых к продаже лотов.
По окончании торговой сессии (7) Аукционная комиссия составляет в день проведения аукциона протокол о его результатах (7a). На основании протокола Аукционной Биржа (8) выдает «Свидетельство победителя аукциона» (8a) после оплаты аукционного сбора, которое заверяется Аукционной комиссией. Уполномоченный Минэкономразвития России по Центральному району (9) при предъявлении «Свидетельства победителя аукциона выдает Сертификат» выдает Сертификат (9a). Импортные лицензии (9b) выдаются на основании Сертификатов Уполномоченным Минэкономразвития России по Центральному району.
За организацию и проведение аукционов Участники уплачивают в пользу Бирж плату за аккредитацию, а Победители аукциона – аукционный сбор в размере, установленным Соглашением между Минэкономразвития России и уполномоченными Биржами.
Импортер, получив Сертификат, осуществляет поставку сахара —сырца и сахара белого на территорию РФ (10).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148, с 1 января 2002 г. ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец устанавливается в размере 40 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,12 евро за 1 килограмм, и ставка ввозной таможенной пошлины на сахар белый в размере 40 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,14 евро за 1 килограмм. В отношении сахара-сырца, происходящего из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, предоставляется тарифная преференция в виде тарифной квоты на ввоз на территорию Российской Федерации 3,65 млн.тонн сахара-сырца, в том числе в первом полугодии 2002 г. - 3,35 млн.тонн и в IV квартале 2002 г. - 0,3 млн. тонн (далее именуется - тарифная квота). Ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец, ввозимый в рамках тарифной квоты, устанавливается в размере 5 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,015 евро за 1 килограмм. На период с 1 июля по 31 декабря 2002 г. утверждены сезонные пошлины на сахар-сырец в размере 50 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 килограмм, и на сахар белый в размере 50 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 килограмм.
Сырец, растаможенный в 2001 году считается сырцом, поступившим в страну в 2001 году. Однако в январе 2002 года в Россию реально поступал сахар-сырец, растаможенный в 2001 году. Такое положение объясняется несколькими причинами.
Основной сложностью, с которой столкнулись импортеры в декабре-январе, явился дефицит вагонов в российских портах. Дефицит вагонов для Новороссийска составлял около 150, для Туапсе - более 80 вагонов / сутки. Сейчас разгрузка судов в порту Новороссийск осуществляется с трех причалов вместо четырех, однако, по словам представителей администрации порта, количество причалов, занятых под разгрузку сырца в случае, если не будет решена проблема вагонов, может быть сокращено до двух. Порт Туапсе осуществляет разгрузку с одного причала. Ситуация с обеспеченностью вагонами вызывает справедливое недовольство сахарных компаний, которые отправляют новые суда в Прибалтику и Украину, где не существует проблем с поставкой вагонов.
Также весьма важным моментом является изменение Министерством экономического развития и торговли порядка выдачи лицензий на импорт сахара-сырца по сделкам с квотным сахаром-сырцом ( речь идет об изменении сроков рассмотрения заявок импортеров). С трех дней, в течение которых должны были принимать решение о выдаче лицензий в аппарате Уполномоченного Минэкономразвития по Центральному региону, срок увеличен до нормативного в 25 дней. В связи с тем, что лицензия выдается только по прямому контракту с продавцом в стране, пользователе системы преференций РФ, реальный срок выдачи лицензий становится больше чем 25 дней.
По мнению Союза Сахаропроизводителей, необходимо установить, начиная с 2003 г. ввозную таможенную пошлину на сырец в размере 250 евро за тонну, а на белый сахар - 300 евро за тонну. Таким образом, участникам рынка уже не придется тратиться на закупку квот на аукционе, и освободившиеся деньги могут быть направлены на авансирование весенне-полевых и уборочных работ в свекловодстве, а также на инвестирование в свеклосахарное производство. Введение подобных пошлин с 1 января 2003 года приведет к сверхквотному импорту под ставку сезонной пошлины 120 евро за тонну, в связи с двукратной выгодой по уплате таможенных пошлин в конце 2002 года. Поэтому, автоматически в конце 2002 года придется вводить некую "сезонную пошлину на период действия сезонной пошлины" или увеличивать существующие пошлины.
В случае введения таких пошлин, сахарные компании в январе-феврале 2003 года не смогут импортировать сырец до тех пор, пока на рынке будет присутствовать дешевый свекловичный сахар и остатки квотного сырца 2002 года (которые в этом случае будут импортированы максимально близко к концу 2002 года).
Расчет плат за перевозки импортного сахара-сырца в международном сообщении осуществляется по тарифам Прейскуранта N 10-01 (указание МПС от 16.12.98 N 531 ПР-У) по коду исключительного тарифа – 56527. Понижающий коэффициент к тарифам Прейскуранта N 10-01, действующий в 2002 году составляет 0,5 - с расстояния, превышающего 3тыс. км на перевозки отдельных грузов (нефть, нефтепродукты, зерно и продукты перемола, газы энергетические (углеводородные сжиженные), мясо и мясопродукты, соль, сахар, масло подсолнечное, картофель) назначением в республику Бурятия, Саха (Якутия), Читинскую и Амурскую области, Приморский и Хабаровский края, остров Сахалин, а также на перевозку их в районы крайнего севера и приравненные к ним местности с перевалкой в портах Дальневосточного бассейна (телеграммы МПС России от 14.02.96 N 56, от 03.03.96 N М-2579, от 10,03,97 N 77, от 24.03.95 N А-3980, от 21.04.95 N А-5094, от 31.12.98 N М-10765 от 18.10.97 N Б-8588).
Для того чтобы перерабатывать сахар-сырец, сахарному заводу необходимо представить доказательство того, что в технологический процесс внесены необходимые изменения для работы с подобным сырьем. Как правило, иностранные компании и их представительства очень тщательно подходят к выбору завода для переработки сахара-сырца. Одним из основных критериев, например, выступает опыт завода в такого рода производстве за последние 2-3 года, важным является и политика местных властей в отношении сахарной отрасли региона.
Переработка сырца и продажа произведенного белого сахара приносит компаниям, поставлявшим сырье, солидную прибыль. Но среди компаний, поставляющих сахар-сырец на сахарные заводы Воронежской области, ни одна не зарегистрирована в нашем регионе. Чаще всего это компании, зарегистрированные в Москве, или представители оффшорных зон, т.е. указанная сумма налогов уходит из области. Некоторые крупные торговые компании приобрели контрольные пакеты акций сахарных заводов Воронежской области. Инвестиции в сахарные заводы не приносят значительной краткосрочной прибыли , однако владение или долгосрочное сотрудничество с сахарным заводом повышает уровень надежности компании для финансовых институтов, являясь стабилизирующим фактором для дальнейшего функционирования торговой компании. Для сахарных заводов взаимодействие с торговыми компаниями является возможностью получения инвестиций для реконструкции, в т.ч. автоматизации основного производства.
Отечественное свеклопроизводители (14) работают с отечественными (12а) и импортными (11а) семенами: первые приемлемы по ценам, однако имеют низкий процент всхожести и зачастую оказываются некачественными, импортные семена не обладают вышеперечисленными недостатками, но не все российские производители имеют средства на закупку завезенного посевного материала. В Воронежской области около 14% посеянных семян поставляются из-за границы.
На случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозков, вымерзания, выпревания, недостатка тепла, излишнего увлажнения, града, ливня, наводнения, бури, урагана, безводья в источниках орошения, селя, болезней, нападения вредителей растений урожай сельскохозяйственных культур можно застраховать за счет субсидий из бюджета. Договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур (группы культур) исходя из общей посевной площади (площади посадки). Страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и прогнозируемых рыночных цен. Страховая сумма по договору страхования определяется в размере 70 процентов страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают не более 50 процентов страхового взноса по договору страхования; размер страхового взноса, подлежащего субсидированию, определяется по ставкам для расчета субсидий.
В соответствии с правилами предоставления в 2001 году субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат cельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур от 1 ноября 2001 г., ставка для расчета субсидий, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям при страховании урожая сахарной свеклы (фабричной и кормовой) в Воронежской области установлена 10,5 (в процентах от страховой суммы).
В свеклосахарном производстве Воронежской области процент обеспеченности уборочной компании специализированной техникой не превышает 67%, при чем наиболее низкий процент составляет оснащенность культиваторами всех марок и сеялками всех марок ( 52 и 54% соответственно). В свекловодстве используется устаревшая техника, ее обновления не происходит. Для создания материально-технической базы свеклохозяйственного комплекса в Программу социально – экономического развития Воронежской области, разработанную Администрацией Воронежской области, включены 5 инвестиционных проектов, направленных на усовершенствование и организацию машинно – технологических станций (13), закупку и производство оборудования.
Основное количество сырья перерабатывается на условиях оплаты товаром, когда производители сахарной свеклы (14) поставляют собранный урожай (14а) на переработку сахарным заводам, а в качестве оплаты за сырье давальцы (22) получают рафинированный сахар (21а) в размере 70% от объема поставленного сырья. Рафинированный сахар, таким образом, хранится на фермах, и фермермерские хозяйства сами производят его продажу.
Износ основных производственных фондов сахарных заводов составляет около 70%. Большинство заводов- изготовителей, выпускающих серийное оборудование для сахарных заводов, находится на Украине, тогда как в России его производится всего около 15%.
Наиболее используемыми вариантами обновления основных фондов являются:
поиск оптимального поставщика оборудования (15), готового инвестировать средства в условиях нестабильной экономической ситуации;
лизинг оборудования, который позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения (т.е. рассредоточения затрат во времени) обновлять основные фонды, формировать техническую базу производства для новых видов продукции, расплачиваясь за арендованное имущество по мере получения дохода от производимой с помощью этого имущества продукции. По сравнению с кредитом лизинг является более доступной формой привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке, т.к. завод получает фонды в полную собственность лишь при условии полного выкупа (тяжесть бремени по гарантированию кредитной сделки в этом случае перекладывается на лизинговую компанию (16)).
Дефицит государственного бюджета (20) не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге, Законом о земле.
В Российской Федерации инвестиции (17-20а) могут осуществляться: - путем создания организаций с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); - создания организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; - приобретения иностранным инвестором в собственность организаций, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; - приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д. - предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (17) (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство организацией.
Банковский кредит - весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды.
Соответственно выделяется прямое банковское кредитование, когда кредитные отношения предприятия изначально возникают как отношения с банком (19), и косвенное банковское кредитование, когда первоначально возникают кредитные отношения между предприятиями, которые впоследствии обращаются в банк в поисках способа досрочного получения денежных средств по векселю.
С организациями определенного класса кредитоспособности [2] банки по-разному строят свои кредитные отношения. Предоставление кредитов клиентам третьего класса, к которым относятся большинство сахарных заводов в Воронежской области, связано для банка с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда хозоргана. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне, что делает невыгодным привлечение банковских инвестиций.
Возможно получение инвестиций от российских и иностранных фондов (18) (последние активно инвестируют в малый и средний бизнес), однако сахарная промышленность пока не попадает в сферу их интересов, вследствие нерентабельности сахарных заводов и несовершенства российского инвестиционного законодательства.
При реализации сахара-песка (21а) сельхозпроизводители ориентируются не неорганизованный сектор торговли. Поиск покупателя, способного заплатить за сахар, приводит сельхозпроизводителей к посредническим структурам и, естественно, к росту цен на конечную продукцию. Несколько лучше обстоит дело с реализацией продукции сахарными заводами. Однако и здесь много негативных моментов. Причем, широкое распространение получила в нашем регионе реализация сахара по бартеру, а также при участии мелких посредников (23), часть из которых действует на рынке без образования юридического лица.
Проведенный анализ процессов, происходящих в сахарной промышленности позволил выявить первостепенные проблемы, решение которых требует значительного вложения средств: - низкий уровень материально-технического обеспечения сахарных заводов; - низкий уровень машинно-технологического обеспечения свеклопроизводителей; - отсутствие средств на внедрение новых технологий, позволяющих повысить коэффициент извлечения сахара и выходом сахара из свеклы; - отсутствие средств для диверсификации производства на основе использования продуктов переработки сахарной промышленность; - недостаток качественного посевного материала.
Перспективной формой инвестирования сахарных заводов Воронежской области, на наш взгляд, является оперативный лизинг: заводы получают возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая при этом крупных сумм на инвестирование и не замораживая капитал на длительные сроки. Кроме того, в создавшихся условиях необходимо увеличить дополнительную финансовую поддержку производителям сахарной свеклы через систему кредитования затрат связанных с производством и переработкой сахарной свеклы. Большое значение для развития сахарной промышленности в Воронежской области имеет поддержка региональных органов власти в виде предоставления гарантий по кредитам, предоставления субсидий и привлечении иностранных инвестиций на сахарные заводы.
Список литературы
[1] По материалам сайта www.sugarindustry.ru
[2] Челноков В.А. "Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство" М., АОЗТ "Антедор" 1996 г.