Реферат: Владимир Емельянович Максимов
МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич) (1930-1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре.
В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм "Поколение на часах" – художественно невыразительный в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб. "Тарусские страницы" вышла повесть Максимова "Мы обживаем землю", где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках «аутсайдерами», таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни.
В 1962 известный писатель-функционер В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им журнале «Октябрь» повесть Максимова "Жив человек", вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в СП СССР, в редколлегию своего издания (1967-1968). В 1964 Максимов опубликовал «производственную» пьесу "Позывные твоих параллелей".
В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы "Дуся и нас пятеро", "Искушение; Шаги к горизонту", др. назв. "Баллада о Савве", все 1963; повести "Дорога", 1966; "Стань за черту", 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие советского общества и искажение в нем нравственных ориентиров, привели писателя к созданию программного романа-эпопеи "Семь дней творения" (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванная от корней – земли и православия, их новые социальные роли – железнодорожники, строители, дворники, актеры, лесничие, их новая житейская география – от Москвы до казахстанских степей, их печальная подчиненность законам тоталитарного государства, возбуждавшего то неестественную тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм, то политическую подозрительность и ввергшего народ в губительный водоворот войны. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший «делу коммунизма» и на исходе жизни осознающий горькую неправоту своего пути.
Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к «босяцкой» романтике, людям «дна» с их неизменной ненавистью к любым благополучным хозяевам жизни, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького. Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии – памфлет "О носорогах") и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и «почвенничеством».
Углубляет разногласия с советскими властями следующий роман Максимова – "Карантин" (1973), где двое в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный на Западе и в самиздате, роман послужил поводом для помещения его автора в психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель-диссидент эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал «Континент» (до 1992), продолживший герценовские традиции вольного, обличительного русского слова в изгнании. Вокруг издания собрались наиболее активные силы эмиграции «третьей волны» (в т.ч. А.И.Солженицын и А.А.Галич; среди членов редколлегии журнала – В.П. Некрасов, И.А.Бродский, Э.И.Неизвестный, А.Д.Сахаров, называвший Максимова «человеком бескомпромиссной внутренней честности»). В 1990-е годы, в один из своих частых приездов в Россию, Максимов передал «Континент» московским литераторам.
Во Франции Максимов пишет романы "Ковчег для незваных" (1976), повествующий об освоении Советами Курильских островов после Второй мировой войны, и "Заглянуть в Бездну" (1986), историю любви адмирала А.В.Колчака, – оба на подкрепленном документальными сценами и справочными материалами историческом фоне, с отчетливым неприятием большевизма, трактуемого как апофеоз насилия и исторического волюнтаризма, антипод христианской цивилизации; а также роман "Кочевание до смерти" (1994), насыщенный автобиографическими реминисценциями, полный обличений не только советской действительности (особенно через призму рассказа о казачьем мятеже 1920-х годов), но и тяжкой атмосферы суетной и деморализованной русской эмиграции.
Антикоммунист – и постоянный (в последние полтора года жизни) автор газеты «Правда», беспощадный аналитик и верующий христианин, для одних – беспринципный капитулянт, для других – пророк, Максимов явил в своем противоречивом облике некую ипостась неистового протопопа Аввакума, одержимого идеей непременного «отстаивания» России и всего русского во враждебном, по его мнению, кольце западной цивилизации.
Умер Максимов в Париже 25 марта 1995.