Реферат: Сулейман Законодатель (Kanuni)

Европейцы звали его Великолепным , но сами турки нарекли его никак иначе, как "Kanuni", т.е. Законодатель . Надпись на мечети Сулеймание , построенной в честь Сулеймана, гласит: Распространитель законов султанских . Самой главной заслугой Сулеймана, как Законодателя, было утверждение Исламской культуры в мире. И, возможно, неплохо было бы обратить свой взгляд назад в историю, чтобы понять, какое место занял Сулейман в ней.

Слово, kanun имеет несколько специфических особенностей. По Исламской традиции, Шариат или законы Корана, являются универсальными и неоспоримыми для всего Исламского мира. Ни один мусульманский правитель не имел такой силы, чтобы каким-то образом изменить эти законы. Тогда какие законы Сулейман привнес в Исламский мир? И тогда, что означает слово kanun ?

Kanun относится ко всему, что не затрагивает Шариат. Хотя считается, что Шариат предусматривает все возможные ситуации, существуют такие ситуации, который выходят за его рамки. Следуя Исламской традиции, если случается что-то, что выходит за рамки Шариата, судья или правитель должен был провести аналогию с предусмотренным Шариатом законом. Этот метод был принят самой либеральной школой Шариата, Ханифизм, и не удивительно, что Ханифизм доминировал в Турецком законе.

В империи Оттоманов "kanun" возвысили до главенствующего свода законов, независимых от Шариата. Первые 2 века существования империи Оттоманов, с 1350 по 1550 года произошел настоящий взрыв правил и законов кануна , и к началу XVI века kanun был уже независимым и цельным сводом законов, который стал важнее Шариата. Причина такой необычной ситуации кроется в уникальном наследии Оттоманов. В обеих, Турецких и Монгольских культурах, имперский закон или закон, провозглашенный монархом, считался священным и неприкосновенным. Был даже специальный термин, обозначающий его: Турки звали его Тюре , Монголы - Яса . В системе "Тюре" и "Яса" имперский закон считался сокральной основой государства. Когда эта традиция столкнулась с традицией Исламского Шариата, был найден компромисс, который соединил в себе обе системы.

Впервые законы султанов начал систематизировать Мехмед Завоеватель. Мехмед разделил kanun на две отдельных друг от друга части. Первая часть затрагивала вопросы политики и армии, вторая касалась вопросов налогообложения и взаимоотношений с крестьянским населением страны. Последняя часть была добавлена после смерти Мехмеда, и Оттоманский "kanon" принял свою окончательную форму в 1501 году. Сулейман, в свою очередь, пересмотрел это свод законов, но, в общем, свод законов Сулеймана почти идентичен тому, что был принят в 1501 году. Однако только Сулейман решился на то, чтобы закрепить его придать ему оконченный вид. Не было внесено никаких изменений после Сулеймана. С этих самых пор свод законов был назван Кануни Османи или Оттоманские законы .

Сулейман, Строитель.

Сулейман хотел сделать Стамбул центром Исламской цивилизации. В Константинополе Сулейман претворял в жизнь огромные архитектурные и культурные проекты. Cтамбул в середине XVI века был в архитектурном плане самым динамичным и прогрессивным городом в мире.

Он начал строительство целой серии проектов, включая мосты и дворцы, которые соперничали с величайшими строительными проектами того века. Самым великим и гениальным архитектором в истории был его работник Синан. Мечети, построенные Синаном, считаются архитектурным триумфом Ислама и возможно, мира. Они не просто внушают благоговейный страх, они символизируют уникального гения в решении непреодолимых инженерных проблем.

Возможно, самым величественным и величайшим примером архитектуры оттоманов в Стамбуле является "Сулеймание", мечеть Сулеймана Великолепного. Эта мечеть была построена в период между 1550 - 1557 г.г. Она является не только памятником величайшему правителю, но и еще данью огромному таланту Синану. "Сулеймание" - вторая по величине мечеть в Стамбуле остается самым драгоценным бриллиантом из всего того, что было создано Синаном за его долгое служение Сулейману. Существует легенда, связанная со строительством этой мечети. Согласно ей во время строительства "Сулеймание" один из европейских монархов, желая то ли принизить султана, то ли выказать ему свое почтение, подарил Сулейману на строительство мечети огромный самородок. Султан был разгневан. И дабы показать, что у него достаточно денег на строительство мечети и не одной, он велел заложить самородок в фундамент мечети.

Стоя на возвышенности старого Стамбула, "Сулеймание" привлекает внимание своим необыкновенным изяществом и минимумом "украшений". Как и во всех больших мечетях, молельному залу предшествует огромный внутренний двор. Четыре минарета расположены в углах двора; они как бы подчеркивают тот факт, что Сулейман был четвертым оттоманским правителем. Десять балконов на минаретах указывают на то, что Он был десятым султаном с того самого момента, когда Осман стал основателем династии.

Молельный зал "Сулеймание" - самый светлый и ясный в Стамбуле. Он сделан из бледного мрамора, так искусно подобранного. Такое внимание к мелочам вместе с простотой интерьера создает атмосферу гармонии и безмятежности. Мечеть была не только храмом, здесь были теологическая школа, медицинская школа, столовая и больница для бедных, турецкая баня и караван-сарай.

Сулейман был великим знатоком и ценителем искусства и Сулейман был талантлив в поэзии, в искусстве и сам был золотых дел мастером. Он считается одним из лучших поэтов Ислама. Во его эпоху Стамбул стал центром визуального искусства, музыки, поэзии и философии. Сулейман опекал целую армию художников, религиозных мыслителей и философов, которые и составили самый образованный двор во всей Европе. Этот культурный рост на протяжении правления Сулеймана стал самым креативным периодом в Османской истории. Почти все культурные формы, которые мы отождествляем с Османской империей, взяли свое начало с этого периода.

В период его правления искусство в Османской империи и сами турки стали мостом между Западом и Востоком, объединяя различные культуры народностей Европы, Азии и Африки, живущих на территории империи.

Сулейман справедливый

Сулейман считается самым выдающимся мусульманским правителем в Исламской истории. Он стал воплощением всех неотъемлемых качеств исламского правителя, самое важное из которых - справедливость. Коран указывает на царя Соломона, как на воплощение справедливости. Сулейман был назван в честь Соломона, и относятся к нему как ко второму Соломону.

Эпоха правления Сулеймана стала периодом великой справедливости и гармонии во всем Исламском мире. Я не знаю ни одной земли, которая была бы счастливее этой, - написал венецианский посол в 1525 году, - она благословлена всеми Божьими милостями. Она контролирует мир и войну; она богата золотом, людьми, кораблями и послушанием; ни одна страна не сравнится с ней. Да продлит Господь жизнь самого справедливого императора в мире.

Важные государственные посты в Османской империи получали не благодаря титулам, а благодаря заслугам и уму. Европейские лидеры были поражены таким бурным расцветом Османской империи и хотели знать, в чем причина такого успеха. Вы имеете ввиду, простой пастух может стать великим визирем? - Воскликнул Венецианский сенат, когда их посол рассказал о том, что происходило в империи, где каждый гордился тем, что он раб султана. - Высокое государственное лицо низкого происхождения? Сила Ислама растет за счет второсортных людей, крещенных и воспитанных христианами? Невероятно!" Действительно. Восемь великих визирей Сулеймана были христианами и были привезены в Турцию рабами. Король пиратов, заправляющий в Средиземноморье, Барбари - пират, известный европейцам как Барбаросса, стал адмиралом у Сулеймана, который управлял флотом в сражениях против Италии, Испании и Северной Африки. Сулейман привлекал в свою страну самые лучшие умы того времени, самых одаренных людей. Для него не существовала титулов, когда речь шла о благе для его государства. Он награждал тех, кто был этого достоин, они платили ему безграничной преданностью. Однако Улема, опекуны Шерия или священный закон, судьи и учителя были сыновьями Турции, воспитанными на Коране.

Сулейман был завоевателем, однако, пожалуй, одним из самых благородных и милосердных. Законы, которые он установил в Европе, были основаны не на насилии и силе, а на терпении и даже отцовской заботе. Он был необыкновенно толерантен. И по сей день ходит легенда а провинции Венгрии о том, что Сулейман считал за преступление даже срывание яблока с дерева без разрешения и даже имел солдата, который наказывал за это.

Король Венгрии относился к Сулейману как к отцу, а тот в свою очередь - как к сыну. Как только Чарльз V и Франсуа I вступали в конфликт друг с другом или один из них попадал в беду, или один попадал в плен к другому, это был Сулейман, к кому они могли обратиться, вверяя ему свои жизни. Причина этого в том, что Султан Сулейман Хан Законодатель был известен не столько как самый справедливый из императоров или же просто наследник Османского трона, сколько как Властелин Мира , который был в силах разрешить любой конфликт. Сулейман придавал огромное значение справедливости и честности. Однажды, налог, пришедший из Египта оказался выше того, который был предусмотрен. Сулейман решил выяснить причину. Оказалось, что с людей брались огромный налоги и правитель Египта был страшным тираном. Султан немедленно сменил правителя. Он был честен, не допуская коррупции и наказывая нечестных. Более мир вряд ли знал такого правителя, соединяющего в себе такие качества, как необыкновенная сила духа, властность, справедливость и поистине ангельская терпимость.

Сулейман Великолепный

Сулейман оставил огромный след в истории Османской империи. Его загадочная личность, великолепные монументы, установленные в период его правления и записи его современников всегда вызывали огромный интерес. В период правления Сулеймана Великолепного Османская империя достигла пика своего развития и стала самой могущественной империей в культурном, общественном, политическом и военном плане. Взгляд на этот период помогает нам оценить наследие в области истории и культуры, которое в большей мере повлияло на нынешний вид современной Турции.. Сулейман Великолепный, Султан Султанов, завоеватель трех континентов, который потряс весь мир в XIV веке и поднял Османскую империю на неведомые высоты величия, эта личность приковывала к себе внимание всего мира.

Известный европейцам как "Великолепный" и своим поданным как "Законодатель", он был блестящим военным стратегом. Говорят, что его законы стали основой для многих западных. Названный в честь библейского Соломона, Сулейман проявил огромную мудрость в законодательстве, не как новатор, а как регулятор и установитель порядка.

Известно очень немного фактов о повседневной жизни Сулеймана. Он правил всем и вся, и казалась бы мог делать все, что ни пожелает. Однако он ограничил себя в повседневных тратах двумя кошельками: один с золотом, другой - с серебром. Что он не успевал потратить к концу дня, он отдавал своим слугам.

Смеющаяся

Сулейман прожил 71 года, из них 46 лет он правил империей. Его жизнь была полна триумфов и омрачена страшными трагедиями. В 1526 году, когда у Сулеймана уже была первая жена Gulbahar и наследник Мустафа, визирь и друг Султана подарил Сулейману девушку, которую он позже назвал Хюррем ("смеющаяся"). До сих пор толком неизвестно, кто была эта девушка, но существует мнение, что она была с Украины и ее звали Руссалена, также есть мнение о том, что ее имя было Анастасия Лисовских. Так или иначе эта девушка появилась в гареме Султана, и Сулейман влюбился в нее на всю жизнь. И о Сулеймане стали говорить как о первом султане, полностью попавшем под влияние женщины. "Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене", - писал посланник Габсбургов. Эта женщина руководила Сулейманом на протяжении 32 лет до самой своей смерти. Да Зара писал по этому поводу:

"Он так ее любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут ее не иначе, как жади, или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят ее саму, и ее детей, но, водя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут ее и ее детей, а вот первой жене и ее детях отзываются добром". Сначала она стала фавориткой султана. Вскоре она родила ему сына и была возвышена до положения третьей жены - одной из самых влиятельных фигур гарема. Роксолана знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавится от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Nак что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

В 1526 году венецианский посланник Пьетро Брагадино доносил сенату о бурной ссоре между двумя женами султана, в ходе которой Gulbahar таскала Роксолану за волосы и сильно расцарапала ей лицо. Роксолана закрылась у себя, ссылаясь на попорченную внешность. Она упорствовала, лишая султана своей милости, рискуя навлечь на себя гнев Сулеймана и даже лишиться жизни, ведь султан однажды уже убил одну из наложниц по имени Гюльфем за то, что она продала свою очередь на постель к султану. Роксолана рисковала, требуя, чтобы Сулейман объявил ее своей женой и разделил с ней свою власть. Сулейман покорился. Чтобы умилостивить ее, он назначил сына правителем дальней провинции. Мать Мустафы должна была последовать за ним. Говорят, что дабы подтвердить свою верность, султан распустил свой гарем. Роксолана стала официальной женой султана. Сулейман женился на этой женщине, чего до него ни один султан еще не делал. Англичанин Джордж Янг так описывал это чрезвычайное событие в 1530 году:

"На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проходила в во дворце, чему посвещались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. на старом ипподроме построили большие трибуны с местами позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба... Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить".

Сулейман был поэтом. Не чужда поэзии была и сама Роксолана. Они часто обращались друг другу стихами, ее поэтический голос долетал до него через поля сражения и был ему слышнее грома пушек и лязга мячей. Сулейман нашел в этой женщине все: она разбиралась в государственных делах и умела ценить искусство. Гарем при Роксолане из мрачной темницы превратился в место красоты и просвещения. Так прекрасна была Роксолана, что Сулейман оставался слеп к ее темным сторонам.В 1541 году в Старом дворце (Eski Saray), где размещался гарем, случился пожар и Роксолана вместе со всем своим окружением перебралась в Новый дворец (Yeni saray), куда до этого женщинам ходу не было. Здесь она уже была постоянно возле Сулеймана и вблизи центра всей власти. Началась эпоха правления женщин.

Роксолана жаждала власти. Она мечтала о том, чтобы стать "валиде", т.е. матерью султана, однако она в принципе ей стать не могла, потому что наследником был Мустафа, а не Селим. Она благополучно избавилась от Gulbahar и от ее сына на некоторое время, когда Сулейман отправил сына в одну из дальних провинций. Но у Роксоланы был более серьезный враг - неразлучный друг и компаньон Ибрагим, который жил и спал с султаном в одной палатке во время всех военных походов. Ибрагим служил ранее сокольничим при султане, потом был назначен правителем Румелии и наконец стал главным визирем. Он стал женихом родной сестры султана Хатидже, султан осыпал его богатствами и почестями. Роксолане не нравилось то, что Ибрагим имел такое влияние на Сулеймана, и она задумала убить соперника. Она настраивала султана против Ибрагима. И однажды визиря задушили во сне. Приказ, наверняка, исходил от Роксоланы,и многие обвиняли ее в смерти Ибрагима, но доказательств не было.

Через некоторое время Сулейман объявил о своем желании построить для нее дворец. Роксолана насторожилась, ведь это означало, что она будет отдалена от центра власти. Хюррем выступила с встречным предложением - пусть величайший архитектор всех времен и народов Синан построит мечеть имени Сулеймана. Султана захватила эта идея, и она снова одержала победу. Шел 1549 год. Однако самый жестокий и безнравственный ее поступок был еще впереди. Подрастали дети Gulbahar и все грознее становилась фигура Мустафы - наследника Сулеймана. Мустафа был очень умным и способным молодым человеком, которого в народе и в армии очень любили. Любил его и сам Сулейман. Роксолана решилась на то, чтобы настроить отца против сына. В дело пошло письмо, которое было якобы написано Мустафой к иранскому шаку с просьбой о поддержке в его намерения свергнуть отца. Письмо восстановило отца против сына и привело их к сражению на равнине Эрегли. Говорят, что отец и сын несколько раз поворачивали обратно по пути к полю, но судьба влекла их вперед. Желая избежать трагедии, Мустафа один без оружия бросился к шатру отца. Он вбежал в шатер султана и миновал четыре его комнаты, но, когда вступил в пятую, по полям разнеслись его крики... Долго плакал Сулейман над телом своего любимого сына и над своей судьбой, судьбой отца, которому было предначертано убить собственного сына.

Больше у Роксоланы соперников не было. Она убила их всех. Оставалось решить, кто станет наследником султана. У Роксоланы было четверо сыновей: Мехмед умер в младенчестве, Чихангир обладал блестящим умом, но был хром и страдал падучей, Баязед был очень жесток. Свой выбор она остановила на Селиме, самом мягком по характеру, что по мнению Роксоланы должно было стать залогом того, что он пощадит своих братьев. Не смущало ее и то обстоятельство, что Селим страшно боялся смерти и глушил этот страх вином. Рискую навлечь гнев Сулеймана, Роксолана потворствовала слабости сына, пытаясь облегчить его душевные муки. И тот получил в народе прозвище Селим - пьяница. Но как ни старалась Роксолана, предписанного судьбой она изменить не смогла. Ей не довелось стать валиде и познать вкус настоящей власти. Не дожила она, к несчастью, и до той роковой минуты, когда брат пошел на брата, а отец - на сына.

Не стала она свидетельницей борьбы Селима и Баязеда за трон, а в результате последний был вынужден искать убежище при дворе иранского шаха. Она не видела, как Сулейман вынудил шаха выдать ему сына, как убил его, а потом убил самого шаха и всех его сыновей. Роксолана умерла в 1558 году.

Закат

Сулейману было более 72 лет, когда он умер в Зигетваре. Он был болен и страдал сердечной недостаточностью. Этот военный поход был тринадцатым , а поход против Венгрии пятым. Султан Сулейман не увидел как взяли замок, который его армия осаждала долгое время. Он умер за день до того от остановки сердца. Визирь Сулеймана Sokulu Mehmet Pasha скрыл смерть султана от своей армии. Визирю удавалось скрывать смерть султана 54 дня. Когда принц Селим II прибыл из Манисы, его главной задачей было соорудить монументальную могилу на том месте, где его отец умер. Согласно старой турецкой традиции конструкция такого сооружения была не похожа на могилу. Это было сооружение с колонами из монолитного мрамора, а его крыша была сделана из чистого золота. Этот монумент позже пострадал дважды от австрийцев. Его мраморные элементы были отправлены в музей в Италии, золото с крыши было распродано в Вене. Но больнее всего то, что этот монумент, символизирующий величие империи и великолепие в самом центре Европы, также было подвергнуто пренебрежению последующими поколениями. Сегодня все, что осталось, это крохотная церковь, сделанная из того, что осталось от монумента, и стена от церкви с мраморной табличкой, на которой написаны годы правления султана Сулеймана I. И по сей день это место в Венгрии известно под названием "Turbek" , оно находится недалеко от деревни, название которой означает "деревня Сулеймана".

"Голос, дыхание, легенда о Турках все еще стелится по равнинам Венгрии. Оглянись. Ты все еще можешь видеть мириады следов от копыт лошадей. Ты все еще можешь слышать их крики в дующем ветре".

История Турков насчитывает более 4 тысяч лет. За это время они основали бесчисленное количество государств и дали жизнь множеству завоевателей. В период Оттоманов Султан Мехмед Завоеватель не только похоронил целую Византийскую эпоху, он разделил историю человечества на два этапа, перелистав страницы Средневековья и открывая путь новому времени. Блестящий Султан Сулейман Законодатель дал рождение таким понятиям как справедливость и закон в странах, которые были в его владениях. Он признавал свободу всех людей, а не отдельных субъектов. Он не подвергал насилию ни языки, ни культуру, ни религию стран, подвластных ему. В Венгрии существует поверье, передающееся из поколения в поколение: "Если бы не Турки, сегодня, возможно, мы бы даже забыли свой родной язык". И они правы. Если бы не Турки, сегодня они бы говорили на немецком языке.

На одном из семи холмов Стамбула высится мечеть Сулеймана Великолепного. Огромное внушительное сооружение поражает своим изяществом, в которой проявились гений и неуемная фантазия великого архитектора. Словно пузырьки мыльной пены, окружают маленькие купола большой центральный купол мечети. Небо пронзает четыре иглы минаретов. Хрустальный блеск персидского стекла в окнах и красочные изразцы вокруг ниши-михраб, обозначающей сторону святой Мекки, не веселят глаз. Тишина и покой порождает ощущение чего-то неземного; это ощущение не покидает и во внутреннем дворике - саду, где находится мавзолей Сулеймана и его жены. Стены гробницы обвивает виноградная лоза, их подножие усыпано кроваво-красной щирицей, мелкими цветами, который еще носят название "кровоточащая любовь". Здесь покоится прах двух влюбленных, некогда бывшими самыми могущественными из всех смертных в этом городе и ставшими россыпью сухих костей.

Над крышами домов летят слова молитвы с минаретов... "Во имя Бога, милостивого, милосердного. Слава Богу, Господу миров, милостивому, милосердному, держащему в своем распоряжении день суда! Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи: веди нас путем прямым, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые под гневом, не тех, которые блуждают".