Сочинение: Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века.

А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман  "Война и мир", в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а  также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей,  Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к  жизни, их любовь, подвиги на войне , раскрывает мир человеческих чувств своих героев .

Одним из главных героев является князь Андрей Болконский , Толстой раскрывает нам его человеческие чувства через путь  искания смысла и истины жизни . Князь пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той  жизни, которую вел. Болконский понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы,  признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но  после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему  маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая  жизнь, и его поиски таковой продолжились. Другой главный герой романа — Пьер Безухов. Вначале его жизнь составляли  развлечения, выходы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем и забывался.

Серьезная перемена в его взглядах произошла после встречи с масонами и вступления в это общество. Теперь для него  открылась вера в братство людей, в нем проснулась добродетель, появилось желание помочь окружающим.  

Андрей Болконский не обрел настоящей жизни, у него это впереди. И виновницей очередной перемены становится Наташа.

Когда князь Андрей услышал ее голос в лунной ночи, ее разговор, все это запало ему в душу, и он не раз задавался  вопросом: чему она так рада и о чем она думает? И тогда же решил для себя, что жизнь не кончилась, что теперь его  задачей будет, чтобы все узнали о нем, чтобы не жили независимо от него, от его жизни, а “чтобы на всех она отражалась”  и все жили с ним вместе. Позднее, когда князь Андрей уже влюбился в Наташу, но еще не осознавал этого, он вспомнил слова  Пьера и подумал, что тот был прав. И теперь князь Андрей тоже начинает верить в возможность счастья. “Оставим мертвым  хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым”, — думает он. С этого момента и начинается новое понимание  настоящей жизни князем Андреем. Любовь к Наташе изменила его. Он делится с Пьером и говорит о своих чувствах, добавляя,  что он ужасно мучился и страдал, но этих мук не отдал бы ни за что в мире. Он произносит такие слова: “Я не жил прежде.

Я только теперь живу”. Теперь, когда он страдает и любит одновременно, он считает, что живет, живет по-настоящему.

Почему же князь Андрей говорит, что не отдал бы этих мучений и страданий, что только благодаря им и жив? Значит,  получается, что настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. В ней должны сочетаться  плохое и хорошее, радостное и грустное, счастье, любовь и разочарования. Только страдая, человек может понять истинную  цену тому, что у него есть, и по-настоящему дорожить этим.

Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека – Платона Каратаева, в котором ему  чувствовалось что-то “приятное, успокоительное и круглое”. Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека,  что растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых  героев великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста,  улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она  чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом.

Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в  семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья  Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых  взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без  глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Умение понять другого человека,  умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека.

Общение героев “Войны и мира” характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует  добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах,  посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и  кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к  признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет  молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения  Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым,  когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека.

Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе “Война и мир”, не может не трогать сердце современного  читателя. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти идеалы  писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми .