Курсовая работа: Как создавать более успешные товары

Шамиль Сабитов

Анализируя примеры из самых различных областей, можно заметить, что очень многие объекты человеческой деятельности (рукотворные объекты) развиваются последовательными четырехстадийными циклами.

На протяжении каждого цикла действует один и тот же рабочий принцип. При переходе от третьей стадии развития к четвертой к объекту добавляется относительно простой узел или элемент другого функционального назначения. В результате объект становится настолько эффективным (например, прибыльным) насколько это только возможно в рамках используемого принципа.

После завершения одного четырехстадийного цикла начинается следующий, основанный уже на другом, более высоком принципе.

В то же время не удалось обнаружить ни одного случая, когда попытка усовершенствовать объект, уже достигший четвертой стадии развития, оказалась бы успешной в рамках “старого” принципа.

Но людям свойственно развивать и совершенствовать в первую очередь то, что “уже доказало свою успешность”, причем развивать в том же (старом) направлении. Получается, что люди, сами того не ведая, часто пытаются перевести объект, уже достигший четвертой стадии развития, в пятую стадию (в рамках старого принципа). Но такая стратегия вряд ли может быть успешной. Возможно, именно поэтому только несколько процентов от всех вновь разрабатываемых товаров сейчас оказываются успешными на рынке.

§ 1. Объекты, образующие группы, содержащие по четыре элемента

Многие объекты природы образуют группы, состоящие из определенного числа элементов.

Так, в соответствии с законом дуальности практически все в нашем мире имеет свою противоположность. Можно сказать, что каждый такой объект вместе с противоположным ему объектом образует группу, состоящую из ДВУХ элементов.

Многие объекты естественным образом образуют группы, состоящие из ТРЕХ элементов. Существует даже пословица “Бог любит Троицу”.

Опыт показывает, что наиболее обширен (как по количеству, так и по разнообразию) класс объектов, которые образуют группы, каждая из которых содержит по ЧЕТЫРЕ элемента.

Вот примеры таких групп:

- четыре вида химических элементов: s-, p-, d-, и f- элементы;

- четыре вида фундаментальных физических взаимодействий: электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное;

- четыре квантовых числа: главное n, орбитальное l, магнитное m и спиновое s;

- согласно теории относительности трехмерное пространство и время должны рассматриваться вместе, образуя единый четырехмерный континуум;

- четыре разновидности радиоактивного распада: альфа, бета, гамма и бета-плюс.

В ДНК присутствуют четыре разновидности оснований.

В молоке содержится четыре разновидности казеина.

Человеческий язык воспринимает четыре разновидности вкуса - сладкое, кислое, горькое и соленое.

Всего известно 4 вида ожогов: термический, химический, электрический и лучевой (радиационный). В свою очередь, термический ожог тоже подразделяется на четыре степени.

Многие животные имеют по четыре разновидности - например, пудели, бельгийские овчарки, дымчатые леопарды, вилорогие антилопы, сиамские кошки, тулузские гуси и т. д.

Очень многие весьма незначительные объекты тоже имеет по четыре разновидности. Например, существует четыре разновидности добавок, способствующих похудению, четыре разновидности резиновых дубинок, четыре способа завязывания галстука, четыре вида вышивки, четыре разновидности вермутов и шампанских вин и т. д.

На один и тот же объект Природы можно смотреть с разных точек зрения. Число таких точек зрения ничем не ограничено. и с каждой точки зрения можно увидеть свою, отличную от других, группу из четырех элементов.

Например, одних и тех же людей можно разделять на четыре разновидности, исходя из следующих точек зрения:

- по расе: на белых, желтых, черных и красных;

- по цвету волос: на блондинов, шатенов, брюнетов и рыжих;

- по темпераменту: на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников;

- по группам крови: на людей соответственно с первой, второй, третьей и четвертой группами крови и т. д.

Приведенные выше примеры суть природные объекты, четыре разновидности каждого из которых существуют в Природе постоянно. Это означает, что они существуют сразу все одновременно, и мы не можем определить, какая из разновидностей каждого из таких объектов появилась раньше, а другая – позже. Назовем такие объекты “природными”.

Это удивительно, но очень многие товары, услуги, технологии, проекты и другие объекты, созданные в результате сознательной деятельности человека, тоже образуют группы, содержащие по четыре элемента. В отличие от рассмотренных выше природных объектов назовем такие объекты “рукотворными” объектами.

Рукотворные объекты принципиально отличаются от природных в том, что четыре разновидности рукотворных объектов появляются строго последовательно, одна за другой. Сначала появляется первая разновидность этого объекта (товара, услуги и т. п.). Потом появляется вторая стадия, после этого – третья, и только потом – четвертая. Каждая последующая разновидность появляется из предыдущей путем очередного качественного усовершенствования объекта. Поэтому четыре разновидности рукотворных объектов естественно называть стадиями их развития.

Вот примеры таких объектов.

Пример 1.

Часы, использующие механический маятник.

Такие часы сначала были стационарными, с качающимся маятником (первая стадия развития). Применение вращающегося маятника позволило создать сначала настольные часы (которые можно переносить с места на место), а затем карманные (которые можно носить с собой). Это вторая и третья стадии. Настольные и карманные часы представляют собой две отдельные разновидности хотя бы потому, что по-английски первые называются “clock', а вторые - “watch”.

Однако самой удобной оказалась четвертая разновидность – наручные часы. Все эти разновидности объединяет один принцип (соответствующий одной точке зрения): “при малых амплитудах период колебания механического маятника практически не изменяется”.

Конечно, часы могут быть и других типов: водяные, солнечные, песочные и т. д. Однако они в своей работе используют другие принципы, и поэтому соответствуют другим точкам зрения.

Пример 2.

Очки.

Для исправления дефектов зрения могут использоваться очки, контактные линзы, могут проводиться специальные хирургические операции и т. д. (в каждом случае используется свой принцип).

Если выбрать принцип “изменение хода световых лучей при помощи линз, расположенных на некотором расстоянии от глаза”, то мы получим очки, которые прошли следующие стадии развития.

Сначала это была просто линза (монокль), потом – лорнет (две линзы, снабженные специальной ручкой). Потом были изобретены пенсне (которые в отличие от лорнета, не надо придерживать руками), и только после этого четвертая разновидность – современные очки с заушными дужками.

Интересно отметить, что сами часы при переходе из третьей стадии в четвертую формально вообще никак не изменились. Усовершенствование заключалось лишь в добавлении ремешка, который расположен вне часового механизма, и который имеет мало общего с основной, прямой функцией часов. Точно так же пенсне превратились в очки благодаря добавлению специальных дужек, которые расположены рядом с ними и тоже никак не влияют на ход световых лучей.

Обратите внимание – ремешок конструктивно и технологически гораздо проще часового механизма, но добавление ремешка кардинально изменило ситуацию на рынке: сейчас практически никто не пользуется карманными часами. Точно также изготовить дужки для очков гораздо проще и дешевле, чем отшлифовать линзы, однако добавление дужек привело к тому, что теперь никто не носит пенсне.

Опыт показывает, что это не случайно.

Эти и рассмотренные ниже Примеры показывают, что для рукотворных объектов, имеющих четыре стадии развития, всегда справедливы следующие закономерности.

(1)

На протяжении всех четырех стадий действует один и тот же рабочий принцип. То есть все четыре стадии развития видны с одной и той же точки зрения. Четыре стадии развития объекта, охваченные одним рабочим принципом, образуют один цикл развития объекта. После завершения одного цикла начинается следующий цикл, тоже состоящий их четырех стадий, но на протяжении следующего цикла действует уже другой (более высокий) рабочий принцип.

(2)

Первая стадия каждого цикла – самая простая и примитивная. Она только демонстрирует саму возможность удовлетворения некоторой потребности тем или иным способом (в рамках некоторого принципа).

(3)

В любом цикле каждая последующая стадия получается из предыдущей путем качественного, кардинального усовершенствования объекта (в рамках одного и того же принципа).

(4)

При переходе от третьей стадии развития к четвертой сам объект практически не меняется. Другими словами, усовершенствование, переводящее объект их третьей в четвертую стадию развития. непосредственно не затрагивает конструкцию самого объекта.

(5)

Усовершенствование состоит только в добавлении к объекту (рядом снаружи или в какое-то особое место) относительно простого (по сравнению с самим объектом) другого узла или элемента.

(6)

Основное назначение (функция) добавленного узла или элемента не совпадает с основным назначением (функцией) самого объекта.

(7)

В результате добавления такого узла или элемента объект достигает четвертой стадии развития и становится настолько эффективным, насколько это только возможно в рамках используемого принципа. Например, оснащение парусников килем позволило им плавать против ветра галсами. Если рассматриваемый объект – товар, то четвертая его разновидность становится особенно успешной на рынке и достаточно быстро вытесняет с рынка третью разновидность.

(8)

Попытки усовершенствовать объект, уже достигший четвертой стадии развития, в рамках этого “старого” принципа никогда не бывают успешными. Другими словами, пятая стадия развития объекта не может быть эффективной (см. Примеры 21, 22).

Приведенные ниже Примеры подтверждают эти восемь пунктов.

Первые Примеры посвящены анализу оружия Древности. Это обусловлено тем, что все виды такого оружия уже давно прошли все стадии своего развития. Поэтому можно быть абсолютно уверенным в том, что здесь уже не будет никаких изменений.

§ 2. Стадии развития арбалета и его элементов.

Пример 3.

Если в качестве рабочего принципа взять:

Оружие (боевое, охотничье или спортивное) для метания стрел тетивой за счет энергии согнутой дуги, то и луки, и арбалеты подпадают под такую точку зрения.

Первая стадия.

Первой стадией развития таких устройств является обыкновенный лук. Первая стадия всегда самая примитивная – она только позывает возможность решения некоторой задачи определенным способом (в рамках некоторого принципа).

Вторая стадия.

Простой лук позволяет метать стрелы. Но если, к примеру, охотник, вооруженный луком, заметит зайца, то за время, пока человек вытащит стрелу, натянет тетиву и прицелится, заяц может и убежать. А ходить весь день, держа тетиву постоянно натянутой, человеку просто не под силу.

Однако если лук расположить на специальном ложе, то тетиву можно зацепить за зуб и благодаря этому держать тетиву постоянно натянутой, а зуб спускать в нужный момент. Здесь тетива по-прежнему натягивается вручную, но это уже простейший арбалет, поскольку в нем появилось запорно-спусковое устройство, хоть и простейшее. Качественное улучшение состоит в том, что арбалет постоянно находится во взведенном состоянии. Теперь из него можно выстрелить гораздо быстрее, чем из обычного лука. Есть еще одно преимущество: нет нагрузки на оттягивание тетивы, и поэтому в нужный момент стрелок может более внимательно следить за внешней обстановкой.

Третья стадия.

Применение специальных натяжных устройств позволило почти на порядок увеличить мощность арбалетов и, соответственно, их дальнобойность.

Четвертая стадия.

При стрельбе на близкие расстояния даже небольшой опыт позволял стрелку научиться интуитивно чувствовать, как следует держать лук или арбалет, чтобы уверенно попадать в цель. Можно было вполне обходиться без прицельных приспособлений.

Применение же специальных натяжных устройств дало возможность поражать цели на гораздо более значительных расстояниях. Поэтому стрельба “по старинке” уже не была достаточно эффективной. Прицел стал объективно необходимым для дальнобойных арбалетов.

Другими словами, именно увеличение дальнобойности сделало применение прицела актуальным. Арбалет с прицелом – это и есть четвертая стадия.

Обратите внимание: сам по себе прицел никак не влияет ни на мощность арбалета, ни на направление движения стрелы (болта). Однако применение этого “простого приспособления другого функционального назначения” сделало арбалет настолько эффективным, насколько это только возможно (в рамках используемого принципа). Доказательством может служить тот факт, что принципиальная схема арбалета практически не изменилась за последние столетия.

Мы видим, что оружие для метания стрел тетивой за счет энергии согнутой дуги в общем случае содержит следующие элементы:

1. сгибаемую дугу с тетивой,

2. запорно-спусковое устройство,

3. натяжное устройство,

4. прицел,

(а также собственно саму стрелу или болт).

Это удивительно, но каждый из этих элементов тоже прошел ровно по четыре стадии развития (см. Примеры ниже). Более того, арбалет сам является одной из четырех разновидностей колющего оружия (см. Пример 9), а колющее оружие, в свою очередь, является одним из четырех разновидностей холодного оружия (см. Пример 10). Но и на этом список не заканчивается! Холодное оружие вместе с огнестрельным образуют так называемое обычное оружие, которое является одним из четырех разновидностей оружия вообще - см. статью НЕИЗВЕСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА? На http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7683.php

Пример 4.

Четыре стадии развития дуги

Первая стадия.

В качестве дуги используется просто гибкий сук дерева. Наиболее подходящим деревом был тис. Это самый простой и примитивный вариант.

Вторая стадия.

Знаменитый английский лук вырезался из тиса таким образом, что состоял из двух слоев древесины с разными свойствами. Внешняя (по отношению к стрелку) сторона такого лука лучше работала на растяжение, а внутренняя – на сжатие. Деревце готовили к этой участи буквально с рождения, а уже после того, как оно было срублено, заготовка для лука вылеживалась в особых условиях несколько месяцев. Так делали везде, но только в Англии произрастал тис, из которого можно было сделать палку 180 – 220 сантиметров длиной, так, чтобы она не ломалась при натяжении в 25-30 килограммов. Жителям других европейских стран не удавалось сделать луки с таким натяжением длиннее 120-150 сантиметров. Соответственно, и дальность стрельбы из английских луков была на треть больше, чем из других деревянных луков. Служил тисовый лук не долго – несколько месяцев, потом упругость утрачивалась, и лук ломался.

Третья стадия.

Композитный (составной) лук.

В составном луке к внешней поверхности дуги крепился материал, способный выносить большее натяжение, чем дерево (чаще всего в качестве такого материала использовали сухожилия животных, которые могли выдерживать натяжение в четыре раза больше, чем самое подходящее дерево). Для внутренней стороны лука использовали материал, работающий на сжатие лучше, чем дерево. Часто для этих целей использовался бычий рог, допустимое усилие сжатия которого около 13 кг/кв. мм. (дерево выдерживает сжимающие нагрузки в четыре раза меньше). Главным преимуществом усиленного лука была простота изготовления, - если знать что и с чем склеивать, то уже не надо было искать или выращивать какое-то особенное дерево. Усиленный лук выдерживал большее натяжение, служил дольше, мог быть любой длины.

Четвертая стадия – дуга из неорганического материала. Специалисты считают, что появление стальной дуги в средние века было зенитом в развитии конструкции арбалета. Стальные дуги обладали такой гибкостью, какую прежде не мог обеспечить ни один из органических материалов. Кроме того, применение неорганических материалов существенно упростило технологию изготовления арбалетных дуг (раньше, например, дерево для таких дуг лучше всего было спиливать зимой, а рог заготавливать весной).

Добавление “простого элемента другого функционального назначения” в этом случае тоже прослеживается, хотя и не столь ярко.

Пример 5.

Четыре стадии развития запорно-спусковых устройств.

Первая стадия.

К арбалету добавили зуб, сдвигая который можно отпускать тетиву в нужный момент. Зуб, удерживающий тетиву, испытывает большую механическую нагрузку. Поэтому стрелок вынужден преодолевать большую силу трения, чтобы сдвинуть такой зуб. Первая стадия как всегда – самая примитивная. Однако она демонстрирует, что данная потребность в принципе может быть удовлетворена таким способом.

Вторая стадия.

Использование различных рычагов позволило уменьшить прикладываемую силу и сделало управление зубом более удобным.

Третья стадия.

В первых двух стадиях зуб совершал только возвратно-поступательное движение. На третьей стадии стала использоваться костяная шайба, способная совершать вращательное движение. Шайбу за ее форму называли “орех”. В сочетании с рычагами “орех” оказался настолько удачной конструкцией, что используется вплоть до настоящего времени (например, в спортивных и охотничьих арбалетах).

Четвертая стадия.

Очень интересный момент: с одной стороны, “орех” уже и так достиг верха совершенства, а с другой – согласно предлагаемой концепции всегда должна присутствовать четвертая стадия (самая эффективная), которая получается из третьей путем добавления к ней “простого элемента другого функционального назначения”.

Вот как получилось на этот раз. Примерно в 1500 году император Максимилиан I чуть не погиб на охоте от неожиданного спуска стрелы. По его указу было разработано простейшее предохранительное устройство, предотвращающее случайный спуск стрелы. Теперь предохранителями снабжаются не только арбалеты, но и другие виды оружия (в частности, современное стрелковое).

Как видите, предохранитель был курсовые - 700 р.


Назад