Реферат: Инновационная деятельность как фактор развития творчества педагогов

В.И.Рыбакова

Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это.

В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

По итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя, 1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную категорию претендуют 1083 педагога.

Формой квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Руководители учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения научных основ управления.

Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности.

В банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек. Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения, нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к творчеству.

Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Несмотря на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает, только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя:

создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона;

обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

Одно из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем мы выделили главные и наметили пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т.д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Недостаточная компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов, индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах учреждений и территориальных образований.

К практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие факты.

В 1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников.

В 20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники, иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания, классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без базового образования в учреждениях начального профессионального образования, формируется домашняя система обучения.

Создаются центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д.

На уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается процесс включения всех средних школ в международные образовательные телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ.

Инновационная деятельность позволила обеспечить разработку новых учебных планов, программ регионального компонента содержания образования по региональным образовательным областям - этика, экономика, экология; спецкурсам - “Моя Родина”, “Краеведение”, “География Ярославской области”, “Экология Ярославской области”. Готовится к изданию “История Ярославского края”, подготовлены и изданы учебные планы и программы для использования в качестве муниципального и школьного компонентов образования, авторские программы.

С педагогическими кадрами работали всегда, но сегодня это другой уровень, поскольку необходимая помощь педагогам ими востребована.

Психологическая поддержка позволяет педагогам поверить в свои силы, работа в группах, всем педагогическим коллективом, в межшкольных группах - познакомиться с единомышленниками.

Коллективная работа над проектом позволяет обогатить его опытом каждого, создает общую заинтересованность в результатах. Дифференцированная система повышения квалификации позволяет глубже проникать в конкретные проблемы.

Переход на новые учебные планы, новое содержание образования, введение регионального и местного компонента образования инициирует поиск, стремление педагога освоить новые педагогические технологии.

Смотры-конкурсы “Учреждение года”, “Педагог года”, презентации инновационных проектов, создание новых технологий, программ, издание результатов, да и сами результаты реализации новых проектов создают общественную поддержку, тем самым стимулируют работу педагогических коллективов в режиме развития.

Широкая инновационная деятельность в области позволила широко привлечь научные кадры к изучению и проработке проблем практического образования.

Не могу утверждать, что каждый педагог на себе это почувствовал, но большинство - это факт.

Не могу согласиться с мнением некоторых наших ученых, что основные организации в области, ответственные за развитие образования, работают разрозненно (ЯГПУ, ЯрГУ, ИПК, ЦРО), что вузы предпочитают заниматься чистой наукой, практичность которой выражается в озабоченности ученых проблемами практики, а не стремлением в решении этих проблем.

Сегодня каждый вуз работает с педагогами школ, участвует как в подготовке, так и в повышении их квалификации, имеет совместные проекты с учебными заведениями, в значительной степени обеспечивая их научно-методическое сопровождение.

Именно совместная работа с учеными позволяет переходить нашим педагогам к грамотному анализу и осмыслению практики, научно обоснованному эксперименту, творческому поиску, и я думаю, вскоре из числа педагогов появятся ученые, способные еще более активизировать инновационные процессы в области.  

Специальная педагогика
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н.М. НАЗАРОВОЙ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по ...
Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей: тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и ...
и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым педагогическим), составляющими единый комплекс и ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: учебное пособие
Становление вариативной системы дошкольного образования
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Вариативность образовательной системы дошкольного образования 1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного ...
Педагогические коллективы центров развития ребенка демонстрировали педагогической общественности города не только свою профессиональную позицию по заявленной проблеме, но и умение ...
В Законе РФ "Об образовании" зафиксирована квалификация дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы. Но данная ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ ...
Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка Аннотация Тема исследования: "Проект мероприятий и ...
квалификация: знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного ...
1) создание или коррекцию модели воспитания и обучения, коллектива педагогов-единомышленников, творческой атмосферы для научно-методического обеспечения педагогических технологий;
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Совершенствование системы дошкольного образования города Иркутска
ВВЕДЕНИЕ Прогнозирование развития любой централизованно управляемой сферы деятельности имеет смысл только в отношении к тем или иным управленческим ...
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и ...
Индикаторами показателя высокого качества образовательных условий являются материальная и кадровая обеспеченность образовательного учреждения (в том числе уровень квалификации ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Основы управления образовательными системами
... Навоийский государственный горный институт Горный факультет Кафедра Педагогика и гуманитарные науки Конспект лекций Основы управления образовательными ...
Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы ...
По мнению И.П.Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: учебное пособие