Статья: Философия феминизма и культура
Т.А. Рубанцова, Институт философии и права СО РАН
Феминизм в настоящее время сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать свои претензии к рациональному западному знанию и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.
Когда впервые появились феминистские идеи в истории культуры? Есть два ответа на этот вопрос. Ряд исследователей считают, что первым феминистом был Платон, именно он впервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин в государстве [1]. Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда были написаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе [1].
Великая Французская революция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин к равноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала "Декларацию прав женщин и гражданки", т.к. "Декларация прав человека и гражданина" была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовала предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно в Англии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу "О подчинении женщин", в Германии выходит работа Теодора фон Гиппеля "Об улучшении гражданского положения женщин"[2]. Появление данных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идей было подготовлено целям рядом факторов:
либеральной философской традицией
(Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. С. Миль), в рамках которой развивались основы теории прав человека;
достаточно сильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн). Именно Оуэну принадлежит изобретение термина "феминизм".
Далее, с развитием общества, где-то к середине XX в. появляется ряд теорий, которые можно объединить на основании рефлексии по поводу сексуальности и сексуального поведения человека в обществе (З. Фрейд, М. Мид, Г. Маркун, Фуко, Деррида, Лиотар) [3].
К 60-м гг. XX в. в западном обществе сформировалось три направления феминизма: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное. Либерально-демократическое направление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. Представители данного направления - Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.
Социалистическое течение (Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем.
Радикальное направление (Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих оснований угнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.
В настоящее время эти три течения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитие сепаратной (от мужчин) женской культуры; "гуманистический" феминизм настаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе. Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только с точки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.
Симона де Бовуар - французский философ-экзистенциалист, положила начало традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. Она опубликовала работу "Второй пол", где впервые поставила проблему подавления феминного в культуре. Она показала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что "различия", культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер, т.е. общество надстраивает над физиологической реальностью еще некоторый социокультурный конструкт. Кейт Миллет писала о подавлении феминного в культуре как основе политики патриархата.
М. Мид доказала, что социальные нормы в обществе - относительны, представления о мужском и женском меняются в истории даже одного и того же общества. Следовательно, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин.
Таким образом, помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола можно обнаружить его социокультурный аспект.
Для современного западного общества характерны мужские ценности: власть, принцип насилия и подавления. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансию, которые в культуре принято считать "мужскими". При этом женщина обязана быть слабой, так как иначе невозможен архетип сильного мужчины. Но порабощая, нельзя самому стать свободным. Поэтому проигрывают все - и мужчины, и женщины. В западной морали доминируют такие ценности, как равенство, индивидуализм, независимость - это атрибуты мужчин. А самопожертвенность, самоотверженность, мягкость, эмоциональность, заботливость - чисто женские качества. В культуре мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов.
Вывод: в социокультурном аспекте содержатся неявные ценностные установки, согласно которым все мужское означает доминирующее, позитивное, значимое, женское - негативное, вторичное, субординируемое. Феминистки утверждают, что здесь налицо сексизм - дискриминация женщин на основании их пола и маскулинизм - мировоззрение, утверждающее, что мужчина в обществе должен изначально доминировать.
Интересен еще один термин - андроцентризм. В западной культуре мужчина - человек вообще, а женщина "подвид" человека вообще. Признак здорового человека - активность, рационализм, независимость, ориентация на социально-значимые цели, т. е. можно сделать вывод, что это признаки мужчины. Женщина - эмоциональна, пассивна, зависима и т. д. Следовательно, ментальность человека и мужчины совпали, а ментальность женщины отлична от них.
Подверглась критике и наука. Общеизвестно, что характерными чертами науки являются: объективность, рациональность, строгость, свобода от ценностей - это маскулинные атрибуты. Но самое главное, в чем выражается маскулинный характер европейской науки - это сам характер производства знаний. Наука отвергает чувственное познание, интуицию, что традиционно ассоциируется с феминным. Андроцентризм науки выражается с точки зрения феминизма в том, что объектами изучения традиционно являются мужчины и маскулинное.
Например, биология под видом человека "вообще" изучала мужчину. Традиционный подход к истории - мужской, так как она изучает войны, битвы, революции, смены династий и т. д., а каждодневная жизнь людей, где правят женщины, оставалась вне поля зрения историков. Даже иерархия наук носит маскулинный характер: более престижными и уважаемыми считаются "строгие" науки вроде математики или физики, чем литература или иностранные языки, считающиеся женскими.
мужское | рациональное | духовное | божественное | культурное |
женское | чувственное | телесное | греховное | природное |
Следовательно, метафора пола выполняет роль культурно формирующего фактора. Маскулинный характер Человека Разумного глубоко коренится в западной философской традиции [4].
Попытаемся проанализировать русскую культурную традицию с точки зрения идей феминизма. Три основных фактора определили специфику развития отечественной культуры. Это прежде всего язычество, православие и западная культурная традиция.
В современной научной литературе отсчет русской культуры ведется от Крещения Руси, однако это не совсем верно. Древнейшая история славян не совсем ясна, в ней много спорного, но к 1-му тыс. н. э. появляется название "Русь", под которым понимаются славянские племена Восточной Европы.
Язычество древних славян тесно связано с широким почитанием материнских культов. Б. Рыбаков выделил 3 основных этапа в развитии язычества. Первый этап - упыри и берегини. Берегини - женские персонажи в славянской мифологии, они связаны с двумя понятиями - оберегать посевы и берег водного пространства. Иногда слово "берегиня" означает землю, это древняя богиня земли. Упыри - мужской образ, это исчадие ада, вампиры, сосущие кровь. Упыри и берегини, видимо, архаические названия двух противоположных начал - злого и доброго, мужского и женского.
На втором этапе поклонялись Роду и рожаницам. Род - божество, которое связано с водой, небом и молнией. Он отвечает за все три мира: верхний, небесный, средний - мир человека и природы и нижний. Рожаницы - древние мифические силы плодородия и самой жизни, которые покровительствовали женским работам и отвечали за плодовитость скота и богатый урожай, а также распоряжались судьбой человека (см. [10, 11]).
Следует отметить, что на данном этапе противопоставление мужского - отрицательного и женского - положительного отсутствует. Род и роженицы играют большую роль в жизни славянина, они оба важны.
На третьем этапе славяне молились Перуну, он - бог войны, грозы, грома. Можно отметить еще, что русы-язычники клялись Ярилом, Велесом, Родом, Хорсом. Эта группа божеств связана с плодородием.
Из женских имен данного периода до нас дошла Мокошь - богиня счастья, Лада - богиня брака и Леля, которая олицетворяла весеннюю зелень, расцвет и обновление природы [5]. Все социально-значимые роли отданы мужским божествам, женские отвечают за домашний очаг, их воздействие на социальное пространство сужено до предела.
В христианской культуре России женское начало онтологически вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в "Поучениях Владимира Мономаха", жившего в XII в., и в "Домострое" (с XVI до XX в.). Тем не менее, следует отметить, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери. Языческое почитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.
Далее тенденция феминного и маскулинного выразилась в "философии пола" или иногда ее называют философией любви. Это своеобразное направление русской философской мысли. Оно представлено В. Соловьевым, Л. Карсавиным, Б. Вышеславцевым и др.
Следует особо сказать о В. Соловьеве. Для него Бог - Отец, но "душа мира" это - "Вечная женственность", она ассоциируется с Вечной женственностью. Принцип "Софии" имеет всеобъемлющее значение для мира и поэтому может получить различные определения. София как пассивное начало, посвященное богу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. "Для Бога Эго другое" (т. е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности. Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого существа, способного с ним соединяться. К такой реализации и воплощению стремится и сама вечная женственность, которая есть живое духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь мировой исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней" [6].
Как единственный центр воплощения идеи мира София есть душа мира, а в отношении к логосу она - тело Христово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении есть Церковь. Поэтому София есть Церковь. И как женская индивидуальность, она воплощается в образе Девы Марии.
Здесь можно отметить нетрадиционный подход - ассоциация феминного с мудростью. Цель истории, по В. Соловьеву, состоит в достижении брачной мистерии, где участвуют Вечная природа (женское начало), человекобог (мужское) и Вечная премудрость (слияние мужского божественного и женского природного начал). Видимо, В. Соловьев пытался переосмыслить античные (платоновские) учения о любви-эросе и связать их с русской религиозной традицией.
У Н. Бердяева и В. Розанова мы найдем тему любви. Для Бердяева эротическая энергия - не только источник творчества, но и источник настоящей мистической религии. "Половая полярность есть основной закон жизни, может быть, основа мира" [7]. В. Розанов в книге "Уединенное" продолжает эту мысль Н. Бердяева, он пишет: "связь пола с Богом, большая, чем связь Ума с Богом" [8]. Как видим, для Бердяева и Розанова Бог и религия тесно связаны с любовью, страстью, эросом, т. е. тем, что в западной культуре традиционно трактуется как феминное.
Ортодоксально-богословское течение в философии любви представлено работами П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина. Бог - есть любовь, он "caritas" - сострадание и милосердие, которые в свою очередь считались женскими качествами. Таким образом, божественное и феминное у них располагаются в одной части бинарных оппозиций.
Есть еще одно направление философии пола в русской культуре, оно представлено "западниками". Н. Чернышевский и его последователи рассматривали дифференциацию мужского и женского в культуре с социальной точки зрения [9]. Можно сказать, что в своих работах они обсуждали проблему дифференциации общества, ее "несправедливости" и необходимости преодоления данного положения вещей.
Можно отметить, что в русской социокультурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип, что характерно для западной философии. Во-вторых, иная роль женского начала - божественное, духовное начало ассоциируется с феминным.
На первый взгляд кажется, что в русской культурной традиции женское феминное ценится больше, чем мужское, маскулинное, но если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что это не так. Женское начало постоянно присутствует в культурной традиции, но больше декларируется, чем учитывается в реальных социальных теориях и самой жизни.
Гендер (gender) - социальный пол, т. е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью
Список литературы
Феминизм: перспективы социального знания. М.,,1992. С. 56 - 76.
Бок Г. История, история женщин, история полов // Thesis. 1984. No 6. С. 180.
Derrida G. Writing and Difference. Chicago, 1978. P. 278 - 279. Crammatology. Horkins, Univ. Press, 1976 P. 38 - 47.
Философия диалога Э. Левинаса // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 159 - 181.
Рыбаков Б. Язычество Древних славян. М., 1981. С. 33 - 68.
Соловьев В. Собр. соч. Т. 1. М., 1994. С. 11.
Бердяев Н. Письма будущей жене. Л. Ю. Рапп. Эрос и личность (Философия пола и любви). М., 1996. С. 15 - 16.
Розанов В. Уединенное. СПб., 1994. С. 119.
Цит. по: Дружинин Н. М. Избр. тр. Революционное движение в России в XIX веке. М., 1985. С. 286.
Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. С. 39.
Славянская мифология. Энциклопедич. словарь. М., 1995. С. 335.