Статья: Педагогические основы образовательного сайта
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, Андрианова Галина Александровна, Центр дистанционного образования "Эйдос", г.Москва, Николаев Евгений Анатольевич, школа индивидуального развития "Мыслитель"
Сайт учебного заведения в сети Интернет – сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.
Анализ русскоязычных школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть представляют собой информацию об очной деятельности школы: фотографии здания, директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях, проводимые в школе. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением – пансион, туристические поездки, консультации психологов и др. В целях привлечения публики некоторые школы размещают на сайте большое количество ссылок на другие сайты.
Таким образом, школьные сайты в основном пока являются информационно-рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями. В то же время, опросы участников дистанционных педагогических семинаров и курсов, проводимых Центром "Эйдос" (http://www.eidos.ru), свидетельствуют о возрастающей потребности школ, подключенных к сети Интернет, к переходу на новый, продуктивный уровень деятельности, связанный с возможностями информационных пространств и телекоммуникаций.
Основой разработки образовательного сайта, на наш взгляд, является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна её часть или направление, например, информационные технологии. В этом случае школьный сайт будет решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.
Педагогическая концепция школы и её основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение уже на его титульной странице. Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже озорным. Для лицеев и школ с углубленным изучением предметов возможен и научный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструктивных особенностей сайта педагогическая концепция школы является путеводителем по сайту, основой его функционирования.
Направленность образовательного сайта определяется общей ориентацией учебного заведения, из которой следуют функциональные назначения отдельных блоков сайта. Например, сайт может иметь презентационный, рекламный, информационный, учебный, методический, соревновательный и иные функциональные доминанты. Любая из перечисленных функций может играть ключевую роль в организации всего сайта, кроме того возможна гармоничная совокупность разных направлений в одном сайте.
Разрабатывая школьный сайт, можно выделить следующие два значимых аспекта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть сама интересна для внешних посетителей, которых привлекает не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментов для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.
Главные принципы конструирования сайта – его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей – участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.
Перечислим способы и формы реализации указанных принципов в отношении деятельности основных адресатов школьного образовательного сайта: учеников, их родителей, учителей.
Учащиеся школы. Это очные ученики школы, взаимодействующие с сайтом как из школы, так и из дома, библиотеки, из других мест, например, из другого города, в который они отправляются путешествовать. Для этих учеников на школьном сайте организованы аналоги всем очным объектам и процессам: классы, предметы, парты, дневники. У учеников на сайте есть, например, виртуальный школьный портфель, в котором "лежит" необходимая информация и инструменты.
Свою учебную продукцию школьники могут размещать в специально отведенных местах на сайте, например, картины – в живописной мастерской, сочинения – в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию – в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связана системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей сайта – учителей, психологов, администрации. Данная система предполагает наличие разных уровней доступа к данным, защиту информации паролями.
Учащиеся других школ - удаленные от данной школы ученики, которые проживают в других районах и городах и "приписаны" к другим школам. Удаленные ученики взаимодействуют с сайтом для решения своих задач: участвуют в межшкольных проектах или олимпиадах, обучаются на отдельных курсах, предлагаемых школой, переписываются со сверстниками.
Для учеников на сайте располагаются базы данных с ресурсами по изучаемым образовательным областям, включаются поисковые системы и средства навигации. Полезными для учеников являются страницы с тестами по разным предметам.
Родители учеников. Родители очных учеников используют школьный сайт для того, чтобы получить информацию о своем ребенке, посмотреть его достижения, задать вопрос учителю. Если ребенок заболел, то его родитель всегда может "зайти" на школьный сайт, чтобы узнать домашние задания, получить советы учителей, консультацию врача, психолога или других специалистов. В ряде случаев возможно дистанционное обучение заболевшего ученика, который не может посещать школу очно, но вполне готов заниматься со своими учителями с помощью школьного сайта.
Для родителей на сайте собрана полезная информация, советы учителей и психолога, организована web-конференция. Традиционные родительские собрания также переведены в электронную форму, благодаря чему родители могут участвовать в них из любого места, где есть доступ в Интернет, например, из дома или из рабочего офиса.
Сайт рассчитан на работу не только с родителями очных учеников, но и с теми родителями, которые предполагают отдать своих детей в школу. Этим родителям предлагаются дополнительные образовательные услуги для их детей, формы заявлений и договоров с родителями, другая полезная информация.
Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт может оказать существенное подспорье. При подготовке к урокам каждый педагог может воспользоваться постоянно пополняемой методической базой, в которую входят учебные планы, программы, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам могут создаваться веб-квесты – страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, которые могут использоваться как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить драгоценное время очного урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно оставлять для детей на сайте. Там же могут размещаться и выполненные учениками работы, что обеспечит их наглядность для желающих и ускорит организацию контроля.
Школьный сайт имеет разделы и функции, позволяющие улучшить систему администрирования учебно-воспитательного процесса. Дирекция школы с помощью различных списков рассылки может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждать насущные проблемы, осуществлять диагностические процедуры. Школьный сайт полезен для взаимодействия с Департаментом образования, другими школами региона, образовательными фондами и организациями, связанными с деятельностью школы (вузы, библиотеки, музеи, театры, санитарная и пожарная службы, магазины учебных пособий и т.д.)
Разработка и поддержка школьного сайта требует значительного времени и вложения средств. В качестве первых шагов предполагаются следующие практические этапы:
1. Организация в школе дистанционной работы с болеющими учениками:
а) рассылка и прием учебных заданий для таких учеников учителями;
б) "закрепление" болеющих учеников за здоровыми из этого же класса для дополнительных дистанционных консультаций;
в) консультации родителей на тему дистанционной поддержки обучения их детей.
Эта работа проводится дистанционно с помощью Интернет, видеоматериалов, аудио курсов, подготовленных школой или одобренных учителями.
2. Организация сотрудничества с 2-3 удаленными школами для отработки модели дистанционного образования:
а) оснащение удаленной школы необходимым оборудованием;
б) обучение учителей новым образовательным технологиям, как в очной форме, так и дистанционно.
3. Фиксация, развитие и распространение полученного опыта в форме создаваемых телекоммуникационных образовательных технологий.
Очевидно, что к образовательному сайту и связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и иные. В то же время, сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию школьных сайтов и педагогическая составляющая является в данном случае главной.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/