Статья: Структура готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования
В. В. Кравец, Воронежский государственный педагогический университет
Введение
Процессы гуманизации, происходящие в настоящее время во всем мире, определяют новые требования к образовательным институтам общества, к личности самого учителя, содержанию его профессиональных умений, к личностной ориентации всего педагогического процесса. Весь многообразный спектр преобразований, стоящих перед современной школой, невозможно осуществить без разработки конкретных педагогических технологий. В последнее время возросла потребность в применении технологий открытого образования, ориентирующих учебно-воспитательный процесс на всестороннее исследование и тщательную проработку всех явлений технологического порядка, в формировании технологических умений как интегративных характеристик современного педагога.
Методологические аспекты данной проблемы исследовались в трудах Г. А. Бордовского, П. Буги, В.А. Извозчикова, В. Карпова, М.В. Кларина, Ф. Янушкевича. Выяснением сущностных характеристик технологий обучения занимались В.П. Беспалько, Б. Т. Лихачев, И. Марев, А.Я. Савельев, Ю.Г. Татур, Н.В. Чекалева. Различные подходы к классификации педагогических технологий выдвигали Б.Т. Лихачев, А.Я. Савельев. Личностно ориентированные технологии обучения являлись объектом исследований Н.К. Ахметова, М.М. Крюкова, В.Т. Лавриковой, В.А. Платонова, К.Б. Сигова, Ж.С. Хайдарова.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований в данной области на сегодняшний день остаются недостаточно разработанными психолого-педагогические условия и средства подготовки будущих учителей к применению технологий открытого образования.
В работе Андреева А.А. [1] приведены психолого-педагогические проблемы, проявляющиеся в педагогической системе открытого образования. Одна из них - недостаточная готовность преподавателей и обучаемых к включению в систему обучения с применением новых информационных технологий.
Обзор существующих систем открытого образования, приведенных в [1] , также показал актуальность проблемы готовности преподавателей к работе в системе открытого образования.
Теоретическое обоснование структуры готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования Обучаемому сложно самостоятельно оптимальным образом адаптироваться к той или иной техно - логии преподавания. Следовательно, ему должен помочь в этом преподаватель, учитывая при моделировании технологии обучения и свой собственный стиль преподавания, и индивидуальный стиль обучения каждого учащегося. Несомненно, это очень сложная задача, для реализации которой будущий учитель должен быть подготовлен к такому аспекту своей профессионально - педагогической деятельности.
Для реализации этой задачи уже в стенах педагогического вуза у студентов должна быть сформирована готовность к применению педагогических технологий, которая является результативным показателем определенного этапа процесса педагогической подготовки.
Выявление структурных, критериально - показательных и уровневых характеристик данного педагогического явления представляет собой задачу данной статьи.
Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава специальных знаний и профессиональных действий и социальных отношений, сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности.
Определение готовности к деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства, производительности труда, его качества в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность; не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности ее профессиональной деятельности в будущем.
Подготовка студентов к применению технологий открытого образования, результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки и имеет общие с ней компоненты. В то же время она имеет свои специфические особенности, обусловленные характером педагогической деятельности и требованиями к личности, ее осуществляющей. Следовательно, согласно ведущим идеям личностно - деятельностной теории (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), будем рассматривать структуру готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями:
1) мотивационного компонента, выражающего осознанное отношение педагога к технологиям открытого образования и их роли в разрешении актуальных проблем современного обучения;
2) содержательного компонента, объединяющего совокупность знаний педагога о сущности и специфике технологий открытого образования, их видах и признаках;
3) операционного компонента, основанного на комплексе умений и навыков по применению педагогических технологий в структуре собственной профессиональной деятельности;
4) рефлексивного компонента, характеризующего познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности.
Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента рассматриваемой модели готовности учителя к применению технологий открытого образования, в качестве критериальных выделим два показателя:
1) опознавательный интерес к технологиям открытого образования;
2) личностно-значимый смысл применения технологий открытого образования.
Уровень мотивации непосредственно связан с содержательным компонентом профессиональной деятельности будущего учителя, который наряду с мотивационным компонентом входит в управляющую часть действия. Эта составляющая представляет собой следствие познавательной деятельности и характеризуется объемом знаний (широта, глубина, системность), стилем мышления учителя, а в целом является ориентировочной основой деятельности. Уровень информированности учителя о технологиях открытого образования характеризуется объемом знаний в этой области. Знание обогащает собственное видение проблематики в области педагогических технологий, выступает необходимым условием постановки и решения профессиональных проблем в соответствии с личностными потребностями и интересами [4]. Профессионально-педагогические знания учителя, ориентированного на применение технологий открытого образования, можно представить как сведения о методологических основах педагогических технологий, об их сущности и специфике, характерных признаках и различных подходах к классификациях, об особенностях применения и др. Знания рассматриваются как основание для ориентации личности в многообразии педагогических технологий, являющееся предпосылкой их оптимального применения.
Анализ содержательного компонента рассматриваемой модели готовности учителя к применению технологий открытого образования в качестве критериального показателя позволяет выделить уровень теоретических знаний о технологиях открытого образования (в их сущностном и специфическом аспектах).
Содержание мотивационного и содержательного компонентов предопределяет стратегию профессионального поведения учителя, ориентированного на применение технологий открытого образования. Операционный компонент, основанный на комплексе психолого-педагогических умений и навыков, характеризует реализацию этой стратегии.
Умение предполагает сознательное овладение деятельностью. «Правильно сформированные умения, - утверждает Е.Н. Кабанова-Меллер, - основаны на знании способа действия» [2]. Н.В. Кузьмина выделяет пять инвариантных компонентов в структуре педагогической деятельности [3]. В структуре личности педагога им соответствуют пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные. Охарактеризуем их с позиции технологий открытого образования как деятельности.
Гностические умения выражаются в умении добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность ребенка, а также свою собственную. Высокая степень сформированности гностических умений с точки зрения технологий открытого образования выражается в: умении и потребности систематически пополнять и расширять знания о технологиях открытого образования путем самообразования, пристального изучения опыта коллег, анализа реального педагогического процесса; умении изучать личность каждого отдельного учащегося; умении изучать достоинства и недостатки собственной личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности в плане применения технологий открытого образования; умении исследовать содержание учебного материала, учебные пособия, средства обучения в плане выбора соответствующей педагогической технологии.
Проектировочные умения выражаются в способности планировать занятия и системы занятий в соответствии с такими факторами, как: цели обучения, учет психологических закономерностей, определение оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности, а также в умении планировать самостоятельную работу обучаемых. Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются: по умению планировать занятие и систему занятий в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, а также с учетом закономерностей овладения предметом, предвидением возможных затруднений учащихся; умению определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации учебной деятельности учащихся; умению проектировать и создавать электронные учебные пособия и использовать имеющиеся в соответствии с задачами занятия; умению планировать творческие работы и задания для самостоятельной работы.
Конструктивные умения выражаются в выборе оптимальных приемов и способов обучения, отборе и дозировке учебного материала, умении выбрать формы работы, определении характера руководства учебным процессом. Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются: по умению выбирать оптимальные формы, методы, приемы обучения с учетом общих и частных целей обучения; умению отбирать и дозировать необходимый материал с учетом его особенностей и уровня обученности учащихся; умению определить характер руководства учебным процессом на каждом этапе занятия и возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности Организационные умения выражаются в способности организовать свою деятельность и деятельность обучаемых в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса. Уровень сформированности организационных умений определяется по умению организовывать свою деятельность и деятельность учащихся: в целях реализации намеченной программы занятия с соблюдением принципов научной организации педагогического труда.
Коммуникативные умения выражаются в умении использовать различные механизмы формирования межличностных отношений между участниками педагогического процесса.
Таким образом, основным критериальным показателем операционного компонента готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования выступает уровень сформированности системы умений, необходимых для успешного применения технологий открытого образования - гностических, проектировочных, конструктивных, организационных и коммуникативных.
Важнейшим и необходимым компонентом в структуре готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности, в том числе и нацеленной на технологии открытого образования, является рефлексивный компонент, характеризующий познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности.
На основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и действия другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Следовательно, поиск, освоение и применение уже известных педагогических технологий, анализ получаемых результатов и собственного индивидуального стиля преподавания могут привести к созданию самим учителем новых педагогических технологий как вида деятельности.
Процесс рефлексии индивидуален. Активизация рефлексивной позиции связана с ориентацией педагога на саморазвитие. Источником этого процесса выступает система осознаваемых учителем противоречий в педагогической деятельности, именно поэтому необходимо создавать в учебнопрофессиональной деятельности такие ситуации, которые актуализировали бы рефлексивную позицию, формировали позитивное самовосприятие, стимулировали процессы самоутверждения.
Таким образом, критериями в нашем исследовании выступают ведущие элементы в структуре готовности учителя к применению технологий открытого образования, развитие которых может служить показателем развития как отдельных компонентов, так и исследуемого интегрального образования в целом: 1) познавательный интерес к педагогическим технологиям; 2) личностно-значимый смысл применения технологий открытого образования; 3) уровень теоретических знаний об технологиях открытого образования (в их сущностном и специфическом аспектах); 4) уровень сформированности системы технологических умений, необходимых для успешного применения технологий открытого образования: гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных; 5) сформированность рефлексивной позиции.
Следует отметить, что данные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик готовности учителя к применению технологий открытого образования, но в контексте проблематики нашего исследования являются наиболее значимыми. Разработка критериальных показателей позволит разработать модели преподавателя и студента в системе открытого образования, адекватные их функционированию в новых образовательных средах.
Список литературы
1. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А. и др. - Российский гос. Ин-т открытого образования. М.: НИИЦ РАО, 2002.-11.- 676 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.- 339 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 211 с.
4. Полякова А.А., Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Информационно-образовательная среда открытого образования и организация подготовки кадров для работы в ней.- Открытое и дистанционное образование.- 2001.- №2(4).