Доклад: Богиня Афина в древнегреческой мифологии.
Название: Богиня Афина в древнегреческой мифологии. Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: доклад |
"АФИНА. ФУНКЦИИ ЕЁ КУЛЬТА, ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЁ ОБРАЗА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ" АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед- ливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес- кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя- лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос- редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте- пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да- же символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про- изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи- ла прозвище Тритониды или Тритогенеи. Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре- ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли- жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо- щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя- влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс- кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме- евласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи- ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев- лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле- бороздной"). Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи- тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе- риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра- жения. Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт- ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Классическая Афина наделена идейно-организующими функци- ями: она покровительствует героям, защищает общественный по- рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес- ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы". Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо- гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи- ла "Евмениды". Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи- хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про- метею украсть огонь из кузни Гефеста. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель- ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой. Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю- щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая"). Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса- лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти- ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле- дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд- нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови- дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель- ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря- дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законода- тельстве. Образ Афины нашел отражение во многих значительных па- мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе- нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель- ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за- падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики. В греческой вазописи были распространены сцены, посвя- щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес- ках. В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто, П.Веронезе и др.). В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос- лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер- ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест- вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары и "Паллада" П.В.Гульельми. --- """ ___ |