Доклад: Лундстрем Олег Леонидович

Народный артист России

1916 год. 2 апреля в г. Чите (Забайкалье) в семье Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя Читинской гимназии) и Галины Петровны родился сын Олег, а годом позже второй сын Игорь.

1921 год. Семья по документам ДВР переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца пригласили на работу на КВЖД, сначала преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского Политехнического института.

1932год. Олег окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт, а параллельно в музтехникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году.

Начало 30-х годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно ( в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой, старый юг". Она ошеломила Олега и он сразу понял, что эта музыка не только для ног, но нечто большее. Такое же впечатление она произвела и на его друзей, молодых музыкантов, начавшись уже приобщаться к джазу. Таким же образом напали на след Луи Армстронга и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.

1934 год. Однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема. Оркестр состоял из 9 музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы ( вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано ( Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице( А.Гравис ) и барабаны. Таков был состав биг-бэнда тогда.

1935год. Год завоевания популярности в Харбине. Оркестр играл на балах, вечерах и выступал по местному радио.

1936 год. Оркестр переезжает в город Шанхай ( Китай ) - огромный международный портовый центр. Здесь начинается его профессиональная деятельность. Первое место работы - отель "Янцзы", затем в популярном в городе болл-руме ( танцзале ) "Мажестик". Большой успех ! Появляется известность в городе. В 1937 г. и в 1940 г. оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В оркестре уже 1 1 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: "Песни о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города" А.Вертинского, "Катюша" М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.

1940 год. Вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме "Парамаунт". В оркестре уже 14 человек, где Олег - дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока".

1941 год. Война! Олег поступает во французский Высший Технический Центр и окачивает его в 1944 году как инженер-архитектор. Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах "Лайсеум", "Карлтон" и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия", используя Рахманиновские интонации. Позже пьесу "Мираж" на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз. Возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны.

1947 год. Оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в г.Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Музыканты хотели получить образование. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели "Октябрь" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая на местной почве ( Казань и окрестности) разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в вокальных , так и в инструментальных вариантах и из них составлять программы концертов. Так прошли года учебы и в 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции ( профессор А.С.Леман) и внефакультативно - по симфоническому дирижированию ( профессор И.Шерман ), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.

1956 год. 1-го октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже Росконцерта ) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Записано совместно со студией "Мелодия" помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыка, 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами наших композиторов, так и джазовой классики в аранжировках оркестра. Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Сейчас на этом поприще помимо Олега Лундстрема трудится Николай Панов. Готовится к выпуску еще 5 долгоиграющих дисков.

Оркестр Олега Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67"," Джаз Джембори 72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии, ряд наших международных фестивалей.

Оркестр - кузница молодых кадров Через оркестр прошли известные музыканты: Г.Гаранян, А.Зубов, С.Григорьев, Г.Гольштейн, К.Носов, В.Гуссейнов, А.Фишер, К.Бахолдин, А.Шабашов, В.Назаров, Н.Капустин, В.Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский и многие другие, а также вокалисты: М.Кристалинская, А.Пугачева, И.Понаровская, И.Отиева, Д.Ромашков, В.Ободзинский и другие. Сейчас ведущими солистами являются: Валерий Киселев (альт саксофон), Н.Белан, Н.Панов ( тенор саксофон ), М.Окунь - фортепиано, И.Золотухин - гитара, И.Юрченко, В.Журкин - барабаны. До сих пор в строю один из основателей оркестра дирижер и звукорежиссер Заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков. В составе оркестра также талантливая джазовая вокалистка Светлана Рубинина и вокальный квартет "Москва-транзит" под

руководством Игоря Васина.

Кредо оркестра: глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны.

Олег Леонидович Лундстрем в 1973г. был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР, в 1984г. - Народный артист РСФСР, в 1993 г. - почетной степени Доктора наук Международной академии Сан-Марино.

Сейчас оркестр на подъеме - он готовит цикл концертов под общим названием "История биг-бэнда в джазе", где будет показан путь пройденный джазом от эры свинга до наших дней на образцах международных и наших. Этот цикл оркестр постоянно посвящает 60-летию со дня его основания, которое будет отмечаться в 1984 году.

Дискография:

С-01333-4 "Экспромт"
Д-02931-2 "Мираж"
СМ-04293-4 "Хоровод"
С-60-07077-8 "Памяти мастеров джаза"
С-60-08473-4
С-60-18373-4 "В сочных тонах"
С-60-18375-6 "В наше время"
С-60-21457-8 "Музыка, любовь моя"
С-60-23709-10 "В стиле свинг"
С-60-24807-8 "Мы снова вместе"

Сочинения Олега Лундстрема:

Симфоническая сюита на татарские темы, Симфония До-минор, Соната для виолончели с фортепиано, Две пьесы для скрипки с фортепиано, Вокальный цикл на стихи китайских поэтов. Музыка к драматическим спектаклям.

Ряд инструментальных пьес для джаз-оркестра:

Интерлюдия соч. 1945 г
Мираж соч. 1947 г.
Расцветает сирень соч. 1955 г.
Экспромт (Атом-буги) соч. 1957 г.
Юмореска соч. 1958 г.
Песня без слов соч. 1960 г.
Этюд для оркестра соч. 1960 г.
Пролог соч. 1963 г.
Мы снова вместе соч. 1969 г.
Бухарский орнамент соч. 1972 г.
В горах Грузии соч. 1973 г.
Любви дороги соч. 1975 г.
Спидвей соч. 1980 г.
Легенда о Сююмбеки соч. 1981 г.
Наступил рассвет соч. 1984 г.

Список литературы