Курсовая работа: Развитие прав граждан России на современном этапе
Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права»
Введение
В связи с развитием демократических ценностей в обществе, становлением правового государства, во всём мире огромное значение приобретает проблема прав и свобод человека и гражданина. Этой проблеме посвящено большое количество международных правовых актов, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1969 г., Всеобщая декларация прав человека 1948г. Этому вопросу посвящён и ряд работ отечественных и зарубежных авторов[1] .
Несомненно, эта тема представляет большой интерес для исследования. Для нашей страны проблема развития правового статуса личности имеет огромное значение, т.к. Россия делает фактически первые шаги к формированию правового государства, а правовое государство не может существовать без реализации на практике прав и свобод человека и гражданина.
Важным шагом к реализации концепции прав человека стало принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В главе второй Конституции законодательно закреплены права и свободы граждан РФ. В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется , в частности, и экономические свободы, что неизбежно влечёт за собой и расширение «правового поля», изменение правового статуса личности. Уже действует ряд законов, призванных опосредовать указанные процессы. Таким образом, реализуется важнейший принцип «что законом не запрещено, то разрешено».
Исследователи выделяют три значения понятия «правовой статус»[2] :
Общий правовой статус гражданина – статус лица как гражданина государства;
Специальный статус – особенности положения отдельных групп населения;
Индивидуальный статус – правовой статус отдельного лица
Эти значения тесно взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи будет раскрыт ниже. Следует отметить, что правовой статус личности – это собирательная категория, она включает в себя[3] :
Права и обязанности личности;
Законные интересы;
Правосубъектность;
Гражданство;
Юридическая ответственность;
Правовые принципы.
При этом в соответствии со статьёй 64 Конституции РФ, права и обязанности личности образуют основу правового статуса[4] .
Итак, в настоящей работе будет рассмотрен правовой статус личности в Российской Федерации, формирование концепции прав граждан, а также глобальные тенденции в развитии прав и свобод человека.
Предмет работы – правовой статус как сложный социальный институт, в основе эволюции которого лежит процесс непрерывного взаимодействия общества, государства и права.
Целью исследования является системный анализ правового статуса личности, выявление закономерностей и особенностей его развития.
Задачи работы лежат в изучении правового статуса личности в РФ (основных прав, свобод граждан), раскрытии проблем, связанных с развитием концепции прав человека и её реализацией в России.
Права человека и гражданина находятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежных исследователей. Эта проблема весьма хорошо изучена, однако, на мой взгляд, в работах учёных недостаточно исследованы проблемы, связанные с реализацией прав человека и с их защитой.
В заключение работы сделана попытка обобщить изложенный материал и дать оценку, насколько полно реализуются права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Глава 1. Теоретико-исторические основы учения о правах человека
1.1. Понятие правового статуса личности
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это сложная комплексная категория.
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение лица в обществе. В основе правового статуса лежит его фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе правоотношений. Право лишь закрепляет этот статус, вводит его в законодательные рамки. Таким образом, социальный и правовой статус соотносятся как содержание и форма.
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свой поступки.
Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности не всегда равнозначны, но законодательство, международные правовые акты, юридическая практика не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле[5] , в повседневном обиходе используются оба значения. Всё же, некоторые авторы высказывают предложения о разграничении этих понятий[6] .
Основу правового статуса личности составляют её права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции и законах. Это главным образом и определяет правовой статус личности в обществе, её возможности в участии в делах государства.
Правовой статус отражает достоинства и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственного устройства. Поэтому его нельзя раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в котором живёт личность.
В различные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков[7] . Достаточно сравнить феодализм и буржуазное общество. Существенно он зависит и от типа политического режима в пределах одной и той же формации. Таким образом, причинная обусловленность его сложна и многогранна.
Для современного юридического статуса личности в России характерна его крайняя неустойчивость и не защищённость, отсутствие надёжных гарантирующих механизмов, неспособность государственных структур эффективно обеспечить интересы, права и свободы человека.
Такая ситуация сложилась в итоге глубокого кризиса, который переживает сегодня страна. Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации, межнациональными и национальными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие права и свободы человека; проводятся этнические чистки[8] .
На правовое состояние личности оказывают влияние и нравственно-психологические факторы – потеря личностью социальных ориентиров, опоры, нравственных авторитетов. Правовой статус – понятие комплексное, интеграционное, отражающее взаимоотношения личности с обществом, государством[9] . Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял себе свое положение, место в той или иной структуре.
Ещё более вредно, чем незнание своих прав и обязанностей – наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение его функций, что нарушает их официальный статус, кроме того, статус может быть нечётким, аморфным, размытым, что ведёт к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.
Различают следующие виды правового статуса[10] :
общий, или конституционный, статус;
специальный статус отдельных групп населения;
индивидуальный статус;
статус физических и юридических лиц;
статус иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством;
статус российских граждан, находящихся за рубежом;
отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
профессиональные и должностные статусы (депутата, министра, прокурора и т.д.)
статус лиц, работающих в экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего севера, Дальнего Востока, оборонных объектов и др.).
Как видно, набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане большее значение имеют первые три вида.
Общий правовой статус – это статус личности как члена общества, гражданина государства. Он определяется Конституцией РФ и не зависит от текущих обстоятельств. Он является одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью. Содержание такого статуса составляют те права, которые входят в состав Конституции и гарантированы ей.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают у субъектов правоотношений в зависимости в ходе их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают.
Общий правовой статус является базовым, исходным для граждан[11] .
Специальный статус выражает особенности положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, государственных служащих, военнослужащих и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Одной из важнейших задач юридической науки является совершенствование этих статусов.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение и т.д.). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твёрдое знание каждым своего личного статуса, прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные выше три вида статуса соотносятся как общее, особенное и единичное[12] . Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике не разделимы. Каждый индивид выступает во всех указанных качествах – гражданина своего государства, принадлежит к определённой социальной группе, и он же представляет собой неповторимую личность, имеет свой индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных статусов столько, сколько граждан.
Необходимо отметить, что ни специальные статусы, ни личные не могут противоречить общему. Они должны ему соответствовать как базовому, лежащему в их основе.
Как было отмечено выше, правовой статус – понятие сложное. В его структуру входят следующие элементы:
основные права и обязанности;
законные интересы;
Правосубъектность;
гражданство;
юридическая ответственность;
правовые принципы;
правовые нормы, устанавливающие данный статус;
правоотношения общего типа.
При этом, в соответствии со ст. 64 Конституции РФ права и обязанности образуют основу правового статуса[13] .
Следует отметить, что категория правового статуса достаточно новая в нашей науке. Раньше эта категория отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в 70-е – 80-е гг. категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве[14] . В настоящее время вопросы правового статуса составляют важнейшее самостоятельное научное направление в теории права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что понятие «правовой статус» весьма многогранно и сложно; оно тесно связано с понятием «социальный статус» и играет ведущую роль в современной юридической науке.
1.2. История формирования концепции прав человека
Институт прав и свобод является центральным в праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина государственного и общественного устройства.
Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.
В Декларации независимости США 1776 г[15] . говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г[16] . (Франция) сказано: "1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".
Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.
Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях[17] :
1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства.
2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.
3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.
5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Почти все исторические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим[18] , т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности[19] . Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту. В пределах своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.
Попытаемся разграничить конституционные права и права человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер[20] . Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г[21] . (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как "член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г[22] . аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы (их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).
Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области — конвенции и рекомендации — приняты специализированной организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ)[23] .
Таким образом, проследив генезис концепции прав и свобод человека, можно сделать вывод, что на протяжении всей истории развития общества большое внимание уделяется правовому статусу личности, в частности в исторических Конституциях, междунарно-правовых актах; необходимо особо отметить тенденцию к консолидации мирового сообщества по вопросу прав и свобод человека и гражданина[24] .
1.3. Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности на современном этапе
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией МП[25] . Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации. Ведущая роль государств в таком сотрудничестве проявляется прежде всего в том, что они играют решающую роль в разработке и принятии международно-правовых актов в области прав человека, а также в создании как специализированных международных межправительственных организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, так и универсальных международных организаций, одним из направлений деятельности которых является защита прав человека. Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека о основных свобод 1950г., Американской конвенции прав человека 1969г[26] . Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб. Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных универсальных и региональных соглашениях[27] . Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества[28] . В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права
Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства[29] .
Глава 2. Правовой статус личности в России на современном этапе
2.1. Система прав и свобод человека и их законодательное закрепление в России
При любом демократическом устройстве права и свободы человека и гражданина составляют важнейший социальный институт, выступающий критерием развития данного общества, показателем его цивилизованности[30] . Поиск оптимальных моделей взаимодействия государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели во многом определяются властью, законами, правящими классами.
Высокоразвитые народы, мировое сообщество рассматривают права и свободы человека в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Именно поэтому и принимаются различные международные договоры, пакты о защите прав и свобод личности.
Россия, следуя курсом реформ, также провозгласила права и свободы личности высшей ценностью, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закреплённых в таких общепринятых международных стандартов, закреплённых в таких широко известных пактах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод[31] .
Подтверждением приверженности России этим хартиям служит Конституция РФ, ставшая базой всего законодательства, касающегося личности. В ней закреплено, что права человека носят естественный характер и неотчуждаемы, даны ему от природы, признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и их защита – обязанность государства.
Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1.личные, 2. политические и 3. экономические, социальные и культурные[32] . Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др. Они получили законодательное закрепление в Конституции РФ, и нашли своё отражение во всех отраслях права (в гражданском, уголовном, в процессуальных отраслях)
Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др. Основное своё закрепление нашли в Конституции.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др. (Конституция РФ, ФЗ «О социальном обеспечении отдельных категорий граждан», Семейный кодекс)[33] .
Теперь подробнее рассмотрим основные из перечисленных выше прав и свобод.
Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Располагаются они в главе 2 Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право касается определенной области жизни гражданина, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные (гражданские, частные), социальные, экономические, культурные (духовные) и политические
Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия
Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами
Совокупность политических прав включает в себя следующие конкретные права и свободы:
Статья 20 Российской Конституции гласит[34] :
Каждый имеет право на жизнь.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Жизнь человека — высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым.
Статья 21 Российской Конституции гласит:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами[35] . Достоинство—признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают. Достоинство субъективно (чувство собственного достоинства) и в то же время объективно (всеобщее признание и уважение личности). Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам охрану достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку, т. е. Конституция ставит знак равенства между понятиями “человек” и “личность”. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного[36] .
Право на свободу и личную неприкосновенное принадлежит каждому гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства, лицу с двойным гражданством. Оно закреплено в Конституции РФ (ст.22), Уголовном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе.
Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях родителями, усыновителями, опекунами и попечителями в интересах надлежащего воспитания несовершеннолетних или охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов душевнобольных. Но злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, оставление подопечных без надзора и помощи влекут соответственно лишение родительских прав или отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
В статье 22 Конституции право на свободу связано с правом личной неприкосновенности. Под ним следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).
Статья 23 Российской Конституции гласит:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках—личная жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. “Неприкосновенность” и “тайна”— два понятия, характеризующие природу данного института[37] .
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий—врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение[38] . Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) борьбы с преступностью; 2) защиты здоровья граждан; 3) при объявлении чрезвычайного и военного положения.
Статья 20 Российской Конституции гласит:
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм получения сведений о том, что происходит в жилище. В частности, по общему правилу недопустимы использование современных технических средств для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за жилищем. Имеется в виду недопустимость установки в жилище микроаудиозаписывающей и видеоаппаратуры, использование чердаков, подвалов, каналов вентиляции для установки аудио- и видеоаппаратуры, фиксирующей все происходящее в жилище, дистанционного наблюдения за жилищем. Такие действия возможны лишь на основании и в порядке, установленном законом[39] . В комментарии к статье 23 Конституции были названы законы Российской Федерации, допускающие негласную оперативно-розыскную деятельность.
В Статье 30 Российской Конституции говорится:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Право на объединение — одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений[40] .
Статья 31 Российской Конституции гласит:
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование — важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации[41] . Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления[42] .
Таким образом, можно сделать вывод, что в России действует четко закреплённая система прав и свобод граждан. Особое место в этом закреплении занимает Конституция Российской Федерации, которая служит основой для всего остального массива законодательства, регулирующего правовой статус личности.
2.2. Проблемы, связанные с развитием прав человека в России.
Права человека – величайшее достижение мировой цивилизации. В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина – главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы[43] . Современная ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране свидетельствует о наличии значительного разрыва между провозглашёнными в Конституции правами и свободами и реальным воплощением в жизнь большинства граждан.
Развитие прав человека – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через века[44] .
Конституция оправдывает своё социальное назначение, когда эффективно работает механизм реализации конституционных гарантий прав и свобод, и в первую очередь – правосудие[45] .
Формирование авторитетной судебной власти составляет неотъемлемую часть современной политики развития России. В новых экономических и социальных условиях, вызывающих множество правовых деликтов неизмеримо возрастает роль справедливого и независимого суда. Однако, формирование этих качеств судебной власти обусловлено взаимоотношениями с другими ветвями власти и воздействием последних на суд[46] .
Другим важным институтом обеспечения и развития прав граждан является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его представители на местах. Уполномоченный следит за состоянием прав и свобод граждан, за их реализацией, проверяет заявления граждан о нарушении их прав. Следует отметить, что и здесь имеются достаточно серьёзные проблемы. Прежде всего, эти проблемы связаны с выполнением своих обязанностей Уполномоченным. Чиновники зачастую препятствуют выполнению задач, возложенных на Уполномоченного, мешают выполнению проверок по заявлениям граждан[47] . Кроме того, сами граждане зачастую не знают, как отстоять свои права, не доверяют институтам государства, призванным к защите прав[48] . Это говорит о том, что правовая культура нашего населения ещё недостаточна, а это грозит довольно серьёзными последствиями как для общества, так и для государства. Необходимо развивать правосознание населения, прививать правовую культуру ещё со школы.
В процессе реализации прав человека важна роль такого органа государства, как Прокуратура. Прокуратура занимается кроме следствия и надзором над органами государственной власти, что очень важно.
В последнее время в стране появилось много негосударственных правозащитных организаций. Их роль весьма существенна, т.к. они осуществляют независимый контроль за реализацией прав граждан. Они обращают внимание общества и государства на нарушения в этой сфере, и, в какой-то мере способствуют работе государственных правозащитных органов[49] .
В общем, в России существует ряд проблем, связанных с реализацией прав граждан: это и плохое социальное обеспечение, и злоупотребления полномочиями властьимущими, и т.д. Однако, самой важной проблемой, на мой взгляд, является практически полная правовая безграмотность населения, люди боятся отстаивать свои права, а зачастую даже не знают, как это делать, куда обращаться[50] . Если не предпринимать срочные меры по повышению уровня правосознания населения, то наше государство может перестать быть демократическим и вообще прекратить своё существование как суверенное образование.
Заключение
Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что права человека – есть исторически сложившийся институт, играющий особо важную роль в современном обществе. Ни одно государство не может называться демократическим, если оно не закрепляет их в законодательстве, не обеспечивает соблюдение и защиту прав граждан и человека вообще[51] .
Отсутствие прав граждан в государстве на современном этапе неприемлемо[52] . Очень важно то, что права человеку не даруются кем-либо или чем-либо, а носят естественный характер.
Следует сказать, что понятие «правовой статус» весьма многогранно и сложно; оно тесно связано с понятием «социальный статус» и играет ведущую роль в современной юридической науке.
На протяжении всей истории развития общества большое внимание уделяется правовому статусу личности. Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства[53] .
Законодатель должен учитывать и механизм защиты прав. В правовом государстве права личности должны стоять на первом месте, государственные органы обеспечивают их реализацию.
В Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством, следовательно, необходимо принимать меры по совершенствованию механизмов реализации концепции прав личности, что, к сожалению, не всегда делается, или делается, но в неполном объёме.
Пользуясь этим, многие чиновники злоупотребляют служебными полномочиями, халатно относятся к выполнению возложенных на них задач.
Граждане, в свою очередь, зачастую боятся отстаивать свои права, считают это бесполезным занятием, не хотят обращаться в суды, к Уполномоченному по правам человека в РФ и в другие государственные органы[54] .
А во многих случаях люди просто не знают, куда им обращаться, как правильно отстаивать свои нарушенные права. В связи с этим, необходимо развивать правосознание людей, пропагандировать защиту своих прав и свобод[55] .
В этом отношении огромную роль играют негосударственные правозащитные организации. Именно они ведут активную пропаганду защиты прав гражданами[56] .
Также хотелось бы отметить особо важную роль школ в воспитании правосознания человека. В школе должна прививаться правовая грамотность человека[57] . Школа, на мой взгляд, является первостепенным фактором, который должен научить людей не бояться защищать свои права.
Таким образом, можно сделать вывод, что, если Россия хочет стать действительно демократическим и правовым государством, то ей необходимо улучшить механизм защиты прав и свобод человека, начать прививать гражданам правовую культуру, иначе наша страна может перестать быть демократической и никогда не сможет стать истинно правовым государством.
Список литературы
Венгеров А.Б. Теория государства и права. В II т. Т. II. М.: Юристъ, 1996. 166 с.
Васильева Т.А. Права человека. М.: Норма: Инфра-М, 2001. 560 с.
Глушакова С.И. Права человека в России. М.: Юристъ, 2005. 494 с.
Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. 448 с.
Енгиборян Р.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. 272 с.
Дахин В. Права человека: послеюбилейные размышления// Власть. 1999. № 3. С. 17-20
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001году. М.: Юриспруденция, 2002. 416 с.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году. М.: Республика, 2000. 288 с.
Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Бек, 1997. 446 с.
Конституция Российской Федерации. Новосибирск: изд-во СГУ, 2002. 48 с.
Коррупция – от общественного осуждения к общественному противодействию/ Под ред. Т.Н. Романченко. Вл-к: ПИППКРО, 2005. 149 с.
Каламкарян Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь// Государство и право. 2000. № 5. С. 37-50
История государства и права зарубежных стран. В II т. Т.II/ Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.: Норма, 2006. 720 с.
Лазарев В.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. 604 с.
Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М.: Юристъ, 2002. 302 с.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити-Дана, 2002. 365 с.
Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, изд-во саратовского ун-та, 1987. 312 с.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
Назаров Б. Права человека: история, теория, практика. М.: Норма, 2002. 486 с.
Права человека в России: прошлое и настоящее. М.: Юристъ, 2000. 432 с.
Права человека. М.: Юрлит, 1998. 608 с.
Права и свободы человека и гражданина: научно-практический комментарий к гл. 2 Конституции РФ. М.: Юристъ, 2002. 345 с.
Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы// Государство и право. 2005. № 5. С. 78-85
Сонин В.В. Хрестоматия по всеобщей истории права. Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005. 263 с.
Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998. 512 с.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999. 429 с.