Реферат: Спорт как социальное явление и фактор социализации личности

В.В. Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут

Введение.

Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека [1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].

Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе.

Методы и организация.

Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.

Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):

1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].

2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].

3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].

4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике.

Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин.

Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.

СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:

1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами.

2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди.

3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.

Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.

Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.

Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)

Груп-

па

Пол

Ко-

ли-

чес-

тво

По-

ка-

за-

те-

ли

Бег на месте Частота постукиваний Бег 10 м со старта Челночный бег 10x5 м

до экс-

перимен-

та

после экс-

перимен-

та

до экс-

перимен-

та

после экс-

перимен-

та

до экс-

перимен-

та

после экс-

перимен-

та

до экс-

перимен-

та

после экс-

перимен-

та

ЭГ м 17 М 29,24 35,12** 13,78 12,27** 2,78 2,54* 22,03 21,00**
m 0,67 0,59 0,26 0,24 0,05 0,04 0,28 0,27
д 32 М 30,38 36,91" 13,67 12,23* 2,81 2,62* 22,70 21,47*
m 0,77 0,67 0,27 0,23 0,03 0,03 0,22 0,23
общ. 49 М 29,98 36,29" 13,71 12,24* 2,80 2,59* 22,46 21,31 *
m 0,55 0,49 0,20 0,17 0,03 0,02 0,18 0,17
КГ м 20 М 29,15 32,1 13,66 12,92 2,79 2,68 22,00 21,56
m 0,57 0,67 0,21 0,24 0,04 0,03 0,24 0,22
д 26 М 30,04 33,46 13,59 12,94 2,81 2,74 22,86 22,21
m 1,25 1,07 0,34 0,29 0,03 0,02 0,28 0,29
общ. 46 М 29,65 32,87 13,62 12,93 2,8 2,72 22,49 21,93
m 0,75 0,67 0,21 0,19 0,02 0,02 0,20 0,19

Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01

Примечание . КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек

Результаты и обсуждение. Выявление особенностей развития скоростных способностей детей в период реализации СУТП и учебно-тренировочных модулей пуловых тренирующих воздействий на обучающихся осуществлялось в ходе реального процесса физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 45 учащихся третьих классов, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы. В результате выполнения разработанной СУТП получено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. Это свидетельствует о возможности применения разработанных упражнений СУТП для повышения эффективности процесса развития быстроты.

При этом было отмечено снижение количества движений при выполнении четвертого повторения в каждой серии упражнений, которое достигало в отдельных случаях 10%. Значения ЧСС перед очередными повторениями значительно превосходили значения, на которые указывают работы В.В. Петровского [7], Б.Н. Юшко [8] и других исследователей. Все это свидетельствовало о необходимости уточнения количества повторений в серии и длительности интервалов отдыха между ними. В результате поисковых экспериментов было выявлено, что наиболее адекватной нагрузка - использование в серии трех повторов упражнения с 2-минутными интервалами отдыха между ними.

Экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет осуществлялась в процессе физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 95 учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05).

После выполнения СУТП в экспериментальных группах наблюдается достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05-0,01). В контрольных группах также наблюдается положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной СУТП позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты. Темпы прироста результатов в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных группах (р<0,01-0,001). Наиболее высокие значения наблюдаются в тестах, отражающих частоту движений.

Межгрупповые различия результатов после эксперимента выявлены в тестах "Бег на месте", "Бег 10 м со старта", "Челночный бег 10х5 м" (p<0,05-0,01). В экспериментальных группах выявлен достоверно более высокий прирост, чем в контрольных группах (p<0,001). Определено, что в интервалах отдыха 2 мин при выполнении упражнений СУТП происходит практически полное восстановления значений ЧСС. Прирост количества движений наблюдался на протяжении 12 занятий по всем упражнениям СУТП.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет достаточно эффективно.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78 - 89.

2. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников //Сов. педагогика. 1983, № 8, с. 9 - 12.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.

4. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физ. культуры. 1996, № 8, с. 51 - 53.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 5 - 6, с. 24 - 32.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.:ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998. - 272 с.

7. Петровский В.В. Модели тренировочных уроков для развития скорости бега и скоростной выносливости // Педагогические и психологические основы спортивной тренировки. - Киев: КГИФК, 1972, с. 12 - 18.

8. Юшко Б.Н. Влияние тренировочных режимов и величины нагрузки на развитие скорости бега и скоростной выносливости у бегунов на короткие дистанции: Автореф. канд. дис. Л., 1974. - 29 с.