Реферат: Основные источники загрязнений в районе г.Нижневартовска

Белан Б.Д.

В исходной информации об источниках выбросов перед началом эксперимента указывалось, что основным загрязнителем в городе выступает автотранспорт. Анализ пространственного распределения примесей по территории подтверждает этот факт лишь частично. Если рассматривать распределение оксида углерода по территории города (рис.1), то видно, что максимальные концентрации наблюдаются в центральной части и уменьшаются к периферии. Так как максимумы содержания СО соответствуют местам пересечения основных транспортных потоков, то можно с большой степенью уверенности считать, что главным источником СО является транспорт.

Распределение других газов в воздухе указывает на наличие дополнительных источников. Так, в поле суммарных углеводородов, приведенном на рис.2, можно выделить два возможных источника: зону аэропорта, что вполне понятно, если учитывать интенсивность работы авиаци, и шлейф от месторождения оз.Самотлор. В городе же происходит увеличение концентрации за счет местных выбросов. Рис.2, таким образом, показывает, что влияние месторождений сказывается и в приземном слое воздуха.

Чтобы проанализировать, из каких источников попадают в воздух г.Нижневартовска разные компоненты загрязнений, были проведены отборы проб в шлейфах факелов месторождений и выборосах котельных и автотранспорта. Из табл. 1 видно, что газовый состав выбросов в г. Нижневартовске идентичен тому, который наблюдается в холодный период вне шлейфов. Это касается также автотранспорта. Хотя данные по его выбросам приведены в удельных единицах ( грамм на килограмм топлива), которые легко можно пересчитать в концентрации.

Таблица 1

Газовый состав (мг/м3) выбросов

Газы Самотлор Мегион Нижневартовск Автотранспорт
шлейф нефтяной шлейф газовый котельная котельная № 1 котельная № 2 карбюраторный дизельный
Аммиак 1,9 0,2 0,8 1,2 0,1 0,22 <
Ацетилен < < < < 3 12,44 13,55
Ацетон < < < < 3,2 0,54 1,34
Бензин 31 2,2 12,4 2,4 < 3,62 18,11
Бензол 1,8 1,2 0,5 1,2 0,5 1,13 5,49
Ксилол 9,6 10,8 5,2 < 5,4 1,84 4,24
NO 1,2 1,3 0,1 2,2 1,6 4,34 8,53
NO2 0,08 0,2 0,08 1 < 0,29 2,58
CO 3,2 3,9 5,6 3,1 2,4 19,82 14,82
SO2 1,8 1,6 0,8 0,9 0,4 0,77 1,22
Толуол < < < 0,8 0,9 2,05 12,82
S CH-нефти 32 14,6 16,2 12 12 15,76 44,17
Хлор < < < 0,5 0,5 0,16 0,29
Этиловый эфир < < < < < - -

В связи с тем, что летом котельные не работали, а попытки войти на самолете-лаборатории в устье факелов месторождений едва не закончились катастрофой, забор же на удалении от устья из плохо видимого шлейфа факела ( в отсутствии конденсации, а соотвественно, и аэрозоля ) был бы некорректен, то аналогичные данные для летнего периода отсутствуют.

Химический состав выбросов приведен в табл. 2, из которой можно отметить высокие концентрации Na и CI Выше,чем у земли, концентрация элементов, входящих в состав частиц почвенного аэрозоля, таких как Fe, Mg, AI, Ti, Ca. Ионы NH4+ , K+ и SO42- обнаружены только в шлейфах котельных, что касается и элементарных Мо, Со.

Вместе с тем данные табл. 2 не подтверждают гипотезу, что вертикальное распределение химических компонентов аэрозоля,приведенное в предыдущем разделе формируется только за счет местных выбросов. По- видимому, происходит наложение принесенного аэрозоля, выбросов и аэрозоля, поднимающегося с поверхности земли.

Проведеный в холодное время эксперимент показал качественное изменение состава воздуха в г.Нижневартовске, что во многом обусловлено "выключением" такого мощного источника загрязнений, как испарение пролитых на рельеф местности нефтепродуктов. Полученные в ходе обоих комплексных экспериментов результаты позволяют в дальнейшем перейти к оценке соотношения факторов, определяющих уровень загрязнения воздушного бассейна города.

Таблица 2

Химический состав (мкг/м3) аэрозоля в шлейфах

Вещества Самотлор

Мегион

котельная

Нижневартовск

котельная

шлеф нефтяной шлейф газовый
pH 6,37 6,35 6,25 6,21
Na+ 18,37 5,17 5,29 1,27
K+ < < < 0,04
Cl- 112,1 < 48,8 13,8
NH4+ < < < 12,7
SO2-4 < < 2,89 3,29
Hg2+ < 0,19 0,03 0,26
Fe 4,38 6,12 3,47 6,48
Mn 0,04 0,003 0,02 0,08
Mg 4,25 < 1,85 1,74
Pb 0,14 0,07 0,02 0,11
Cr 0,1 < 0,02 1,19
Ni 0,41 0,08 0,17 0,26
Al 242,5 3,22 10,8 5,33
Ti 12 5,32 4,9 2,96
Cu 0,28 2,13 0,33 1,19
V 0,03 < 0,01 0,04
Mo < < < 0,02
Ca 13,75 3,54 10,3 10,9
Si 0,63 0,03 0,83 0,29
Ba 1,56 < 0,83 3,13
B 0,06 < 0,01 0,09
Co < < 0,005 0,002

Для сравнения мощности источников загрязнений в районе г.Нижневартовска объединим все вышеприведенные оценки в табл. 3.

Таблица 3

Среднегодовые концентрации загрязнений от разных источников в г.Нижневартовске

Источник Теплый период Холодный период За год
г/м3 % г/м3 % г/м3 %
Автотранспорт 0,505 37,5 0,505 45,1 0,505 32,3
Факелы 0,396 29,4 0,396 35,4 0,396 25,3
Котельные - - 0,218 19,5 0,218 13,9
Испарения 0,445 33,1 - - 0,445 28,5
Итого 1,346 100 1,119 100 1,564 100

Из табл. 3 следует, что и в холодный , и в теплый периоды наибольший вклад в общее загрязнение воздуха в г. Нижневартоске действительно вносит автотранспорт: от 37,5 до 45,1 % всех поступлений; с учетом всех факторов в среднем за год - 32,3 %. Анализ данных таблицы показывает, что вклад автотранспорта в загрязнение воздуха не является доминирующим ( как считалось местными органами ранее) и соизмерим с действием остальных источников.

На втором месте по среднегодовому вкладу оказываются испарения пролитых нефтепродуктов - 28,5 %, которые в теплый период составляют 33,1 %. Фон загрязнения воздуха, создаваемый факелами, оценивается в 25,3 % в среднем за год. В теплый период эта величина составляет 29,4 %, в холодный период -35,4 %.

На последнем месте по значимости вклад выбросов котельных: 19,5% осенью-зимой и 13,9% в среднем за год.

От теплого к холодному периоду уменьшается и общая концентрация загрязнений воздуха от 1,346 до 1,119 г/м3. Это происходит за счет исключения в холодный период такого фактора, как испарение пролитых нефтепродуктов, которое по величине не компенсируется выбросами котельных. В пользу этого вывода говорят и данные прямых измерений .

Проведенные эксперительные исследования загрязнения воздушного бассейна г.Нижневартовска и анализ его причин позволяют составить следующую картину формирования полей примесей.

В теплый период общее загрязнение воздуха формируется действием трех источников: рассеиванием шлейфов факелов месторождений, испарением нефтепродуктов и автотранспортом. Первые два создают фон, на котором резко проявляются выбросы автотранспорта.

В холодный период испарение нефтепродуктов прекращается, а выбросы котельных, которые начинают работать в это время вносят меньший вклад в общее загрязнение воздуха.