Реферат: Российская империя
Реферат выполнил студент 11 группы Мартиросов Константин
Осташковский финансово-экономический колледж
2005 год
Государственно-политическое развитие России в XVIII в.
Реформы Петра Великого
Эпоха правления Петра I (I682 —1725) явилась поистине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив на длительную перспективу ее развитие по пути вели-кодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бюрократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в ее всесторонней регламентации.
Начало царствования Петра 1. В августе 1689 г., после государственного переворота власть в стране перешла к сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (формально делившего власть со своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской царевичем Иваном, до смерти последнего в 1696 г.)- Петр, став после отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое же управление страной осуществляли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной — П.К.Нарышкин, Т.Н.Стрешнев, Б.А.Голицын, а также родственники первой жены Петра Е.Ф.Лопухиной (свадьба с ней состоялась в январе 1689 г.). Сам же царь предпочитал проводить время в «нептуиовых да марсовых потехах»: устраивал военные учения и маневры, строил «потешные» суда на Плещеевом озере (г. Переелавль-Залесский).
В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и энергичными помощниками и специалистами, особенно в военной области. Среди «служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе (Кукуе), выделялись ближайший друг царя Ф.Лефорт, опытный генерал П.Гордон, талантливый инженер Я.Брюс и др. А из русских приближенных постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую административную карьеру: A.M. и Ф.А.Головины, Г.И.Головкин, братья П.М. и Ф.М.Апраксины, А.Д.Меншиков, А.А.Курбатов, А.И.Репнин. С их помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск (будущих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду небольшой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в последующие два года Петр со своими приближенными дважды совершал длительные поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало строительству первых русских морских судов. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного Петром, на одном из кораблей впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.
Первые самостоятельные акции Петра: Азовские походы и Великое посольство. За петровскими военными забавами скрывались далекоидущие планы добиться выхода России к морю. Внешняя торговля через Архангельский порт из-за короткой зимней навигации не могла быть круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В.В.Голицын.
Первый Азовский поход начался весной 1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораблях по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских войск, но главным недостатком явилось отсутствие флота, способного изолировать крепость с моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получал подкрепление.
Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому, второму Азовскому походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля крепость, не дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань —- Таганрог, стали строить порт. Главный положительный результат Азовских походов состоял в том, что Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский полуостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в другие моря был для России по-прежнему закрыт. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства купцов и помещиков.
Одновременно России необходимо было найти в Европе - союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав — Голландии и Англии. Так родилась идея Великого посольства (март 1697 г. — август 1698 г.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.ЯЛефорт, генерал Ф.А.Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б.Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем сотника Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораблестроению на зарубежных верфях. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Браяденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 (24) января 1699 г., России, как и другим странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на двухлетнее перемирие с Османской империей, заключение которого состоялось в ходе конгресса в Карловицах (под Белградом). Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю.
Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые и определили, в конечном счете, облик Петровской эпохи.
Предпосылки, цели и характер петровских реформ. Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ. Важнейшими из них явились: активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653) и «Новоторгового устава» (1667); реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, заметную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.
В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Вся государственная деятельность Петра Великого условно делится на два периода: 1695 — 1715 и 1715 — 1725 гг.
Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего, задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильствен-" ными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.
В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства — его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии — типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представи-тельных органов фактически прекращается.
Реформы государственного управления. С начала XVIII в. деятельность Боярской-думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего сената — высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы и мотивировалось необходимостью иметь такое временное учреждение «для всегдашних наших отлучек», как отмечалось в царском указе. В состав Сената Петр лично назначил 9 человек. Трое из этих сенаторов были представителями родовитой знати (князья М.В.Долгорукий, Г.И.Волконский и П.А.Голицын), трое являлись членами Боярской думы (Т.Н.Стрешнев, И.А.Мусин-Пушкин, Г.А.Племянников), и еще трое были из дворян (М.А.Самарин, В.А.Апухтин, Н.П.Мельницкий). Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах учреждались должности провинциальных и городовых фискалов. Они докладывали обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Сената. Доносы фискалов получала Расправ-ная палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов — и ежемесячно докладывала о них Сенату. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.
Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-сек-ретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор (П.И.Ягужинский)и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал работуСената,его аппарата,канцелярии, принятие и. исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево и стряпчий о делах государственных».
Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновбй работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработай проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 — 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.
Всего было создано, в соответствии с изученными датскими и шведскими образцами, 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Коллегия иностранных (чуже~ странных) дел во главе с канцлером Г.И.Головкиным и вице-канцлером П.П.Шафировым, Военная коллегия, которой руководили А.Д.Меншиков и А.А.Вейде, и Адми-ралтейств-коллегия, возглавляемая Ф.М.Апраксиным и К.Кргойсом. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор доходов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Ком-мерц-коллегия ведала вопросами судоходства,-таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия.
Помимо этого были созданы две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения и ставшая правопреемником Поместного приказа. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями (ремесленниками и купечеством). Его предшественницей была Бурми-стерская палата б Москве, созданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуправления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах.
Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления. Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор.
Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ (с 1695 по 1729 гг.), находившийся в Москве, а также созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная канцелярия.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась собственным регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент» — устав гражданской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности обновленного административного аппарата. .
Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги взамен старого служебно-родового механизма нашло отражение в знаменитой петровской Табели о рангах 1722 г. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса по гражданской («статской») службе получал потомственное дворянство, а статские классные чины с 14-го по 9-й давали его обладателю личное дворянство. В армии и флоте даже низший офицерский чин 14-го класса давал потомственное «кавалер-ство». Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изменить и укрепить социальную опору российского абсолютизма — «благородное шляхетство», рекрутировав в состав дворянства выходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской армии получили дворянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крепостных. Поэтому в Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлечению дворян к службе способствовал и принятый в 1714 г. Указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.
Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708 — 1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее — Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образованы еще четыре губернии. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернатору были приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями. Во главе уездов место воевод заняли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8 — 12 ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов — долями.
В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял лишь провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.
В сложную и запутанную систему местных учреждений влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.
Церковная реформа. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с развитием абсолютизма. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать выборы нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, утвержденный местоблюстителем патриаршего престола. Местоблюститель по-прежнему должен был созывать на советы епископов — Освященные соборы, однако эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы в 1701 г. восстановленному Монастырскому приказу во главе с боярином И.А.Мусиным-Пушкиным. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы с владений монастырей и других церковных учреждений шли в основном на государственные нужды. Так, за 11 лет (1701 —1711) казна получила с монастырских вотчин более 1 млн руб. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
Наконец, в 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его ярым сторонником, псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре для придания большего авторитета в Святейший синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями, смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назна1-чаемых царем, которому они приносили присягу. Для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдин), которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору.
Реформы армии и флота. Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобразования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного флота. «Потешные» полки стали своеобразной школой боевой подготовки для новых формирований. Уже в 1698 г. начали распускать стрелецкие и создавать регулярные полки.
При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся во второй половине XVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус — из дворян. Указом от 1699 г. предусматривалось создание 30 пехотных солдатских полков из «даточных» и «охочих» людей. А указ 1705 г. завершил складывание рекрутчины. В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 г. было фактически создано, помимо двух гвардейских, 27 пехотных и
2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. человек находились в гарнизонных войсках, 6 тыс. -— в лаядмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс. — в казачьих и иных иррегулярных частях. Для обучения солдат и офицеров, помимо «Устава воинского» (1698), были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи» и др. Наконец, в 1716 г. был издан новый «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 — 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, на-вигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-е гг. для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.
Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г, был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский военный флот на Балтийском море оказался самым мощным: 32 линейных корабля (от 50 до 96-пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор на флот осуществлялся также из рекрутов (впервые в 1705 г.). Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикул военные Российскому флоту», «Устав морской» и, наконец, «Регламент адмиралтейский» (1722). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту.
Финансово-податная реформа. Крупномасштабные государственно-политические и социально-экономические преобразования эпохи Петра Великого, формирование многотысячной регулярной армии и строительство мощного военно-морского флота, проводившиеся одновременно с осуществлением активного внешнеполитического курса, изнурительной Северной войной, требовали колоссальных финансовых расходов. Доставшаяся Петру I от его предшественников на троне введенная в России в 1678 г. подворная система налогообложения, в которой единицей учета и обложения выступало крестьянское или посадское хозяйство — двор, в условиях беспрецедентного роста государственных расходов уже не могла удовлетворять потребности бюджета. На первых порах правительство пыталось решить эту задачу путем увеличения прямых налогов и значительного расширения косвенных платежей. Специальными «прибыльщиками», возглавляемыми А.А.Курбатовым, выискивались все новые источники пополнения казны: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налогов на бороды и дубовые гробы. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Значительные доходы приносила и казенная торговля (в том числе винная монополия). В дополнение к этому вводились также прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и другие особые сборы. Немалые средства приносила чеканка монеты меньшего веса. Однако население стремилось всеми способами уйти от налоговых поборов. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков.
Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось все мужское население страны. С конца 1718по 1724 гг. в России проводилась перепись населения, а затем из-за неверных данных, поданных помещиками о количестве крестьян, силами офицеров была проведена первая ревизия. (С этого времени переписи населения в Российской империи назывались ревизиями.) В соответствии с ее результатами было учтено 5,6 млн душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян — 74 коп., с государственных крестьян — 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленников и купцов) — 1 руб. 20 коп. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 млн руб.) и флота (2,2 млн руб.).
Осуществление податной реформы имело не только финансовые, но также и серьезные социальные последствия, еще более усилив крепостнический гнет и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения («гулящие люди», вольные холопы), одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Наконец, новая фискальная система еще больше ужесточила полицейский надзор в стране, учредив паспортную систему, которая стала дополнительным средством прикрепления сельского населения. В итоге по сравнению с 1701 г. государственные доходы к концу петровского правления выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млн руб., из которых более половины (4,6 млн руб.) приходилось на подушную подать.
Роль и значение петровских преобразований. Осуществленные Петром преобразования во всех областях русской жизни — одно из самых сложных, спорных явлений в отечественной истории. Каждая эпоха приносит новое понимание деятельности державного реформатора, исходя из собственных проблем и представлений.
Успешное завершение строительства Российской империи, начатого в предыдущем столетии первыми правителями из рода Романовых, явилось главным историческим итогом деятельности Петра Великого. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское госу-дарство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии.Все важнейшие направления деятельности Петра I — военная реформа, борьба за выход к морям, развитие промышленности, государственного управления, европеизация культуры -— наметились задолго до его прихода к власти. Петр лишь действовал гораздо более решительно, чем его предшественники на престоле. Эта решительность проистекала отчасти из сложнейших обстоятельств, в которых страна оказалась в начале XVIII в., отчасти из особенностей личности монарха, всегда имевших в политической жизни России важное значение.
Грубые, силовые методы модернизации страны, применявшиеся без оглядки на бесчисленные жертвы, помогли достичь поставленных целей, но в то же время привели к крайнему истощению народных сил в царствование Петра. Среди тяжелейших последствий деятельности царя-реформатора — кризис самодержавной власти при его преемниках, окончательное закрепощение крестьян, всевластие чиновничества в бюрократическом аппарате управления, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы».
Российская империя в эпоху дворцовых переворотов 1725 — 1762 гг.
Россия после Петра Великого. После скоропостижной кончины Петра I Россия вступает в длительную полосу дворцовых переворотов. При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты могли стать единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической величины, что было вызвано, с одной стороны, крайне невыгодным для дворянства соотношением режима льгот с силой давления сверху, а с другой — резким усилением самодержавной власти, приведшим даже к ее известному отрыву от собственной социальной опоры. Эти факторы дополнялись отсутствием единства внутри правящего лагеря.
Уже в канун смерти Петра I, 25 — 26 января 1725 г., среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (президент Юстиц-коллегии П.М.Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д.М.Голицын, президент Военной коллегии Н.И.Репнин, сенатор В.Л.Долгорукий, президент Щтатс-контор-коллегии И.А.Мусин-Пушкин и канцлер Г.И.Головкин) выступила за возведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом. Другая группировка (светлейший князь А.Д.Мен-шиков, генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский, командир гвардии генерал И.И.Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канцелярии П.А.Толстой, вице-президент Синода Ф.Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, умелая агитация и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семеновский) полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 г. Екатерины Алексеевны.
Императрица Екатерина I (1725 — 1727), дочь литовского крестьянина Марта Скавронская, в 1702 г. оказалась в числе пленников, взятых в Мариенбурге. Сближение и брак с Петром I в 1712 г. вознесли ее на вершину власти. Тем не менее ни по своему кругозору, ни по деловым качествам она не подходила для роли преемницы Петра. Неспособная к самостоятельной деятельности императрица, по существу, передала свои полномочия избранным сановникам. Указом от 8 февраля 1726 г. был образован новый высший орган — Верховный тайный совет. В него вошли А.Д.Меншиков (в руках которого сконцентрировалась реальная власть), Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, Д.М.Голицьщ, А.И.Остерман и П.А.Толстой. Таким образом, из первоначального состава «верховников» только один Голицын являлся представителем старого аристократического рода; четверо принадлежали к неродовитой знати, обязанной своим возвышением Петру I, отдельно стоял выходец из Вестфалии А.И.Остерман. Несмотря на представительный состав и обширную компетенцию, Совет не являлся олигархическим органом, ограничивающим самодержавие. Он оставался бюрократическим, хотя и весьма влиятельным учреждением в системе абсолютизма, поставленным под контроль императрицы и ее личного Кабинета во главе с опытным секретарем А.В.Макаровым. За период с 1726 по 1728 гг. было проведено около 300 заседаний «верховников».
Политика Верховного тайного совета характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, признанной чересчур дорогостоящей для государства. В конкретном плане — пересмотром отдельных принципов в организации управления, системе налогообложения и торгово-промышленной политике.. Был проведен демонтаж большинства местных учреждений петровского времени; судебная и административная власть в губерниях была передана губернаторам, а в провинциях и уездах — воеводам; одни коллегии были упразднены, а другие объединены, притом их штаты сокращались вдвое; ликвидировались магистраты; снизилась и роль Сената.
«Верховники» уменьшили размер подушной подати на 4 коп. и отозвали из провинций воинские команды, представлявшие собой при Петре параллельную местной администрации власть с широкими полицейскими функциями. Однако расчет на то, что губернские и уездные чиновники справятся со сбором податей и недоимок, оказался несостоятельным. Поэтому с 1728 г. возобновилась регулярная отправка в уезды воинских команд для взыскания с населения налоговых платежей. Был осуществлен пересмотр протекционистского устава 1724 г.: несколько снижен таможенный тариф на ввоз иностранных товаров, однако самостоятельная внешняя торговля России в странах Западной Европы заметно упала. Закон о помещичьей торговле от 1726 г. разрешал дворянам свободную реализацию товаров, произведенных в их деревнях. В целом же торговля и промышленность, лишившиеся в послепетровское время финансовой и административной помощи государства, были поставлены в неблагоприятные условия. В мае 1727 г. Екатерина I скончалась. Согласно ее завещанию («Тестаменту»), преемником на престоле становился 11-летний внук Петра I Петр II, а коллективным регентом до совершеннолетия юного государя назначался Верховный тайный совет. Эта политическая комбинация была продумана и блестяще осуществлена Менши-ковым, который рассчитывал выдать свою дочь замуж за юного императора и таким образом окончательно утвердиться в качестве реального правителя при наследниках Петра Великого.
Петр II (1727 — 1730) — взбалмошный, непостоянный, не проявлявший прилежания и склонностей ни к каким иным занятиям, кроме охоты, казалось, был предназначен судьбой к тому, чтобы стать игрушкой в руках временщика.
Первое время после воцарения Петра II все шло по воле Меншикова: ему удалось установить мелочную опеку над царем, добиться обручения с ним дочери Марии, выторговать новые пожалования и почести и — среди прочего — звание генералиссимуса. Однако уже летом 1727 г., когда из-за болезни Меншиков утратил прежнюю активность, произошел внезапный перелом: император почти демонстративно избегал общения с бывшим наставником и не скрывал перемены в фаворе — новыми любимцами стали отец и сын Долгорукие. В трудный момент у Меншикова не оказалось ни друзей, ни заступников, а заговор против него организовал его же собственный выдвиженец, вице-канцлер А.И.Остерман. В сентябре 1727 г. Меншиков был арестован и сослан с семьей в глухой сибирский поселок вблизи Полярного круга Бере-зов, где через два года скончался. Несметные богатства семьи Меншикова были конфискованы, притом часть их была израсходована на подготовку коронации Петра II.
Падение «полудержавного властелина» привело к перегруппировке внутри Верховного тайного совета: в число его членов попали двое Долгоруких — талантливый дипломат Василий Лукич и Алексей Григорьевич — личность весьма заурядная, но получившая вес благодаря товарищеским отношениям своего сына Ивана с императором. Долгорукие решили повторить ход Меншикова, соединив браком Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Екатериной Долгорукой. Свадьба была назначена на 19 января, но не состоялась — в ночь перед торжеством Петр II скончался, прожив неполные 15 лет.
«Затейка» «верховникое». На экстренном заседании Совета в день смерти Петра II инициативу взял в свои руки князь Д.М.Голицын. Он выдвинул кандидатуру племянницы Петра I — вдовствующей курляндской герцогини Анны Иоанновны в качестве царствующей, но не самодержавной государыни. Этот выбор был продиктован далеко идущими планами «верховников» на ограничение власти монарха и ожиданиями добиться согласия на то со стороны самой слабой претендентки на престол. После единодушного одобрения этого намерения к Анне в Митаву был отправлен В.Л.Долгорукий с текстом условий (кондиций), на которых она должна была принять власть. Кондиции содержали требования без согласия Верховного тайного совета не объявлять войны и не заключать мира, не утверждать бюджета и не вводить новых податей, не производить в чины выше полковника, не жаловать никому вотчин, не назначать на придворные должности, не лишать представителей дворянства без суда жизни, чести и имущества. Предложения «верховников», по существу, вели к установлению олигархического правления — они также обязывали императрицу сохранить Верховный тайный совет в составе 8 человек и передать в его полное подчинение армию и гвардию.
Получив согласие Анны Иоанновны, 2 февраля на расширенном заседании Совета с участием высших чинов государства «верховники» огласили проект государственного устройства, однако он вызвал недоверие и даже протест у присутствующих. Тогда «верховники» разрешили дворянству принять участие в обсуждении предстоящей формы правления и высказать свои соображения. Семь встречных проектов, разработанных дворянскими кругами, показали, с одной стороны, непротивление самому замыслу ограничения самодержавия, а с другой — неприязнь к перспективе узкоаристократической диктатуры в лице Верховного тайного совета. Дворянское общество добивалось для себя широкого представительства в высших учреждениях и полного удовлетворения общесословных нужд.
Угроза срыва планов «верховников» возникла и с другой стороны. Пока те были заняты улаживанием отношений с дворянством, защитники абсолютистского строя, и, в первую очередь, Ф.Прокопович и А.И.Остер-ман, развили бурную деятельность. Умело воздействуя на общественное настроение, тайно пересылая Анне подробные отчеты и советы, они к ее приезду 15 февраля подготовили почву для восстановления самодержавной власти. Слабость конституционного движения зимы 1730 г., неспособность «верховников» найти общий язык с дворянской массой и нарастающая оппозиция «осьме-ричыым затейщикам» (выражение Прокоповича) позволили Анне без труда овладеть обстановкой. Опираясь на поддержку гвардии и крепнущие ряды своих сторонников, 25 февраля на приеме в Кремлевском дворце она публично разорвала текст кондиций и провозгласила себя самодержавной императрицей.
Правление Анны Иоанновны (1730 — 1740). Анна, невежественная и недалекая, предпочитавшая государственным делам грубые забавы вроде пальбы из окон дворца по птицам и наслаждавшаяся потасовками шутов, передала бразды правления своему ближайшему окружению. Наиболее заметной фигурой при ней стал Э.И.Бирон — мелкий курляндский дворянин, получивший от императрицы в 1737 г. титул герцога Курлянд-ского.
Усилия нового правительства с самого начала были сосредоточены на создании новых опор своего режима. В дополнение к старым гвардейским полкам (и отчасти в противовес им) были сформированы два новых: Измайловский и Конногвардейский. Императрица и узкий круг ее приближенных контролировали все служебные перемещения в гвардии, оказывали гвардейцам всяческие знаки внимания.
В 1731 г. для расследования политических преступлений была учреждена Канцелярии тайных разыскных дел, приравненная к коллегии и выведенная из-под контроля Сената. В руках абсолютистской власти канцелярия явилась орудием террора по отношению ко всем группам недовольных. Характерно, что значительная часть дел, рассматривавшихся в ней, с применением так называемого распроса с пристрастием и пыток в застенке, приходилась на представителей высших сословий.
В 1731 г. «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был образован Кабинет министров из трех персон: канцлера Г.И.Головкина, вице-канцлера А. И. Остермана и действительного тайного советника князя А.М.Черкасского. После смерти Головкина его место последовательно занимали П.И.Ягужин-ский, А.П.Волынский и А.П.Бестужев-Рюмин. Подменяя Сенат, Синод и коллегии, Кабинет всякий раз оставлял за собой последнее слово в делах государственной важности (в виде так называемой апробирующей резолюции). С середины 30-х гг. три подписи кабинет-министров были признаны равноценными подписи императрицы. Произвол кабинет-министров покрывал фаворит императрицы обер-камергер Э.Бирон, а те, в свою очередь, шли на поводу у всесильного временщика.
Существенные послабления получили дворяне. В 1730 г. были отменены те пункты указа о единонаследии от 1714 г., которые устанавливали принцип наследования имения одним сыном и ограничивали тем самым право распоряжения земельной собственностью. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский корпус кадетов, по окончании которого дворянские отпрыски получали возможность выходить на службу в офицерских чинах. Наконец, в 1736 г. сроки военной службы дворян были сокращены до 25 лет.
Однако дела в государстве шли так, что вызывали осуждение даже у лиц, находившихся вблизи престола. Ценимый императрицей, вхожий к кабинет-министрам президент Военной коллегии фельдмаршал Б.Х.Миних был вынужден признать, что «кабинет и вообще весь образ правления при Анне Иоанновне были несовершенны и даже вредны для государства». На протяжении всего десятилетия хронически росли недоимки. Из-за постоянного дефицита бюджета правительство было вынуждено выплачивать гражданским чиновникам жалованье за некоторые годы сибирскими и китайскими товарами не лучшего качества.
В то же время колоссальные суммы тратились на содержание двора, где бесконечно устраивались пышные празднества. Временщики — как иностранцы, так и русские — безнаказанно опустошали казну. Недовольство охватывало все слои общества. Отражением этого явления стало «дело» Артемия Петровича Волынского. Начав службу солдатом драгунского полка еще в начале правления Петра I, Волынский быстро продвигался в чинах и должностях и в 1738 г. достиг вершины своей карьеры — назначения в Кабинет министров. В характере Волынского сочетались противоречивые качества: деловая хватка, предприимчивость, широта взглядов и неуемное честолюбие, заносчивость, моральная нечистоплотность. Последнее назначение в такой степени окрылило его, что пробудило дух соперничества во влиянии на императрицу с самим Бироном. В кружке доверенных лиц, сплотившемся вокруг Волынского, резко порицалась политика Анны и ее окружения, обсуждались планы преобразований. В составленном заговорщиками «Генеральном проекте о поправлении внутренних государственных дел» предлагалось очистить государственный аппарат от иноземцев и дать широкую дорогу представителям российского дворянства, восстановить руководящую роль Сената среди правительственных учреждений, усовершенствовать правовую систему в стране путем кодификации законов, в целях распространения просвещения основать университет и академии для духовенства. Во многом предложения Волынского и его «конфидентов» предвосхищали собой реальную политику просвещенного абсолютизма и бьши прогрессивны для своего времени. Не исключено, что для осуществления своих замыслов Волынский предусматривал возможность возведения на престол дочери Петра I царевны Елизаветы. Однако все эти намерения были пресечены Бироном и Остерманом, не желавшими более мириться с ретивым кабинет-министром. В 1740 г. Волынский был арестован и вслед за тем казнен, жестоким наказаниям подверглись и другие члены крамольного кружка.
В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла. Согласно завещанию императором был провозглашен внучатый племянник Анны, двухмесячный младенец Иван Антонович, а регентом — герцог Э.Бирон. Родители младенца — Антон-Ульрих, герцог Брауншвейгский, и мать Анна Леопольдовна, герцогиня Брауншвейг-Мекленбургская, были отстранены от власти. Высота, на которую вознесся Бирон, предопределила и его падение. Властолюбивый курляндский герцог не устраивал уже не только русских, но и немцев. 8 ноября 1740 г., опираясь на отряд из 80 гвардейцев, фельдмаршал Б.Х.Миних сверг Бирона. Правительницей стала Анна Леопольдовна. Самому Миниху не удалось воспользоваться плодами победы: в марте 1741 г. он был отправлен в отставку. Ведущая роль в правительстве перешла к вице-канцлеру А.И.Остерману.
1 Авторитет правительственной власти, ставшей игрушкой в руках политических авантюристов, по большей части иностранцев, падал все ниже. В этих условиях почти ностальгическими становились воспоминания о великом царе-преобразователе. Надежды на возрождение славных традиций Петра I все больше связывались с именем его дочери Елизаветы Петровны. Рассадником этих настроений являлась гвардия. В ночь на 25 ноября 1741 г. гренадерская рота Преображенского полка во главе с царевной вступила во дворец. Представители БрауншвеЙгской фамилии были арестованы. На престол вступила Елизавета. Дворцовый переворот 1741 г. носил антииноземный, патриотический характер, хотя на этапе подготовки к нему были причастны иностранные дипломаты (посланник Франции маркиз И.Ж.де ла Шетарди и посланник Швеции Э.М.Нолькен). Елизавету поддержали главным образом гвардейские низы — выходцы из податных сословий, связанные с демократическим населением столицы. Верхи гвардии и сливки петербургского общества отнеслись к ней поначалу настороженно.
Елизавета Петровна, смолоду страстно любившая наряды, танцы, маскарады, а в зрелые годы тяжелобольная и немощная, была не способна к систематическим занятиям и контролю за государственными делами. Тем не менее ей не были чужды здравое понимание государственных интересов и практическая сметка, проявлявшаяся в умении отыскивать и приближать способных и знающих людей.
Правление Елизаветы Петровны (1741 — 1761). Новой власти сразу же пришлось столкнуться с тяжелыми проблемами: финансы, состояние которых внушало иностранным дипломатам мысль «о слабости этой державы», неразбериха в сфере законодательства и управления, массовые побеги помещичьих, приписных и посессионных крестьян. Правительство пыталось разрядить обстановку некоторым ослаблением податного гнета: указом от 1741 г. прощались все недоимки за 17 лет, а в 1742 и 1743 гг. размер подушной подати был временно снижен на 10 коп. В последующие годы правительство пыталось, не поднимая ставки подушной подати, увеличить государственные доходы за счетловышения цен на соль и вино. Такой способ переориентации бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное, практиковавшийся во многих европейских странах, способствовал развитию товарно-денежных отношений. В этих же целях правительством были предприняты и некоторые другие меры: уничтожение в 1754 г. внутренних тамО' жен, восстановление городовых и Главного магистратов. В 1754 — 1762 гт. над составлением нового кодекса права работала специальная Уложенная комиссия. Важной стороной ее деятельности являлся пересмотр части Законодательного материала под углом зрения интересов купечества, поощрения торгового и промышленного предпринимательства в стране.
У истоков большинства полезных начинаний елизаветинского Царствования стоял видный государственный деятель П. И. Шувалов. Он стремился направить внимание правительственных кругов на нужды и потребности купечества. Однако фигура Шувалова, крупного землевладельца, заводчика, откупщика и прожигателя жизни, вызывала порой неприязненное отношение даже во дворце, что, несомненно, осложняло положение Шувалова-реформатора.
Главным центром по подготовке основных законопроектов, так же как и всех сколько-нибудь существенных мероприятий 1741 — 1761 гг., являлся Сенат, восстановленный Елизаветой с теми же полномочиями, которые он имел при Петре I. Вместе с тем Елизавета Петровна не отказалась от практики императорских советов. С 1741 г. периодически созывалось так называемое Собрание министров и генералитета из 11 человек. В марте 1756 г. был создан новый высший орган —
Конференция при высочайшем дворе. Во главу угла ее работы были поставлены разработка и реализация мер противодействия Пруссии, с которой Россия столкнулась в Семилетней войне. Деятельность Конференции в годы войны охватывала самые разнообразные сферы: руководство армией, финансы, кадровые вопросы, а также дела, превышавшие компетенцию Сената. Влияние Конференции обусловливалось и тем, что в нее вошли ключевые фигуры государственного аппарата: руководители внешнеполитического ведомства М.И.Воронцов и А.П.Бестужев-Рюмин, генерал-прокурор Сената Н.Ю.Трубецкой, генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии) П.И.Шувалов и руководитель Тайной канцелярии А.И.Шувалов.
Внутриполитический курс, который определял узкий круг высших государственных чинов, находившихся под покровительством фаворитов Елизаветы А. Г. Разумовского и И. И. Шувалова, был направлен на значительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. XVIII в. В это время были учреждены дворянские заемные банки, предоставлявшие землевладельцам дешевый кредит для хозяйственных и прочих нужд, дворянство получило монопольное право на винокурение, а начавшееся с середины десятилетия генеральное межевание земель сопровождалось значительным приростом дворянской земельной собственности (в общей сложности площадь дворянского землевладения увеличилась на 50 млн десятин). Наконец, в 1760 г. был издан указ, разрешавший помещикам ссылать крепостных в Сибирь за «дерзостные» поступки с последующим зачтением сосланного как сданного государству рекрута. Но одновременно с продворянскими и прокрепостническими тенденциями в политике верховной власти проявлялись черты, свойственные просвещенному абсолютизму. Наиболее ярким актом такого рода явилось основание в 1755 г. в Москве по проекту М.В. Ломоносова первого в России университета. Его куратором был назначен фаворит Елизаветы Петровны, просвещенный вельможа и меценат И.И.Шувалов.
25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна умерла. Ее преемником стал племянник (сын старшей сестры Анны
Петровны и голштинского герцога Карла Фридриха) Петр Федорович, вступивший на российский престол под именем Петра III.
Петр Федорович, объявленный еще в конце 1741 г. наследником российского престола и воспитанный при дворе своей тетки, тем не менее был плохо подготовлен к новой роли. Поверхностное образование и слабое представление о России в сочетании с природной импульсивностью, особенной склонностью к военной муштре подрывали позиции царя и мешали претворению его благих помыслов в дела.
Правление Петра III (25 декабря 1761 — 28 июня 1762 гг.). Короткое царствование Петра III было отмечено активизацией всех форм правительственной деятельности. Менее чем за полгода был издан целый ряд указов, отразивших назревшие потребности в гуманизации системы власти и расширении ее попечительских функций. Среди них были указы об уничтожении Тайной канцелярии и прекращении преследования раскольников, упразднении торговых монополий, стеснявших развитие предпринимательства, провозглашении свободы внешней торговли, передаче монастырских и церковных имений в ведение специальной Коллегии экономии, означавшей секуляризацию церковных земель.
Манифестом от 18 февраля 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной государственной службы. Это событие вызвало массовое ликование дворянства. Тем не менее зтой меры оказалось недостаточно, чтобы обеспечить устойчивость власти. Позиции Петра III подрывало его жесткое обращение с высшей имперской бюрократией, связанное со стремлением восстановить расшатанную дисциплину в головных звеньях государственного аппарата, а также попытки навести порядок в гвардии, которую он сравнивал с войском турецких янычар. Импульсивное законотворчество и стремление лично вникать во все дела, далеко не всегда соответствовавшие практическим возможностям и способностям самого императора, существенно осложняли его положение. Данные недостатки могли бы быть уравновешены коллегиальным высшим органом государственного управления. Однако такой орган — Императорский совет из
9 человек был создан только в конце правления Петра III, в мае 1762 г., и был уже не в состоянии радикально изменить ситуацию. К тому времени за спиной императора сложилась враждебная политическая группировка, которая и свергла его с престола 28 июня 1762 г. Заговор возглавили супруга Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса Анхальт-Цербст-ская, ее фаворит Г.Г.Орлов с братьями, фельдмаршал гетман Украины К.Г.Разумовский, воспитатель малолетнего великого князя Павла Н.И.Панин и около 40 гвардейских офицеров. 6 июля низложенный монарх был тайно убит приспешниками своей супруги в Ропшин-ском замке под Петербургом.
Шесть дворцовых переворотов, осуществленных в 1725 — 1762 гг., служили наглядным свидетельством возросших возможностей придворно-бюрократической оппозиции и гвардии как ее ударной силы. Угроза дворцовых переворотов ставила верховную власть перед необходимостью наиболее полного учета сословных требований дворянства, а также заставляла искать пути решения государственных задач, которые не были бы отвергнуты его самыми активными группировками.
Реформы государственного управления во второй половине XVIII в.
«Золотой век» Екатерины П (1762 — 1796). Екатерина II, ставшая императрицей в результате дворцового переворота, вела гибкую политику, учитывая общественное мнение в стране и за рубежом. Задача укрепления режима личной власти, необходимо связанная с повышением ее авторитетности, стояла перед новой руководительницей державы на переднем плане и направляла ее шаги в течение всего первого десятилетия правления. Так, в Манифесте от 6 июля 1762 г. она заявляла, что «самовластие, не обузданное добрыми человеколюбивыми качествами в государе владеющем самодержавно, есть... зло», и обещала ввести «такие государственные установления, по которым бы правительство любезного нашего отечества в своей силе и принадлежащих границах течение свое имело». Екатерина II стремилась подчеркнуть свою лояльность высшей имперской бюрократии личным присутствием на сенатских заседаниях, поручением Сенату пересмотреть постановления предшествующего правительства.
Просвещенному вельможе Н.И.Панину было поручено разработать проект политической реформы. В составленной им записке предлагалось учредить Императорский совет из шести — восьми членов, который был бы наделен законодательными правами, хотя и действовал бы под надзором монарха. В феврале 1763 г. Екатерина II учредила Комиссию о правах дворянства в составе предполагаемого совета, торжественно назвав ее «учрежденным при дворе нашем собранием». Однако вскоре работа Комиссии была заморожена из-за опасений императрицы перед возможными олигархическими устремлениями советников. Впоследствии, в 1768 — 1778 гг., функционировал Военный совет, однако в сфере его внимания находились преимущественно военные действия против Османской империи и вопросы, связанные с войной.
15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными службистами существенно ослабили значение этого органа. В «Секретнейшем наставлении» новому генерал-прокурору А.А.Вяземскому Екатерина II предписывала подавлять всякие ростки бюрократического самоуправства и «переменять всех сомнительных и подозрительных без пощады». Таким образом, уже в начале царствования были блокированы попытки осуществления политической реформы, сопряженной с ограничением самодержавия. Напротив, в эпоху Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение локальных различий в управлении, социальной сфере. В 1764 г. в ответ на петицию украинского дворянства о закреплении наследственных прав гетманства за родом Разумовских Екатерина II перешла в наступление на остатки малороссийской автономии. Указом от 10 декабря 1764 г. на Украине отменялось гетманство, вместо него учреждалась Малороссийская коллегия во главе с генерал-губернатором П.А.Румянцевым.
Территория Украины была разделена на две губернии — Слободскую и Новороссийскую. В 1765 — 1767 гг. мужское население края было обложено рублевым окладом, в 70-е гг. была проведена генеральная опись населения, а указом от 3 мая 1783 г. были запрещены переходы владельческих крестьян. Таким образом, крепостнические порядки утвердились и на Украине.
26 февраля 1764 г. указом о секуляризации духовных владений около 2 млн населяющих их крестьян обоего пола были переданы в управление Коллегии экономии и обложены полной подушной податью. В 1786 — 1788 гг, в такое же положение были приведены монастырские и архиерейские крестьяне Украины.
Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1763 г. на крестьян возлагалась оплата подавления бунтов силами воинских команд, указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу на срок, установленный самим помещиком; указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков.
Вместе с тем во второй половине XVIII в. с наибольшей полнотой проявились программные установки и принципы просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, в политическом плане — с поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией. С наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере: в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений; в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления; в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов; в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных организаций. При этом следует иметь в виду, что правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как сохраняли всю полноту власти (законодательной, судебной и административной) в руках монарха и утверждали незыблемость сословного деления общества с неполноправностью одних и привилегиями других.
Одним из наиболее ярких примеров либеральных начинаний Екатерины II стало учреждение в 1765 г. Больного экономического общества, предназначенного для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. Другим воплощением принципов и пожеланий просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765 — 1767 гг. Широкообразованная императрица высказывала в нем свои заветные мысли, навеянные идеями просветителей: о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, умножении народного благосостояния. В «Наказе» использовались труды Беккариа, Бильфельда, Юста, Монтескье, но при. этом заимствование теоретических положений европейских мыслителей носило до известной степени формальный характер. Так, из текста «Наказа» были сознательно исключены ссылки на теорию общественного договора, подразумевавшую взаимные обязательства монарха и подданных: не упоминалось о «естественных правах» и «вольности». Напротив, в «Наказе» обосновывалась естественность неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. Пересматривались и важнейшие положения европейского конституционализма: теория разделения властей в «Наказе», по существу, была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти; органы представительной власти подменялись бюрократическими инстанциями, полностью зависимыми от верховной власти. В окончательной редакции «Наказа» отсутствовали какие-либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса. Поэтому фразы о народном благоденствии оставались ничем не подкрепленной декларацией.
«Наказ» должен был служить руководством в работе Комиссии по подготовке нового Уложения, собравшейся
в июле 1767 г. Уложенная комиссия являлась особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах. В ней было представлено 564 депутата, из них 28 — от государственных учреждений, 161 — от дворянства, 208 — от городов, 167 — от крестьян (кроме крепостных). Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Дворянство требовало утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами, купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность и разрешения на использование крепостного труда в промышленности. Острые дебаты развернулись в связи с обсуждением крестьянской темы: причин побегов крепостных, крестьянской собственности, регламентации отношений с помещиками. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая тяготить императрицу, была распущена. Кодификационные работы продолжились в 19 частных комиссиях, некоторые из них действовали до 1796 г. Главная задача Уложенной комиссии — создание нового свода законов — так и не была выполнена. Вместе с тем отдельные идеи, высказывавшиеся в Уложенной комиссии, были использованы в правительственной практике 70 — 80-х гг.
7 ноября 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в соответствии с которыми была проведена обширная областная реформа. Вместо трехчленного административно-территориального деления (губерния — провинция — уезд) вводилось двучленное: губерния с населением в 300 — 400 тыс. ревизских душ и уезд — в 20 — 30 тыс. душ. Столичные губернии, а также крупные регионы из 2 —- 3 губерний образовывали наместничества во главе с наместником (генерал-губернатором). Губернскую администрацию возглавлял губернатор с губернским правлением. Ему предоставлялись широкие полномочия. Полицейские функции в уезде исполнял нижний земский уездный суд, состоявший из 2 — 3 заседателей с земским исправником во главе; в городе — городничий. Под контролем губернской администрации действовал
Приказ общественного призрения, руководивший школами, медицинскими, благотворительными учреждениями и смирительными домами. Местным органам власти были переданы многие функции центральных учреждений, в значительной степени упраздненных, функции Камер- и Ревизион-коллегий унаследовала казенная палата в губернии и казначейство в уезде; дела Юстиц- и Вотчинной коллегий перешли соответственно палатам уголовного и гражданского суда, выполнявшим роль апелляционных инстанций для нижестоящих судов.
«Учреждения для управления губерний» создавали трехъярусную систему выборных судебно-сословных учреждений, построенных по принципу суда «равных» (т. е. подсудности обвиняемого представителям своего сословия). Для дворян учреждались уездный суд и верхний земский суд в губернии; для горожан — городской и губернский магистраты; для невладельческих крестьян — нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии (крепостные оставались под юрисдикцией помещика). В губерниях также создавался совестный суд из представителей трех сословий (дворян, горожан и крестьян), выполнявший роль примирительной, или третейской, инстанции при разборе некоторых гражданских тяжб и запутанных уголовных дел. Реформа 1775 г., провозгласившая отделение суда от администрации и сделавшая в этом смысле большой шаг вперед в устройстве судебной системы, тем не менее сохранила единство суда и обвинения, тайное судопроизводство, административные принципы комплектования высших судебных инстанций. Около одной трети судебных чиновников избирало местное дворянское общество из своего состава, а остальные чиновники назначались губернскими властями.
8 апреля 1782 г. был издан «Устав благочиния, или полицейский», на основе которого в городах империи вводились должности квартальных надзирателей и квартальных поручиков. Они подчинялись городской управе благочиния. В губернских городах во главе этого органа стоял полицмейстер или обер-комендант, которым вменялось в обязанность «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок». За порядок в обеих столицах отвечали обер-полицмейстеры.
21 апреля 1785 г. была опубликована Жалованная грамота дворянству. В ней были сведены воедино и закреплены важнейшие привилегии дворянства: свобода от обязательной государственной службы, от податей, постойной повинности, телесных наказаний, подсудность только дворянскому суду, монопольное право на владение землей с крестьянами, право на торговлю и разработку недр, промышленное предпринимательство. Жалованная грамота запрещала лишение дворянина жизни, чести и имущества без приговора суда и последующей конфирмации монархом. Грамота утверждала корпоративные права дворянства; право каждые три года проводить дворянское собрание в уезде и губернии, избирать губернских и уездных предводителей дворянства, возглавляющих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения (совестного и уездного судей, заседателей в верхний уездный и нижний земский суды, земского исправника). Дворянское общество наделялось правом ходатайствовать о своих нуждах перед губернскими властями и даже перед Сенатом и монархом. В каждой губернии велся учет дворянства — этой цели служили «родословные книги», которыми ведало дворянское депутатское собрание. Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлоеь право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского голову и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения («настоящих городовых обывателей», т. е. владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трех гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; «именитых граждан» — большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке. В конце царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот, связанный с реакцией на Великую французскую революцию. В 1790 г. был арестован директор Петербургской таможни А.Н.Радищев, автор "книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В сочинении Радищева императрица усмотрела «рассеивание французской заразы, отвращение от начальства». В 1792 г. был арестован книгоиздатель и литератор Н.И.Новиков, обвиненный в принадлежности к тайному масонскому обществу. Расстройство финансов, беспорядок в делах управления, чиновничий произвол, которые уже не могла контролировать стареющая императрица, знаменовали собой конец 34-летнего царствования. Даже любимый внук Екатерины II великий князь Александр Павлович был вынужден констатировать: «В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляются дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов».
Правление Павла I (1796—1801). Павел I, выросший в атмосфере страха, подозрительности при дворе матери, отстранившей его от всякого участия в государственных делах и демонстративно им пренебрегавшей, отличался неуравновешенным, вспыльчивым характером. С другой стороны, его характеризовали повышенное чувство долга и ответственности перед страной, приверженность к дисциплине и порядку.
Внутренняя политика Павла I, вступившего на престол в условиях кризисных явлений внутри страны, крушения феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе, была направлена на укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России. В целях противодействия дворцовым переворотам и повышения устойчивости власти в день коронации 5 апреля 1797 г. Павел издал указ о престолонаследии, установивший преемственность власти в правящей династия по мужской нисходящей линии. Главная ставка царя в борьбе с проявлениями кризиса была сделана на властные полномочия, предоставляемые ему российской короной. Эта позиция определила отказ от предшествующей практики императорских советов, стремление к максимальной централизации власти. На смену коллегиальной системе центрального аппарата приходила министерская, основанная на единоначалии. Павлом был разработан и принят к исполнению план учреждения семи министерств — юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и Государственного казначейства, однако полностью он был осуществлен уже после его смерти. 50 губерний, существовавших при Екатерине II, были укрупнены в 41, появилась Область войска Донского. При этом управление одиннадцатью окраинт ньши губерниями строилось с учетом их национальных традиций и местных особенностей. Перестройка государственной системы повлекла за собой серьезные нарушения дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания.
В 1798 г. были отменены верхние земские суды, указом от 23 августа 1S00 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы. Участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничилось нижним земским судом. Были ликвидированы губернские магистраты. Основными судебными учреждениями стали палаты уголовного и гражданского суда. Стремлению к максимальной концентрации власти соответствовало насаждение специфической самодержавной доктрины, в которой присутствовали и теория божественного происхождения царской власти, и идея преемственности от властодержцев древности, и элементы рыцарской консервативной утопии. Этому отвечала атрибутика, титулатура и церемониал. Так, во время коронационных торжеств Павел командовал военным парадом в короне и одежде древних царей. В 1798 г. после принятия им под свое покровительство ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена) в официальную титулатуру было включено наименование магистра державного ордена, а в государственный герб — мальтийская символика. Для всех сословий устанавливалась обязательность подчеркнутого выражения верноподданнических отношений, заключавшаяся, например, в требовании выхода из экипажа при встрече с императором.
Социальная политика Павла Петровича свидетельствовала о способности к гибкому маневрированию и приспособлению к потребностям времени, не затрагивая при этом устоев феодально-абсолютистского государства. 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, рекомендовавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех дней в неделю. Несмотря на отсутствие государственного механизма, способного содействовать претворению в жизнь этого указа, сам факт издания подобного акта свидетельствовал о стремлении власти к законодательному регулированию отношений помещиков и крестьян. Развитием этих начинаний явились: запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка (1798 г.), замена накладной хлебной подати, взимавшейся с крестьян, умеренным денежным сбором, повеление принимать присягу на верность государю у владельческих крестьян. С другой стороны, беспрецедентная раздача за неполные пять лет в частное владение 600 тыс. душ государственных крестьян обоего пола, жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ, практика сурового казенного попечительства, примененная к удельным (дворцовым) крестьянам с использованием принципов «помещичьего права», по существу являлись логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II.
В политике Павла I по отношению к дворянству также проявлялись противоречивые тенденции. С одной стороны, царь заботился об укреплении экономического положения дворян (им оказывалась материальная помощь через кредитно-банковскую систему — Вспомогательный банк), создании режима максимального благоприятствования дворянству по службе (указом от 14 декабря 1797 г. дворянам предписывалось отбывать военную службу в звании рядового не более трех месяцев, указом от 17 апреля 1798 г. запрещалось производить в офицерские чины унтер-офицеров не из дворян). С другой — ограничивалось сословное самоуправление и фактически отменялись важнейшие положения Жалованной грамоты о свободе от обязательной службы и телесных наказаний, были введены сборы с дворянских имений на содержание судебно-административных учреждений. Уже с 1796 г. был решительно положен конец распространенной практике записи дворянских отпрысков в полки с младенчества. Были уволены со службы все офицеры, числившиеся в полковых списках, но фактически отсутствовавшие, а также те, кто не вернулся своевременно из отпусков.- Увольнению «за лень» подлежали и военнослужащие, которые, прослужив не более года в офицерском звании, просились в отставку. В недолгое павловское царствование за те или иные проступки понес наказание каждый десятый дворянин, служивший по гражданскому или военному ведомству. Установка на полную мобилизацию дворянства на государственную службу и на повышение служебной дисциплины подчеркивала зависимость высшего сословия от престола, которую пытался восстановить Павел I вразрез с устремлениями самого эмансипирующего дворянства. В том же направлении действовали и попытки возрождения традиций условного феодального землевладе ния в виде так называемых командорственных имений. Последние представляли собой пожалования членам Мальтийского ордена, раздававшиеся во временное владение на условиях строгой регламентации прав владельца.
В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим аргументом в его отношении к монарху. Формирование с 1797 г. антипавловского заговора стало прямым ответом на нарушение устоявшегося баланса между властью и благородным сословием, о чем откровенно писал видный дипломат С.Р.Воронцов: «Дворянство... является ближайшим посредником между государем и народом. Оно помогает обуздывать народ и является естественной поддержкой трона... Ослаблять дворянство, значит, подкапываться под основание трона».
В ночь на 12 марта 1801 г. в результате очередного дворцового переворота Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков, к которой принадлежали бывшие фавориты Екатерины II братья Зубовы, генерал-лейтенант Л.Л.Беннигсен, командиры гвардейских полков П.А.Талызин, Л.И.Депрерадович, Ф.П.Уваров, петербургский генерал-губернатор П.А.Пален, сенатор Д.П.Трощинский. Поддержку заговору оказывал и наследник престола великий князь Александр Павлович.