Доклад: Лисициан Павел Герасимович
Народный артист СССР, профессор
Родился 6 ноября 1911 года во Владикавказе. Отец - Лисициан Герасим Павлович. Мать - Лисициан Србуи Мануковна. Супруга - Лисициан Дагмара Александровна. Дети: Рузанна Павловна, Рубен Павлович, Карина Павловна, Герасим Павлович. Все получили высшее музыкальное образование, стали известными исполнителями, лауреатами международных конкурсов, имеют звания Народных артистов Армении, Заслуженных артистов России.
Дед П.Г.Лисициана, тоже Павел Герасимович, занимался извозом. Отец работал буровым мастером. Потом организовал фабрику по выпуску гильз для папирос (деньги на это предприятие ему предложил отец великого театрального режиссера Евгения Вахтангова - Багратиони Вахтангов). Герасим Павлович закупил в Финляндии оборудование, наладил производство и через два года полностью расплатился с долгами. Однако после революции фабрика была национализирована и отец вынужден был вернуться к профессии бурового мастера.
Дом Лисицианов пользовался особым уважением в армянской общине еще благодаря и редкой музыкальности всех членов семьи, - и мать, и отец, и старшая сестра Рузанна, и с малых лет сам Павел - все пели в хоре армянской церкви, музыкой были заполнены и часы домашнего досуга. Уже в четырехлетнем возрасте будущий певец, сидя на коленях у старших, давал первые концерты - исполнял соло и дуэтом с отцом не только армянские, но и русские, украинские и неаполитанские народные песни. Позже - несколько лет занятий в хоре под руководством чутких высокообразованных наставником - композиторов Сардарьяна и Манукяна - сыграли важную роль в художественном развитии Павла Лисициана. Музыкальное воспитание мальчика было разносторонним и интенсивным, - он учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре... Неоценимую пользу приносила ему и домашнее музицирование: в гостеприимной семье любили бывать проезжие гастролеры, и вечера заканчивались импровизированными концертами. Для Павла, сколько он себя помнит, петь было также естественно, как говорить или дышать. Но к музыкальной карьере родители ребенка не готовили. Слесарные и столярные инструменты с ранних лет были столь же привычны для мальчика и подвластны ему, как и музыкальные.
Пятнадцатилетним подростком по окончании школы-девятилетки, Павел покинул родительский дом, чтобы трудиться самостоятельно. Началась кочевая жизнь в геолого-разведочных, алмазно-буровых партиях. 1927 год - Садонские рудники под Владикавказом, Павел - ученик бурильщика, разнорабочий, подсобник. 1928 год - Махунцеты под Батуми, работает помощником мастера. 1929 год - Ахалкалаки, строительство Тапараван-ГЭС, Павел - буровой мастер и неизменный участник художественной самодеятельности, солист в народном хоре. После одного из выступлений начальник партии вручил восемнадцатилетнему мастеру путевку Тифлисского геологического управления на рабфак Ленинградской консерватории. В Ленинград Павел приехал летом 1930 года. Выяснилось, что до вступительных экзаменов оставалась еще несколько месяцев, и он сразу же стал работать на Балтийском заводе. Юноша освоил профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца. Но с Ленинградской консерваторией пришлось расстаться, едва начав обучение.
Павел поступил статистом в Большой драматический театр. Начались театральные университеты, предстояло еще одно восхождение по профессиональным ступеням - от статиста до премьера. Работа давала возможность ежедневно видеть мастеров, дышать воздухом кулис, приобщаться к традициям русской актерской школы. Интересно, что диплом о высшем образовании певец получил уже в зрелом возрасте, будучи образованнейшим человеком и народным артистом СССР - Ереванскую консерваторию он окончил экстерном в 1960 году.
В театре молодому статисту доверили исполнение сольного номера - романс Шапорина "Ночной зефир". Эти выступления в Большом драматическом театре можно считать профессиональным вокальным дебютом артиста. В 1932 году Павел возобновляет регулярные занятия пением с педагогом М.М.Левицкой. Наконец, определился характер его голоса - баритон. Левицкая подготовила Павла к поступлению в музыкальный техникум, где он стал заниматься у З.С.Дольской. На освоение певческих премудростей и обработку голоса Лисициан потратил всего три года - с 1932 по 1935 год. Именно тогда его вполне зрелое вокальное искусство оценил А.И.Орфенов. Вокальных педагогов, не считая Баттистини, у Лисициана было двое, но в числе учителей, помогавших ему осваивать различные области исполнительства, он называет очень многих, и, в первую очередь пианистов-концертмейстеров А.Мееровича, М.Сахарова, композитора А.Долуханяна, дирижеров С.Самосуда, А.Тер-Ованесяна.В.Небольсина, А.Пазовского, А.Мелик-Пашаева, режиссера Б.Покровского...
Едва начав учиться в техникуме, Павел становится солистом Первого молодежного оперного театра. Дебютировав в "Севильском цирюльнике" Россини в крошечной партии, он не остался незамеченным. Печатная рецензия в ленинградской газете "Смена" была восторженной. Но, к сожалению, вскоре ввиду отсутствия материальной базы молодежный театр был расформирован. Еще год учебы в музыкальном техникуме, совмещаемой с нелегкой работой - сваркой огромных газгольдеров на заводе - и снова театр, теперь уже молодежная группа Ленинградского Малого оперного театра.
1935-1937 годы - едва ли не самые важные и решающие в творческой биографии артиста. Он исполнял вторые, и даже третьи партии, но это была прекрасная школа! Самуил Абрамович Самосуд, главный дирижер театра, выдающийся знаток оперного дела, внимательно опекал молодого артиста, проходя с ним даже самые скромные партии. Много дала и работа под руководством австрийского дирижера, в те годы руководителя симфонического оркестра Ленинградской филармонии Фрица Штидри. Особенно счастливой оказалась для Лисициана встреча с хормейстером Арамом Тер-Ованесяном.
В 1933 году начались, выступления в рабочих клубах, домах культуры, школах... концертная деятельность Лисициана, длившаяся 45 лет. Он - солист концертно-театрального бюро Ленгосактеатров. В 1936 году Лисициан подготовил и спел в концертном зале Капеллы в ансамбле с А.Б.Мееровичем первое в своей жизни сольное отделение - романсы Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова. Несмотря на колоссальную загруженность работой, певец находит время и возможности для интеллектуального роста. Он изучает музеи и архитектуру города, много читает. Неоценимую пользу принесла Лисициану "школа" Ленинградской филармонии.
1937 год принес новые перемены в его артистической судьбе. Певец получает приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. Три с половиной года работы в Армении были весьма плодотворными - он исполнил пятнадцать партий в классических и современных спектаклях: Евгения Онегина, Валентина, Томского и Елецкого, Роберта, Тонио и Сильвио, Маролеса и Эскамильо, а также Митьки и Листницкого в "Тихом Доне", Татула в опере "Алмаст", Моей в "Ануш", Товмаса в "Восточном дантисте", Грикора в опере "Лусабацин". Но особый успех выпал на долю певца в дни Декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Он исполнил две героические партии - Татула и Грикора, а также принял участие во всех наиболее ответственных концертах. Компетентная столичная публика тепло приняла молодого вокалиста, заметили его и руководители Большого театра и уже не выпускали из поля зрения. Лисициану присваивается звание заслуженного артиста Армянской ССР, он награждается орденом Трудового Красного Знамени, избирается депутатом Ереванского горсовета, становится кандидатом в члены Коммунистической партии.
Вскоре начался новый ответственнейший этап работы - певца пригласили в Большой театр, где в течение двадцати шести лет ему суждено было быть ведущим солистом. Дебют Павла Лисициана на сцене филиала Большого театра состоялся 26 апреля 1941 года. Отзывы были восторженные. До начала Великой Отечественной войны он успел спеть партию Евгения Онегина и партию Елецкого. Строго говоря, дебютом певца был спектакль "Пиковая дама", который состоялся на месяц раньше "Евгения Онегина", но столичная пресса выступление пропустила и откликнулась лишь на исполнение партии Онегина месяцем позже, преподнеся его как дебют.
Началась война. С июля по октябрь 1941 года Павел Лисициан вместе с бригадой выезжал по заданию ГлавПУРККА и Комитета для обслуживания Западного фронта, Резервного фронта генерала армии Жукова, кавалерийского корпуса генерала Доватора и других частей в районе Вязьма, Гжатск, Можайск, Верея, Бородино, Батурине и других, выступал в авиационных частях, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. Пел на передовых позициях фронта под обстрелом, под проливным дождем по 3-4 раза в день. В сентябре 1941 года после одного из фронтовых концертов, на котором артист без сопровождения исполнял армянские народные песни, один боец преподнес ему букетик полевых цветов. До сих пор Павел Герасимович вспоминает этот букет, как самый дорогой в своей жизни.
За самоотверженную работу на фронте П.Г.Лисициан был отмечен благодарностью Политического управления Западного фронта, командованием действующей армии, а также личным оружием от генерала Доватора. На фронтах и в тылу он спел больше пятисот концертов и гордится боевыми наградами - медалями "За отвагу", "За освобождение Кавказа". А к концу 1941 года он был доставлен в ереванскую больницу в тяжелом состоянии и довольно долго находился между жизнью и смертью.
Оправившись от болезни, Лисициан в течение полутора лет поет на сцене Ереванского театра. В этот период он пополняет свой репертуар партиями Киазо в "Даиси" Палиашвили и графа Невера в "Гугенотах" Мейербера, а в 1943 году возвращается в Москву, где 3 декабря, впервые после большого перерыва выступает на сцене столичной оперы. День Победы памятен для семьи Лисицианов не только всенародным ликованием по поводу окончания кровопролитной войны, но и еще одним радостным событием: 9 мая 1945 года на свет появилась двойня - Рузанна и Рубен.
В 1946 году П.Лисициан исполнил партию Жермона в "Травиате" Верди, Казбича в "Бэле" А.Александрова. Вслед за этим он исполняет в опере Мурадели "Великая дружба" партию Чрезвычайного комиссара. Премьера состоялась в ноябре 1947 года. Пресса была единодушна в высокой оценке работы Лисициана. Такую же оценку получила и другая его работа - образ Рылеева в опере Шапорина "Декабристы" на сцене Большого театра в 1953 году. Еще три партии в операх советских композиторов были исполнены Лисицианом на этой сцене: бельгийского патриота-антифашиста Андре в "Джалиле" Назиба Жиганова, Наполеона в "Войне и мире" Прокофьева. В опере Дзержинского "Судьба человека" он пел скорбный реквием "Памяти павших".
В июне 1959 года в Большом театре состоялась постановка оперы Бизе "Кармен" с участием Марио дель Монако. Партию Кармен исполняла И.К.Архипова. Она разделила триумфальный успех с итальянским партнером, а П.Г.Лисициан в роли Эскамильо в очередной раз мог убедиться в том, что любовь и уважение публики к нему неизменны независимо от того, кто поет с ним рядом, - каждый его выход и уход со сцены сопровождались бурной овацией.
Павел Герасимович за свою долгую и насыщенную оперную жизнь одержал немало творческих побед, овации в его честь звучали под сводами "Ла Скала", "Метрополитен", Большого театра, всех других тридцати двух оперных театров нашей страны и многих зарубежных. Он гастролировал более чем в тридцати странах. В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, 1800 спектаклей! Среди десятков спетых Лисицианом баритональных партий одинаково широко представлены как лирические, так и драматические.Его записи и по сей день остаются непревзойденными, эталонными. Его искусство, преодолев пространство и время, сегодня по-настоящему современно, актуально и действенно.
П.Г.Лисициан, беззаветно влюбленный в оперу, в совершенстве владел профессией камерной деятельности, выступления с сольными концертами.
П.Лисициан отдал дань и ансамблевому музицированию: пел он и в камерных дуэтах с коллегами по Большому театру (в частности, на гастролях в Вене - произведения Варламова и Глинки с Валерией Владимировной Барсовой), пел и в квартетах. Семейный квартет Лисицианов - уникальное явление в отечественном профессиональном исполнительстве. Как единый коллектив в 1971 году они дебютировали, исполнив все партии - сопрано, альта, тенора и баса - в "Реквиеме" Моцарта. Отца - Павла Герасимовича, двух дочерей - Карину и Рузанну, и сына Рубена объединяет в музыке единство художественных принципов, тонкий вкус, любовь к великому классическому наследию. Залог огромного успеха ансамбля в общей эстетической позиции его участников, едином подходе к техническим и звуковым проблемам, в отточенном мастерстве каждого члена коллектива.
Проработав 26 сезонов в Большом театре, живя основную часть жизни в Москве, Лисициан тем не менее никогда не забывает о том, что он армянин. Не было ни одного сезона в течение всей его творческой жизни когда бы он не пел в Армении, причем не только в опере, но и на концертной эстраде, не только в крупных городах, но и перед тружениками далеких горных селений.
Гастролируя по миру, Павел Герасимович любил привозить в разные страны и дарить хозяевам их народные песни, исполняя их на языке оригинала. Но главная его страсть - армянские и русские песни.
С 1967 по 1973 год Лисициан был связан с Ереванской консерваторией: сначала как преподаватель, потом как профессор и заведующий кафедрой. Во время гастролей в США (1960) и в Италии (1965), впрочем, как и во многих других зарубежных поездках, он, помимо участия в заранее запланированных концертах и спектаклях, находил силы и время для выступлений в армянских землячествах, а в Италии даже успел прослушать множество армянских детей, чтобы отобрать пригодных для профессионального певческого образования.
П.Г.Лисициан неоднократно участвовал в международных конкурсах в качестве члена жюри, в том числе на конкурсе в Рио-де-Жанейро (Бразилия), на конкурсах Шумана и Баха в Восточной Германии. В течение 20 лет участвовал в Веймарских музыкальных семинарах. Он лауреат Шумановской премии (город Цвикау, 1977).
Несколько лет назад Павел Лисициан окончательно простился с оперной сценой и концертной эстрадой и пел уже только в репетиционном классе, но по-прежнему замечательно, показывая ученикам, как нужно исполнить ту или иную фразу, то или иное упражнение.
В основе всей деятельности Павла Герасимовича Лисициана - принципиальная жизненная позиция человека-труженика, влюбленного в избранную профессию. В его облике нет и не может быть и намека на "сановность", он думает лишь об одном - быть нужным и полезным людям, своему делу. В нем живет святое беспокойство за музыку, творчество, добро, красоту.
Список литературы