Сочинение: Роль фантастики в романе «Путешествие Гулливера»
Всемирно известный автор «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт был не только одарен литературным талантом, но и активно использовал его в политических целях — в борьбе за мир и справедливость. Вот почему «Путешествие Гулливера» нельзя назвать книгой для детей —- она писалась Свифтом для взрослых, и в ней отразились реальные взгляды автора на ненавистные ему порядки и нравы в Англии начала XVIII века.
Давая волю своей фантазии и воображению, Свифт создает на страницах своей книги фантастическую, несуществующую страну — Лилипутию. Живут здесь, само собой разумеется, лилипуты — крошечные человечки, создавшие собственное государство, имеющие собственное правительство и законы.
Главный герой романа Гулливер старается относиться к монарху и жителям этой необыкновенной страны серьезно и непредвзято, чаще всего, он проявляет себя как настоящий ученый. Однако нам очень смешно наблюдать за распрями политических партий, причина которых — в высоте каблуков. А причину многолетних войн Лилипутии с соседним государством (с какого конца нужно разбивать яйца — с тупого или острого) тоже можно было бы считать забавной, если бы в настоящих кровопролитных сражениях не гибли тысячи солдат.
Вводя элементы фантастики, Свифт обнажает и остро высмеивает пороки современного ему английского общества, его правящих кругов. На примере лилипутов автор показывает читателю, как неразумно тратить всю жизнь на решение мелких, придуманных проблем, в то время как актуальные и требующие немедленного разрешения вопросы остаются без внимания.
«Путешествие Гулливера» — замечательное произведение английского писателя Джонатана Свифта, принесшее ему всемирную известность. Над этой книгой писатель работал почти пять лет. Он поставил себе цель — изобразить и высмеять ненавистные ему порядки Англии того времени. Именно фантастика помогла ему нарисовать в иносказательной форме картину всего общества и создать отдельные сатирические образы» которые полностью отразили его замысел.
Роман разделен на четыре части, в каждой из которых герой произведения Лемюэль Гулливер попадает в странные незнакомые земли, переживая в своих путешествиях все новые захватывающие приключения.
Сначала Гулливер попадает в страну лилипутов — человечков, которые в двенадцать раз меньше, чем обычные люди. А на самом деле лилипуты — современники самого Свифта. Маленькие человечки выглядят особенно смешными, пытаясь казаться великими министрами, сильными правителями и мудрыми людьми, но маленький рост только подчеркивает их жестокость, жадность и коварство. В некоторых персонажах легко угадывается намек на людей, живших в те времена. Например, в императоре Лилипутии (крошечном человечке, считавшем себя монархом всех монархов, украшением и грозой Вселенной и величайшим из людей) современники Свифта узнавали надменного короля Георга I.
Из государства лилипутов Гудливер попадает в страну великанов и сам словно превращается в лилипута. Король страны задает герою вопросы, которые ставят его в тупик. Дело в том, что вопросы короля про политическое и общественное устройство страны сформулированы так, что на них можно дать лишь конкретные ответы. И эти ответы характеризуют английское общество не с лучшей стороны. Этим автор опровергает существовавшую легенду о мудрости величии политического строя Англии тех времен.
В третьей части Свифт с помощью сатиры высмеивает ученых, которые проводят все свое время в изучении математики, астрономии и даже еду готовят в форме геометрических фигур, при этом они совсем не приспособлены к обычной жизни. Они строят кривые дома, шьют неудобную и непрактичную одежду.
В четвертой части произведения герой попадает в страну умных лошадей, использующих в качестве рабочей силы двуногих существ — иеху, в которых Гулливер с ужасом узнает людей. В неприглядных образах иеху отразились эгоизм, жадность, аморальность — черты, которые, к сожалению, автор часто наблюдал в современном ему обществе.
С помощью сатиры и фантастических приемов Джонатан Свифт высмеял в своем произведении буржуазное общество, его правителей, выступил с острой критикой ^сего политического и общественного строя современной ему Англии.