Доклад: Талызина Валентина Илларионовна
Народная артистка РСФСР
Родилась 22 января 1935 года в городе Омске. Отец - Талызин Илларион Григорьевич. Мать - Талызина Анастасия Трифоновна. Дочь - Талызина Ксения, актриса Театра Российской Армии. Внучка - Анастасия.
За год до начала Великой Отечественной войны семья Талызиных переехала из Омска в город Барановичи, на западе Белоруссии. Туда был направлен на работу после окончания Промышленной академии глава семьи. Самым ярким и страшным воспоминанием ее детства стали первые дни войны.
Она до сих пор помнит прозвучавшую по радио речь Сталина, первые бомбежки, разрушенные железнодорожную станцию и детский сад. Семье чудом удалось эвакуироваться на последних полуторках. Это было 23 июня, а на следующий день в город вошли немецко-фашистские войска и расстреляли членов семей коммунистов и комсомольцев. Об этом уже гораздо позже Валентина Талызина узнала из воспоминаний Ильи Эренбурга.
Через всю свою жизнь Валентина Илларионовна пронесла в сердце ненависть к войне и насилию. Это чувство сыграло немаловажную роль и в гражданском, и в творческом становлении актрисы.
С юных лет Валентина считала своим призванием историческую науку. С особенной страстью она всегда занималась российской историей, в которую до сих пор буквально "вгрызается" с упорством профессионального исследователя. Любовь к истории своей страны помогла Валентине Талызиной впоследствии, уже в зрелом возрасте, выполнить уникальные исследования и даже сделать серьезные открытия в области изучения жизни и творчества великих людей России. Эти исследования стали основой для публикаций и интереснейших телевизионных программ, в числе которых: "Женщины в жизни Ивана Бунина", "Правда и поэзия Сергея Дягилева", Исследование творчества Анны Барковой и Зинаиды Гиппиус в серии "Забытые имена", программа под названием "Апухтин - Чайковскому: "Я кончаю жизнь непризнанным поэтом".
Только нелепый случай не позволил юной Валентине стать студенткой исторического факультета, и она пошла учиться на экономиста в Омский сельхозинститут. Там она отчасти реализовала свою давнишнюю мечту о сцене, занимаясь в драматической студии. Юной студентке хватило двух лет, чтобы понять простую истину: формула "товар - деньги - товар" - не для нее. Она бросила институт и поступила в ГИТИС, после окончания которого в 1958 году была принята в Театр имени Моссовета, где работает и по сей день.
Молодой актрисе удалось застать в театре старую гвардию великих российских актрис, у которых она продолжала учиться актерскому мастерству. Талызина с уважением и трепетом вспоминает Веру Марецкую, Фаину Раневскую, Валентину Серову, Варвару Сошальскую, Серафиму Бирман, Ирину Анисимову-Вульф. Эти имена, по словам самой актрисы, "золотыми буквами запечатлены в ее сердце".
Неизменным партнером Валентины Талызиной во многих спектаклях был Леонид Марков, уникальный артист, обладавший настоящим трагическим темпераментом и огромной страстностью. Главной творческой удачей своих первых актерских лет актриса считает работу с художественным руководителем театра режиссером Юрием Завадским. Валентина Илларионовна называет его великим режиссером, рыцарем театра. Одной из выдающихся их совместных работ стала ее роль в спектакле "Петербургские сновидения" по "Преступлению и наказанию" Ф.М. Достоевского, в котором она сыграла Катерину Ивановну. Благодаря своей неуемной исследовательской натуре Валентина Илларионовна разыскала в архивах материалы о жизни А.Г. Сниткиной - жены великого писателя, которая стала прообразом некоторых героинь его романов. Доскональное знание обстоятельств жизни Анны Григорьевны вплоть до привычек и манеры речи позволили Валентине Илларионовне создать редкий по драматизму образ мятущейся и страдающей русской женщины.
Актриса блестяще сыграла в те годы в спектаклях "Дядюшкин сон", "Последняя жертва" и "Царствие земное". Успех сопутствовал актрисе и в спектаклях, поставленных режиссером Романом Виктюком, с которым она училась в ГИТИСе. Одной из самых заметных работ Валентины Талызиной стала роль Екатерины II в спектакле, поставленном Р. Виктюком по пьесе Л. Зорина "Царская охота". Работая над этой ролью, актриса прочитала о своей героине почти все и сыграла, по ее же словам, "не взбалмошную немку, плохо говорящую по-русски", а очень умную и трезвую женщину, все действия которой были подчинены трону и власти. Для Екатерины II в исполнении Валентины Талызиной интересы государства оказались выше эмоций, сострадания и соображений гуманности. Эту роль актриса играла 7 лет и называет одной из самых любимых.
Роман Виктюк стал одним из "виновников" еще одного творческого триумфа актрисы - роли в нашумевшем в 1980 году спектакле "Уроки музыки" по пьесе Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ. Спектакль и роль Валентины Илларионовны произвели в Москве эффект "разорвавшейся бомбы" - настолько пронзительным по форме и острым по сути оказалось то, что удалось создать актрисе в этом сценическом повествовании о трагичности и жестокости существования самой обычной советской семьи. В этом спектакле актрисе пришлось столкнуться с непростой проблемой: сосуществованием на сцене с непрофессиональными актерами, и Талызина блестяще с ней справилась. "Уроки музыки" игрались всего полгода и были закрыты университетским партийным и профсоюзным начальством, а театр, которым руководил Роман Виктюк, - разогнан.
После смерти Ю.А. Завадского в театральной жизни Валентины Талызиной наступила вынужденная пауза, обусловленная отнюдь не творческими причинами. Однако актриса в эти годы очень продуктивно работала в кино, дебют в котором у нее состоялся еще в 1963 году. Она сыграла роль Инны в фильме "Человек, который сомневается". С тех пор актриса снялась более чем в 70 кино- и телефильмах. В числе ее наиболее значительных работ роли в фильмах "Зигзаг удачи" и "Ирония судьбы, или С легким паром" Эльдара Рязанова, "Афоня" Георгия Данелии, "Женитьба" Виталия Мельникова по пьесе Н.В. Гоголя, "Культпоход в театр" Валерия Рубинчика, "Гений" Виктора Титова, "Петербургские тайны" Леонида Пчелкина и многие другие. Особую роль в творчестве актрисы сыграл фильм "Иванов катер", поставленный режиссером Марком Осипяном по повести Бориса Васильева. Этот фильм был неугоден властям и 15 лет пролежал "на полке". По словам самой актрисы, если бы он вышел в прокат вовремя, то ее судьба в кино могла сложиться иначе. Своей любимой героиней в кино актриса считает Женю из фильма Сергея Бодрова "Непрофессионалы", человеческая судьба которой оказалась наиболее близкой самой Валентине Илларионовне. В этом фильме актриса опять была поставлена в непростые условия: сниматься пришлось вместе с непрофессионалами - обычными людьми, живущими в доме престарелых. Актриса достигла в этой роли редкой точности, естественности и достоверности образа, казалось, что ее персонаж - обычная женщина, снятая скрытой камерой.
В работе над фильмом "Ирония судьбы, или С легким паром" проявилось еще одно качество Талызиной - актерское мужество и душевная щедрость. Она, по сути дела, "подарила" свой голос иностранной актрисе Барбаре Брыльской, сыгравшей главную героиню фильма, озвучив ее роль. Это в определяющей степени стало одной из причин фантастического успеха фильма у зрителей и критики и большого числа премий, которыми он был награжден. Удивительный по красоте и тембру голос Талызиной продолжает звучать и во многих мультфильмах, радуя и детей и взрослых.
Валентина Илларионовна категорически не признаёт понятия "актерский опыт" и считает каждую новую роль прыжком в неизведанное, аналогичным знакомству с новым человеком. Она пытается проникнуть в нутро той героини, которую играет, постичь ее духовную сущность. Ни одна подробность характера и поступков героини не ускользает от пристального взгляда и пытливого ума актрисы. При этом актриса никогда не становится судьей своих героинь, всегда пытаясь оправдать те или иные их поступки, будь то княгиня Чечевинская из "Петербургских тайн", Екатерина II или героиня "Уроков музыки".
Исследовательская жилка в характере Валентины Талызиной помогла ей написать сценарий и сыграть главную роль в телефильме "Женщины в жизни Ивана Бунина". И в этой работе актриса, как всегда, пыталась быть как можно более точной в изображении подробностей личной жизни великого писателя. Работая над фильмом, она прочитала о Бунине все, что имелось в отечественных библиотеках и архивах. Ей и режиссеру фильма Анне Шишко удалось снять его в тех районах, где до них никто не был и тем более не снимал: на виллах Бельведер и Жанетт, - там долгое время жил и работал Иван Алексеевич.
Интерес к историческим личностям России и глубокое знание их творчества позволили актрисе достоверно и пронзительно сыграть жену еще одного великого русского писателя - Льва Толстого. Она сыграла Софью Андреевну в спектакле по пьесе Сергея Коковкина "Миссис Лев" в постановке Бориса Морозова на сцене театра "Школа современной пьесы". Главной чертой обеих женщин - жен Бунина и Толстого - Валентина Талызина считает жертвенное отношение к собственной жизни во имя того великого дара, который был ниспослан их мужьям.
Серьезной сценической победой актрисы стала роль в спектакле по пьесе "Двое с большой дороги" в постановке Андрея Житинкина. Этот спектакль, в котором прекрасный дуэт составили Валентина Талызина и артист МХАТ имени А.П. Чехова Борис Щербаков, поставлен по пьесе Виктора Мережко и посвящен одной из главных проблем постперестроечного периода - криминальной теме. В нем одним из действующих "лиц" становится пистолет в руках персонажей. Однако, несмотря на это, в спектакле звучит и тонкая лирическая тема любви двух главных героев пьесы. В течение многих лет спектакль пользуется неизменной популярностью зрителей как в России, так и за рубежом.
Валентина Талызина блистательно работает на эстраде как чтица. В ее репертуаре много композиций по произведениям российских поэтов и прозаиков, таких как "Поэтессы серебряного века", которую она написала и играет вместе со своей дочерью Ксенией.
Традицией стало участие актрисы в концертах, посвященных Дню славянской письменности, которые проходят в Новгороде, Рязани, Калуге и Москве. В памяти многих людей осталось грандиозное поэтическое представление в псковском Кремле, где Валентина Талызина в присутствии 6 тысяч зрителей читала прозу Ивана Ильина в сопровождении хора из 800 человек, который исполнял вокализ из оперы "Иван Грозный" Сергея Прокофьева.
Валентина Талызина обладает редким актерским умом и чутьем, вполне свободно и органично владеет самыми разными театральными жанрами и стилями: от психологического театра до условного, площадного "представления", основоположником которого является немецкий драматург и режиссер Бертольдт Брехт. Актриса с поразительной точностью чувствует стилистику этого автора, блистательно сыграв главную роль в спектакле по его пьесе "Мамаша Кураж" в постановке Павла Хомского на сцене Театра имени Моссовета. Трехжильная, задиристая, но несчастная полковая маркитантка, которая упрямо тащит свой фургон сквозь чуму, пепелища и смерть Тридцатилетней войны и теряет на ней всех своих детей, в исполнении Талызиной старается еще раз достучаться и докричаться до сердца каждого сидящего в зале, напомнить, что на войне никто никогда выиграть не может. По словам актрисы, она хотела сыграть Кураж как бабу, горести которой - вне времени, политики и национальности. Актриса играет в этом спектакле и беду всех матерей Великой Отечественной войны, и несчастье женщин Чечни, и свои страшные детские воспоминания о догоняющих ее фашистских бомбах. По словам самой артистки, если бы тема ужаса войны не сидела у нее "в печенке", вряд ли бы ей удалось так достоверно сыграть этот редкий для отечественной сцены образ.
В "Мамаше Кураж" проявились и доселе остававшиеся втуне прекрасные вокальные способности Талызиной. Она великолепно справилась со сложной текстовкой и мелодикой зонгов, звучавших в этом спектакле, открыв и для себя, и для зрителей новые пласты брехтовской драматургии и поэзии.
Страстной, но доселе нереализованной мечтой актрисы остаются роли в пьесах А.П. Чехова и роль Гурмыжской в "Лесе" А.Н. Островского.
В.И. Талызина - Народная артистка РСФСР (1985), Заслуженная артистка РСФСР, член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, член Президиума и председатель театральной секции ЦДРИ.
У Валентины Талызиной растет внучка Анастасия, будущее которой актриса категорически не хотела бы связывать с театром.
Список литературы