Статья: Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности

Тумановская О. М.

Об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования, о чем просто сказал великий Пушкин: "Знать Россию – это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру".

Тема, которая объединяет нас на этих 10-х Корнилиевских православных образовательных чтениях, чрезвычайна важна и актуальна. К близким темам мы обращались не раз, ибо нет ничего важнее того, чтобы в России все было духовно здоровым. Чтобы был мир в Отечестве, в семье, чтобы образование было эффективным, мирным, безопасным.

Все больший размах в России получают проведение православных образовательных чтений (в 4-х округах они прошли в 2007 г., в т.ч. и в Калуге) Преподобный Корнилий помог нам начать эту работу уже 10 лет тому назад.

Сегодняшним чтениям предшествовал XV международные Рождественские чтения, проходившие в конце января в Москве. Искренняя благодарность отец Тихон Вам, ГУО в лице Веры Васильевны за возможность участие в них мне и моим коллегам. Данный форум подвел итоги совместной работы школы и Церкви и как никогда, на мой взгляд, обозначил проблемы и пути их решения.

Первое что очень остро стоит сегодня – вопрос о важности признания Министерством науки и образования преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, включив этот предмет в федеральный стандарт.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XV Рождественских образовательных чтений в 2007 году сказал: " …мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, к которой они принадлежат после крещения, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя.

Ведение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это является самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества".

Патриарх отмечал, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований относятся в России православные. Вопрос о включении Основ православной культуры в федеральный стандарт прошел через все выступления и на VI Рождественских образовательных чтениях.

Россиянин не имеет по-прежнему глубоких позиций об истинах отеческой веры.

- А для чего нужно учить?

Отвечая святитель Василий Великий свидетельствует: "Учить не затем, чтобы только знали, но не иначе для того, чтобы и жили сообразно с учением". Отсюда главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы.

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей в преподавании основ религии в школах, и там не стоит вопрос о том, чтобы дети знали свою религию.

Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл сказал: "Мы собираем письменные заявления с родителей о разрешении посещения ребенком данного факультатива, а в Германии, где на государственном уровне изучается исповедуемая религия, наоборот родители объясняют, почему они в редких случаях отказываются. Удивляемся, что мир катится в ад? – Кому мешает Православие?

Телевидение 24 часа оказывает растлевающее давление на человека, а мы говорим о 40 минутах ОПК. Вот и подумаем, почему так боятся определенные силы".

"Ребенок должен признавать другую религию, это уважение в нем и будет воспитано Православием, но сам должен быть православным" - говорит президент академии образования Н.Д. Никандров. В ст.28 Конституции гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Почти в таких же выражениях сказано в Законе 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Второй момент. Сегодня также волнует всех присутствие духовно-нравственного компонента во всех образовательных стандартах, во всех учебных дисциплинах.

Формируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать так ребенка, что он является гражданином Великой России, учить не просто любить Родину, а должен школьник знать подвиги ее сыновей и дочерей во всех времена, кто их конкретно совершал.

По данным социологических исследований 44% россиян сегодня не знают, с чем связан 1937 год, 22% оценивают Великую Отечественную войну только как исторический факт.

И в этом плане многое делается образованием Псковской области, например замечательные областные конкурсы творческих работ. Например, дипломом 1 степени в конкурсе "Разговор с Губернатором о будущем Псковской земли" награждена Илларионова Марина, ученица 10 "А" класса. После проведения конкурса "История моей семьи в истории страны". Сложно было жюри определить победителей: все 187 работ уч-ся 6-8-ых классов были трогательными и интересными фактами и событиями.

"История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моей прабабушки, давшей жизнь четверым детям, семи внукам и восьми правнукам, Ольги Леонидовны Филимоновой – пишет в своем сочинении ученица 7-а класса Павлова Дарья.

Она появилась на свет 15 февраля 1917 года в правление последнего российского императора Николая II, в дворянской семье. Мать Оли дружила с Софьей Львовной Толстой, дочерью великого русского писателя и женой поэта Сергея Есенина. Прабабушка часто бывала в семье поэта. Девочке пришлось испытать и нужду, и голод. От болезни, голода и лишений умерли ее старший брат и бабушка. Но на этом испытания не прекратились: в 1927 г. арестовали родителей. Десятилетняя Оля и две ее сестры были выселены из квартиры. В это трудное время духовным отцом девочек стал их родственник, митрополит Трифон. Подруга Олиной мамы преподавала немецкий язык жене Сталина, Надежде Сергеевне Аллилуевой. Узнав о судьбе трех маленьких девочках, Аллилуева приехала к ним и поддержала. Вскоре Варвара Александровна вернулась к детям. В этом году мы отметили девяностолетний юбилей бабули. С этой датой ее тепло поздравил наместник Псково-Печерского монастыря Отец Тихон, Российское дворянское собрание…"

Как важно воспитать в детях уважение к прошлому и настоящему, что благотворно скажется на развития их духовности.

1,5 года назад Печорским школьникам и не снилось, что придет время, когда они объединяться в детское православное движение "Вестники", работа которого не волнообразная, а целенаправленная, захватывающая, глубокая, благотворно влияющая на развитие высокой гражданственности и духовности. У нас целые классы, как 4 "А" (кл.руководитель Вдовенко И.П.), 10 "А" (классный руководитель Володина Н.Л.) являются участниками православного движения "Вестники".

Низкий поклон руководителю регионального движения Романовой Т.М., скромной и преданной труженице на ниве духовно-нравственного воспитания, огромное спасибо подполковнику в отставке Пушкареву Александру Викторовичу, организатору внеклассной работы Вдовенко И.П., руководителю театральной студии матушке Савельевой Наталье Александровне, ну и, конечно, отцу Августину.

Мне бы хотелось, чтобы руководители образовательных учреждений посмотрели завтра презентацию, она впечатляет.

Следует признать социально опасным, волнующим интеллигенцию утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.

Нам нужны, бесспорно, физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы не должны забывать, что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевым и Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильным духом – святой Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Серафим Саровский, праведный воин Федор Ушаков и другие, чьи имена знает весь мир.

Воспитание личности на основе отечественного духовно-культурного наследия немыслимо без восстановления ясного, вдумчивого, любящего взгляда на Российскую историю "История есть в некотором смысле священная книга народов" - писал Н.М.Карамзин.

Следующий, очень важный момент. Коллеги, нам сегодня нужно понять, почему Православная церковь не может оставаться в стороне от процесса формирование системы духовно-нравственных ценностей и в специальных, особенно естественных дисциплинах. Научные знания должны быть дополнены элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. Нужно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозные фактор является не менее важным, чем научным, а мы иногда лишь пожимаем плечами, так давайте же духовно совершенствоваться.

Сколько сделал М.В.Ломоносов, чтобы прославить отечественную науку, и при этом был глубоко верующим человеком. Они писал, что "наука и религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут".

Исходя из вышеизложенного, хочу сказать о большом значении для воспитания ребенка учителя. С поступлением в школу у него меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени занимают учителя. Учитель вызывает доверие, "А мне так учительница сказала", - чаще и чаще мы слышим.

Педагог дает знания об окружающем мире, становится нравственным авторитетом, так давайте не будем забывать об этом.

Школьник как губка, он впитывает все, что ему преподносится, давайте же будем сами нравственными, будем духовно совершенствоваться, не дадим примеров безнравственности. Духовно-нравственный потенциал российского учителя еще достаточно высок, (я думаю, что ряд классных руководителей смогут подтвердить при проведении классных часов, куда мы всех приглашаем), вот поэтому так бояться введения ОПК.

Самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны – кризис российской семьи. И причина не столько в материальном положении, сколько в духовной сфере, в их сознании. И общество сегодня обращает свои взоры на Церковь, как на одну из немногих сил, способных встать на пути ее распада.

Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь возжигался от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины; погашенный огонь был знаком величайшей беды. Так понимали люди связь каждой семьи с жизнью общества и всего мироздания. Современная семья воспитывает людей в большинстве своем не способных к подвигу семейной жизни, не имеющих активной гражданской позиции.

Велика в этом вопросе миссия школы, школа должна целенаправленно работать по освоению духовно-культурного наследия как с ребенком, так и воздействовать на его семью: через родительские лектории, общешкольные и классные родительские собрания. Н а очередное открытое родительское собрание мы приглашаем все завтра. А какой удивительный и богатый материал можно черпать на примере жизни Дома Романовых. Сегодня уже никто не посмеет усомниться в значимости высочайших достоинств человеческого духа, навеки связанных с правлением императорской династии.

Эта задача представляется чрезвычайно важной, потому что ее решение будет в итоге означать, что многострадальный народ, прошедший ад ХХ века, а в последние годы измотанный политическими и экономическими экспериментами, вновь обрел уважением к своим историческим корням и понял, что духовно-нравственное наследие – основа воспитания личности, без которой немыслимо будущее страны.

Иван Александрович Ильин – выдающийся русский мыслитель, был профессором философии права Московского университета, высланным из России большевистским правительством в 1922 г., чье наследие насчитывает более 30 книг. Он пишет: "Жадный пустит в ход все средства, продажный, все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление".

…Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства" (Ильин, 1922, т 2, с 40). Именно поэтому православное учение и практика церковной жизни во многом помогают, в решении ванных задач образования, укрепления общества и семьи. В эту зиму над Россией мы почти не видим солнца. Затянули небо плотные облака, накрапывает иногда дождь, но мы – то знаем, что солнце с неба не исчезло! И точно также не исчезла у нас в России вера, радость, не иссякли наши духовные силы, не покинула душевная бодрость.

Разрешите пожелать всем собравшимся в этом зале новых успехов в образовании в укреплении веры и семьи, в нравственном оздоровлении общества.