Статья: Национальные виды спорта и игры - основа физкультурного образования школьников Республики Тыва
Кандидат педагогических наук Е.М. Аг-оол, Тывинский государственный университет, Тыва
Введение.
Совершенствованию учебного предмета "физическая культура" посвятили свои труды многие известные в России и за рубежом ученые [8-10].
В Республике Тыва (РТ) также остаются актуальными разработка и внедрение учебных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ. Кроме учета национально-этнических традиций и необходимости внедрения в учебный процесс физических упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев следует принимать во внимание региональные особенности Тывы, которые формируют у школьников специальные навыки и умения, необходимые в трудовой и бытовой деятельности.
Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования предоставлены большие возможности для разработки национальных программ по физической культуре. Следует помнить, что региональные особенности и национальные традиции влияют на здоровье, физическое и моторное развитие, двигательную активность детей и подростков и позволяют, в свою очередь, сохранить традиционную культуру народа [9 -14 и др.].
Достижению определенного уровня образованности школьников в области физической культуры, формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение национальных видов спорта, игр и танцев.
Как известно, приобщение школьника к культуре своего народа осуществляется через процесс образования, а к физической культуре - соответственно через физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально -психологических качеств.
Изучение проблемы базисных оснований предмета "физическая культура" показало, что основу этой учебной дисциплины составляют прежде всего научные знания в сфере физической культуры, детерминированные целью и задачами обучения. Структурная модель предмета "физическая культура" включает цель, задачи предмета и компоненты его содержания. Один из путей развития современного физкультурного образования - определение места народно-национальных средств и методов в системе физического воспитания школьников. Основное содержание программы строится на физических упражнениях из национальных видов спорта, играх и танцах как базе для разработки системы мероприятий по модернизации школьного физкультурного образования в РТ на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности.
Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре, основывающихся на национально-региональном компоненте. При этом необходимо учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на здоровье, физическое и моторное развитие и двигательную активность детей и подростков, что позволяет, в свою очередь, сохранить традиционную культуру своего народа (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.И. Лях).
Народные средства физического воспитания как проявление народного творчества очень близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и танцев в физкультурном образовании повышает культуру учащихся и совершенствует содержание уроков по физической культуре в 10-11-х классах.
Материалы и методы. В содержании практической части предложенной программы - внедрение и адаптация упражнений из национальных видов спорта; танцевальных упражнений; изучение и совершенствование спортивно -игровых упражнений из подвижных игр; упражнений из национальных видов единоборств - борьба "Хуреш", "Даш кодурери", "Ча адары", "Кара адары", "Шалбалаары", "Аргамчы тыртары", "Аргамчы октаары" и т.д. В практической части программы главное направление - "Развитие двигательных качеств" - обеспечивает воспитание физических качеств, способствующих гармоническому физическому развитию школьников.
В уроки были включены ряд подвижных игр, отобранных и переработанных с учетом пола и возраста учащихся. Наблюдения показали, что при их использовании у школьников не только появился интерес к урокам физической культуры, но и легко усваивались спортивные игры: баскетбол, волейбол.
Кроме того, были организованы спортивные игры во время зимних национальных праздников, например одного из основных для Тывы - встреча Нового года по лунному календарю - "Шагаа", во время которой традиционно проводятся национальные подвижные, настольные игры и танцы.
Организация в школах Республики спортивно -национальных праздников и включение в уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и танцев вызвали большой интерес у школьников.
Результаты и их обсуждение . Выполненные нами исследования показывают, что включение в уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев приводит к пониманию, осознанию, принятию школьниками физической культуры как ценности.
Экспериментальная проверка содержания разработанной программы осуществлялась с 2002 по 2004 учебный год, в ней приняли участие свыше 2000 учащихся 10-11-х классов. Сравнительные данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, показали эффективность программы.
В настоящее время тывинские народные игры и физические упражнения из национальных видов спорта и танцев адаптированы к конкретным условиям урока физической культуры для учащихся 10-11-х классов. Дополняя вариативную часть, мы усовершенствуем содержание обязательных программ по физическому воспитанию с учетом национально-региональных особенностей, физического и моторного развития и конституциональных особенностей организма.
Совершенствование программы по физическому воспитанию на основе использования национальных видов спорта, танцев и народных игр - это и есть модернизация физкультурного образования школьников, способствующая более эффективному решению многих современных задач. Эффективность учебного процесса повышается еще и благодаря тому, что ученики сознательно, активно осваивают знакомые им с детства физические упражнения, а предлагаемые им игры, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зажатость и внутреннюю скованность.
Заключение. Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов национальных видов спорта, танцев и народных игр повысился уровень физического и моторного развития школьников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам национальной тывинской традиции делает сам учебный процесс более эффективным , органичным и современным фактором совершенствования личности.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988, с. 208 .
2. Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996. - 44 с.
3. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физкультура в школе. 1990, № 12, с. 29-35.
4. Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: Просвещение, 1979. - 247 с.
5. Зуев В.Н., Койносов П.Г. Физическая культура в жизни коренных народностей Севера // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996. - 26 с.
6. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Кызыл.1973, с. 3-10.
7. Леднев B.C. Содержание образования. - М.: Высшая школа. 1989. - 360 с.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.1992, с. 120.
9. Лях В.И. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физкультура в школе, 1991.
10. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. - 20 с.
11. Ондар О.Ч. Исследование интереса населения Тувы к национальным и международным видам борьбы // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 1, с. 33-55.
12. Ооржак Х.Д.Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл. 1995, с.10-22.
13. Салчак К.Б. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл. 1984, с. 128.
14. Самбуу И.У. Тувинские народные игры. Кызыл. 1978, с. 69.
Лекции по физкультуре (ОГУ) | |
Содержание Введение 6 1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 7 Основные понятия 7 Физическая культура - часть ... Настоящий закон рассматривает физическую куль'туру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности человека ... Виды спорта на координацию движений (спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика и др.)- Методически правильно построенные занятия формируют навыки сенсорно ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат |
Основные вопросы физического воспитания и физической культуры | |
1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт ... Средства: комплексы упражнений основной и гигиенической гимнастики, подвижные игры, танцы, ациклические и циклические упражнения с избирательными требованиями к основным ... Средства: гимнастика, комплексы музыкально-ритмических упражнений, танцы, элементы акробатики, легкой атлетики, подвижные (в том числе народные) и спортивные игры, плавание и ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: шпаргалка |
... политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт | |
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом 1.1 Физическая культура и спорт как фактор ... Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально ... Приоритетным направлением физического воспитания в школе является совершенствование уроков физической культуры и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: дипломная работа |
Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного ... | |
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ГЕРАСИМОВА Людмила Акремовна ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ... ... выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительная работа и массовый ... Ориентированность учреждений дополнительного образования на воспитание социальной активности детей способствует совершенствованию традиционных форм: кружки декоративно-прикладного ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6 ... | |
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Красноярского края КГБОУ СПО "Красноярский педагогический ... Для развития силы можно эффективно использовать народные подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера и т.д.) или ... Однако, следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания, поэтому основная задача подвижных ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |