Изложение: Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик
За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкою запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось <...> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Нижегородский цирк | |
Содержание Введение Глава 1. История существования Нижегородского цирка Глава 2. Строительство Нижегородского цирка в зеркале прессы Заключение ... Чтож касается до исполнителей, то они для ярмарочного цирка не оставляют желать ничего лучшего: есть прекрасные наездники и наездницы, превосходно выдресованныя лошади и недурные ... Но прежде артисты цирка дадут концерт для строителей.[11] |
Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии Тип: реферат |
Запашный Мстислав Михайлович | |
Художественный руководитель и директор Сочинского государственного цирка, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Родился 16 мая 1938 ... Партнеры выступали еще и с веселым номером "Акробаты-неудачники", и с опасным - "Акробаты-снайперы". В 1964 году Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил номер "Акробаты-вольтижеры на лошадях", что стало, по сути, открытием нового жанра в ... |
Раздел: Биографии Тип: доклад |
Массовые зрелища: традиции и современность | |
Министерство культуры и туризма Украины Харьковская государственная академия культуры Кафедра режиссуры Магистерская работа по специальности 8.020201 ... В представлении участвовали жонглеры, акробаты и эквилибристы, специально выписанные из-за границы. Массовое празднество на стадионе - это многожанровое зрелище, в котором сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: дипломная работа |
Александр Иванович Куприн | |
... 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн, понятно, У Куприна -воспевание честной бедности, солидарности "гуттаперчевого мальчика" Сережи, четвероногого артиста Арто и весёлого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении ... Новеллы "Ольга Сур" (1929), "Дурной каламбур" (1929), "Блондель" (1933) как бы завершают целую линию в изображении писателем цирка, в прославлении простых и благородных людей ... |
Раздел: Биографии Тип: сочинение |
Татьяна Бенедиктова "Разговор по-американски" | |
Т.Д. БЕНЕДИКТОВА "РАЗГОВОР ПО-АМЕРИКАНСКИ" Дискурс торга в литературной традиции США Москва Новое литературное обозрение 2003 ББК 83.3(7Сое) + 83.3 ... С презрением и безнадежностью наблюдает он своих несостоявшихся читателей - в цирке: можно ли ждать понимания от публики, восторженно аплодирующей бездарному клоуну? ... заглавным персонажем декларировано отношение соперничества317, но в действительности царит игровое сотрудничество, в точности как между "распорядителем" и акробатом-наездником на ... |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: книга |