Большинство ученых-экономистов, деятельность которых так или иначе была связана

Большинство ученых-экономистов, деятельность которых так или иначе была связана с маркетинговыми исследованиями, пытались дать свое определение понятия «маркетинг», которое бы точно соответствовало его сути. Можно уже составить отдельный словарь, содержащий более ста определений маркетинга, на которые ссылаются все остальные пользователи этого понятия. Чаще всего ссылаются на определение Ф. Котлера: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей путем обмена». Пожалуй, оно является наиболее загальним.
Поскольку маркетинг (как человеческая деятельность) может происходить при различных условиях и обстоятельствах, преследовать разные цели, различают, соответственно, и различные виды маркетинга, добавляя в него уточнения: стимулирующая, развивающая, миссионерский, конфликтный и т. д.
Но несколько особняком от этих понятий существует информационный маркетинг, который имеет два толкования: «информатика в маркетинге» (то есть информационное обеспечение маркетинга различных товаров) и «маркетинг в информатике». На наш взгляд, первое определение (толкование) определенной степени тавтологических, поскольку без информационной маркетинга не существует и вообще не может существовать. Если вернуться к определению Ф. Котлера, то «удовлетворение потребностей путем обмена» начинается с обмена информацией о определенные потребности и заканчивается обменом информацией о возможности удовлетворения их. Вся остальная деятельность укладывается в рамки этих событий. Обмен такой информацией происходит всегда, независимо от информационных технологий, которые существовали в то время, и которые обеспечивали определенное качество обработки информации и проведения маркетинговых дослиджень.
Развитие рыночной экономики невозможно без тщательного изучения первой составляющей этого словосочетания, а именно всестороннего изучения рынка. Маркетинговые исследования охватывают четыре «Р» товар (product), цену (price), распределение (place) и продвижение (promotion). Информационный продукт заслуживает внимания не меньше других, поскольку все четыре «Р» имеют свои особенности и существенные отличия от других продуктов, объем его рынка превышает объемы рынков других товаров, темпы его прироста выше, чем в других отраслях, он более динамичный, наиболее перспективный, поскольку информации могли удовлетвориться навсегда, невозможно запастись ею на будущее, информация всегда оставаться нужным, хотя могут меняться формы представления ее носители, технологии сбора, хранения, обработки, передачи и использования.
При поиске и выбора информационных продуктов пользователь должен применять те же методы и приемы маркетинга, как производитель их. Но зачастую он не имеет достаточных знаний и навыков в этой области, даже не всегда точно знает, какие именно информационные продукты или услуги эффективно могут удовлетворить его потребности. Поэтому разработка принципов и инструментов информационного маркетинга не является только внутренним делом организаций, которые занимаются коммерческим распространением информационных продуктов и услуг. Они довести их до сведения будущих пользователей, что будет способствовать повышению их квалификации и общей информационной культуры и, как следствие, росту спроса на информационные продукты и услуги, установлению более тесных и длительных связей между производителями (продавцами) и пользователями информационных продуктов и услуг.
Развитие информационных технологий и распространение их во все области человеческой деятельности, дальнейшее развитие информационного бизнеса невозможны без тщательного анализа рыночной ситуации, возможностей информационных структур, потребностей потенциальных потребителей. Все эти проблемы рассматриваются в рамках дисциплины «Информационный маркетинг».
Цель этого пособия - помочь студентам в изучении дисциплины, познакомить их с особенностями маркетинга в информационном бизнесе, с теорией и практикой маркетинга ведущих западных информационных фирм и отечественных предприятий индустрии информации, с особенностями структуры информационного рынка, сегментацией его, с проведением маркетинговых исследований, анализом результатов и выработкой маркетинговых стратегий, планов и мероприятий по практической реализации.
1. Ввод в информационный маркетинг