Как уже не раз отмечалось ранее, общее увеличение объемов продаж ПК на мировом рынке

Как уже не раз отмечалось ранее, общее увеличение объемов продаж ПК на мировом рынке в 1999 г., несмотря на ряд серьезных потрясений, оказалось высоким (более 20%). Основными факторами, которые стимулировали покупательскую активность, по мнению специалистов, являются: рост популярности Internet, идея Free PC и ценовые войны на американском рынке, подъем экономики в Юго-Восточной Азии (например, в Японии объемы продаж ПК за год, по некоторым оценкам, выросли более чем на 30%).
Чтобы представить динамику рынка ПК, достаточно сравнить его состояние в 1997 г. (по данным SOFT-LETTER) и в конце 1999 г. (табл. 11.2).
Лидером мирового компьютерного рынка, по-прежнему является Compaq, далеко оставила ближайшего преследователя - Dell, которая вышла на второе место, вытеснив из данной позиции IВM. Но Dell и в 1999 г. оставалась компанией, наиболее динамично развивается, - темпы роста ее на американском рынке вновь превысили 50%. В Compaq этот показатель составлял около 17%. Примерно такая же динамика развития PC-бизнеса на мировом рынке в 1999 г. была и в IВM, а вот в Америке она смогла увеличить свои объемы продаж лишь на 8%.
Четвертое место как на мировом, так и на американском рынке занимает Hewlett-Packard. За прошлый год эта компания благодаря агрессивной ценовой политике существенно расширила свое присутствие в потребительском секторе. По темпам развития HP стала второй в индустрии компанией после Dell: рост ее объемов продаж в 1999 г. на мировом рынке ПК превысил 30%, а на американском - 40%. За эти годы Packard Вell NEC переместилась на пятое место в мире, по темпам роста 1% в 1999 г. стал для нее вполне провальним.
Шестое место глобально и третье - на американском рынке принадлежит компании Gateway - вторая в списке лидеров компаний, использующих прямую модель продаж.
Седьмой компанией в мировой и шестой - в американской индустрии ПК по итогам 1999 г. стала Apple, темпы ее роста на мировом и американском рынках составили соответственно 24,5 и 17% (по данным Dataquest), однако в Европе она заняла первое место (52 %) за увеличением объемов продаж ПК.
Что касается перспектив мирового рынка ноутбуков, то аналитики прогнозируют на последующие годы рост спроса на портативные ПК на 15-20%. IDC назвала IВM в списке самых успешных производителей ноутбуков.
Если же рассматривать европейский рынок, то здесь картина рейтинге примерно такая же, как и на мировом, за одним лишь исключением - на втором месте после Compaq находится не Dell (ей принадлежит третье), а альянс Fujitsu-Siemens. Четвертое место занимает IВM, пятое - Hewlett-Packard.
Среди всех компьютерных систем, реализованных в 1997 г. в Западной Европе, 15,3% составляли портативные. К 2000 г. на них приходится уже 16,4% (в денежном выражении их доля еще больше - почти 25%: 9,8 млрд дол. Против 30,3 млрд). Наибольший рост продаж мобильных компьютеров наблюдается в Германии: 25,3% - в 1998 г., в 2000 г. 20,9% против 10%-ного прироста рынка десктоп-систем.
Российский рынок портативных ПК в 1998 г. сократился по сравнению с 1997 г. на 22%, в 1999 г. - еще на 25% (в количественном выражении).
Сегодня на американском рынке продаются ноутбуки более 60-ти торговых марок, но настоящих производителей ноутбуков в мире около 20. IВM является одним из ведущих мировых производителей мобильных компьютеров, она имеет собственную технологию производства ноутбуков: системы ThinkPad выпускаются на заводах IВM в США и Японии. По портативными ПК IВM прочно закрепилась репутация надежных устройств в своем классе. Компания самостоятельно разрабатывает и производит ноутбуки на своих заводах.
Большинство ноутбуков Hewlett-Packard изготовляемой на ее фабрике в Корваллис (штат Орегон), тайваньская Twinhead выпускает ноутбуки Sharp, Dell и остается партнером HP. Большой список OEM-партнеров имеет Acer: кроме собственных TravelMate, компания производит все блокнотных компьютеров Apple, ВJ-серию ноутбуков Canon, некоторые системы Fujitsu и Peacock.
Однако лидером в этом сегменте по праву считается Toshiba.
В основном, компании оснащают портативными ПК сотрудников, занимающихся продажей и маркетингом. По мнению американских реселлеров, блокнотных компьютеров все чаще приобретаются корпоративными заказчиками для использования вместо настольных систем. Естественно, что снижение цен и рост возможностей ноутбуков способствуют развитию этой тенденции. Некоторые аналитики считают, что сегодня уже 60-70% покупателей собираются использовать их как основные системы.
В Compaq предполагают, что около 40% производимых компанией мобильных ПК идет впоследствии на замену настольных систем; Dell примерно 80% ноутбуков продает на замену десктоп-систем, а в IВM - до 65%. Ноутбуки, недавно стоили 3-4 тыс. дол., Продаются теперь за половину цены.
Организация сбыта компьютерной техники
Анализ сбыта компьютерной техники в Европе за последние годы показал, что используются следующие каналы (по убыванию): VAR, традиционные дилеры, прямые продавцы, каналы бытовой электротехники, супермаркеты, продажа по почте, Internet-магазины.
Звено от производителя до конечного пользователя должна быть короткой во времени. Как правило, все продукты перевозятся самолетами, поэтому достижение отдельной страны становится достоянием всего мира практически мгновенно. Кроме быстрого поставки необходимо безубыточно управлять составом: не выгодно держать товар более месяца. Если же поставщик не нашел или не закупил товара в необходимом объеме, то он может потерять своего покупця.
Но определить количество практически невозможно, дефицит может образоваться в результате того, что производитель переключился на новый продукт или новую версию продукта, после анонса которого может случиться скачкообразное, непредвиденное падение цен предыдущего продукта. Сделана закупка станет никому не нужной, если не снизить цены. Ошибка в любую сторону вращается в убыток. В этом бизнесе и прибыль, и риск бильше.
В цепочке «производитель-дистрибьютор-дилер-оптовая торговля-розничная торговля» - каждое звено должно быстро решать свою задачу. Одному - окупить свою технологию, другому - успеть оправдать большие скидки, третьем - избежать недвижимого состава и т. д. Каждый должен максимально защитить себя от падения цен. Отношения сложные и одновременно гибкие. Довольно редко случается, чтобы производитель заботился о дистрибьютора, дистрибьютор о дилерах и т.д. Если какое-то звено берет на себя заботу о следующих (например, вводя price protection), то это сводится к тому, что кто-то должен вложить деньги в это забота. В условиях дефицита или появления чего-то нового это случается очень ридко.
Сейчас растет потребность в мобильности, коммуникациях, спутниковой связи, компьютерах, распределенных базах данных и т. д. Неизбежно ситуация будет напоминать, что имеет место в развитых странах с их схемой ведения бизнеса в транснациональных корпорациях. Когда это будет - неизвестно, но ясно одно: развитие бизнеса высоких технологий идет быстрыми темпами.
Сейчас вычислительных машин прибавилось столько устройств и возможностей, что даже Единого мнения о количестве ПК, реализованных на украинском рынке за 1998 г., не было.