Важным моментом анализа рынка является выявление таких потребителей, которые реально
Важным моментом анализа рынка является выявление таких потребителей, которые реально предъявляют (или могут выдвигать) существенно различные требования к данному виду товара или услуги. Это целью сегментации ринку.Сегментация применяется исключительно к потребителям. Рынок характеризуется особым видом товара, а сегмент - модификациями товара внутри данного вида. Многомерность сегментации потребителей позволяет шире использовать возможности фирми.
Для экономики «переходного периода» в условиях дефицита (рынок продавца) характерны «усредненные товары», сегментация здесь почти не используется. Для информационных товаров, которых производят довольно много, существует понятие широкого товарного ассортимента. А для тех, выпускаемые как один вид товара, но с большим количеством модификаций (типов), которые покрывают все или большинство потребительских сегментов, - понятие глубокого асортименту.
Сегментация позволяет эффективно конкурировать на любом рынке за счет перехода фирмы на сегмент рынка (нишу), ранее никем не освоен. Сегментация - атрибут достатка, а в экономике дефицита преобладает тяготение к «среднего товара» на сплошном ринку.
Сейчас наблюдается «стихийная сегментация» нашего рынка. Одними из первых на сегментацию рынка обратили внимание торговцы персональными ЭВМ и программными продуктами, которые оказались в условиях затоваривания ринку.
Стоит отметить, что излишнее увеличение количества параметров (характеристик) сегментации нецелесообразно. Из-за чрезмерного углубления сегментации может резко уменьшиться емкость рынка внутри самого сегмента, сокращая прибыль предприятия ИОО. Множественность характеристик сегментации увеличивает трудоемкость и стоимость, удлиняет сроки и усложняет информационное обеспечение процесса сегментации.
Сегментация - непрерывный процесс, обусловленный динамикой характеристик потребителей данного товара и действиями конкурентов, общими обстоятельствами ринку.
Есть существенное отличие сегментации рынка потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения. Интернациональность любой технологии, меньшая зависимость машин, приборов и других средств от условий их потребления позволяет производителям товара производственно-технического назначения уделять меньше внимания сегментации рынка, чем производителям товара массового споживання.
Наиболее значимыми переменными сегментации рынка ПО являются:
1. Особенности функционального использования ПО (важнейший фактор) - высокая степень рациональности и экономии (каждый вид ПО по своим техническим параметрам должен соответствовать задачам его эксплуатации).
2. Углубление ассортимента - позволяет находить очень выгодные рыночные «ниши».
3. Экономические возможности потребителя (выделение сегментов состоятельных потребителей с высокими требованиями к качеству ПО и уровня сервиса, «средняя группа» с крайней чувствительностью к цене и минимальными требованиями ко всему иншого.
Характер спроса определяет емкость рынка. Различают три основных сегмента:
1 ) сегмент «первых установок» ПО для вновь создаваемых предприятий ИОО;
2) сегмент «модернизированного спроса»;
3) сегмент «реновационной спроса» для полной актуализации ПЗ.
Профессиональная принадлежность имеет особое значение в сегментации рынка «интеллектуальных товаров». Возможности здесь очень большие - от школьника до высококвалифицированного фахивця.
Во многих случаях вопросы сегментации одного рынка тесно переплетаются с сегментацией «индуцированной» продукции другого.
Многие проблемы производства и распространения ПО для ПК назад лишь теоретически. | При выборе целевого сегмента рынка целесообразно использовать данные о прибыльности |