Результатом использования НИТ является предоставление пользователю данных в виде

Результатом использования НИТ является предоставление пользователю данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. Информационный продукт отражает информационную модель некоторой предметной области в представлении производителя. Ценность информационного продукта и его коммерческий успех зависит от того, насколько он удовлетворяет потребности пользователя. Информационная модель в представлении пользователя и модель, предоставленная производителем, никогда не совпадают, поскольку пользователь не всегда может четко определить, какая информация ему нужна, а значит, построить четкую модель.
НИТ предоставляют пользователю не только информационный продукт, но и средства для поиска и обработки информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. Эта функция информационной послугою.
Появление информационных услуг расширило спрос на информационные продукты, поскольку способствовала приближению их к пользователю, а также сближению информационных моделей пользователя и производителя. Кроме этого, пользователю иногда необязательно покупать целый информационный продукт, а только определенную часть, что делает информацию для него дешевшою.
В общем виде современные технологии распространения информации предусматривают, что пользователи с некоторого терминального устройства «общаются» с информационными продуктами, основными из которых являются базы данных, с помощью программных средств в реальном времени путем диалога. Соответствующие технологии называются интерактивными (on-line). Основные виды современных технологий - отдаленные АБД, ИПУ на технических носителях, видеотекст.
Услуги АБД могут предоставляться в локальном (local) и удаленном (remote) режимах, или же пользователь может получить их через посередника.
ИПУ на технических носителях (дискетах, CD-ROM) - это текстовые файлы, БД, программы и т.д.. Информационные услуги, которые организуют доступ к этим продуктам, предоставляемых с помощью специальных программ, поставляемых пользователю вместе с данными, то есть является частью информационного продукту.
Видеотекст - технология, обеспечивающая видеографичне обслуживания пользователей, при котором можно использовать телевизор со специальным адаптером для подключения модема и клавиатуры, дает интерактивный доступ к информационным продуктив.
Если основными пользователями АБД является, как правило, профессионалы, потребители информации делового и научно-технического характера, то видеотекст-технологией пользуются рядовые пользователи, которые, возможно, не умеют работать на ПК и получают информацию бытового и развлекательного характера (телефонные справочники, новости, спорт, прогнозы погоды, гороскопы, видеоигры, прайсы и т.п.) из тестовых БД. Эта информация не предполагает дальнейшей обробки.
Основными пользователями терминальных устройств являются информационные институты, которые выступают посредниками между конечными пользователями и поставщиками информации (библиотеки, информационные центры), затем владельцами терминалов становятся информационные брокеры, которые проводят платный поиск в БД, а также потребители, которые пользуются терминалами на работе или дома. Доступность недорогих терминальных устройств и телекоммуникационных услуг оказала большое влияние на формирование платежеспособного спроса на ИПП отраслей информационного сервису.
Интерактивные службы является центральным звеном индустрии интерактивных услуг. Однако на практике интерактивные службы традиционно рассматриваются как продавцы или распространители (дистрибьюторы) информации, не совсем соответствует действительности, поскольку не учитывает большой работы по обеспечению доступа к БД и передачи информации пользователю, на которую тратятся десятки тысяч долларов. Интерактивные службы по АБД, бывают коммутируемыми, специализированными и межсистемные. От этого зависят и рынки збуту.
Коммутируемые интерактиввни службы предоставляют любую информацию общедоступными линиями связи любому пользователю, который имеет ПК или модем (это информационные супермаркеты и киоски).
Специальные интерактивные службы: узкотематические информация; специальное терминальное оборудование и специальная связь (стратегическая информация, оперативная коммерческая информация, котировки ценных бумаг в реальном времени); пользователи должны знать языки каждой информационно-поисковой системы (ИПС), что незручно.
Межсистемные интерактивные службы обеспечивают услуги интеллектуального шлюза, благодаря которым пользователь может подключаться к любым АБД, которые доступны через этот шлюз, и работать с ним с помощью единой мови.
Предполагается, что главная маркетинговая подготовка проводиться коммутируемым службами, поскольку они ориентируются на спрос потребителей, обеспечивают предложение подавляющей доли информационных продуктов и услуг большей части споживачив.
По мнению специалистов, для отечественного рынка этот путь развития интерактивных услуг окажется характерным, так как создание коммутируемых АБД является одним из самых реальных путей его розвитку.
Интерактивные услуги - это идеологически относительно новое направление в информационной деятельности, новый подход к самой информации и технологии получения ее.
Производители БД, информационные службы, посредники пытаются разработать собственную стратегию бизнеса, определить свою рыночную нишу. Ситуация на внутреннем украинском рынке обостряется из-за успешное вторжение на него западных информационных служб. На обострение конкуренции влияет и тот факт, что американские и европейские информационные службы имеют общие БД.
На рынке интерактивных услуг достаточно трудно установить четкую классификацию его субъектов. Наибольшее распространение получила классификация, которая используется фирмой Cuadra / Elservier:
1. Производители БД (database producers) - организации, которые выполняют сбор информации и перевода ее в машиночитаемых форму.
2. Интерактивные службы (onlineservices, vendors, operators, hots) - организации, которые выполняют интерактивный доступ к БД, то есть создают и эксплуатируют АБД (основной объект рынка), иногда они сами производят БД.
3. Шлюзы или межсистемные интерфейсы (dateways) - организации, которые предоставляют доступ к АБД.
4. Телекоммуникационные службы (carriers, telecommunication - network services).
5. Пользователи (users), которые делятся на конечных пользователей (end-users) и промежуточных пользователей или посредников (intermediaries), которые предоставляют своим клиентам услуги по информационному поиску. К ним относят: библиотеки, информационные центры общего пользования (public information centeres), брокеров - специалистов-профессионалов, занимающихся платным информационным обслуживанием клиентив.
Взаимоотношения между производителями БД и интерактивными службами. Отношения между производителями БД и интерактивной службой строятся на основе заключенного между ними договора о коммерческой эксплуатации БД.
Согласно его условиям интерактивная служба загружает базы данных, полученные от производителя, в АБД и осуществляет коммерческую эксплуатацию их. Производитель БД в свою очередь отвечает за достоверность и лицензионную чистоту информации, а также за регулярное обновление ее. Важнейшим разделом этого договора является положение о финансовых расчетах между сторонами. Известны такие схемы расчетов: арендная и распределенная [77].
При выборе арендной схемы расчетов интерактивная служба платит производителю БД некоторую фиксированную сумму за право эксплуатации БД, присваивая таким образом весь возможную прибыль. Механизм аренды выгоден интерактивной службе, если она считает БД коммерчески перспективной, а арендную плату - невысокой. Аренда также может быть выгодной производителю БД, который в данном случае переводит весь риск, связанный с неопределенностью спроса, на интерактивную службу. Но одновременно производитель теряет часть прибыли, если БД користуватиметися попитом.
Распределенная схема не предусматривает никаких предварительных платежей производителю БД, потому что распределению подлежит только реально полученную прибыль. Этот механизм преобладает на практике, поскольку равномерно распределяет риск между участниками угоди.
При распределении прибыли доля производителя БД в среднем составляет 25-45%, интерактивной службы - 55-75%.
Распределенная схема может быть реализована двумя путями. По первому подсчитывается общий доход, полученный от коммерческой эксплуатации БД, и именно он является базой для распределения. В этом случае участники договора совместно устанавливают цены, по которым осуществляется расчет с пользователями. Распространенным является другой способ, когда производителю БД выплачивается его доля в виде авторского гонорара, или роялти (royalty).
Размер роялти оговаривается в соглашении или лицензионном соглашении (Incense agreement) как цена, уплачиваемая интерактивной службой реальной работу пользователя БД. При этом установление конечных тарифов отнесено к компетенции интерактивной службы.
Одной из главных проблем, связанных с реализацией распределенной схемы взаимоотношений, является контроль производителя БД достоверности информации о реальном использования АБД. Не существует ни одного универсального механизма контроля, и производители БД вынуждены полагаться на порядочность своих партнеров и подконтрольность аудиторским органам. В западных странах нарушений соглашений не наблюдалось. Но нельзя сказать, что так будет и в украинских практици.
Взаимоотношения интерактивных служб с пользователями. Для получения доступа к АБД пользователь должен заключить контракт с интерактивной службой, а также с организациями, которые предоставляют телекоммуникационные услуги. Практика информационного рынка сформировала свои стандарты документов такого рода. Обязательной частью контрактов между пользователем и интерактивной службой являются следующие положения:
1. Предмет контракта - обеспечение интерактивного доступа пользователя к ресурсам АБД.
2. Обязанности сторон: выполнение интерактивной службой условий контракта, предоставление пользователю паролей и необходимой документации, использование последним только собственных паролей для работы в системе и Непередача их третьим особам.
3. Порядок расчетов с указанием валюты платежу.
4. Гарантии достоверности информации.
5. Авторские права на информацию.
6. Форс-мажор (освобождения сторон от обязанностей по контракту в случае обстоятельств непреодоленного силы).
7. Конфиденциальности в отношении предмета контракта, имени и адреса пользователя, а также состава информации запиту.
8. Срок действия контракта, условия его продления, изменения и розторгнення.
9. Порядок разрешения возможных непорозуминь.
Приложениями к контракту есть перечень БД, доступных пользователю, и тарифы за работу с АБД, или прайс-лист.
После заключения контракта пользователю открывается доступ ко всем БД, содержащиеся в АБД, или к некоторым из них (последнее имеет место тогда, когда требуется подписка на БД). При этом пользователь получает идентификатор и пароль, по которым его распознает интерактивная служба.
Авторские права на информацию обычно принадлежат производителям БД (реже - генераторам первичной информации). Из этих прав вытекают различные ограничения на применение пользователями полученных данных, предотвращающие их недобросовестному использованию (non-fair use). Эти ограничения регулируют возможность перекачки информации, т.е. ее накопления, тиражирования, распространения и т.д., и могут, например, запрет перекачки информации из БД, коммерческого распространения информации (перепродажи), публикации полученной информации.
Конечно авторское право не распространяется на общедоступные материалы: правительственные документы, а также всевозможные статистические данные, исследования или отчеты, публикуемые государственными органами, исторические данные, информацию справочного характера (каталоги и т. п.) тощо.
По итогам работы пользователя в течение некоторого календарного периода (как правило, месяца) выставляется счет, подлежащей уплате. Вместе со счетом пользователь получает его расшифровку, отражающий характер работы с АБД в данном периоде. Своевременное и правильное выставление счетов обеспечивается специально разработанными подсистемами в составе программных средств АБД-подсистемой сбора и анализа статистики использования АБД и подсистемой расчетов с пользователями.
Информационные услуги - это такой же товар, как компьютерная техника, поскольку они Интерактивные службы должны иметь собственную рыночную стратегию различных групп