Сетевой бизнес предусматривает три составляющие: коммуникации, обеспечивающие физическую

Сетевой бизнес предусматривает три составляющие: коммуникации, обеспечивающие физическую связь; серверы и маршрутизаторы провайдеров, предоставляющих транспортные услуги; собственно информационные массивы и коммуникационные пространства, доступ к которым обеспечивают сети. Инвестора и предпринимателя, которые хотели бы выйти на рынок сетевых услуг, интересует вертикальный анализ этого рынка с точки зрения доходности каждой из этих составляющих. Потребителя интересует горизонтальный анализ рынка с точки зрения досягаемости и цен подобных послуг.
Сообщество Internet родилось в США и сейчас остается примерно на 75% американским, за ним идут англоязычные страны - Канада (9%), Англия (3%), Австралия (2%), другие страны (11%). Заметим, что эти данные являются приблизительными, поскольку они ежедневно изменяются. По статистике, Украина по количеству хостов (компьютеров, имеющих постоянный Internet-связь) занимает место между Индонезией и Колумбией, отстает от Франции в 50 раз, от Бразилии - в 10 раз.
В Киеве услуги по предоставлению доступа к Internet предлагают такие провайдеры: ELVISTI (elvisti.kiev.ua), Релком Украина (ts.kiev.ua), Global Ukraine (gu.kiev.ua), Адамант (adam.kiev.ua), Лаки Нет (carrier.kiev.ua), Укрпрофтелеком (sabbo.riev.ua), Монолит (cs.kiev.ua), Институт кибернетики им. Глушкова (icyb.kiev.ua), UNDP Internet Project (freenet.kiev.ua).
Что касается использования в Украине Internet-средств в бизнесе и торговле, то можно сказать, что постепенно и с ускорением Украина приближается к цивилизованному рынку пользователей Internet.
Количество украинских пользователей Internet хотя и увеличивается за время коммерческого освоения Всемирной сети, однако, пока составляет малую долю потенциальных потребителей. И одна из главных причин тому - очень высокие для массового пользователя расценки на доступ в Internet. Если же его оплату возьмут на себя рекламодатели, то количество путешественников киберпространством быстро достигнет тех масштабов, при которых исчезнут любые сомнения относительно необходимости электронного маркетингу.
В Украину через Internet теоретически можно продавать все. На практике успешно (по сравнению с другими товарами) реализуются книги, компакт-диски, компьютерное комплектования, расходные материалы и периферия. Компьютеры, например, продавать в сети гораздо сложнее чем принтеры. Во-первых, в ПК масса индивидуальных особенностей, его покупатель в будущем сильно привязывается к продавцу (если это не бренд). Конкретная модель принтера, напротив, обладает набором четких определенных технических характеристик и свойств, к тому же, гарантия обеспечивается производителем, а не продавцем.
Практически все эксперты на первое место в этом списке ставят продукты и услуги информационных технологий. Наибольшую же популярность имеют те, которые помогают людям удобнее и эффективнее использовать возможности киберпространства: модемы, программы поиска, чтения и обработки информации; аппаратные средства и технологии увеличения пропускной способности каналов связи; инструменты, облегчающие включения сетевой информации в частные и корпоративные базы данных средства ведения телефонных переговоров и передачи факсов по Internet тощо.
Первые онлайновые магазины и витрины появились в украинской части сети два-три года назад. Сегодня их число явно больше 100, но выделить среди них хотя бы несколько показательных проектов практически невозможно. Общее мнение - Web-магазин в Украине сегодня может существовать только как продолжение реального бизнеса, уже существует. Как правило, такие проекты пока не окупаются, создаются для маркетинга и выхода на перспективный в будущем рынок Internet-торговли. Следовательно, говорить о рентабельности подобных проектов еще зарано.
Выход онлайновых магазинов хотя бы на уровень самоокупаемости во многом зависит от благосостояния граждан и позиции государства по электронной коммерции. Но розничная торговля здесь пока еще убыточна. В Internet-магазина необходимо относиться, как к коммерческого предприятия, у которого должны быть и бизнес-план, и срок окупаемости, и финансирования и т.д., хотя сейчас они занимаются информированием посетителей (о товарах и услугах компании, маркетинговые акции), а также реализуют механизм псевдоонлайнового продаже - когда решение о покупке принимается в Internet, а приобретение осуществляется обычным способом.
Одно из основных правил онлайнового продажи - стоимость товара в Internet должна быть ниже (по крайней мере не выше), чего придерживаются не все отечественные Web-магазины. По статистике владельцев, большая часть их клиентов до момента покупки уже точно знала все характеристики товара, провела собственное маркетинговое исследование, сравнила цены. Ознакомившись с товаром в реальных магазинах, они потом заказали его в виртуальном, так как здесь оказалось дешевле и с доставкою.
Вообще, если говорить о клиентах е-магазинов, то среди них есть много людей, которые дополнительно к всех удобств онлайнового шопинга (экономия времени и средств) ценят в нем еще одно качество - возможность осуществлять покупку, не вступая при этом в «личный контакт» с продавцом. Правда, в Украине Internet-магазинами пользуются преимущественно сотрудники различных фирм, прямо с рабочих мест заказывая товары, которые затем доставляются к ним в офисы. Те, осуществляющих покупки из дома, не всегда желают пускать в свои дома службу доставки продавца, другие стремятся убедиться в солидности фирмы.
Первые украинские Internet-магазины часто напоминают Web-витрины или полуавтоматы для выписки счетов-фактур, но это явление тимчасове.
Пока спрос на разработку и поддержание Internet-магазинов в Украине почти отсутствует. При этом, для того чтобы создать полнофункциональный торговый портал со всеми атрибутами магазина (история покупок, карта покупателя, корзина и т.д.), в ведущих дизайн-студий есть все необходимое, а стоимость проекта составляет от 7 тыс. дол.
В Украине наиболее известны такие магазины: «БАМБУК» (www. bambook.com), созданный для отработки технологии Системы Интернет-коммерции компании INT (открыт в начале 1998 г.); Web-магазин Azbooka (www.azbooka.com), MegaMart (www.megamart.kiev.ua) Web-магазин Matrix (www.matrix.com.ua) Web-магазин по продаже настольных и портативных ПК, периферийных устройств и ПО E.STOM (www.stor.e-com. ua), «Мега-телеком» - магазин средств телекоммуникаций и радиосвязи (www.megatc. kiev.ua), «Дукат» - магазин канцтоваров (www. dukatshop.com) магазин эксклюзивных товаров «Шатель» (www.chatel . kharkov.com) Internet-магазин «Фуршет» (www. furshet.com.ua), разработанный студией Art-S, - один из немногих представителей супермаркетов в украинской сети.
Поскольку появление новых торговых точек в украинской части Internet происходит почти каждый день, то стал нужен каталог таких магазинов «Украинский торговый ряд» (www.webshop. Kiev.ua). Он состоит из 15 разделов («Автомобили», «Компьютеры», «Книги» и др.), где представлено около 200 отечественных онлайновых магазинив.
Недавно в Internet-магазинов в Украине добавился Internet-аукцион «украинский молоток» (www :/ / molotok.com.ua) по продаже различных товаров. Его открыла компания netBridge Ukraine, которая уже имеет подобные аукционы в России (www.molotok.ru), Болгарии (www.okazion.bg) и Румынии (www.okazii.ro).
Многие владельцы магазинов одним из главных факторов, сдерживающих развитие Internet-торговли, считают менталитет отечественных покупателей, недоверие к продавцам, отсутствие удобных и надежных средств платежа. Время процент клиентов, осуществляющих онлайновые покупки повторно, достаточно высок - 60-70%. Однако перспективы онлайновых магазинов в Украине. Для этого есть почти все: пользователи Internet, количество которых ежегодно увеличивается и достигает сегодня 150-200 тыс.; платежные системы и банки, заинтересованные в поддержке Internet-расчетов; торговцы, уже инвестируют создания Web-магазинов, международный и украинский опыт разработки и эксплуатации систем электронной торгивли.
Факсимильная связь через Internet работает и в Украине, где наиболее развитой телекоммуникационной инфраструктурой является телефонная, а доступ к ресурсам глобальных компьютерных сетей существенно ограничен. Таким образом, использование факсимильной связи для передачи информации в документальном виде представляется наиболее рациональным подходом. Проблема высоких тарифов на услуги украинских поставщиков телефонной связи ставит вопрос о применении сложных факсимильных систем, способных не только освободить персонал от выполнения рутинной работы, но и повысить эффективность использования телефонных линий, а также сократить расходы, связанные с их експлуатациею.Module . В частности в Киеве услуги по отправке факсов предлагают несколько фирм:
«Рассвет» (www.svitanok.com / fax (044) 224-5280)
Имеет три пакета:
FaxLauncher (версии Pro и Light, требования: платформа Windows 95/NT или Macintosh; подключения к Internet в режиме on-line).
Используя эту программу, можно отправлять документы, подготовленные любым приложением для Windows или Macintosh.
FaxMailer (требования: подключение к Internet в режиме off-line или on-line; любая программа для работы с электронной почтой).
Можно направить свое e-mail-сообщения на любой факс-аппарат в мире. Это позволит легко поддерживать связь с теми, кто еще не подключен к сети Internet. Благодаря системе FaxSav каждый факс-аппарат во всем мире получил свое e-mail адрес (номep_фaкcу@faxsav.com) и стал доступен электронной пошти.
FaxScan (требования: подключение к Internet в режиме on-line; платформа Windows; TWAIN-совместимый сканер).
Если нужно передать официальный документ (например, договор с печатью) или рекламный проспект, программа FaxScan превратит сканер в виртуальный факс-аппарат и позволит отправлять оцифрованные документы по всем свити.
Компания Lucky Travel (www.fax.com.ua (044) 578-0456)
Пользователь работает со стандартным текстовым редактором, ничего не меняется в оформлении документов, никто никуда не звонит. Не выходя из программы, он активизирует в меню пункт «Файл / Отправить / Сообщения". После этого документ появится уже в виде присоединенных данных (attachment) к e-mail, необходимо указать номер получателя.
Компания Beeper (www.beeper-ua.corn/faxinforu.phpl (044) 516-8443)
Предлагает клиентам Веереrфакс-услуги, что позволяет сэкономить до 50% расходов на международной факсимильной связи. Поток данных переключается из обычной телефонной сети в Internet, через который осуществляется выход на факс-аппарат в любой точке свиту.
Украинские поисковые системи
Среди украинских поисковых систем можно выделить следующие:
Ping (www.topping.com.ua) - разработанная компанией PACO Links. Это рейтингово-поисковая система с использованием ка-талогу.
Meta (www.meta-ukraine.com) - разработанная компанией «Мета» (совместно с российской фирмой «Агама», разработавшей русскую поисковую систему «Апорт»), которая обеспечивает доступ к украинской Internet-ресурсов с помощью реестра-каталога тематически и регионально организованных украинских сайтов и их описаний. Он содержит более 4500 записей (ежедневно дополняются почти сотней новых) в 247 рубриках.
ITC Online (www.itc.kiev.ua) компании «Издательский дом ITC» - каталог и онлайновый коммуникационный центр.
Finance.com.ua (www.finance.com.ua) - информационное агентство «Информсервис», финансовый портал.
На сегодня в Украине работают около 20 иностранных венчурных и инвестиционных фондов. Кроме того, некоторые банки готовы инвестировать Uanet. Но, как и во всем мире, в основном это венчурные инвестиционные фонды. Но они отдают предпочтение предприятиям, которые уже работают, а не идеям. Считается, что для реализации украинской Internet-проектов нужны другие инструменты финансирования, такие как бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы. Поскольку, для того чтобы начать Internet-бизнес, малым компаниям нужны совсем небольшие инвестиции (2-3 тыс. долл.)., Это не может заинтересовать солидного инвестора, который лучше вложит 500 тыс.-1 млн долларов в один проект, чем рассеет эту сумму на портфель с большим количеством проектов, тратя ресурсы еще и на управление таким портфелем. Уже после того как Internet-фирма станет на ноги, она сможет обратиться к таким инвесторов для дальнейшего развития компании.
Для развития Internet-бизнеса в Украине необходимо насытить рынок информационных продуктов и услуг, ориентированных на работу с Internet, которые повышают надежность, безопасность, гибкость, масштабируемость Internet-услуг. Это продукты, которые ускоряют операции e-commerce, для построения виртуальных частных сетей, серверы для создания хостинг-центров, специализированные server appliances.
Тенденции на украинском рынке: растет количество проектов передачи голоса и данных в единой информационной инфраструктуре, IP-телефонии, унифицированных хранилищ сообщений, интерактивных автоматизированных операторов (IVR) и Call Center.
Сейчас идет обсуждение основ государственной политики в области Internet. Государственные органы считают, что прежде всего нужно вкладывать средства в модернизацию уже существующей инфраструктуры, в обеспечение доступа к сети всем желающим, а потом уже в поддержку работ над новым поколением технологий и служб. Однако, учитывая зарубежный опыт развития Internet, необходимо действовать навпаки.
У нас новые технологии развиваются не потому, что они перспективны, а просто потому, что на создание сетевого информационного пространства для науки и образования выделено определенные средства. В Государственном комитете связи и информатизации понимают сложность ситуации, но поддержать все перспективные проекты он не в состоянии, поэтому финансируется лишь разработка фундамента. Необходимо устанавливать тесные контакты между коммерческими компаниями, работающими на рынке высоких технологий, исследовательскими учреждениями и университетами.
Кроме того, участие отечественных специалистов в интересных международных проектах в режиме сетевого доступа позволила бы хотя бы частично решить проблему утечки интеллекта, не растерять специалистов в этой области, вырастить новых специалистов, объединить их для решения интересных задач. Если мы сохраним свой интеллектуальный капитал, то сможем в будущем привлечь значительные инвестиции в отечественную экономику.
Развитие Internet в США происходил следующим образом. Сеть с пакетной коммутацией начали Глава 15. Исследование рынка маркетинговых и консалтинговых услуг