В современных условиях динамично развивается рынок комплексных интегрированных

В современных условиях динамично развивается рынок комплексных интегрированных систем автоматизации предприятий и учреждений различного профиля (финансовых, промышленных, офисных) и различных масштабов с различными схемами иерархии. Такие системы предназначены для решения задач как предприятия в целом, так и уровня его производственных подразделений, цехов и дильниць.
Фактически проблема комплексной автоматизации стала актуальной для каждого предприятия. Это объясняется следующими основными причинами:
повышением организационной и финансовой самостоятельности;
стремлением выхода на зарубежный рынок;
стремлением западных компаний производить свои товары в Украине;
завершением периода частичной автоматизации;
ориентацией предприятий на бизнес-процессы, имеющие ценность для клиента;
появлением на рынке как зарубежных, так и отечественных систем автоматизации, опыта их внедрения и использования тощо.
Главная особенность индустрии систем автоматизации различных предприятий и учреждений заключается в концентрации осложнений на начальных этапах анализа требований и проектирования спецификаций системы при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Фактически, здесь и определяется, что делать будущая система и каким образом она будет работать, чтобы удовлетворить выдвинуть требования. Нечеткость и неполнота системных требований и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы, и приводят к провалу всей роботи.
С другой стороны, не существует двух одинаковых организаций, поэтому простое тиражирование даже хорошей системы управления предприятием не может учесть специфики заказчика. В этом случае возникает проблема выбора именно той системы, которая наиболее пригодна для конкретного предприятия.
Для большинства предприятий необходим и предшествующий автоматизации этап - наведение порядка в их деятельности, создание рациональных технологий и бизнес-процессов, чтобы не получить «автоматизированного хаоса».
Самостоятельно с задачей выбора и тем более разработки собственной системы без всякой концепции автоматизации предприятие справиться не в состоянии. Возникает необходимость в услугах консалтинговых фирм, независимых от производителей систем автоматизации.
Консалтинговые компании появляются на рынке в последние вместе с появлением спроса на их услуги при переходе от частичной к комплексной автоматизации, когда предприятие не способно самостоятельно решить проблемы и готово платить не только за программное и аппаратное обеспечение, а за консультации.
Из всех направлений бизнес-консалтинга выделился ИТ-консалтинг, поскольку все субъекты экономики оперируют большим количеством информации в своей деятельности, и роль профессиональных консультантов именно в сфере информационных технологий очень повышается.
Виды деятельности в сфере информатизации
консультации по вопросам выбора типа и конфигурации компьютерных средств и ПО, анализа и поиска оптимальных решений;
создания ПО (анализ, проектирование и программирование готовых систем для клиента; разработка, изготовление, поставка, документирования ПО на заказ, разработка, изготовление, поставка, документирование стандартного и прикладного ПО; корректировки программ по желанию пользователя) без тиражирования;
обработка данных (с использованием ПО клиента или собственного ПО разработчика, полная обработка данных, сервисные проблемы).
В группе консалтинговых услуг в области информационных технологий выделяются следующие виды:
компьютерные системы управления;
применение компьютеров в аудите и оценке деятельности;
электронная издательская деятельность;
информационно-поисковые системы;
проектирования и разработки систем.
Для успешного внедрения системы ИТ-консультанты обеспечивают совместную работу менеджмента и компьютерной группы клиента с системными интеграторами извне, осуществляют переподготовку персонала и менеджмента клиента. Консультанты сотрудничают с производителями для выбора оптимальных модулей и функций, которые бы обеспечили наиболее рациональное и эффективное их применения для достижения поставленных цилей.
Гарантировать полный успех даже в случае привлечения консультанта невозможно, особенно при реализации комплексных проектов в области информационных технологий.
Некоторые советы, повышающие шансы на достижение успеха:
Необходимо очень внимательно относиться к сотрудничеству с консультантами, сформулировать свои пожелания конкретно, а, ставя задачу, выдвигать четкие вимоги.
Чтобы избежать чрезмерных расходов, важно определиться со стоимостью проекта еще до привлечения консультантов (с помощью поставщиков программного обеспечения).
Необходимо привязать вознаграждение консультанта результатам внедрения проекту.
При подписании договора о предоставлении услуг необходимо требовать внесения в него имен консультантов, которые будут осуществлять проект, чтобы консалтинговая фирма не спекулировала именами своих лучших консультантов для привлечения клиента, а после подписания договора не осуществляла его силами младших фахивцив.
Очень часто крупные проекты в области информационных технологий требуют участия различных фирм-поставщиков: поставщика программы, системного интегратора и консультанта. Для эффективного управления проектом необходимо создавать альянсы и привлекать фирму-консультанта для управления всеми исполнителями.
Увеличение спроса на информационные технологии в значительной степени обусловлено заинтересованностью производителей во внедрении проектов типа «предприятие - ресурсы - планирование» (ПРП). Результат внедрения таких проектов - замена устаревшего программного обеспечения новыми интегрированными модулями, объединяющие предприятие в целом. Такие проекты реализуются комплексно, на их внедрения требуется много времени (от 6-ти месяцев до 2-х и более лет) и капиталовложений. Например, компании Coca-Cola Cо и Gillette Co потратили на внедрение проектов ПРП около $ 250 млн кожна.
Корпорации также привлекают консультантов для работ в таких направлениях, как аутсорсинг, новые технологии хранения данных и информационный менеджмент. Рост консультационного бизнеса по информационным технологиям обусловлено и тем, что все больше специалистов в сфере информационных технологий переходят из работающих компаний в консалтинговый бизнес. В результате у компаний возникает нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, и компании вынуждены все больше полагаться на профессионалов ззовни.
Если раньше большинство консультантов по информационным технологиям занимались только консалтингом, то сегодня основное внимание уделяется внедрению проектов. К консультантам предъявляются серьезные требования. Основной акцент делается на их способности управлять всем процессом внедрения, т.е. обеспечить полный жизненный цикл проекту.
Поэтому некоторые компании-интеграторы систем покупают консалтинговые фирмы с целью предоставления всего спектра услуг: от стратегического анализа до полного внедрения проекта (приобретение компанией Electronic Data Systems Corporation чикагской А. Т. Kearny Inc.). С другой стороны, и бизнес-консалтинговые фирмы образуют альянсы с системными интеграторами. Такой синтез является очень важным, поскольку общий результат проекта зависит не только от глубоких знаний ИТ-консультантов, но и от знаний вопросам бизнеса, необходимых для реализации проекту.
Центральным моментом является передача технологии клиентам. Консультанты могут помочь клиенту внедрить технологии или научить, как это делается. Впоследствии клиент может привлечь консультанта с задачами, для выполнения которых у него недостаточно собственных ресурсив.
Сотрудничество с консультантами может развиваться по такому направлению, как разработка инновационных подходов к технологиям, ведения бизнеса, основанного на информационных технологиях. Например, Farmland Industries Inc., Агрогигант из Канзаса с годовым оборотом в $ 9 млрд, создал совместное предприятие с Ernst
Бизнес-консалтинг Бизнес-консалтинг как самостоятельное направление начало развиваться Услуги, связанные с обучением или консультированием, очень распространены, поскольку