Преподавания компьютерных наук мало чем отличается в разных странах, разве что уровнем

Преподавания компьютерных наук мало чем отличается в разных странах, разве что уровнем технической обеспеченности. Однако надо заметить, что программирование как дисциплина профессиональной подготовки своего времени имела достаточно высокий теоретический и практический уровень, по некоторым направлениям он пока еще сохраняется (прикладная математика, статистика, распознавание образов, математическая лингвистика, инженерно-научные системы и др.).. Такое равновесие можно объяснить удаленностью этих наук рыночной экономики. Совсем другие проблемы возникают при преподавании маркетинговых дисциплин.
Объективное существование общественного разделения труда и необходимости товарообмена делают маркетинг также объективно необхидним.
Если анализировать модель подготовки маркетологов, представленную в типичном учебном плане, и сравнивать ее с образом, сложившимся всемирно известными маркетологами (Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбеном, П. Друкером, Дж. Уонг и др.)., То типичная модель вариантом подготовки специалиста, адаптированным к реальным задач сбыта продукции.
Хотя опыт преподавания маркетинговых дисциплин в вузах Украины (основы маркетинга, стратегия предприятия, маркетинговые исследования, ситуационный анализ, логистика и др.). Достаточно небольшой (4-5 лет), основные проблемы и трудности, а также некоторые успехи за это время выявились достаточно четко . Дело в том, что «западный» маркетинг у нас оказывается неэффективным, не адаптированным к национальным особенностям. Игнорирование этого обстоятельства, попытка напрямую использовать западные маркетинговые технологии в Украине неизбежно приводят к потерям и невдач.
Также неэффективными оказываются в наших условиях и попытки преподавать «по-нашему» «западный» маркетинг за «западными» учебниками нашим отечественным студентам.
Учебные пособия. Хотя болезненная проблема обеспечения учебного процесса качественной учебного литературой существует столько, сколько существуют наши учебные заведения (включая советский период их истории), в этом случае она имеет особую остроту. Большинство маркетинговых категорий и терминов, как правило, оказываются совершенно непонятными, абстрактными, оторванными от реальной жизни для жителей постсоветского пространства. Единственный выход в этой ситуации - создание собственных оригинальных учебных пособий, ориентированных на реалии инверсионной экономики Украини.
Однако задача подготовки качественного учебного пособия осложняется проблемой поиска терминов и понятий в украинском и русском языках, адекватных общеупотребительным английским маркетинговым терминам. Причем, проблема эта не является «чисто экономической» или «чисто лингвистической», а содержит обе компоненти.
Организация учебного процесса, методика проведения занятий. Специфика маркетинговых дисциплин предъявляет специфические требования к методике и организации учебного процесса, оставляя достаточно мало места его традиционным формам (лекции семинарские занятия), на первый план выступают пока необычные формы и подходы, прежде всего так называемый кейс стадиз (case studys (CS), анализ ситуаций).
CS стали широко использоваться в практике преподавания экономических дисциплин более 50 лет назад, прежде всего в американских школах бизнеса и колледжах.
Суть метода заключается в том, что студентам предлагается реальная бизнес-ситуация или проблема, требующая решения. При этом задается каких-либо готовых стандартов решения. Более того, априори предполагается, что ни одна ситуация не может иметь какого-то единственно правильного решения и всегда нужен анализ определенного количества вариантов, в том числе альтернативних.
Междисциплинарная интеграция. В американской литературе по истории экономической мысли встречается определение по экономистов - «worldly philosophers» («философы от мира сего», «философы, прочно стоят на земле»). Если попытаться написать портрет идеального маркетолога, то к указанной базовой характеристики следует добавить всего несколько штрихов: математик, статистик, социолог, психолог, демограф, политолог, географ, юрист, лингвист. Типовая программа не предусматривает необходимой фундаментальной подготовки по этнологии, социальной психологии, экономической тектоники, дизайна, журналистики, прикладной математики, что делает подготовку специалистов неполной. Выпускники государственных университетов призваны решать не только прикладные задачи, они должны иметь фундаментальную подготовку для проведения маркетинговых исследований, научной и научно-педагогической деятельности, не обеспечивается действующими типовыми учебными планами по специальности [4].
Однако нецелесообразно нагружать на маркетолога все дисциплины, связанные с маркетингом. Поэтому нужна междисциплинарная интеграция в обучении студентов.
Координация преподавания маркетинговых дисциплин и иностранных языков. Учитывая стремление Украины войти в мировое экономическое сообщество и прежде всего попасть на мировой рынок с конкурентоспособными продуктами и услугами, желание пользоваться услугами Internet, расширять деловые контакты и сотрудничество, необходимо согласовать терминологию, определения, ведения документации и заключение договоров на нескольких языках . Это требует обязательного знания иностранных языков, языков субъектов ринку.
Обучение иностранным языкам предусматривает прежде всего работу с оригинальными маркетинговыми текстами, аудио-и видеоматериалами, овладение студентами активной маркетинговой лексикою.
Координация преподавания маркетинговых и правовых дисциплин. Процесс становления правового государства с рыночной экономикой, основанной на различных формах собственности и предпринимательства и защите неотъемлемых прав личности, а также достаточно низкий уровень правовой культуры большинства граждан страны обусловили необходимость изучения права в значительно большем объеме, чем это предполагалось ранее учебными программами неюридических специальностей .
Целью углубленной правовой подготовки студентов экономических специальностей является следующее:
удовлетворение потребностей рынка труда, заинтересованного на сегодняшний день именно в специалистах такого профиля;
приобретения умений и навыков работы в любой рыночной экономики в целом и в сфере маркетинга в частности именно с позиций правомерности поведения, добросовестности, знание вопросов правового регулирования конкретных сфер своей деятельности;
знание законов и законодательной базы стран для правового регулирования экономических отношений с представителями мирового бизнесу.
Высшие учебные заведения Украины (III-IV уровней аккредитации), которые готовят специалистов:
По специальности 7.050108 "Маркетинг"
Вузов государственной формы власности
Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский государственный университет, г. Луганськ.
Донецкий государственный университет.
Донецкий государственный университет экономики и торгивли.
Киевский национальный экономический университет.
Киевский государственный торгово-экономический университет.
Одесский государственный экономический университет.
Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь.
Харьковская государственная академия технологии и организации питания [подготовка и переподготовка (получение второго высшего квалификации)].
Харьковский государственный университет.
Харьковский государственный экономический университет.
Укоопспилка
Львовская коммерческая академия.
Полтавский кооперативный институт.
Вузов негосударственной формы власности
Академия труда и социальных отношений федерации профсоюзов Украины, г. Киив.
Волынский институт экономики менеджмента, г. Луцьк.
Гуманитарный институт, г. Киив.
Днепропетровская академия управления, бизнеса и права.
Институт экономики и новых технологий Академии наук национального прогресса, г. Кременчук.
Институт экономики и предпринимательства, г. Тернопиль.
Институт экономики и управления, г. Симферополь.
Институт экономики рыночных отношений и менеджмента, г. Харкив.
Киевский институт «Славянский университет».
Кировоградский институт комерции.
Международный Соломонов университет, г. Киив.
Межрегиональный институт бизнеса, г. Херсон.
Национальная академия управления, г. Киив.
Никопольский институт управления, бизнеса и права.
Ровенский институт славяноведения.
Таврический институт экономики и права, г. Симферополь.
Украинский институт муниципального менеджмента и бизнеса, г. Киив.
Украина-финский институт менеджмента и бизнеса, г. Киив.
Харьковский институт менеджмента и бизнесу.
Харьковский институт управлиння.
По специальности 7.050206 «Маркетинг в производственной сфере»
Вузов государственной формы власности
Министерство образования и науки Украини
Государственный университет «Львовская политехника».
Киевский международный университет гражданской авиации.
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт».
Харьковский государственный экономический университет.
Львовская академия ветеринарной медицины (Министерство сельского хозяйства и продовольствия).
Вузов негосударственной формы власности
Киевский экономический институт менеджменту.
Международный славянский университет, г. Харкив.
Харьковский институт социального прогресу.
Экономико-правовой институт, г. Чернивци.
Но существует значительное расхождение в piвнi подготовки маркетологов в различных учебных заведениях как государственного, так i негосударственной форм власности.
Перспективы развития подготовки высококвалифицированных специалистов по маркетингу - только через развитие науки, создание методической базы и участие преподавателей i студентов в практической работе по заказу фирм. Именно сотрудничество с предприятиями дает возможность оперативно реагировать на потребности современного рынка, корректировать учебные планы и курсы, формировать требования к выпускникам высших учебных заведений. Развитие преподавания - одна из приоритетных задач украинской ассоциации маркетингу.
Информационная отрасль заслуживает того, чтобы специально для нее готовили специалистов-маркетологов, вооруженных знаниями специфики информационной отрасли, информационной среды субъектов хозяйственной деятельности, информационной инфраструктуры экономики.
Програмисти Эту категорию работников необходимо рассмотреть подробнее, поскольку Информационная отрасль имеет свои особенности нормирования, стимулирования и оплаты