Существуют различные методы определения конкуренции на рынке. Более того, по виду

Существуют различные методы определения конкуренции на рынке. Более того, по виду конкуренции можно классифицировать и сами рынки: рынок свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии (олигопсонии), монопсонии (чистой монополии).
Рынок свободной конкуренции - теоретическая модель, удобная для исследований. На самом деле, поведение субъектов рынка определяется абсолютной эластичностью спроса и (в краткосрочном периоде) их предельными издержками. В долгосрочном периоде предельные издержки субъектов рынка направляются в средних витрат.
Рынок свободной конкуренции - не однородный за развитием конкуренции и ее влияние на производство и потребление. Экономическая наука уже на этом уровне различает конкуренцию совершенную и чистую. Чистая конкуренция предполагает лишь отсутствие монополии, достигается при наличии большого количества покупателей и продавцов одинакового, в основном стандартного продукта. Совершенная конкуренция включает много факторов равновесия на рынке: мобильность ресурсов, достаточная информированность, способность быстро перебудовуватись.
Других три типа рынков относятся к рынку с несовершенной конкуренцией, и каждый из них характеризуется определенными особенностями циноутворення.
Монополистическая конкуренция имеет дело не только с проблемой единичной равновесия, но и с проблемой групповой равновесия (проблемой взаимоприспособление) экономических сил внутри группы конкурирующих между собой монополистов.
Олигопсония - групповая монополия немногих покупателей, сконцентрировались на рынке и способны существенно влиять на цену товара и другие условия функционирования ринку.
Олигополия - групповая монополия немногих предприятий-продавцов, которые ведут между собой преимущественно неценовой конкуренцию.
Олигополистическая структура рынка является преобладающей для современных промышленно развитых стран. Например, рынок теле-и радиоаппаратуры и компьютерной техники.
Чисто монопольный рынок характеризует доминирование одного хозяйствующего агента, устанавливающий цены на товар. Монополия - один производитель, продавец. Монопсония - один монопольный покупатель. Отсюда - монопольная цена, дополнительный доход - монопольный доход. Нет конкуренции. На уравновешенном рынке монополия или преодолевается, или умеряется государственным контролем и регулированием. Неуравновешенный рынок создает питательную среду для монополизма. В результате монополизм может разрушительно влиять на экономику или консолидировать зону застоя, пассивности до новых импульсов попиту.
Для стран, ранее входивших в СССР, характерна очень высокая монополизация рынка по большинству продуктов (до 90-100%). Высокая концентрация производства за узкой специализации привели к производственному монополизма в подавляющем количестве машиностроительных отраслей. Вместе с естественной и производственной монополизацией сложилось устойчивое доминирование государственного монополизма на всех государственных, региональных и местных рынках.
Государство должно проводить политику развития товарного рынка и конкуренции, ограничения монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, осуществлять антимонопольную политику.
Рассмотрим конкуренцию в сфере маркетинга. Она классифицируется по способу удовлетворения потребностей и по методам конкуренции (рис. 17.2).
В первом случае она делится на:
функциональную, когда продукция информационного производства конкурирует с продукцией фирм других отраслей по удовлетворению той же потребности, но разными средствами (радио, телевидение, пресса и т.д..)
видовую, когда продукция имеет одно и то же назначение, но существуют существенно важные различия в параметрах;
предметную, когда предлагается идентична продукция различными информационными структурами. Продукция может иметь различную или одинаковую якисть.
В противном случае выделяют ценовую и неценовой конкуренции. Конкуренция на основе цены предполагает получение выгодных условий реализации за счет манипуляции ценами. Различают прямую ценовую конкуренцию за снижение цены на предлагаемую продукцию, а также скрытую, когда цены на новый или с улучшенными свойствами товар растут незначно.
Неценовая конкуренция (на основе качества) предусматривает высшую чем у соперников цену, надежность, меньшую «цену потребления», придание большего комплекса услуг и т.д.. К неценовых методов конкуренции относят рекламу, с помощью которой производители формируют доверие к своей товарной, ценовой и сбытовой политики. В экономической литературе до неценовых методов конкуренции относят также маркетинговые методы управления фирмой.
Конкурентоспособность продукта через конкурентоспособность предприятия становится Обязательным условием успешной работы на рынке для любой информационной структуры