В процессе формирования цен на ИПП каждая фирма решает определенную ряд вопросов,

В процессе формирования цен на ИПП каждая фирма решает определенную ряд вопросов, а именно:
Насколько уникальные ИПП, предоставляемых фирмой?
Которая платежеспособность потребителей услуг?
Как влияет на цены положение на рынке?
До какого уровня фирма может снижать цены для увеличения своей доли рынка?
Концепция жизненного цикла товара позволяет построить правильную стратегию каждого товара информационной фирмы, вовремя начать разработку новых ИПП, вовремя сократить или увеличить производство, правильно спланировать расходы и прибутки.
Большое значение для формирования цен имеют результаты предыдущих этапов маркетинговых исследований - сегмент, позиционирование, фазы жизненного цикла ИПП. Цены могут рассчитываться на основе затрат на ИПП, в зависимости от соотношения спроса и предложения; могут устанавливаться конкурентные цены в зависимости от цен на аналогичные ИПП других фирм. Для различных категорий пользователей информационные службы могут практиковать льготные цены, скидки или надбавки (рис. 18.1).
Информационным службам важно знать, кто осуществляет информационный поиск - потребитель или посредник. Для информационных посредников, обладающих навыками автоматизированного поиска, решающую роль в приобретении тех или иных ИПП могут сыграть их формы и размер оплаты. Для потребителей наряду с другими факторами такую роль могут сыграть простота и выгода информационно-поисковой системи.
С переходом к рыночной экономике информационные продукты и услуги превратились в товар, но определение их стоимости, реальной ценности и цены оказалось значительно сложнее задачей, чем в других галузях.
Поскольку продукция информационного производства используется во всех отраслях экономики с различными нормативами рентабельности, то за затратных методов формирования цен недостаточно учитывается качество, эффективность продукции и другие факторы. Ценность ее возникает в процессе обработки и передачи, а конечная стоимость зависит от ее полезности для конкретного потребителя. Поэтому индивидуализированное восприятие одного и того же информационного продукта вызывает готовность потребителей платить за него разную цену. Происходит сегментация рынка, которая заставляет фирмы - поставщики этого продукта прибегать к различной ценовой политики него. Потребитель не готов платить за избыточную информацию, если она слишком универсальна. Но узкоспециализированная информация - нерозмножуваний товар, поэтому может иметь высокую цену, также неприемлемую для споживача.
Расширение номенклатуры информационных продуктов и услуг, имеющих локальную или специфическую сферу применения, еще более осложнило проблему ценообразования на эти продукты. Разработка эффективной политики ценообразования осложняется особую природу самой информации и стратегию информационной структури.
Разница цен - это мера неосведомленности на конкретном рынке. Но неосведомленность не единственный ее фактор. Для любых продуктов нет абсолютной однородности или идентичности. Тем более для информационных продуктов. Напротив, каждый из аналогичных продуктов (будь то ПК, программное обеспечение, информационный ресурс, информационная услуга или информационная система) выполняет определенный набор функций, имеет определенное множество свойств, преимуществ и недостатков.
Для определения цены используют чаще две крайние стратегии. Первая рассчитана на охват максимального количества возможных пользователей благодаря низкой цене продукта. Вторая направлена на реализацию продукта наиболее платежеспособным пользователям по соответственно высокую цину.
18.5. Определение цены, приемлемой для споживача
Когда продавец определится с методологическими проблемами ценообразования, то будем считать, что он назначил какую-то определенную цену данном продукту.
Обозначим через c1, c2, ..., cR (R - количество продавцов) цены на некий информационный продукт / услугу, установленные продавцами данного рынка (аналогично можно было бы взять для расчетов соотношения цена / эффективность или иной показатель, связанный с ценой , и вести соответствующий поиск информационного продукта / услуги или рекламную кампанию.) Тогда средняя цена на этом рынке будет:
Это и есть ожидаемый расход покупателя, или цена продукта, приемлемая для него. Любой j-й покупатель после рекламного контакта с r продавцами (0
Переход к рыночным отношениям предполагает применение национальными информационными Глава 19. Ценообразование на рынке информационных услуг