Автоматизированные управленческие и их информационные системы, как сложные системы,
Автоматизированные управленческие и их информационные системы, как сложные системы, структурно состоят из определенных частей. На верхнем уровне структуризации составные части систем называют подсистемами. Подсистема АС - это система, являющаяся частью АС, выделенной по соответствующему принципу разделения [4]. Часть подсистем согласно поддерживаемыми ими функциями управленческого процесса, направленные на достижение определенных целей всей системы, называют функциональними.Остальную часть подсистем, которые предоставляют соответствующие ресурсы для функционирования системы, называют обеспечивающими (или пидримуючимы).
В АС экономического характера выделяют следующие функциональные подсистемы: нормирование, планирование и прогнозирование (оперативного, текущего, перспективного), учета и контроля, анализа, регулирования. Обеспечивающие подсистемы следующие [4]: информационного, технического, математического, программного, правового, организационного, лингвистического забезпечення.
Информационное обеспечение - совокупность реализованных решений по объемам, размещению и форм организации информации, циркулирующей в системи.
Техническое или программное обеспечение - совокупность технических или программных средств, используемых при функционировании системи.
Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при создании системи.
Организационное обеспечение - совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала при функционировании системи.
Лингвистическое обеспечение - совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала со средствами вычислительной техники.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании системы и юридический статус результатов ее функционування.
На практике выделяют и такие подсистемы: кадрового, технологического и эргономического обеспечения, управления сбытом продукции, управление материально-техническим снабжением и т. ин.
В рамках подсистем согласно их функциями решаются задачи автоматизированной системы. Во задачей АС понимать часть автоматизированной функции АС характеризуется конечным или промежуточным результатом в конкретной форме [4]. Например, задачей может быть автоматизировано составление технологической карты, начисления заработной платы и тому подобное. По характеру выполнения задачи разделяют на задачи прямого расчета, оптимизационные, поисковые и т. ин.
Рассматриваемую структуру АС можно представить в виде двумерной таблицы, где по горизонтали перечисляются функциональные подсистемы, а по вертикали обеспечивающие, или навпаки.
Структурная модель системы можно изобразить в виде пирамиды, куба. Например, на одной грани куба вместить приведенную только таблицу, на другой назвать уровни управления (объединения, хозяйство, участок), еще на одной - стадии производства (подготовка производства, основное и вспомогательное производство, реализация продукции) и т.ин.Module . Структурные модели АИС в принципе могут быть такими же, как и модели соответствующих им АСУ. При этом функциональные подсистемы могут называться информационными подсистемами нормирования, перспективного планирования и т.д.. И хотя АИС относительно АСУ сама является обеспечивающей, все виды обеспечения (техническое, программное и т.д.). Остаются относительно нее зебезпечуючимы подсистемами. Поэтому такие подсистемы правомерно называть еще поддерживающими. К тому же в отдельные поддерживающие подсистемы может группироваться обеспечения классификаторами и унифицированной документации, нормативно-справочной информацией. Время каждая подсистема по выполняемого ею комплекса функций и видов поддержки может рассматриваться также как отдельная система: ИС нормирования, ИС планирования и т.д.
Поскольку автоматизированные системы является не статическими, а динамическими, то их часто изображают в виде кибернетических моделей, т.е. замкнутых моделей с соответствующими обратными связями. Так, кибернетическую модель АИС предприятия можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.1.
Кибернетическую информационную модель АСУТП с использованием ЭВМ в качестве советника приведены на рис. 2.2. В этой модели регулятор новых параметров основном представляет собой техническое устройство выполнения действий, изменяющих параметры управления. Такие действия не обязательно ограничиваются механическими, они могут, скажем, и изменять описание или характер алгоритму.
Кибернетическая модель АСУТП с использованием ЭВМ в замкнутом контуре (автоматическая система) похожа на предыдущую, но в ней нет блока субъекта анализа информации и принятия решения. Что касается модели с позаконтурним использованием ЭВМ, то в ней блок «ЭВМ» выносится за пределы основного контура и соединяется двусторонней связью с блоком оператора.
Информационные системы имеют много общих характеристик, которые регламентируются соответствующими стандартами еще при создании систем. При этом соблюдаются следующих основных принципов [5].
Принцип системности. Заключается в необходимости устанавливать и сохранять связи между структурными элементами АС, которые в процессе создания и функционирования этой системы обеспечивают ее цилиснисть.
Принцип развития. АС должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечения доработкой программных и технических средств и наладка имеющихся засобив.
Принцип совместимости. Обеспечивает способность автоматизированных систем различных видов и уровней взаимодействовать в процессе их совместного функционування.
Принцип стандартизации и унификации. Заключается в рациональном применении типовых, унифицированных и стандартизированных элементов в процессе создания и развития автоматизированных систем.
Принцип эффективности. Заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание автоматизированной системы и целевыми эффектами, которые получают при ее функционуванни.
В литературе рассматриваются и другие принципы, среди которых следует упомянуть принцип первого руководителя и особенно принцип ориентации на отклонения. Дело в том, что в условиях автоматизированных информационных систем руководство может быть завален различной информацией, но управление от этого не улучшится, поскольку персонал не сможет справиться с таким объемом информации. Однако в каждой конкретной ситуации управленцам нужна только информация об отклонении, причем не все, а те, что выходят за определенные пределы.
Под системой понимают множество взаимосвязанных элементов, составляющих соответствующую | 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ |