Автоматизированные управленческие и их информационные системы, как сложные системы,

Автоматизированные управленческие и их информационные системы, как сложные системы, структурно состоят из определенных частей. На верхнем уровне структуризации составные части систем называют подсистемами. Подсистема АС - это система, являющаяся частью АС, выделенной по соответствующему принципу разделения [4]. Часть подсистем согласно поддерживаемыми ими функциями управленческого процесса, направленные на достижение определенных целей всей системы, называют функциональними.
Остальную часть подсистем, которые предоставляют соответствующие ресурсы для функционирования системы, называют обеспечивающими (или пидримуючимы).
В АС экономического характера выделяют следующие функциональные подсистемы: нормирование, планирование и прогнозирование (оперативного, текущего, перспективного), учета и контроля, анализа, регулирования. Обеспечивающие подсистемы следующие [4]: информационного, технического, математического, программного, правового, организационного, лингвистического забезпечення.
Информационное обеспечение - совокупность реализованных решений по объемам, размещению и форм организации информации, циркулирующей в системи.
Техническое или программное обеспечение - совокупность технических или программных средств, используемых при функционировании системи.
Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при создании системи.
Организационное обеспечение - совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала при функционировании системи.
Лингвистическое обеспечение - совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала со средствами вычислительной техники.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании системы и юридический статус результатов ее функционування.
На практике выделяют и такие подсистемы: кадрового, технологического и эргономического обеспечения, управления сбытом продукции, управление материально-техническим снабжением и т. ин.
В рамках подсистем согласно их функциями решаются задачи автоматизированной системы. Во задачей АС понимать часть автоматизированной функции АС характеризуется конечным или промежуточным результатом в конкретной форме [4]. Например, задачей может быть автоматизировано составление технологической карты, начисления заработной платы и тому подобное. По характеру выполнения задачи разделяют на задачи прямого расчета, оптимизационные, поисковые и т. ин.
Рассматриваемую структуру АС можно представить в виде двумерной таблицы, где по горизонтали перечисляются функциональные подсистемы, а по вертикали обеспечивающие, или навпаки.
Структурная модель системы можно изобразить в виде пирамиды, куба. Например, на одной грани куба вместить приведенную только таблицу, на другой назвать уровни управления (объединения, хозяйство, участок), еще на одной - стадии производства (подготовка производства, основное и вспомогательное производство, реализация продукции) и т.ин.Module . Структурные модели АИС в принципе могут быть такими же, как и модели соответствующих им АСУ. При этом функциональные подсистемы могут называться информационными подсистемами нормирования, перспективного планирования и т.д.. И хотя АИС относительно АСУ сама является обеспечивающей, все виды обеспечения (техническое, программное и т.д.). Остаются относительно нее зебезпечуючимы подсистемами. Поэтому такие подсистемы правомерно называть еще поддерживающими. К тому же в отдельные поддерживающие подсистемы может группироваться обеспечения классификаторами и унифицированной документации, нормативно-справочной информацией. Время каждая подсистема по выполняемого ею комплекса функций и видов поддержки может рассматриваться также как отдельная система: ИС нормирования, ИС планирования и т.д.
Поскольку автоматизированные системы является не статическими, а динамическими, то их часто изображают в виде кибернетических моделей, т.е. замкнутых моделей с соответствующими обратными связями. Так, кибернетическую модель АИС предприятия можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.1.
Кибернетическую информационную модель АСУТП с использованием ЭВМ в качестве советника приведены на рис. 2.2. В этой модели регулятор новых параметров основном представляет собой техническое устройство выполнения действий, изменяющих параметры управления. Такие действия не обязательно ограничиваются механическими, они могут, скажем, и изменять описание или характер алгоритму.
Кибернетическая модель АСУТП с использованием ЭВМ в замкнутом контуре (автоматическая система) похожа на предыдущую, но в ней нет блока субъекта анализа информации и принятия решения. Что касается модели с позаконтурним использованием ЭВМ, то в ней блок «ЭВМ» выносится за пределы основного контура и соединяется двусторонней связью с блоком оператора.
Информационные системы имеют много общих характеристик, которые регламентируются соответствующими стандартами еще при создании систем. При этом соблюдаются следующих основных принципов [5].
Принцип системности. Заключается в необходимости устанавливать и сохранять связи между структурными элементами АС, которые в процессе создания и функционирования этой системы обеспечивают ее цилиснисть.
Принцип развития. АС должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечения доработкой программных и технических средств и наладка имеющихся засобив.
Принцип совместимости. Обеспечивает способность автоматизированных систем различных видов и уровней взаимодействовать в процессе их совместного функционування.
Принцип стандартизации и унификации. Заключается в рациональном применении типовых, унифицированных и стандартизированных элементов в процессе создания и развития автоматизированных систем.
Принцип эффективности. Заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание автоматизированной системы и целевыми эффектами, которые получают при ее функционуванни.
В литературе рассматриваются и другие принципы, среди которых следует упомянуть принцип первого руководителя и особенно принцип ориентации на отклонения. Дело в том, что в условиях автоматизированных информационных систем руководство может быть завален различной информацией, но управление от этого не улучшится, поскольку персонал не сможет справиться с таким объемом информации. Однако в каждой конкретной ситуации управленцам нужна только информация об отклонении, причем не все, а те, что выходят за определенные пределы.
Под системой понимают множество взаимосвязанных элементов, составляющих соответствующую 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ