Из определения системы поддержки принятия решений (СППР, разд. 2) следует, что в них
Из определения системы поддержки принятия решений (СППР, разд. 2) следует, что в них решаются неформализованные, неструктурированные и смешанные задачи с недостающими или незначительными количественными составляющими. К ним можно отнести такие актуальные в настоящее время задачи рыночной экономики: предвидение изменений валютных курсов, анализ риска, распределение прибыли по статьям доходов, подведение балансовых итогов, разработка стратегии сбыта, планирование прибыли и бюджета, прогнозирования и стратегическое планування.СППР используется в различных видах деятельности для принятия решений в ситуациях, где нежелательно или невозможно иметь автоматическую систему для выполнения всего комплекса решений. Много таких ситуаций возникает в аграрном менеджменте. Аграрный менеджмент должен обеспечить повышение рентабельности производства и получение прибыли, но в сложных рыночных и производственных условиях максимализация прибыли является слабоструктурированных задачей и часто не может решиться традиционными методами даже при наличии значительной информационной базы. Поэтому при создании информационных систем на уровне хозяйства постепенно уделяется все больше внимания не только созданию мощных баз данных и сетей, а и улучшению экономического анализа с выявлением глубинных связей для принятия решений на основе использования СППР, их математических средств, имитационного моделирования ситуаций.Module . Идеология СППР заключается в создании и использовании большого объема баз данных (преимущественно неструктурированных) и моделей и предоставлении после машинного анализа обоснованных советов руководителям и специалистам для принятия решений. В отличие от других систем в СППР важнее ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса принятия решения, а не просто повышение производительности аналитического процесса; усиливаются или не поддерживаются соображения того, кто принимает решения, а не отменяются или заменяются, система не просто может быстро решать задачи и проблемы , но и налаживаться особенности соображений пользователя и в определенный момент активизировать ефективниший для конкретной ситуации имеющийся математический, языковой и иной инструментарий.
СППР обеспечивают реализацию таких важных концепций построения информационных систем, как интерактивность, интегрированность, мощность, доступность, гибкость, надежность, робастность, управляемость [19, 20].
Интерактивность - это возможность откликаться на действия пользователя в процессе решения задачи.
Интегрированность - обеспечение совместимости всех составных частей системы в процессе ее функционування.
Мощность - способность системы решать широкую гамму питань.
Доступность - способность системы в благоприятной форме и в нужное время удовлетворять потребности користувачив.
Гибкость - возможность системы адаптироваться к различным ситуациям и изменений потреб.
Надежность - способность функционировать в течение соответствующего часу.
Робастность (robustness) - мера способности системы восстанавливаться при возникновении ложных ситуаций.
Управляемость - возможность контроля пользователем действий системы и вмешательство в них в ходе решения задачи.
Разделяют СППР на два поколения. Первое - в 1970-80 годах, на больших ЭВМ, второе - с 1980 года и до сих пор, преимущественно на ПЕОМ.
Первое поколение характеризовалось обработкой и оценкой большого количества данных, использованием баз данных, моделей для специальных проблем, пользовательским интерфейсом, доступным для програмистив.
Для второго поколения присущ более дружественный интерфейс с обычным языком и непосредственной работой пользователя, помощь ЭВМ в генерировании постановок задач и формировании критериев, помощь в решении задачи путем генерирования и выбора моделей, сборе и обработке данных, помощь в анализе типа «Что .. ., если ...? "и других с объяснением хода решения.
Глава 12. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ | Типичная СППР состоит из трех основных компонентов (подсистем): интерфейса, базы данных |